Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Социально-экономическое развитие государства «Золотая Орда».

  • 18. Развитие Волжской Булгарии в составе ордынского государства.

  • Духовная культура

  • 20. Возникновение Казанского ханства.

  • Территория и население

  • ответы по истории РТ. 1. Территория Татарстана в эпоху каменного века. Древний каменный век


    Скачать 215.79 Kb.
    Название1. Территория Татарстана в эпоху каменного века. Древний каменный век
    Анкорответы по истории РТ.docx
    Дата09.12.2017
    Размер215.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы по истории РТ.docx
    ТипДокументы
    #10800
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    16. Политическое развитие «Золотой Орды» в XV в. Распад государства.

    После смерти Идегея Золотая Орда оказалась в состоянии раскола. В 1421 году в Крыму появился претендент на ханский престол Улу-Мухаммед. Его поддерживали крымские карача-бии Ширины, Барыны и другие знатные роды.На востоке, в Синей Орде, появился другой претендент Бо-рак, внук хана Уруса. Между ними произошла стычка, которая дала победу Улу-Мухаммеду. В этой борьбе он получил помощь от великого князя литовского Витовта, считавшего татарского хана своим другом. Одновременно Улу-Мухаммед установил хорошие отношения с правителем Самарканда Шахрухом. Также ему на какое-то время удалось укрепить государственную власть в западных областях улуса Джучи. Он возобновил чеканку монет, подавил мятеж одного из своих родственников, Девлет-Берди, вознамерившегося отделить Крым от государства. В своих письмах турецкому султану Мураду II и Витовту Улу-Мухаммед сообщал об овладении им всем Джучиевым улу­сом. Однако в 30-е годы экономическое и политическое положение в Золотой Орде резко ухудшается - обрушиваются сильнейшая засуха, эпидемии. К природным катаклизмам и экономическим трудностям добавились неблагоприятные обстоятельства внутри- и внешнеполитического свойства (ослабляется поддержка Улу-Мухаммеда со стороны Литвы, усиливается давление Москвы). Московский князь Василий II, стремясь осложнить положение Улу-Мухаммеда, стал всячески поддерживать нового претендента на ханский престол Сеид-Ахмеда, внука Тохтамыша. Вскоре появился и второй претендент — Кичи-Мухаммед, внук Тимур-Кутлука. Междоусобицы в Орде достигли небывалых масштабов и разрушительной силы.Под влиянием названных обстоятельств в 30—40-е годы XV в. десятки, сотни тысяч скотоводов, крестьян-земледельцев, ведомые своими хозяевами, главами родовых кланов, переселились на территорию Литвы, Валахии (Румыния), Руси, других соседних стран. Ордынская знать уходила также в пределы Московского государства, поступала на службу к московскому великому князю, предварительно поменяв веру — ислам на православие. Под давлением своих врагов Улу-Мухамед был вынужден в 1438 году вместе со своим двором и верным ему войском покинуть пределы Орды с целью поселиться в русском городе Белев на Оке. Здесь он думал перезимовать, однако Василий II решил выжить хана оттуда и послал против него многочисленное войско. Улу-Мухаммед отстоял город. Более того, в следующем, 1439 году он совершил поход на Москву, но взять ее не сумел.Все эти события представляли собой последние картины разыгравшейся в 30—40-е годы XV века трагедии распада некогда огромного, могущественного государства. Кичи-Мухам-меду, утвердившемуся на сарайском престоле в 1438 году, лишь на короткое время удалось установить власть над западными областями улуса Джучи. Восточные области и Хорезм давно уже не признавали власть Сарая. В Крыму движение за отделение возглавил Сеид-Ахмед. Ногайские татары, кочевавшие в степях левобережья Волги, образовали самостоятельную Орду. Во главе Ногайской Орды стояли потомки Идегея, его сыновья и внуки.Под властью сарайских ханов оставалась лишь территория, лежавшая к западу от Волги. К середине XV века завершился распад Золотой Орды. Его предопределили разнообразные причины и факторы. Важно понимать естественно-исторический, объективный характер этого процесса.Не менее разрушительными, чем стихийные бедствия, были последствия завоевательных походов Тамерлана на Хорезм, Поволжье и другие области Джучиева улуса. Были разрушены десятки цветущих городов и других очагов цивилизации, погибло и былоуведено в плен более одного миллиона человек.Значительную роль в упадке и распаде Золотой Орды сыграл так называемый субъективный фактор: недальновидная, неумная политика многих ханов, эгоизм и своеволие представителей феодальной аристократии, необузданная борьба за ханский престол между многочисленными потомками Джучи.
    17. Социально-экономическое развитие государства «Золотая Орда».

