Теория Социальной Работы (анализ Пикус). Аллен Пинкус, Анна Минахан практика социальной работы (формы и методы)
Скачать 1.79 Mb.
|
1 Аллен Пинкус, Анна Минахан ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (ФОРМЫ И МЕТОДЫ) ПРЕДИСЛОВИЕ Подготовка специалистов для социальной сферы является одной из актуальных проблем современной науки и практики. Создаваемая в России система социальной работы как профессиональной деятельности только начинает формироваться, поэтому процесс ее становления будет отельным и сложным. Уже первые шаги перехода к рыночной экономике породили глубокие кризисные процессы. Резко сократилось промышленное производство, увеличились темпы безработицы, преступности, девиантного поведения, уменьшилась рождаемость и возросла смертность. Перед обществом встала проблема выживания людей, сохранения социума, культурно-духовных ценностей. Оказалось, что в государстве не достает средств и не подготовлены соответствующие профессиональные кадры для социальной защиты населения, его поддержки в сложных социально-экономических условиях. Вот почему так остро встала проблема создания системы социальной работы, главной целью которой стала бы защита прав человека, оказание ему помощи и обеспечение достойного комфортного существования. Отсюда и необходимость введения в России института специально подготовленных социальных работников, которые могли бы профессионально грамотно осуществлять работу по диагностированию и прогнозированию социальных процессов, оказывать предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую, психологическую, педагогическую и правозащитную помощь различным категориям населения. Многоплановость и многовариантность задач социальной работы предполагает подготовку специалистов для социальной сферы нескольких ровней и профилей: — социальные работники управленческого уровня, работающие в комитетах, фондах, ассоциациях, территориальных центрах социальной помощи населению, муниципалитетах. Они являются главными специалистами по различным направлениям социальной сферы, диагностируют ситуацию, ведут ее прогнозирование, выявляют противоречия, программируют их разрешения, выступают экспертами социальных проектов и программ; — социальные работники по работе с семьей, оказывающие медико-социальную, психолого-педагогическую помощь матери и ребенку, проходящие личные и анонимные консультации с семьями, способствующие коррекции внутрисемейных отношений и т.д.; — социальные работники личностного уровня, непосредственно работающие с личностью и оказывающие ей консультативную и социально-профилактическую помощь; — социальные работники для социальных служб и агентств (наркологических, психологических кризисных центров, приютов для подростков, интернатов для престарелых и т.д.); — трудотерапевты, работающие по оказанию помощи инвалидам. В настоящее время в обществе еще до конца не сложилось четкое представление о сферах деятельности социального работника, наблюдается разрозненность социальных служб, нет четкой координации в их работе. Но уже сегодня очевидна острая нехватка социальных работников в сфере помощи инвалидам, детям и подросткам, у которых обострились отношения в семье и школе, людям пожилого возраста, бездомным и беженцам, лицам вернувшимся из специальных учебно-воспитательных колоний и тюрем. В связи с чем крайне необходимо изучать и перенимать зарубежный опыт подготовки специалистов для социальной сферы. Поэтому представленное учебное пособие американских авторов Аллена Пинкуса и Анны Минахан несомненно представляет большой интерес для студентов, преподавателей и уже работающих социальных работников, потому, что в нем излагаются самые коренные проблемы социальной работы как теоретического, так и практического характера. Раскрывается сущность социальной работы, ценностные ориентации социального работника, основные направления его деятельности, приведена систематизация методов социальной работы, а также типов отношений, в которые вступает социальный работник, оказывая помощь попавшим в затруднительные ситуации. Эта книга отражает многолетний опыт преподавания практического курса социальной работы для студентов факультета социальной работы Университета штата Висконсин. Авторы исходили из предпосылки, что несмотря на разнообразие форм и методов социальной работы, существует базовый стержень концепций, знаний и умений в качестве теоретической основы практической деятельности социального работника, вокруг которого накапливаются навыки и опыт, дополняющие и развивающие теоретические концепции. Основной целью учебного пособия стало структурирование общего содержаний социальной работы таким образом, чтобы составить более четкое представление у студента и практического социального работника о соотношении между теорией, формами и методами его деятельности. Традиционно