Главная страница
Навигация по странице:

  • Экономика и культура Хазарского каганата

  • 6. Происхождение этноса и этнонима булгары.

  • 7. «Великая Болгария» и образование государства Волжская Булгария.

  • Возникновение и оформление государственности у волжских булгар

  • Государственный строй и управление

  • 10. Духовная и материальная культура народов Волжской Булгарии.

  • ответы по истории РТ. 1. Территория Татарстана в эпоху каменного века. Древний каменный век


    Скачать 215.79 Kb.
    Название1. Территория Татарстана в эпоху каменного века. Древний каменный век
    Анкорответы по истории РТ.docx
    Дата09.12.2017
    Размер215.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы по истории РТ.docx
    ТипДокументы
    #10800
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Арабо-хазарские войны и их последствия. Молодое государство хазар становится серьезным противником Византии и Арабского халифата. В первой половине VIII в. начинаются арабо-хазарские войны. Арабы, пытавшиеся завоевать мир под флагом ислама, заняли Албанию (Азербайджан) и Армению - земли южных соседей хазар. На очереди была Хазария.

    Многие города и сельские поселения хазар были разорены.

    Каган и его войска скрывались на севере - в Подонье и на Нижней Волге. Вслед за ним, на север, вынуждены были переселиться и племена, уставшие от беспрерывных войн. В середине VIП в. они достигают территории современного Татарстана. Однако другая, довольно значительная, часть болгар осталась в составе Хазарского каганата.

    Стремясь спасти свое обессилевшее в постоянных войнах государство от полного краха, хазарский каган заключает с Арабским халифатом перемирие. Согласно условиям договора, он принимает ислам.

    Экономика и культура Хазарского каганата. В стране наступает долгожданное спокойствие. Новой, уже третьей, столицей становится Итиль, расположенный недалеко от места впадения Волги в Каспийское море. Один из притоков Волги разделял его на две части. В одной части города жил каган в своем роскошном дворце, здесь же находились преданные ему войска.

    За рекой располагались торговцы и ремесленники. По сообщению одной из древних рукописей, в этой части города находилось около 10 тысяч мусульман, для которых были построены Соборная мечеть и около 30 обычных мечетей. Здесь же жили христиане, иудеи и язычники. Таким образом, в Хазарском каганате разрешалось исповедовать любую религию.

    Со временем Хазарский каганат стал сильным, развитым в экономическом и культурном отношении государством. На высоком уровне здесь находилось градостроительство, развивались животноводство, земледелие, ремесла. Однако решающее значение для хозяйственной жизни страны имела торговля. Хазары одними из первых в Восточной Европе стали выпускать свои металлические деньги.

    Одним из наиболее существенных показателей развитости культуры является письменность. У хазар широкое распространение получило руническое письмо, которое принесли в Восточную Европу народы Тюркского каганата.

    В начале IX в. хазарами при участии византийских мастеров на левом берегу Дона был построен город-крепость Саркел. Саркел поддерживал оживленные торговые связи с Византией, Крымом, Закавказьем и Средней Азией.

    Многочисленны поселения сельского типа. Судя по обнаруженным лемехам от плугов, серпам и косам, основная часть населения Хазарии вела оседлый образ жизни.

    В начале ХI в. хозяевами Нижнего Поволжья и всего волжско-днепровского междуречья стали половцы (кипчаки), большой и сильный союз тюркоязычных племен.

    Кипчаки являлись кочевыми племенами Северного Алтая, известными там с II-I тысячелетий до н. э. В те времена они еще не играли какой-либо заметной роли в истории Сибири и Центральной Азии. С VIII века н. э. в качестве крупного объединения они входят в Кимакский каганат, - кипчаки составляли западную ветвь населения этого государства. С середины IX века в истории кипчаков происходят большие социально-экономические изменения: имущественное неравенство, выделение привилегированного сословия приводит в конечном счете классовую верхушку общества к расширению своих владений, к военным походам.

    Совместно с другими алтайско-уральскими племенами кипчаки начали массовое движение на запад, что явилось вторым после гуннов крупным переселением племен. Вытеснив печенегов и торков, В начале ХI века кипчаки захватили Заволжье и вскоре - междуречье Волги и Дона. В 1055 году они дошли до Днепра и, таким образом, стали хозяевами большой территории между Волгой и Днепром, которая превратилась в их вторую родину. Эти земли позднее получили название «Дешт-и-Кипчак», что в переводе с персидского означает «Степь кипчакская» или «Степь половецкая»; половцы - это русское летописное название кипчаков от слова «половый», означающего светло-желтый. Есть также мнение о том, что «половец» происходит от слова «поле» и означает человека поля, т. е. кочевника.
    6. Происхождение этноса и этнонима булгары.