    Осн видами хозяйства в Золотой Орде были скотоводство и земледелие -монгольские и татарские племена в раннем периоде Улуса Джучи, были кочевниками, владевшими огромными стадами - верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми.

    Население Золотой Орды помимо скотоводства занималось также охотничьим промыслом ( распр в более северных улусах, в Западной Сибири, и то в ранний период)и рыбной ловлей(прибрежные воды Каспия, бассейн реки Яик были чрезвычайно богаты дорогой осетровой рыбой).

    О высоком уровне земледелия в бывших оседлых областях и говорить не приходится. Одним из таких районов, крупным поставщиком хлеба для золотоордынских городов являлся Булгар также кубанско-ставропольские земли Северного Кавказа.

    Как и любая восточная страна, Золотая Орда была страной торговли. Одним из видов главного экспорта считался живой товар (лошади, быки вывозили в Европу, верблюды в Персию).Весьма широкое развитие получила караванная торговля на верблюдах и лошадях, центрами которых были: Сарай – столица государства, Хаджитархан (Астрахань), Ургенч – центр Хорезма, Сарайчук в низовьях Яика, Солхат в Крыму, Булгар на Средней Волге. (меха, кожа, дорогая рыба, воск, мед, соль, шелк, камка, перец, хлеб, вино, различные ткани, ковры, серебряные изделия, жемчуг, фарфор, краска). Многие из этих товаров являлись вывозными, к тому же они названы татарскими. Однако это не исключает наличия изделий или сырья, которые Улус Джучи получал из других стран и переправлял дальше, будучи крупнейшим центром международной транзитной торговли.

    Высшего уровня развития достигла в Улусе Джучи мозаичная и майоликовая монументальная архитектура, конечно, не без определённого влияния мусульманского культового зодчества Средней Азии, Закавказья (Азербайджана) и сельджукской Малой Азии. Величественные ханские дворцы, соборные мечети с высокими минаретами и с прилегающими медресе, большие мавзолеи, многокомнатные дворцы.Найденные золотые и серебряные, богато орнаментированные сосуды (кубки, чаши, кувшины), медальоны, ожерелья, браслеты, перстни и другие изящные вещи, в изготовлении которых применяли гравировку, скань, зернь, филигрань и другие формы высочайшей ювелирной техники, - свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства. Ручки золотых и серебряных сосудов нередко изображались в форме дельфинов и драконов, характерных для восточной художественной философии.В целом изделия золотых и серебряных дел мастеров золотоордынской Евразии отвечали мировым стандартам ювелирного искусства развитого средневековья.В золотоордынских городах, возникших как центры ремесла и торговли, чеканились и монеты. Это были в основном серебряные джучидские диргемы и, частично медные пулы.

    Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром. Духовный мир центральноазиатских получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей.Изображали воина-мужчину, погибшего в бою с врагами. Его ваяли в одежде, с поясными наборами, а также с оружием, в одной, и с сосудом – в другой руке. Перед таким изваянием совершались культовые обряды. Погибший воин как бы присутствовал на своих поминках с чашей в руке.

    Принятие ислама дало импульс для развития городов и городской культуры, послужило причиной распространения арабской письменности и письменной литературы. В Золотой Орде получили широкое распространение выдающиеся творения Фирдоуси и Рудаки (X век), ал-Ма-ари и Омара Хаияма (XI век), Аттара и Низами (XII век), Руми и Саади (XIII век) и целого ряда других знаменитых поэтов Востока. Почти все они, начиная с гениального Фирдоуси с его бессмертным «Шах-намэ», были персидскими или персидско-таджикскими поэтами.Вершиной становления татарской литературы развитого средневековья, жемчужиной литературного наследия Золотой Орды является творчество Саифа ас-Сараи.
    18. Развитие Волжской Булгарии в составе ордынского государства.

    После образования Золотой Орды Волжская Булгария вошла в ее состав как одна из областей наряду с соседними землями и бывшими государствами.

    Бывшая Волжская Булгария не только вошла в состав Улуса Джучи непосредственно после его образования, но и была частью этого государства в период его могущества. До возникновения собственно золотоордынских городов Булгар, как крупный политический и экономический центр в Поволжье, являлся даже временной столицей Золотой Орды. Первые джучидские монеты чеканились не где-нибудь, а именно в Булгаре.

    Следовательно, город Булгар и вся булгарская земля в целом входили в состав Золотой Орды ее северным улусом. Вследствие единства государственной религии - ислама, особенно в период правления Узбека, сходства языка и основных элементов городской культуры (архитектура, строительство, ювелирное искусство и другие виды ремесла) Булгар был не только близок к Золотой Орде, но стал ее органической частью. Именно в золотоордынский период произошли в Булгаре существенные, порой коренные изменения: было освоено производство чугуна, секрет изготовления которого был привезен из Центральной Азии, появилось огнестрельное оружие, возник обычай установления эпиграфических памятников, произошли большие изменения в формах и орнаментации простой гончарной посуды.