в социальной работе выделяются такие методы, как разбор конкретной ситуации, работа с группой, работа с организациями и учреждениями. Убедившись в том, что успех любого из этих методе обусловлен одними и теми же знаниями, навыками и умениями, а также ценностными ориентациями социального работника, авторы пришли к выводу о необходимости разработки четкой модели деятельности специалиста во всех этих разновидностях социальной работы. Такая необходимость тем более очевидна, что никакой социальный работник не может ограничиться методом разбора ситуации, или только методом работы с группой, или только методом работы с организациями и учреждениями: даже в процессе оказания сугубо индивидуальной помощи одному человеку ему приходится работать и с группами, и с организациями, и с учреждениями. Учебное пособие состоит из трех частей. 2 В первой части авторы раскрывают структуру методики социальной работы, дают обоснование сущности практики и классифицируют ее по системам. Особое место отводят взаимоотношениям социального работника с клиентами, его стилю деятельности, описывают основные типы отношений, обозначают факторы, влияющие на организацию его деятельности. Вторая часть учебника посвящена непосредственно описанию технологий социальной работы: В ней подробно раскрывается подход к решению проблемы, сбор информации, техника установления контактов с клиентом или группой людей, с социальной службой, определяются критерии эффективности работы специалиста. Авторы особое внимание обращают на знания и опыт социального работника, его статус и репутацию, харизматические данные и личную привлекательность, узаконенные полномочия. В этом разделе содержится конкретный материал по обсуждению условий контракта, операционных процедур, по координации взаимодействия социальных служб в оказании помощи и поддержки человеку. Особое внимание уделяется практической стороне социальной работы: оценки ситуации и уточнение проблемы клиента, установлению первичных контактов с реальными и потенциальными клиентами, заключению контрактов на оказание помощи, формированию группы содействия социальному работнику в решении проблемы. Теоретическое положение и практические советы авторов подкрепляются большим количеством примеров из жизни, что делает их высказывания и личные взгляды более обоснованными и убедительными. Этим проблемам посвящена третья часть учебного пособия, в ней наряду с представленными ситуациями показываются пути решения проблемы, результаты и последствия, выводя для практики. В целом все три части книги, как бы дополняют друг друга, дают читателю полное представление о технологиях социальной работы и представляют значительный интерес для специалистов, занимающихся социальной проблематикой. профессор Е.И. Холостова Часть I СТРУКТУРА ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 1. Сущность практики социальной работы Социальная ситуация и возможности системы. Практика социальной работы сосредоточена на взаимодействиях между людьми и системами в социальной среде. Люди зависят от системы в вопросах материальной и эмоциональной помощи им, в обеспечении их духовной пищей и услугами, в реализации их потребностей и ожиданий для того, чтобы они справились со своими жизненными проблемами. Раньше в американском обществе главной системой обеспечения людей возможностями для реализации их жизненных задач выступала семья. По мере того, как общество становилось все более индустриализованным, урбанизированным и бюрократизированным, семья утеряла многие из своих прежних функций. Люди становились все более и более зависимыми от внешней помощи в вопросах работы, образования, управления. В то же время системы организации помощи людям в решении подобных вопросов становились все более сложными и менее доступными. В наше время люди могут получить помощь от трех видов систем возможностей: неформальной или естественной, формальной или системы членства, а также социетальной. Система неформальных или естественных возможностей складывается из семьи, родственников, друзей, соседей, сотрудников, барменов и других, способных оказать помощь. Такая неформальная помощь включает эмоциональную поддержку, совет, информацию, конкретные услуги, такие как присмотр за детьми в отсутствие родителей, одолжение денег, помощь в обращении к формальным системам по заполнению анкет, в написании заявлений и пр. Формальная система помощи состоит из организаций членства в них, нацеленных на обеспечение интересов своих членов. Эта система может либо непосредственно оказывать помощь им, либо помогать им в переговорах с различными социентальными системами. В Америке масса таких организаций, которые объединяют людей по профессиональным интересам, по характеру жизненных потребностей и даже по месту жительства. Благодаря общественной активности и добровольным действиям граждан общество способно создать массу источников помощи своим гражданам для удовлетворения не только гражданских прав, но и более частных, и даже кратковременных потребностей: общественные библиотеки, общественные центры присмотра за детьми работающих родителей, ассоциации частных сыщиков и т.