    Впервые булгары (ранние) появились в наших краях в конце VII - начале VIII вв. Их самые ранние памятники на Средней Волге открыты в последние годы самарскими археологами. В курганном могильнике у села Новинково, что на Самарской Луке, обнаружены глиняные сосуды, орудия труда и оружие, украшения, характерные для болгар Подонья и Приазовья. Иногда рядом с могильниками располагались поселения земледельцев и скотоводов, в образе жизни которых было много кочевнических черт. Памятники новинковского типа принадлежали тюркоязычному населению, пришедшему на Среднюю Волгу после разгрома Великой Болгарии Кубрата хазарами в 60-х гг. VII в.

    На территории Татарстана, Ульяновской и Самарской областей открыты и другие памятники ранних булгар и родственных им племен. Среди них - Кайбельский и Больше-Тарханский могильники. Они были оставлены второй волной переселенцев, появившихся здесь в середине VIII в. после крупного поражения Хазарии от арабов в 737 г.

    Третья волна миграции булгар на Среднюю Волгу относится к IX в. В конце предыдущего столетия государственной религией в Хазарии становится иудаизм. Это вызвало недовольство большинства населения, которое исповедовало другие религии, в том числе мусульман. В каганате начались смуты, которые и явились толчком к новым переселениям. Основными памятниками булгар этого периода являются Танкеевский и Тетюшский могильники.

    Последнее, четвертое, переселение булгар произошло в конце IX - начале Х вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

    На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые пpиродно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.
    7. «Великая Болгария» и образование государства Волжская Булгария.

    На рубеже IX-X вв. возникает одно из крупнейших средневековых государств Восточной Европы - Волжская Булгария. В ее истории запечатлена большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, прежде всего татарского народа.

    Волжская Булгария - первое государство в крае, на территории которого проживали прямые предки современных татар. По уровню экономического, общественно-политического и культурного развития она ничем не уступала не только своему соседу - Киевской Руси и древнерусским княжествам, - но и западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из ярких средневековых цивилизаций Европы. Поступательное развитие Волжской Булгарии как самостоятельного государства было прервано монгольским нашествием.

    Возникновение и оформление государственности у волжских булгар. В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, отличающиеся степенью богатства.

    Ранние булгары, заняв волго-камские лесостепные районы, в дальнейшем использовали военно-политическую силу. В условиях, когда шел процесс «завоевания родины», нередко случались военные столкновения с местными племенами. Это привело к усилению военно-племенной знати. Она уже давно выделилась в особую привилегированную группу и окружала себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников. Дружинники совершали военные походы и набеги на соседние земли в целях обогащения.

    Население было обложено регулярными повинностями и налогами. Тем самым появился источник средств, шедших на содержание аппарата управления, местных князей и их дружин.

    Общим итогом явилось возникновение государства. Оно было призвано держать в повиновении население страны, обеспечивать защиту ее границ от внешних врагов, проводить внутреннюю и внешнюю политику .

    Окончательно государство волжских булгар сложилось в начале Х в. Характерно, что в это время булгарский эмир организует чеканку монет (902-908 гг.), делаются первые шаги по установлению дипломатических отношений с Багдадским халифатом (921-922 гг.). Тогда же булгары принимаю т новую религию - ислам, начинается строительство городов и крепостей.
    8. Социальная структура и политическое развитие государства Волжская Булгария.

    Территория. Возникновение булгарской народности.

    Волжская Булгария занимала большую территорию. Основные земли лежали в Западном Закамье, т.е. на левобережье Волги к югу от Камы и до реки Шешма на востоке. Здесь находились такие политические и экономические центры государства, как Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау и другие крупные города. Самым густонаселенным районом являлся бассейн Малого Черемшана сБиляром - Великим городом - в центре.

    Булгары проживали и на правобережье Волги, особенно в бассейне Свияги, где возникли десятки городских и сельских поселений. На этих землях находился главный политический центр предволжской территории Булгарии город Ошель.

