ответы по истории РТ. 1. Территория Татарстана в эпоху каменного века. Древний каменный век
Скачать 215.79 Kb.
|
1. Территория Татарстана в эпоху каменного века. Древний каменный век. Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеолита, т.е. около 100-40 тысяч лет тому назад. Тогда на средневолжских просторах господствовал холодный и сухой климат с относительно малым количеством осадков, присущий приледниковым, тундровым зонам. Растительность была скудной. Наиболее распространенными крупными животными были северные олени, лоси, лошади, медведи, шерстистые носороги и мамонты. На них и охотился первобытный человек. В период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) происходило заметное потепление климата. С юга стали мигрировать в наши края теплолюбивые животные, а за ними и люди. Стоянки того времени обнаружены по берегам Волги и Камы у сел Долгая Поляна, Сюкеево, Красновидово, Измери и некоторых других. Люди также пользовались каменными ножами, скребками, копьями, дротиками, но уже выделанными более тщательно, чем у предшественников. В период позднего палеолита окончательно сложился современный тип людей. Возникло первобытное родовое общество, основу которого составляли материнские роды. Это были коллективы кровных родственников, связанных между собой общим происхождением. Люди уже жили в долговременных, искусственно сооруженных домах, вели оседлый образ жизни. В хозяйстве по-прежнему господствовала коллективная охота на крупных животных. Охотились, как правило, мужчины, а женщины занимались сбором дикорастущих трав и ягод, воспитывали детей, поддерживали огонь в жилищах, заготавливали топливо. Роль женщины в обществе была исключительно велика, и счет родства велся по материнской линии. 3а время палеолита люди ушли далеко вперед в своем развитии. Однако они все еще полностью находились во власти природных сил: их преследовали дикие животные, в случае неудачной охоты грозил голод, мучили болезни. Редко кто доживал до старости. Средняя продолжительность жизни была небольшой и не превышала 23-25 лет. В это же время зарождается первобытная религия. Это была вера в происхождение людей от животных и растений (тотемизм), в существование души и духов (анимизм), в силу различных обрядовых действий (магия), в сверхъестественные свойства предметов (фетишизм). Возникает первобытное искусство, во многом связанное также с религиозным сознанием людей эпохи позднего палеолита. Появляются изображения зверей, вылепленные из глины фигурки. Средний каменный век. На смену древнему каменному веку пришел мезолит (VIII-V тыс. до н.э.). С ним связаны дальнейшие прогрессивные изменения в жизни человеческого общества. Эти изменения происходят на фоне резкого потепления климата. Вымирают мамонты и шерстистые носороги. Берега рек и озер приобретают современные очертания. Бывшие приледниковые зоны покрываются смешанными и хвойными лесами. В них живут лоси, олени, бурые медведи, кабаны, волки, лисы, зайцы. Природно-географические условия края приближаются к современным. В эпоху мезолита заметно меняется образ жизни человека. Загонная, коллективная охота на крупных животных окончательно теряет свое значение. Лоси, медведи, кабаны становятся добычей небольших групп охотников, вооруженных луком и стрелами. На мелкого зверя и птицу охотились поодиночке. Резко возрастает роль рыболовства. Люди изобрели гарпун, рыболовные сети и крючки, а также лодки-долбленки с веслами. Собирательство по-прежнему остается дополнительным источником питания. Человек постоянно совершенствовал технику обработки камня, изобретал новые виды орудий. Распространение получают каменные ножевидные пластины и изготовленные из них скребки, проколки, наконечники стрел. В широком ходу были кремневые лезвия геометрических форм, которые вставляли в костяную основу ножей. Новый каменный век. Настоящий перелом в хозяйственный жизни общества произошел во времена неолита (IV - первая половина III тыс. до н.э.). Раньше первобытный человек довольствовался только тем, что давала ему природа в готовом виде, то есть занимался охотой, рыболовством, собирательством. Теперь же, в неолите на первый план выступают земледелие и скотоводство как основные источники добывания пищи. Этот переход от присваивающего к производящему хозяйству был настолько существенным явлением, что ученые нередко называют его «неолитической революцией». Территория Татарстана во времена неолита стала более многолюдной. Поселки охотников и рыболовов располагались, как правило, по берегам рек и озер. Состояли они из домов-полуземлянок. Человек сделал еще одно открытие: научился лепить глиняную посуду. С тех пор появилась возможность готовить еду в горшках (раньше мясо и рыбу ели полусырыми, обжарив на костре) и хранить в них продукты. В эпоху неолита матриархат - первобытное родовое общество с привилегированным положением женщины - достигает своего наивысшего развития. Отдельные родовые группы объединяются в племена. Каждое племя занимало определенную, достаточно компактную территорию. Составляющие его роды имели общее происхождение и говорили на близком языке. 2. Эпоха металла на территории Татарстана: ананьинская и именьковская культурно-исторические общности. Ранний железный век. Ананьинские племена (VIII-III вв. до н.э.). Мощным фактором развития хозяйства всего древнего общества стало применение железа. Для получения железа из руды нужны специальные плавильные печи или горны с искусственным дутьем, в которых должна быть очень высокая температура. Такую температуру древнейшие металлурги бронзового века в своих примитивных печах и кострах не могли получать. Поначалу железо считалось дорогим металлом и шло, как и медь, на изготовление украшений. Но затем оно быстро вытеснило бронзу, обладая неоспоримыми над ней преимуществами. Человек получил орудия невиданной прежде остроты и твердости. Первыми в наших краях вступили в железный век ананьинские племена. Ананьинская культура существовала в VIII-III вв. до н.э. Ананьинцы, предками которых были приказанцы, начали возводить первые военные укрепления и настоящие крепости в нашем крае. Их поселения занимали обычно высокие мысы берегов рек, были защищены мощными земляными валами и глубокими рвами. В обществе ананьинцев зарождалась прослойка ремесленников-оружейников. С ростом производительности труда у отдельных людей начали накапливаться запасы продовольствия, ценности. Их можно было продавать или обменять, накапливая новые богатства. Так, ананьинцы поддерживали оживленные торговые связи не только со своими соседями, но и более отдаленными племенами и народами. Через посредство скифов к ним проникали даже отдельные вещи греческого и египетского производства. Обогащению служили также войны. В этих условиях общество расслаивается, возникает имущественное неравенство. Вожди племен и старейшины родов стали пользоваться преимуществами, которых раньше не было. У ананьинцев существовал практически тот же погребальный обряд, что и у приказанцев. В некоторых могилах погребены по два, иногда даже по пять-шесть человек - рядовые воины, простые люди, может быть, даже рабы из числа пленников. В некоторых случаях покойники лежат в специальных «домах мертвых», сколоченных из бревен. Рядом с ними клали небогатые вещи. Но имеются и очень богатые могилы, где похоронены вожди племен и родоначальники с дорогим оружием, украшениями из золота и серебра. Появился обычай ставить над могилами военных вождей надгробные камни. На этих камнях обычно изображались воин и оружие. Прямыми потомками ананьинцев были пьяноборские племена. Они проживали на территории Татарстана с рубежа ПI-П вв. до н.э. Именьковские племена. Название происходит от села Именьково Лаишевского района Татарстана. В нашем крае эти племена появились в V веке нашей эры. По всей вероятности, они пришли с юго-востока и расселились на территории современных районов Татарстана: Апастовского, Буинского, Тетюшского, Камско-Устьинского и др. Судя по культурным остаткам именьковцы вели оседлый образ жизни. Они строили городища и селища. Городища - это укрепленные валами и рвами небольшие крепости. В них проживала родо-племенная знать. Во время войны население близлежащих селищ здесь пряталось. Крупнейшими городищами являются Больше-Тарханское, Чирки-Бибкеевское (Девичьи Горы) на реке Свияге, Ташкирменское и Именьковское в Лаишевском районе. Население в основном жило в открытых, неукрепленных селищах. Именьковские племена знали хуже, чем их предшественники, строительное дело и изготовление посуды. Вместо бревенчатых наземных домов появляются полуземлянки и землянки. Вместо красиво орнаментированной керамики стали делать грубой выделки горшки с неровной поверхностью. В то же время именьковцы были большими мастерами в кузнечном деле, бронзолитейном ремесле и ювелирном искусстве. В южных черноземных районах современного Татарстана они в основном занимались пашенным земледелием. Отличительной особенностью именьковской культуры является трупосожжение. Трупы умерших именьковцы сжигали. Около погребального костра они зарывали в землю керамические сосуды, заполненные прахом умершего. В селищах преобладали небольшие землянки, рассчитанные, видимо, на одну семью. От входа вниз вели земляные ступени, стены были почти отвесные, углы - закругленные. Деревянный ящик, обмазанный глиной, служил очагом. Выработка железа у именьковцев находилась на исключительно высоком уровне. Более половины найденных изделий были изготовлены из чистой стали. Кузнецы V-VII веков в совершенстве владели искусством ковки, сварки. Ювелирные изделия по-прежнему изготовляли из бронзы, серебра. В их мелкой металлопластике преобладали отличавшиеся точностью и изяществом изображения лошадей, т.к. господствующим у них был культ коня. Таким образом, на территории края в эпохи камня, бронзы и раннего железа обитали различные племена. От века к веку менялся их образ, уровень жизни. Была создана сложная родоплеменная организация, совершен переход к производящему хозяйству. 3. Древнейшие кочевники: скифы. Скифы – кочевой этнос. Появились примерно в 6-7 в.до н.э. Занимались в основном скотоводством. Примерно в 6в. до н.э. скифы вторгаются в переднюю Азию, дошли до Египта. Основной ареал обитания – Северное Причерноморье (Таврия). Вопрос об исторической прародине скифов был решен в 20г. 20в. В 1929г. археолог Руденко на Алтае обнаружил скифские захоронения – курган. Это были оружия, украшения. Скифы очень любили украшать предметы утвари. Любимое их изображение – олень. Примерно в 5в. до н.э. у чкифов формируется протогосударство, которое возглавлял Атей. Протогосударство не достигло хороших результатов, оно было разгромлено персами. У скифов была интересная религия. Верховное божество – Солнце. Его изображали диким прыгающим оленем. Поклонялись также Богу Войны. Ему приносили как в жертву человека. Также поклонялись курганам. Изготовляли бронзовые короткие мечи – акинаки. Они сражались только пешими. Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которых они вытеснили из Северного Причерноморья к 7 веку до нашей эры. С 670-х годов скифы совершали успешные походы в Малую Азию и Переднюю Азию. Следы пребывания скифов отмечены на Северном Кавказе. Основная территория их расселения — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым. Северная граница из земель неясна. Изменения в социальном строе к 4 веку до на шей эры отразились в появлении в Приднепровье курганов скифской аристократии (царских курганов), достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их приближенные в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины 3 века и было уничтожено готами. После нашествия гуннов название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья. 4. Исторические предки татарского народа: гунны и тюрки. Гунны - это тюркоязычныe кочевые племена, известные с lХ века до н. э. под названием хунну, которые проживали в тогдашней Центральной Монголии и Северном Китае. Со временем у них были нарушены родоплеменные отношения, и во II веке до н. э. возникло полуфеодальное государство во главе с Модэ. Прошло еще немного времени, все более обострялись противоречия, и кочевое государство разделилось на две части: южные хунну остались па своей земле, а северные ушли в Семиречье, в современные киргизско-казахские степи. Часть из них осталась там, а другая, самая большая часть продолжила свой путь далее на запад, на южный Урал. Вот эти гунны - именно их назвали гуннами в отличие от ранних, южных хунну - и начали свой знаменитый поход на запад в IV веке. Они перешли Волгу, дошли до берегов Азовского моря и далее до Крыма. В 375 году гунны разгромили царство Германариха, созданное готами - древнегерманскими племенами - и сарматами, прорвались в Центральную Европу, завоевали земли бывшей Римской империи. На огромной территории Западной Евразии, от Волги до Рейна, образовалась другая империя - Гуннская. В 30-х годах V века империя разделилась на две части: западной половиной начал править Аттила, восточной - Блада. В 445 году Аттила убил своего соперника и стал полновластным хозяином большой части Евразии. Аттила, грозный завоеватель и талантливый полководец, умер в 453 г. Империя распалась, выделились отдельные союзы племен. Сами гунны постепенно были поглощены, ассимилированы другими тюркскими племенами, а также аланами, готами, славянами и мадьярами. Одеваются гунны в холщовые рубахи и шкуры, на голове носят кривую шапку, на ногах мягкую обувь из козьей кожи. Все они вечно кочуют, и никто не может сказать, где его родина, ибо он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше. Гоня перед собой упряжных животных и целые стада, они пасут их. Особую заботу гунны проявляют о лошадях. Старики, дети и женщины находятся около кибиток и занимаются мирными, домашними делами, а мужчины и молодежь, привыкшие с раннего детства к верховой езде, считают позором для себя ходить пешком. Вооружены гунны мечом, тяжелым луком и арканом. Редко сходятся с врагом врукопашную (и тогда они пользуются мечом), а обычно издали осыпают противника стрелами и стаскивают их с седла арканом на бегу. Тюркский каганат (551-630 гг.) Родина и происхождение тюрков. В VI в. на историческом пространстве впервые появилась небольшая группа населения под названием «тюрк», «тюркюты». Они обитали на Южном Алтае и считали себя потомками хуннов. В одной из легенд о происхождении тюрков рассказывается, что народ хуннов якобы был полностью истреблен соседями; уцелел лишь один десятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Спасла мальчика волчица. Выкормила его, унесла в горы и спрятала в пещере. Юношу все-таки убили, а волчица родила от него десять сыновей. Род этот размножился; один из внуков волчицы получил имя Ашина. Он и стал основателем тюркской династии. В IV - начале VI вв. тюрки вели оседлый образ жизни, занимаясь в предгорьях Алтая добычей и плавкой железа. Тюрки во время правления Бумына. Они стремились поддерживать мирные отношения и торговые контакты с Китаем. В 545 г. в ставку Бумына прибыло посольство китайского императора. Бумын в ответ отправил в Китай своих послов с богатыми дарами. Тем самым государство тюрков получило международное признание. Скоро представился случай для полного освобождения от ненавистной жужаньской зависимости. Тюркские племена телэ, изнемогавшие от жужаньского ига, восстали и двинулись в поход против своих поработителей. По пути они встретились с тюркютами, с которыми не собирались воевать. Телесцы изъявили полную покорность Бумыну. После этого Бумын обратился к жужаньскому государю с просьбой дать ему в жены царевну. Разгневанный хан ответил: «Ты - мой плавильщик! Как же осмелился сделать мне такое предложение?» Тогда решительный Бумын попросил руки китайской царевны и женился на ней. Авторитет его среди кочевников возрос. Воспользовавшись сложившимся положением, в 551 г. Бумын разгромил все основные силы жужаней и присвоил себе титул иль-каган. Так возник первый Тюркский каганат. Походы тюрков. Войны Истеми-кагана. В 552 г. Бумын-каган умер. При его потомках были значительно расширены владения тюрков. Они вели беспрерывные войны с соседними племенами, захватывая их богатства, новые земли, и превращая пленных в своих воинов, рабов. Даже китайский император после очередного поражения вынужден был платить кагану ежегодную дань в размере 100 тысяч кусков шелковой ткани. Господство тюрков утвердилось в обширных регионах. Спустя некоторое время после образования каганата тюркские войска начинают передвигаться на запад по пути, проложенному еще гуннами. Западный поход возглавили Истеми-каган, младший брат Бумына, и его сын Кара-Чурин. Подчинив себе ряд племен Южной Сибири, Приаралья и Южного Урала, они в 558 г. вышли к берегам Волги. 5. Исторические предки татарского народа: хазары и половцы. Хазары и образование Хазарского каганата. Хазары настойчиво стремились выйти из-под подчинения Тюркскому каганату. И когда тот из-за долгих войн ослабел, они, подобно болгарам Кубрата, в VII в. создали свое государство - Хазарский каганат. По сравнению с Великой Болгарией он оказался более жизнеспособным. Первоначальной столицей каганата являлся Беленджер. Это был большой город, обнесенный каменными и кирпичными стенами с полукруглыми башнями высотой до 10 метров. Границы каганата расширялись, а сам он подвергался постоянным нападениям южных соседей. В связи с этим позже столицей стал город Семендер. Однако хазарскому кагану не удалось обосноваться здесь надолго. |