д., и т.п. Несмотря на потенциальные возможности множества неформальных, формальных и социетальных систем в оказании помощи людям на дому и вне дома, есть немало ситуаций, в которых они не в состоянии помочь человеку по разным причинам. Недостатки неформальных систем помощи. Во-первых, отсутствие информации об их наличии у людей одиноких, переживших всех родственников и друзей, или у новоприбывших в данный район. Во-вторых, внутреннее сопротивление в просьбах о помощи, к примеру, матери по поводу трудного подростка, или престарелых родителей по поводу отношения к ним детей, и т.п. В-третьих, несостоятельность самих неформальных систем помощи, когда друзья или родственники или друзья дают советы, от которых ситуация только ухудшается, а порой просто не в состоянии помочь, когда, к примеру, матери надо лечь в больницу, а детей оставить не с кем, или смерть матери. Недостатки формальных систем помощи. Во-первых, их может и не быть в данной местности на данное время. Во-вторых, не каждому и не всегда хочется вступать в организацию или ассоциацию для решения хоть и важных, но кратковременных проблем. В-третьих, о наличии таких возможностей не все и не всегда знают. В- четвертых, не всякие общественные объединения располагают необходимыми и эффективными возможностями помочь в конкретном случае. 3 Недостатки социетальных систем помощи. Во-первых, отсутствие финансовых возможностей для оказания помощи всем нуждающимся в случае экономического кризиса страны, или отсутствие кадров необходимой специальности. Во-вторых, недоступность такой помощи в ситуациях появления беженцев в данной местности, или пострадавшим от стихийного бедствия. Или нежелание людей в состоянии непреодолимого самостоятельного психологического стресса просить помощи специалистов из-за опасения попасть в "психушку". Часто избегают обращения за помощью опустившиеся, заброшенные, или со специфическими заболеваниями люди. В-третьих, из-за бюрократических препятствий для получения помощи или отсутствия четкого и действенного механизма исполнения законов в данном государстве или местности. В-четвертых, иногда гуманизм по отношению к неизлечимому больному приводит к сокрытию правды о его состоянии от него самого, а это приводит к несвоевременному решению проблем оставления им наследства детям, и тому подобным последствиям, которыми ситуация только ухудшается и осложняется. В-пятых, во многих ситуациях решение проблемы помощи затрудняется противоречиями в действиях различных ведомств, от согласованного решения которых она может быть оказана. Другие недостатки в системах помощи людям. Даже вместе взятые неофициальные, официальные и социетальные системы оказываются бессильными помочь человеку в определенных случаях: 1) необходимых для оказания помощи средств просто не существует в их распоряжении; 2) по различным причинам люди просто не обращаются за помощью; 3) условия помощи таковы, что создают человеку новые проблемы, и он отказывается; 4) различные ведомства не могут согласовать свои действие из-за противоположности их интересов; 5) внутренняя несогласованность в действиях одной и той же организации приводит к невозможности оказать помощь. Цели социальной работы: 1) совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями; 2) помогать им в обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам; 3) способствовать повышению эффективности этих источников; 4) оказывать помощь в развитии и совершенствовании социальной политики государства. Функции социальной работы аналогичны ее целям: 1) помогать людям в улучшении их способностей решать самостоятельно их проблемы и справляться с их трудностями; 2) помогать людям в установлении инициативных связей между ними и различными системами помощи; 3) способствовать улучшению взаимопонимания, совершенствованию и установлению новых отношений между людьми и социетальными системами помощи; 4) облегчить и совершенствовать отношения между людьми в рамках различных систем помощи населению; 5) вносить свой вклад в развитие и совершенствование социальной политики; 6) способствовать распределению материальных ресурсов помощи; 7) выступать в роли агента социального контроля. Наука и искусство в практике социальной работы. Мы рассматриваем социального работника как сочетание науки и искусства. Порой говорят о таких ценностях, как честность в общении, открытость в отношениях, любовь и взаимопонимание между людьми. Студенты иногда с настороженностью воспринимают теорию, которая пытается объяснить и предсказать поведение человека, выдвигает концепцию планирования изменений в его поведении. Они высказывают опасения за последствия применения теории к практике в том смысле, что это помешает им относиться к людям более раскованно и любовно, опираться на интуицию. Разумеется, любовь и интуиция существенны, но недостаточны. В процессе оказания помощи другим надо умело сочетать свои творческие возможности, спонтанные чувства, интуицию, заботливость и любовь к другим с фундаментальными знаниями закономерностей и особенностей человеческого поведения, социальной среды и самих перемен в сознании и поведении личности. Надо умело применять технологию оказания помощи, методы разрешения проблем и конфликтов для достижения эффективных результатов наших усилий. Вместе с тем, неведение и ошибки всегда возможны независимоотуровня знаний и навыков их применения к человеческим проблемам. В определенных аспектах каждый человек: 1) похож на всех других людей; 2) любит всех других людей; 3) похожих на многих из них; 4) не похож ни кого другого; 5) безразличен ко всем другим. Если позиции 1-3 позволяют применять науку к практике, то 4-5 характеристики требуют ограничений. Социальные работники в своей практике убеждаются, что каждый отдельный случай уникален и неповторим, но это не исключает возможность использования того опыта, который накапливается в разборе других случаев. Хотя знания и не являются гарантией для исключения ошибок в разборе ситуаций, но они увеличивают количество успешных и положительных решений по сравнению с безуспешными и отрицательными решениями. Знания обеспечивают правильное истолкование конкретной ситуации и верное понимание ее особенностей, выбор соответствующих средств воздействия в сочетании с творчеством и интуицией в их применении. Социальный работник вносит в практику его личные достоинства и качества, ценности и жизненный опыт, знания, умения и чувства. А если он воздерживается от чувственного отношения к ситуации, неизбежна опасность механического технологизирования его действий и приемов, что создает затруднения в привлечении других лиц как заинтересованных в успешном исходе дела. Если же он игнорирует, а то и просто не умеет применять знания в жизни, он становится похожим в своих действиях на озабоченного не профессионала: вместо признания взаимодополняемо- сти науки и искусства он смотрит на них как на антагонистов. Однако и признание роли знаний и навыков успеха в практике не снимает ответственности социального работника за свое отношение к людям с искренним желанием помочь, с пониманием того, что именно их волнует и почему, для того, чтобы к усилиям с их стороны прибавить свои усилия в сочетании со знаниями, навыками, умениями. 4 Глава 2. Ценностные ориентации и дилемма роли проводника перемен Рассмотрение социальной работы в контексте планируемых перемен влечет за собой рассмотрение проблемы ценностных и этических ориентаций. По каким критериям мы определяем, что перемена действительна необходима? Как определяются цели планируемых и желательных перемен? Какие средства являются законными для достижения перемен? Как мы оцениваем достигнутые результаты? Все такие вопросы адресуются по крайней мере частично, ценностным ориентациям практического социального работника и его профессии. Невозможно выработать такой план достижения эффективных перемен, в котором не было бы никакой связи, внутренней или внешней, с ценностными ориентациями объекта или субъекта таких перемен. Если социальные работники возлагают надежды на знания и опыт в достижении перемен, они должны принять на себя ответственность, в определенной мере, за существо и последствия таких перемен. Указать на такую ответственность легко, а нести эту ответственность трудно. Данная глава задумана для оказания помощи в решении этой задачи. Но если читатель начнет искать в этой главе список того, что можно и чего нельзя делать, он разочаруется. Цель данной главы – помочь практическому работнику осознать те ценностные ориентации, которые пронизывают всю его практику, и те этические дилеммы, с которыми ему придется сталкиваться. Ценности и знания В обсуждении вопроса о ценностях полезно отличать знания от ценностей и определить роль тех и других в организации практики социальной работы. Ценности - это мнения, предпочтения, предположения о том, что является желательным или хорошим для человека. Примером являете мнение о том, что общество обязано помогать каждому индивиду полностью реализовать его потенциал. Это не утверждение о том, каков мир и что мы знаем о нем, а предположение о том, каким он должен быть. Как таковое, ценностное суждение не может быть подвергнуто научному исследованию, оно должно быть принято на веру. Таким образом, мы можем говорить о ценности как достоверной или недостоверной только