    Предкамская территория государства, т.е. земли, лежащие к северу от Камы, была заселена относительно слабо. Основные булгарские памятники сосредоточены в прибрежной зоне Камы, на Меше и Казанке, где еще на рубеже Х-ХI вв. возникает военная крепость и торговое поселение Казань - будущая столица нашей республики.

    Территория Волжской Булгарии выходила далеко за пределы современного Татарстана. Многочисленные булгарские поселения обнаружены археологами в Ульяновской, Самарской, Пензенской областях. Отдельные памятники известны также в Пермском Приуралье.

    На столь обширной территории проживали различные племена и народы. Среди них - уже знакомые нам булгары, сувары, барсилы, баранджары, а также билеры, эсегелы. Эти племена, говорится в одном источнике начала Х в., «находились в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Во второй половине Х в. названия перечисленных племен исчезли со страниц летописей. В централизованном государстве сложилась единая булгарская народность.

    Государственный строй и управление. Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш, который после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Его имя стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг. При правлении Алмуша в 922 г. прибыло в страну Багдадское посольство и состоялось официальное принятие ислама. После Алмуша на престол сел его сын Микаил ибн Джагфар, который также выпускал монеты. В 940-х годах правил Абдулла ибн Микаил; на монетах 970-980-х гг. сохранились имена двух эмиров - Мумина ибн Хасана и Мумина ибн Ахмеда.

    Булгарскому эмиру подчинялись «цари его земли» - правители отдельных земель-областей. До образования централизованного государства каждое булгарское племя имело своих князеи-предводителей. Так, Суварское княжество было полностью подчинено булгарскому эмиру только в 970-х гг., а до этого его правители чеканили даже свои собственные монеты.

    К правящей верхушке принадлежали также предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства.

    Основное население страны составлял «простой народ»: земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но были лично не зависимы от светских и духовных феодалов.

    Таким образом, в Волжской Булгарии существовала государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.

    9. Экономическое развитие государства Волжская Булгария.

    Сельское хозяйство. Сельские жители занимались земледелием и скотоводством. Арабский географ начала Х в. Ибн Русте писал: «Болгары - народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие». Ибн Фадлан отмечал, что «пища их (булгар) - просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве». Земледелие удовлетворяло не только внутренние потребности страны в хлебе. Булгары вывозили хлеб в русские княжества.

    О высоком уровне земледелия у булгар свидетельствуют и археологические данные. Во время раскопок обнаружены железные сошники, лемехи и резаки от плуга, наральники, орудия уборки (серпы), жернова. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох. Рожь не была широко распространена, овес специально не выращивали. Зерно хранили в ямах, стены которых обмазывались глиной и обжигались, или обкладывались досками. Использовались также амбары-зернохранилища.

    Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Оно обеспечивало население мясом, молочными продуктами. Шерсть шла на изготовление войлока и ткани. Кожевенное и косторезное ремесла базировались также на сырье, которое поставляло животноводство.

    Булгары разводили коров, быков, лошадей, овец, коз. Это были крупные породы животных, которые выгодно отличались от местных финских и древнерусских. Лошади использовались в транспортных целях, волы - как тягловая сила на пашне.

    Разводили также кур, возможно, уток и гусей. Свиней в хозяйстве булгары не держали, следуя запретам ислама и древним кочевническим традициям.

    Ремесла. В экономике Волжской Булгарии Х-начала ХIII вв. чрезвычайно важную роль играло городское ремесло. Его продукция шла не только на внутренний рынок, но и вывозилась в другие страны.

    Ведущими отраслями ремесла была черная металлургия и металлообработка. Металлургический район Биляра занимал огромную по тем временам площадь - более одного гектара. Горны представляли собой печи полусферической формы из сырцовых кирпичей. В условиях высокой температуры получали железо, которое отправляли в кузнечные мастерские. Булгарский кузнец - высокопрофессиональный мастер, владевший всеми тонкостями и секретами обработки металла. На его вооружении были тяжелые молоты-кувалды, молотки, наковальники, зубила, пробойники, напильники, большие и; малые клещи и другие инструменты.

    В кузнечном деле существовала определенная специализация. В одних мастерских производили лемеха, сошники, серпы, топоры. В других - трудились оружейники, в-третьих - кузнецы изготавливали ножи, ножницы, замки, ключи, другие необходимые в быту вещи.

    Успешно развивалась и цветная металлургия. Булгарские бронзолитейщики и медники выпускали в основном разнообразную посуду - кувшины, чаши, блюда, кумганы, светильники, тазы и подносы, а также чаши от весов, гирьки-разновесы и т.д.

    Совершенством отличалось у булгар ювелирное ремесло. Булгарские профессионалы-мастера знали сложнейшие приемы обработки драгоценных металлов. Они владели, например, техникой скани (филиграни) и зерни.Великолепными образцами ювелирного искусства у булгар являлись золотые височные подвески, перстни и браслеты, серьги и нагрудные украшения.

    К числу основных производств Волжской Болгарии относилось гончарное ремесло. Болгарские гончары делали столь совершенные сосуды, что они пользовались спросом на обширных территориях Восточной Европы. Эти мастера по уровню профессионализма стояли несравнимо выше своих соседей.

    Под влиянием гончарного дела зародились совершенно новые отрасли ремесла - производство строительного кирпича, который использовался при возведении жилых и общественных зданий, и стеклоделие. Стеклоделы Биляра и Сувара производили не только посуду (банки, рюмки, флакончики), но и оконное стекло - круглые диски диаметром 20-30 см.

    Высокого уровня развития достигли такие традиционные ремесла, как косторезное и кожевенное дело. Во многих странах Запада и Востока чрезвычайно высоко ценился особый сорт тонко обработанной кожи, называемый «булгари». Секрет его изготовления был известен только булгарским мастерам.

    Торговля. В хозяйственной жизни булгар огромную роль играла торговля. Примечательно, что в прошлом Волжскую Булгарию всерьез рассматривали как страну, сплошь населенную купцами.

    Булгарское государство, расположенное на стыке Волги и Камы - магистральных водных путей Восточной Европы - еще в Х в. превращается в крупнейший центр международной торговли. Местные купцы контролировали и регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, арабского Востока, а также Ираном, Индией и Китаем. Внешняя торговля приносила огромный доход государственной казне: в пользу государства взималась десятая часть стоимости ввозимых товаров. При раскопках булгарских поселений археологи находят большое количество привозных вещей.

    10. Духовная и материальная культура народов Волжской Булгарии.

    На развитие культуры Волжской Булгарии большое влияние оказывали мусульманские страны Востока, прославленные великими именами астронома Аль-Бируни, врача Авиценны (Ибн Сины), философа Аль-Фараби, математика Аль-Хорезми и ряда знаменитых поэтов. Ислам в Булгарию проник именно из этих стран, что способствовало расцвету науки, образования и литературы.

    Еще в начале Х в. в булгарских городах и селах при мечетях были начальные школы. Там обучали основам религиозных знаний, арабской письменности, которая постепенно вытесняла более древнюю руническую. Писали, как раньше, не только на костях, глиняных сосудах, бересте или вощеных досках, но и на бумаге, привезенной из Самарканда. Высшее образование булгарские шакирды могли получать в городах Средней Азии, где обучались у знаменитых ученых. Там же преподавали и сами булгарские ученые.

    В Булгарии была развита профессиональная культура. Известны достижения булгар в таких областях науки, как математика и астрономия, химия и медицина, география и история, риторика и этика. В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина ал-Булгари «Лучшие лекарства от отравления», славилось имя врачевателя Ходжи Булгари, могила которого в Газни (Афганистан) до сих пор почитается мусульманами. Одним из первых представителей булгарских историков был Йакуб ибн-Нугман, написавший книгу «История Булгара». Ее отрывки дошли до нас в передаче испанского купца-путешественника Абу- Хамида ал-Гарнати. Самыми распространенными были, конечно, сочинения по богословию: «Рисале» («Трактат») Бурханеддина ал-Булгари, «Джамиг» («Всеобъемлющий»), Хаджи Ахмеда ал-Булгари и другие.

    Основоположником булгаро-татарской письменной литературы по праву считается Кул Гали, творчески ипользовавший для написания своей поэмы сочинение Фирдоуси «Йусуф и 3улейха» и другие произведения восточных поэтов той поры. Поэма Кул Гали «Кыиссаи Йусуф» («Сказание о Йусуфе») является жемчужиной булгарской литературы домонгольского времени.

    Таким образом, Волжская Булгария была страной высокой духовной культуры эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют ее прекрасные образцы, часть которых дошла до наших дней в виде памятников литературы и искусства.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта