1. Теория государства и права предмет, структура и методы 3 Предмет, функции и методология теории государства и права 3
Скачать 1.06 Mb.
|
51. Ценность права. Правовая аксиология.Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством: регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность); защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния); обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество); решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.); определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы); утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры. Право - это не законы, принимаемые демократически избранными представительными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т. е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Для правовой аксиологии важно обратить внимание на разграничение норм и ценностей. Возникновение юридико-аксиологического подхода связано с появлением естественноправовых воззрений, с различением права естественного и права позитивного (властно данного, искусственного, произвольного, официального, волеустановленного и т, д.). Легистская аксиология В рамках легизма, отождествляющего право и закон, отрицающего объективную сущность права и вместе с тем критерий отличия права от произвола, в принципе невозможно предметно говорить о собственно правовой оценке и правовой ценности закона. В силу отрицания объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права легизм в аксиологическом плане отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Естественно-правовая аксиология В понятие естественного права наряду с теми или иными объективными свойствами права (принципом равенства людей, их свободы и т.д.), включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии и т.д.) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное (как правило, отрицательное) ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (государственной власти). При таком подходе позитивное право и государство оцениваются (в ценностном плане) не столько с точки зрения собственно правового критерия, сколько по существу с этических позиций, с точки зрения представлений автора данной концепции о нравственной (моральной, религиозной и т.д.) природе и нравственном содержании настоящего права. Естественному праву при этом должно соответствовать всё позитивное право. Либертарно-юридическая аксиология Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость. В аксиологическом плане такая юридико-формализованная концепция права позволяет обоснованно утверждать, что речь идет именно (и только) о правовых ценностях, а не о моральных, нравственных, религиозных и иных неправовых ценностях. Такое понимание ценностного смысла правовой формы долженствования принципиально отличается не только от естественно правового, но и от позитивистского подхода к данной проблеме. 52. Гражданское общество и правовое государствоГражданское общество– это совокупность общественных отношений: имущественных, товарно-рыночных, семейных и пр., относительно независимых от государства, поскольку государство управляет обществом, но не вправе вмешиваться в эту сферу его жизни. Главное назначение государства в сильном гражданском обществе – служить обществу. В слабом гражданском обществе государство сможет подчинить его себе, навязать свои интересы. Признаки гражданского общества:
Компоненты гражданского общества:
В структуру гражданского общества не входит государство. Государство и гражданское общество в современных условиях тесно связаны, находятся в состоянии равновесия. Государство защищает общество от преступности и внешней агрессии, охраняет права и свободы членов общества, реализует социальные программы для поддержки социально незащищенных членов общества, решает глобальные проблемы: энергетическую, экологическую, продовольственную. Правовое государство– это такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Выделяют следующие этапы развития учения о правовом государстве:
Признаки правового государства:
|