относительно частной системы верований, либо относительно этического кодекса в качестве образца. Знания, с другой стороны, - это наблюдения за миром и человеке проверенные или доступные для проверки. Примером может быть то, что жизненные ожидания черных в Соединенных Штатах меньше, чем белых. Когда мы говорим о научном факте как о достоверном и. недостоверном, мы ссылаемся на степень его подтверждения по результатам эмпирических исследований. Концепции, а также построенные на их основании структуры и модели, составляют другую категорию знания. Это - абстрагирования от наших оснований эмпирического знания; они представляют собой подходы к обдумыванию, к организации наших знаний и выработке точек зрения. Более того, о них мы говорим с точки зрения их пользы для обслуживания наших целей. "Социальные роли" и "механизмы реализации" - примеры таких концепций, полезных или бесполезных для социальной работы. Ценности практики социальной работы. Основными из них являются шесть нижеперечисленных: 1. Главнейшей заботой общества является индивид. 2. Между индивидами в обществе существует взаимозависимость. 3. Индивиды взаимно ответственны друг перед другом. 4. Есть человеческие потребности, общие для каждого в отдельности, и все же каждый существенно отличается от других. 5. Существенным признаком демократического общества является полная реализация личностного потенциала каждого и предположение о его социальной ответственности за активное участие в жизни общества. 6. Общество ответственно за обеспечение индивида средствами преодоления или предотвращения препятствий на пути к его самореализации. Когда суждения о ценностях сосредоточены на крайних предположениях о том, что для человека хорошо, а также о том, что такое сам человек, становится очевидным, что базовых или первичных ценностей относительно немного. Из этих первичных ценностей можно дедуктивным путем логически вывести другие относительные ценности. К первичным ценностям социальной работы можно отнести следующие: ¾ общество обязано обеспечить всем людям доступ к источникам и услугам, а также к возможностям обеспечения их потребностей для решения их жизненных задач, доступа к средствам избавления от стресса, реализации их ожиданий и ценностных ориентации; ¾ в обеспечении социетальными возможностями помощи населению общество должно уважать достоинство и индивидуальность личности. Некоторые ценности, такие как призывающие социального работника уважать клиента, способствовать его самоопределению, сохранять объективное отношение к нему и конфиденциальность его коммуникативных связей, проявлять честность в отношениях с ним, - все они корнями уходят в первичные ценности социальной работы. Более того, они способствуют достижению целей, основанных на первичных ценностях, и поэтому их можно назвать инструментальными ценностями. Они определяют пути взаимодействия социальных работников друг с другом для совершенствования своей профессиональной деятельности в направлении актуализации основных ценностей. Если посмотреть на эти ценности не столько с этической, сколько с прагматической точки зрения, результаты воздействия на человека в рамках инструментальных ценностей можно изучать для выявления условий и степени продвижения к цели на базе основных ценностей профессии. Прагматическое обоснование необходимости в работе с клиентом усилить стремление к самоопределению можно подкрепить мыслью о том, что это приведет к более заметным и осязаемым свершениям в процессе запланированных перемен. Подобным же образом уважение к индивидуальности клиента и известной мере не осуждающее отношение к его поступкам можно заметно снизить его защитные реакции, а честность в отношениях с ним – привести к усилению доверия к социальному работнику. Обязательность, открытость, доверительность - факторы, облегчающие достижение эффективности взаимоотношений между социальным работником и клиентом. В идеальном виде 5 инструментальные ценности социальной работы как профессии удовлетворяют как этическим, так и прагматическим требованиям. Руководящие принципы практики. Лучше понять возможности использования ценностей и знаний в качестве руководящих принципов в организации практики социальной работы можно путем выявления их сое ношения с целями и функциями практики. Как уже известно читателю, цель практических действий в социальной работе - достижение желательного исхода в соответствии с базовыми профессиональными ценностями. Общие цели переводятся социальным работником в более близкие частные цели в соответствии с особенностями и обстоятельствами данной проблемы. Ближние цели являются в сущности конкретным результатом, к которому повседневно стремится в общении с клиентом социальный работник. Хотя знания и ценности обслуживают различные функции, технические и этические аспекты часто сливаются в практике, и разделить их – задача весьма трудная. Проблема, выраженная в терминах позитивного соотношения между средствами и результатами (т.е. относительная эффективность различных планов достижения данного результата), является первично технической проблемой, но основана на фундаментальных знаниях и поэтому выглядит одновременно проблемой этической. В то же время этические проблемы могут быть выражены в технических терминах. Однако для практики социальной работы весьма полезно учитывать различия между ценностями и знаниями. Во-первых, признание не подтвержденных, хотя и поддающихся подтверждению, научных фактов как ценностей сдерживает развитие обоснованной базы знаний для практики социальной работы, и практический работник теряет уверенность в своих действиях. Во-вторых, разделение знаний и ценностей помогает социальным работникам избежать негласного использования как ценностей некоторых норм культурной жизни, эффективность которых не доказана. В-третьих, когда ценность используется для руководства вместо знания, результат обречен на неэффективность. Когда знание применяет там, где надо бы опереться на ценность, результат может оказаться даже вредным. К примеру, длительное время социальных работников предостерегали от прямых советов клиентам на том "научном" основании, что, мол, этим нарушается свобода действий клиента, поскольку ему "навязывается" мнение социального работника. Выяснилось, однако, что совет клиенту может быть весьма полезным инструментом помощи клиенту. Социальный работник, не дающий совета в подходящее время, остается неэффективным потому, что принимает решение на основеэтической науки там, где проблема остается чисто технической. Этические неопределенности роли проводника перемен Для практика, который рассматривает независимость как базовую ценность, всякое управление поведением другого выглядит как разрушение самой сущности гуманизма. Сам по себе факт управления поведением и поднимает этические проблемы. К примеру, применения наказания за неправильное поведение можно было бы избежать применением поощрений за правильное поведение. Там, где возможно добиться изменений в поведении без манипулирования волей человека, там не стоит размышлять о проблеме ценностей. Но если невозможно добиться такого изменения без малейших намеков на манипулирование или навязывание ценностей, а цель заманчива и положительна, социальный работник сталкивается с дилеммой ценностей, присущей для всей его деятельности. Начнем с того, что надежда на плавное изменение зиждется на целом ряде ценностных предпосылок: человек не должен мириться с обстоятельствами, надо их решительно изменять; надо рационально использовать достоверные знания; надо планировать себе будущее и т.д. Хотя социальный работник может приводить эмпирические доказательства эффективности планомерных перемен, он все же не может не признать того отрезвляющего факта, что нельзя уверенно заявлять, будто мир станет лучше благодаря его усилиям. Не может он и заверять, что данная ситуация только лишь улучшится, а не ухудшится от его вмешательства. Социальные работники нередко имеют дело с людьми, которые не разделяют их веры в рациональные подходы к решению проблем, они более фаталистически смотрят на жизнь. Они полагают, что невозможно пытаться что-либо изменить в жизни, а надо ее принимать такой, какой она есть. Некоторые даже придают значение страданиям на этом свете во имя вознаграждения на том свете. Работая с такими людьми, социальные работники нередко пользуются такими терминами, как "апатия и сопротивляемость клиента", "помощь в осознании клиентом его проблем и необходимости перемен", или "помощь человеку в развитии его способностей эффективно справляться с собственными проблемами". В определенной мере все это лишь эвфемизмы попытки внедрения в сознание клиента ценностей самого социального работника и его веры в плановые перемены. В дополнение к вере в плановые перемены большинство социальных работников придерживаются ценностей, доминирующих в их производственных отношениях. Это упомянутые ранее инструментальные ценности, такие как открытость, честность, сотрудничество. Проводник перемен в жизни людей помогает порой тем, кто не разделяет этих ценностей вообще или в такой же мере. При этом он не только действует в соответствии со своими ценностными ориентациями, но и обеспечивает эффективность своих действий благодаря приверженности им, не забывая, что клиент всегда подмечает, поступает ли сам социальный работник так, как советует ему. Попытка "примазаться" к ценностям клиентов для завоевания доверия обычно заканчивается эффектом "от ворот поворот". С другой стороны, попытки в общении с клиентами оставаться на нейтральных моральных позициях не дают никакого преимущества, так как они все равно относятся к нему как к проводнику превалирующих в обществе ценностей морали. Спорным остается только вопрос о пределах независимости клиента от воли социального работника. Идеальное желание всего лишь помочь клиенту весьма трудно провести в жизнь. С одной стороны социальный работник не всегда уверен, чего ему именно надо в работе с клиентом и ему самому нужен совет, когда, к примеру, он имеет дело с внебрачной беременностью несовершеннолетней. Другое осложнение возникает в связи с тем, что люди нередко меняют свои взгляды и мнения. К примеру, будучи в раздражении клиентка требует развода с мужем, а потом выясняется, что это на деле всего лишь угроза. 6 Поэтому социальный работник не может с первой же заявки планировать осуществление желаний клиентов, он обязан их перепроверять. Ограничения возникают в связи с определением границ "реального" и "нереального" в пожеланиях клиента правового, финансового или физического характера, которыми ограничивается сфера его действий или же затрагиваются интересы других. Всегда приходится ограничивать собственную свободу ради свободы остальных, и нужно довести это до сознания клиента. При этом не следует забывать, и напоминать клиентам, что границы реального и нереального весьма подвижны и переменчивы. Существенной этической проблемой всегда остается право клиента на принятие решения и обязанность социального работника решать, в каких границах можно ему предоставлять это право клиенту. Подобных этических противоречий в социальной работе немало. Преодоление ценностных противоречий Привлекая внимание к некоторым этическим проблемам в социальной работе при планировании перемен в поведении клиентов, мы не призываем ни отказываться от воздействия на их поведение при любых обстоятельствах, ни забывать об этических последствиях манипулирования поведением людей только на том основании, что оно неизбежно. Существуют значительные различия в приемах и степени манипулирования, а также средства его смягчения, если не полного отказа от него. В роли проводника перемен социальный работник обязан искать возможности смягчения эффекта манипулирования. Для этого прежде всего надо признать наличие этой проблемы, хотя это не всегда и не каждому легко сделать. Этические проблемы всегда расплывчаты и вызывают не уверенность, порождают стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах придерживаться величественных ценностей, изложенных в учебнике, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие абстрактные ценности как самоопределение или самостоятельность клиента не только трудно, но и опасно, если у нас они вызывают ложное чувство самоуспокоенности. Поэтому весьма важно внедрять в процесс перемен приемы ограничения возможностей манипулирования поведением, нацеливать клиента на выяснения собственных ценностей и соотнесение с ними своих поступков. Вместе с тем надо сводить к минимальной степени такие ограничения. Если собственные ценности клиента будут находиться в центре внимания, и в соответствии с ними будут намечаться перемены, опасность манипулирования снижается. Но для этого надо развивать способности клиентов делать осознанный и целенаправленный выбор ценностей для решения данной проблемы. В этой связи возникает вопрос о соотношении между прямотой и гибкостью социального работника в отношениях с клиентом. Гибкость важна для взаимного согласования ожиданий клиента и социального работника в совместной деятельности, однако прямота препятствует этому. Гибкость позволяет социальному работнику не падать духом при неудачах, а настойчиво повторять попытки придти к нужному результату видоизмененными средствами и приемами. Разумеется, нередко возникает ситуации, в которых надо твердо придерживаться своих этических принципов. К примеру, нельзя соглашаться с тем, чтобы возникающая молодежная организация в отношении к членству в ней провозглашая принцип недопущения в нее чернокожих только на основании цвета кожи. В таком случае полезно переключить внимание на другие принципы и ценности, но нет необходимости обязательно добиваться консенсуса, предпочтительнее искать компромиссы. Компромиссы порой диктуются самой сущностью проблемы. Если, к примеру, персоналу поликлиники предлагается переход на новую систему обслуживания, каждый стремится видеть в ней свои преимущества, и нет надобности при первом же знакомстве с новой системой добиваться консенсуса на основе единых ценностей. Однако в защите интересов клиента перед другими организациями социальный работник должен проявлять твердость, прямоту, настойчивость. Нельзя осуждать манипулирования во имя защиты жизни и здоровья человека, во имя спасения от тюрьмы борцов за права человека, можно оправдать ложь во имя предотвращения самоубийства и т.д. Все это говорит о моральном релятивизме поведения за пределами защиты интересов клиента. |