    В конце 70-х годов XIV века Урус-хан (Мухаммед) и темник Мамай временно восстановили единство Золотой Орды. В круг их власти снова был включен и Булгар. Еще более укрепилось ордынское правление при Тохтамыше, получившем трон в 1380 году. Даже Дмитрий Донской, победитель Мамая в Куликовской битве в 1380 году, вскоре вынужден был признать за собой власть Тохтамыш-хана. В то же время именно период его правления, вернее, вторая половина этого периода с конца 80-х годов, является началом окончательного падения Золотой Орды. Этому значительно способствовало поражение Тохтамыша в битвах с Аксак-Тимуром.

    После окончательного поражения в 1395 году на Северном Кавказе Тохтамыш убежал на север, в сторону Булгара. Есть довольно широко распространенное мнение о том, что именно в это время, преследуя ордынского хана, Тамерлан завоевал Булгар и всю булгарскую землю.

    Еще сильнее страдали булгарские земли от походов русских ушкуйников, начавшихся одновременно с первыми смутами в Сарае, ибо разбойники почувствовали ослабление централизованной власти. Наряду с ограблением своих, русских городов, например, Костромы, Углича, Нижнего Новгорода, эти русские «викинги» ходили с походами на Булгар, Жукотин и некоторые другие города по Каме в 1360, 1366, 1374 и 1391 годы. Однако при всем этом он уже не был большим городом с постоянным населением. Скорее всего, Булгар являл собой полуразрушенный городок, своего рода религиозный центр, куда приходили и временно проживали разного рода служители культа, паломники, дервиши, странствующие поэты, которые искали здесь вдохновение для своего творчества ...

    Хорошо сохранившимся памятником Булгара является Малый минарет, высотой 15 м. Вообще, местность вокруг минарета долгие годы называлась ханским кладбищем; там же сохранилась Ханская усыпальница, которая в свое время была отделана белой и синей мозаикой. За укреплениями городища находится Малый городок с развалинами въездных ворот и основаниями белокаменного сооружения, являвшегося летней резиденцией правителей Булгара. Рядом с городом располагалась Греческая палата - христианская церковь армянской колонии для купцов и других приезжих людей с Кавказа.

    Следует особо отметить, что все перечисленные выше памятники имеют отношение только к золотоордынскому периоду - к XIV веку. От домонгольского времени на территории города не осталось сооружений.
    19. Духовная и материальная культура золотоордынского общества.

    Материальная культура. Любознательные путешественники и богатые купцы, искусные дипломаты и мудрые политики из многих стран приезжали в Орду знакомиться с ее могущественными ханами, собирать сведения о многочисленных народах, населявших это государство, увидеть его большие города с богатыми базарами и пышной восточной архитектурой. Их поражала красота невиданных доселе ханских дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, общественных бань и караван-сараев, других величественных сооружений. Эти сооружения были поистине удивительны. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался изящными надписями, передававшими отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние залы были по-своему изумительны: стены украшались мозаичными и майоликовыми панно. Парадные залы дополнялись комнатами отдыха, ванными комнатами, а во дворе - садами, где били фонтаны.

    Остатки материальной культуры свидетельствуют о поистине высоком уровне развития ремесла и искусства в золотоордынских городах: строительства и архитектуры, ювелирного искусства, черной и цветной металлургии, кожевенного, гончарного, косторезного производства, стеклоделия, резьбы по камню и т. д.

    Естественно, не все вещи, найденные в золотоордынских городах, являются продуктами местного, татарско-кипчакского (для XIII века частично и монгольского) производства. Есть среди них и привозные, например, из среднеазиатских, булгарских и русских городов, даже из далеких Египта и Сирии. Но преобладающая масса находок - это собственно золотоордынские, изготовленные своими мастерами.

    Высшего уровня развития достигла в Улусе Джучи мозаичная и майоликовая монументальная архитектура, конечно, не без определенного влияния мусульманского культового зодчества Средней Азии, Закавказья (Азербайджана) и сельджукской Малой Азии. Величественные ханские дворцы, соборные мечети с высокими минаретами и с прилегающими медресе, большие мавзолеи, многокомнатные дворцы знати.

    Найденные золотые и серебряные, богато орнаментированные сосуды (кубки, чаши, кувшины), медальоны, ожерелья, браслеты, перстни и другие изящные вещи, в изготовлении которых применяли гравировку, скань, зернь, филигрань и другие формы высочайшей ювелирной техники, свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства. Ручки золотых и серебряных сосудов нередко изображались в форме дельфинов и драконов, характерных для восточной художественной философии.

    В целом изделия золотых и серебряных дел мастеров золотоордынской Евразии отвечали мировым стандартам ювелирного искусства развитого средневековья.

    Немалый интерес как предметы украшения и быта и как произведения искусства представляют собой круглые металлические зеркала. Их обратные стороны имели рельефные, так называемые зооморфные, украшения в виде изображении рыб и различных животных, притом они нарисованы бегущими по кольцу. Помимо «звериного стиля», в изготовлении зеркал успешно применялись геометрический и растительный узоры, среди последних особенно лилии и тюльпаны. Золотоордынские зеркала, являясь продуктом городского ремесленного производства, поставлялись и в степь.

    То же самое можно сказать и о богато орнаментированных костяных накладках на колчаны для стрел. Они, подобно зеркалам, в изобилии встречаются как в кочевнических погребениях в южной степной зоне, так и в культурных слоях городов. В этих больших пластинках много роскоши и cpeдневекового великолепия. Для них обычно характерен так называемый «жемчужный» орнамент, нередко в сочетании с изображениями различных животных, например, оленей, барсов, сказочных драконов; некоторые колчаны покрывались даже золотой фольгой.

    В золотоордынских городах, возникших как центры ремесла и торговли, чеканились и монеты.

    В целом же кратко перечисленные выше виды материальной культуры и декоративно-прикладного искусства Золотой Орды XIII- XIV веков свидетельствуют о высоком уровне жизни и художественно-эстетических запросах ее населения.

    Духовная культура. Духовный мир центральноазиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников - кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей.

    Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй (от них и название «каменные бабы»).

    Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока, прежде всего представителей персидско-таджикской поэзии, пользовались огромной популярностью среди татар как позднейших времен, так и периода Золотой Орды.

    Все эти произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни в этом государстве, являясь ценнейшими памятниками средневековой восточной поэзии и философии.
    20. Возникновение Казанского ханства.

    Ордынский темник Мамай решил вернуть себе Булгарский улус, посадив там своего ставленника при помощи русских князей. С этой целью он направил ордынского посла Ачи-Ходжу к суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Тот поспешил в Болгар. Эмир Хасан встретил их «с многыми дары; они же дары взямше, а на княжение посадиша Салтан Бакова сына.). Этот новый князь, Мухаммед Солтан Булгарский, ставленник Мамая, предпочел не конфликтовать с Хасаном и выделил ему обширные земли с центром в Казани. Так возникло новое княжество - Казанское.

    В Казанском княжестве правили в основном местные князья (эмиры, беки). Но их положение было непрочным. То и дело приходили на эти спокойные земли ордынские царевичи со своими небольшими отрядами, держали в постоянном страхе население, а иногда и захватывали власть в свои руки.

    Золотоордынский хан Улуг-Мухаммад, свергнутый с престола, в 1437 г. покинул свои владения в Крыму и направился в русские земли. Он занял город Белев на Оке у юго-западных границ Московской Руси и решил основать на Средней Волге новое государство с центром в Казани. Нередко утверждается, что в 1438 г. он взял Казань и осуществил свое намерение. В достоверных же источниках никаких сведений о «казанском взятии» Улуг-Мухаммада нет. В некоторых поздних татарских преданиях он действительно указан в числе первых казанских ханов.

    Казанское ханство возникло в 1445 г. Оно возникло на месте Казанского княжества, последний правитель которого, булгарин по пpoисхождению, был убит золотоордынским ханом Махмудом. Этот хан положил начало новой династии правителей.

    Территория и население. Казанское ханство (Казан иле, Казан йорты) занимало обширную территорию. Она включала земли от реки Белой на востоке и почти до Суры и Ветлуги на западе, от Верхнего прикамья на севере до устья Черемшана на юге. Таким образом, почти все земли бывшей волжской Булгарии и жившие на них народы вошли в состав Казанского ханства. На юго-востоке ханство граничило с землями ногайской Орды, на юге - с Астраханским и Крымским ханствами, на западе - с Московским государством. Волга делила центральные районы страны на две части. Луговая сторона включала земли на левом низком берегу, а горная - земли, лежащие по правому высокому берегу Волги.

    Основным населением государства были булгары. Их теперь стали называть «казанцами». В северо-западных районах проживало немало черемисов (марийцы), чуваш и вотяков (удмурты). Кроме того, были кыпчакско-татарские выходцы из разных областей Улуса Джучи, Астраханского и Крымского ханств, Ногайской Орды. Все они смешивались между собой в процессе совместной жизни и приняли участие в сложении новой народности казанских татар.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта