Главная страница
Навигация по странице:

  • Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников.

  • Собственно-научные причины

  • Теория социальной работы как учебная дисциплина

  • Задачи учебного предмета «Социальная работа»

  • ответы по теории соц работы. 1. Теория социальной работы как наука основные направления исследований, место в ряде других наук


    Скачать 1.73 Mb.
    Название1. Теория социальной работы как наука основные направления исследований, место в ряде других наук
    Анкорответы по теории соц работы.doc
    Дата22.03.2018
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по теории соц работы.doc
    ТипДокументы
    #17036
    страница2 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

    2. Гуманистический подход - методологическая основа науки и профессиональной деятельности социального работника.

    Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения

    В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. Гуманность выступает фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с одной стороны, и его конечности как таковой – с другой. М.Хайдеггер: «Гуманизм означает теперь, если мы только решимся сохранить это слово, только одно: существо человека существенно для истины бытия»

    Гуманность есть то, по поводу чего обеспокоен гуманизм. С точки зрения фундаментальной онтологии гуманность (и соответственно гуманизм) не является чем-то, безусловно, первичным, изначальным. Она – обнаружение человеческого бытия, его внутренней формы. Э. Фромм рассматривает основы гуманистической психологии в соотнесенности человеческого существования с жизненным миром через любовь

    Традиции любви к человеку просматриваются на всей истории человечества. Они зародились еще в Древней Греции, просматриваются в основах христианства (в любви – сущность Бога и главная заповедь человека). Как литературно-философское движение гуманизм формируется в Европе в XIV – XVI вв., в период Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле и др.).

    Как форма жизненной практики гуманизм порождает конкретные совокупности отношений гуманности и негуманности, добра и зла, свободы и насилия между социальными, этническими, политическими и иными субъектами. В этом качестве гуманизм проявляется в таких ориентациях и установках как «человечность», «забота», «любовь», «уважение», «ответственность», «моральный закон», «долг»

    Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества, т.е. того, что касается межличностных взаимоотношений, семейных связей, человеческих контактов. Это понимание особенно актуально для современного общества, ибо в основе решения всех гуманитарных проблем лежат гуманистические принципы.

    Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников.

    Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Оно характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

    Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

    Гуманизацию образования можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей.

    Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» –установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.

    Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

    Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования:

    1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

    2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

    3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

    4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования.

    5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей.

    6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

    7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов.

    8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.

    9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода

    10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности

    Таким образом, гуманизация образования имеет огромную роль при становлении личности социального работника. Так как его практика связана с такими основными принципами как гуманность, альтруизм, человеколюбие и т.д.

    3. Теория социальной работы как наука и ее изучение в высшей школе. Цели и задачи учебного курса

    Любая наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Основная задача науки – выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Процессы изменения социальных объектов исследуются общественными науками. Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты: предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества и т. д., — постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука может изучать все в окружающей действительности, любые социальные феномены, феномены жизни человека и его внутреннего мира, но только под одним углом зрения – как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Все, что ускользает из поля зрения науки, компенсируют другие формы духовного постижения мира и человека: искусство, нравственность, религия, философия.

    Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является еще одной отличительной чертой научного познания.

    Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и формам практического изменения мира.

    Характеристики, отличающие науку от обыденного (стихийно-эмпирического) познания:

    - Наука имеет свой специализированный язык, четко фиксируя свои понятия и определения, т.к. имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности.

    - Наука имеет свой инструментарий познания окружающей действительности. Им является экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана, благодаря чему фрагменты знаний оказываются системно организованными.

    - Продукт научной деятельности – научные знания – отличается от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы, их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях повседневной практики.

    - Наука, наряду со знаниями об объектах, формирует знания о методах. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.

    - Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, обучения приемам и методам научного исследования. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида.

    - Занятия наукой предполагают и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, этических норм и принципов, специфичных для научного познания.

    Наконец, наука выступает в качестве социального института, имеющего собственные организации и учреждения, обеспечивающие подготовку научных кадров.

    Социальная работа как система знаний о возможностях и способах оказания помощи нуждающимся формировалась, прежде всего, на уровне обыденного познания, в практической деятельности. И сегодня, когда речь идет о становлении теории социальной работы как науки, знание «обыденное», основанное на житейском опыте и наблюдательности, имеет большое значение для социального работника. Обыденное знание тоже фиксирует истину, хотя осуществляет это бессистемным, неспециальным образом, в отличие от знания научного.

    При выборе социальных технологий и методов социальный работник должен учитывать имеющийся уровень знаний об этой проблеме у самого клиента либо характер его эмоционального отношения к ним, а также стереотипы, имеющиеся в обществе, социальной группе или отдельной личности, так или иначе связанные с этой проблемой.

    Время становления теоретических основ социальной работы – конец XIX – нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы. Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:

    - Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.

    - Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям.

    - Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.

    - Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).

    - Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.

    В условиях массового «девиантно-революционного поведения» (П.А. Сорокин) актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики .

    Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны – процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т.д.).

    С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т.п. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследования новой отрасли научного знания – теории социальной работы.

    Основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий заложили работы М. Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899) и «Социальные диагнозы» (1917) и всей американской школы социальной работы .

    Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях.

    Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т.д.

    Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и, наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе. Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказывает социология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует многообразие моделей теории социальной работы.

    Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди других. На сегодняшний день теория социальной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегративность и прикладная направленность.

    Таким образом, есть все основания характеризовать теорию социальной работы как специфическую область научного знания.
    Теория социальной работы как учебная дисциплина
    Непременным условием и важным фактором развития социального работника - профессионала является глубокое изучение теории и методики социальной работы. «Теория социальной работы» как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

    В отличие от науки, задачей которой является познание недостаточно исследованной области предметного пространства, задача учебной дисциплины — донести добытые наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.

    Наука развивается с опережением по отношению к учебной дисциплине и по своему содержанию всегда богаче и шире.

    Задачи учебного предмета «Социальная работа»:

    - На основе знаний, полученных при изучении курса, скоординировать представление слушателей о социальной работе.

    - Способствовать формированию профессионального мышления, умению анализировать социальную ситуацию.

    Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества, основные требования к содержанию и реализации образовательных программ. С середины 90-х гг. в России началась разработка и внедрение новых стандартов, их адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны.

    Причем эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная и содержательная работы оказываются взаимосвязанными.

    Еще одним организационным основанием развития социального образования в стране является существование профильных учреждений, выполняющих соответствующие образовательные функции. В этом смысле развитие социального образования в России сегодня опирается на систему профильных средних и высших учебных заведений, а также учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры для учреждений социальной сферы и управления, специалистов в области социальных наук.

    Принципиально важно и то, что в структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.

    Очевидно, однако, и то, что даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социо-гуманитарного профиля, безусловно, играют положительную роль, ибо закладывают традиции, основания для развития социального образования в регионах страны. Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.

    В организационном плане для социального образования России последнего десятилетия характерно и то, что здесь возникло большое количество кафедр и учебных лабораторий, центров, призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование. Главным образом этим занимаются кафедры философии, культурологии, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Решая проблемы повышения общей культуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культуры социального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности, гуманизации образования, эти кафедры составляют организационную основу общего (непрофессионального) социального образования.

    В организационном плане нельзя не отметить значительного увеличения количества субъектов социального образования вне традиционных форм его осуществления. Это связано с вторжением в сферу образовательной деятельности различных фирм, СМИ, общественных организаций, обществ, объединений и отдельных граждан, других государств, что значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, создает принципиально новую ситуацию в стране.

    Социальная работа – универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными. В контексте интегративного характера социальной работы существуют и межпредметные связи, особенно с философией, психологией, социологией, педагогикой, антропологией, правом.

    Таким образом, содержание и организация социального образования в современной России переживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созидания нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных технологий. Социальное образование активно участвует в формировании новой культуры, социальной жизни, являясь ее составной частью.

    Итак, становление и развитие социальной работы как науки и учебной дисциплины проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием методологии социальной работы как научной теории идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, методолого-мировоззренческое познание социальной работой как специфической область социального знания.

    Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, — такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.

    Именно такой подход исключает сведение задач социальной работы с точки зрения теории только к обоснованию необходимости социальной помощи и социальной защиты населения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта