1. Теория государства и права предмет, структура и методы 3 Предмет, функции и методология теории государства и права 3
Скачать 1.06 Mb.
|
47. Семья религиозного права.Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления — городская община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. Статус гос. церкви характеризуется следующими моментами:
Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). Христианское право делится на две большие ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса. Церковное право действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, Украине и Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не только Библию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности. Церковное право не имеет единого центра, так как существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей Каноническое право имеет ярко выраженный центр власти и управления, сосредоточенный в Ватикане. Индуистское право возникло в Древней Индии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и тоже очень ограниченно, так как Израиль — светское государство. Мусульманское право распадается на две огромных ветви: суннитскую и шиитскую. В качестве мусульманского права выступает Коран. Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует. Есть ещё право буддистов, синтоистов и зороастризма. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. 48 Социальное назначение и функции права.Понимание сущности и социального назначения права имеет важное значение не только для самого познания права, но и для решения многих практических вопросов, связанных с политико-правовой жизнью. Сущность – это наиболее важное, что есть в предмете, то что выражает общую суть этого предмета или явления. А значит сущность права – это главные, устойчивые признаки права, которые раскрывают природу права. Так как право носит волевой характер, то можно раскрыть его сущность ответив на вопросы чью волю и интересы оно выражает. В юридической науке сложились два подхода к определению сущности права: А) Право выражает волю экономически господствующего класса, который навязывает эту волю остальным классам, используя при этом методы принуждения. При этом подходе национальные интересы преобладают над человеческими. Это марксистский подход, который рассматривает право как социально – классовый регулятор. Б) Во втором подходе право понимается, как средство достижения компромисса и взаимных уступок, таким образом право должно управлять обществом, а не методом принуждения. Считается, что эта сущность права характерна для демократических государств. Таким образом сущность права двойственна: право выражает волю тех, кто стоит у власти, но с другой стороны право – это способ регулирования социальных отношений, т.е право обеспечивает порядок в общественных отношениях, поведение людей и служит при этом людям. Но это не значит, что право не имеет принудительной силы, принуждение исключает форму насилия. Сущность и социальное назначение права проявляется в системе выполняемых им функций. Они отражают основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности и единства. Классификация функций права. Выделяют внешние и внутренние функции. Внутренние (собственно юридические) функции права – это непосредственные способы воздействия на общественные отношения, которые лежат в юридических рамках. Среди них выделяют две функции:
Внешние (общесоциальные) функции права – находятся за пределами права и характеризуют его как социальный регулятор. К ним относятся общесоциальные функции, к которым относятся: 1) Культурно – историческая, посредством которой право способствует духовным ценностям 2) Воспитательная – способность права посредством идеологии влиять на сознание людей и таким образом воспитывать в них правомерное поведение 3) Социального контроля – посредством права стимулируется нужное поведение и ограничивается нежелательное 4) Информационно – регулирующая – информирует о том или ином социальном действии или поведении и показывает, как правильно вести себя в данном случае |