Главная страница
Навигация по странице:

  • Участие декабристов в формировании эстетического потенциала культурного пространства

  • Развитие культурных процессов в Сибири под влиянием декабристов

  • Культурное наследие декабристов на поселении в городе Иркутске

  • Список использованной литературы

  • Вклад декабристов в культурное наследие Иркутска. Вклад декабристов в развитие духовной жизни г. Иркутска;. 1. Участие декабристов в формировании эстетического потенциала культурного пространства 5


    Скачать 53.63 Kb.
    Название1. Участие декабристов в формировании эстетического потенциала культурного пространства 5
    АнкорВклад декабристов в культурное наследие Иркутска
    Дата11.11.2021
    Размер53.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВклад декабристов в развитие духовной жизни г. Иркутска;.docx
    ТипРеферат
    #269701

    Содержание


    Введение 3

    1.Участие декабристов в формировании эстетического потенциала культурного пространства 5

    2.Развитие культурных процессов в Сибири под влиянием декабристов 11

    3.Культурное наследие декабристов на поселении в городе Иркутске 14

    Заключение 22

    Список использованной литературы 23

    Введение
    Актуальность работы определяется необходимостью современного осмысления истоков появления движения декабристов и влияния этого события на ход российской истории. Для нашего времени острое значение имеет проблема определения вклада декабрьского восстания в социокультурное развитие страны, а также изучение деятельности, способствующей появлению данного феномена, и жизненного пути участников событий 1825 г. в период ссылок и после амнистии.

    14 сентября 2021 года город Иркутск отметил 360-летие со дня основания. Одна из славных страниц его истории посвящена высланным сюда поселенцам, неугодным царю. Поселенцы-декабристы, представлявшие интеллектуальную верхушку российского общества, оказали наиболее существенное влияние на развитие края.

    С давних времен Сибирь и ее центр Иркутск были местом политической и уголовной ссылки, но в полном соответствии со смыслом русской поговорки «нет худа без добра», это обстоятельство в смысле роста эстетического потенциала и развития культурного пространства в какой–то мере обернулось Иркутску даже во благо. В XIX в. политические ссыльные вносят определяющий вклад в формирование культурного пространства Иркутска. Одновременно они закладывают основу разнообразных потенциалов, в том числе эстетического, бесспорно актуального в культурном пространстве современности.

    Цель работы – изучить вклад декабристов в развитие духовной жизни г. Иркутска.

    Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть участие декабристов в формировании эстетического потенциала культурного пространства;

    • определить особенности развития культурных процессов в Сибири под влиянием декабристов;

    • проанализировать культурное наследие декабристов на поселении в городе Иркутске.

    Объект исследования – культурный облик Иркутска.

    Предмет исследования – влияние декабристов на развитие культурной и духовной жизни г. Иркутска

    Введение 3

    1.Участие декабристов в формировании эстетического потенциала культурного пространства 5

    2.Развитие культурных процессов в Сибири под влиянием декабристов 11

    3.Культурное наследие декабристов на поселении в городе Иркутске 14

    Заключение 22

    Список использованной литературы 23

    Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, системный подход, формально-логический метод, систематизация и классификация.

    Теоретической основой исследования выступает ряд биографических трудов: Н.М. Дружинин о Никите Муравьеве, В.Н. Болоцких о декабристе М.И. Муравьеве-Апостоле, М.С. Заменский о И.Д. Якушкине и др, в которых освещены вопросы, касающиеся духовной деятельности декабристов в Сибири.

    Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


    1. Участие декабристов в формировании эстетического потенциала культурного пространства


    Уже в период конца XVIII в. и начала XIX века в Иркутске проживало большое количество шведов, поляков и других ссыльнопоселенцев, которые в большинстве своем были людьми образованными. Многие из них стали учителями не только в селах и деревнях, но и в больших сибирских городах.

    Там они вели успешную педагогическую работу, привнося в жизнь свет своих знаний и создавая посредством своей деятельности особый интеллектуальный и эстетический колорит. Именно по этой причине роль ссыльной интеллигенции в формировании культурного пространства Иркутска ХIХ века трудно переоценить, и тема эта всегда будет предметом интереса не только историков, этнографов и искусствоведов, но и культурологов. Именно ссыльные в начале ХIХ века заложили в городе основы музыкального образования. Так, например, ссыльный поляк Кашевский обучал игре на фортепиано детей генерал-губернатора В.Я. Руперта [8, с. 356].

    Постепенно политические ссыльные стали оказывать все большее влияние на культурную и общественную жизнь Сибири, так как среди них тоже были высокообразованные и просвещенные люди, отличающиеся активной жизненной и гражданской позицией. Особенно глубокий след в истории развития Иркутска и всей Сибири оставило пребывание на этой земле декабристов и польских повстанцев, которые были отправлены на каторгу и в ссылку где провели без малого тридцать лет. Многие из них остались доживать свой век в Иркутской губернии, и похоронены здесь же. Даже в наши дни численность польской диаспоры в Иркутской области, хранящей свои культурные традиции, остается довольно значительной. Если ограничиться рассмотрением только эстетических воззрений участников восстания на Сенатской площади Санкт–Петербурга в 1825 году, многие из которых в результате были сосланы в Сибирь и вошли в российскую историю под названием «декабристы», то эти воззрения сводились к следующим принципам:

     гражданского служения искусству;

     приоритета народности и самобытности в искусстве;

     неприятия преклонения перед «иностранщиной»;

     обязательного усвоения общечеловеческих ценностей (требований знания образцов искусства мирового значения). Эти принципы легли в основу культурно–просветительской деятельности декабристов.

    Разносторонняя образованность декабристов и их мировоззрение отличались универсализмом познаний и новаторским подходом. В этой связи не вызывает сомнения справедливость утверждения исследователей о том, что многие стороны жизни Иркутской губернии и других районов Сибири – наука, медицина, сельское хозяйство, культура и др. претерпели сильное влияние декабристов. В своей многогранной деятельности они неизменно руководствовались желанием принести максимальную пользу своему народу, по мнению исследователя русской культуры профессора Ю.М. Лотмана «в этом смысле они выступили как подлинные новаторы» [7, с. 331, 383].

    «С конца сороковых годов, которые считаются в России самым глухим и неблагодарным периодом в истории русского просвещения XIX века», пишет воспитанник декабристов Николай Белоголовый, – в Иркутске стали обосновываться декабристы, что положительным образом сказалось на оживленности темпа городской жизни, так несвойственной русским провинциальным городам, и активизировало его культурную жизнь. Для местной городской интеллигенции и простых обывателей декабристы сразу стали неким своеобразным культурным ориентиром. Их идеи пользовались у населения большой популярностью» [1].

    По свидетельству современников общение с декабристами было для многих школой разума, нравственности и поведения. Как подчеркивает воспитанник декабристов, выдающийся врач и мемуарист Н.А. Белоголовый, «Этою культурностью достиглось прежде всего то, что они, сплотились между собой в тесный кружок, в большую братскую семью, среди которой находилось несколько человек с выдающимся умом и в которой члены, обладавшие наибольшею нравственною силою и большими материальными средствами, поддерживали своею энергией менее устойчивых, а небогатым давали возможность и средства расширять круг своих познаний. Притом они не замкнулись в своей кружковщине и при переходе на поселение тотчас же постарались найти себе практическую деятельность по душе и пристроиться к какому-нибудь делу на пользу края, где они были обречены искупать свою вину, а эта деятельная жизнь не позволяла им расплываться в бесплодных сокрушениях о загубленной судьбе и ожесточаться, и, привлекая к ним глубокие симпатии и уважение со стороны туземного населения, которых они не могли не замечать на каждом шагу, напротив, более или менее примиряла большинство из них с их сибирским настоящим» [1].

    В местах ссылки, в Чите и в тюрьме Петровского железоделательного завода, декабристы читали лекции на научные и искусствоведческие темы. Они активно изучали творчество представителей народов Предбайкалья и Забайкалья, собирали народные песни, пословицы, поговорки. Там, где появлялись декабристы, всегда звучала музыка, ибо среди них были не только одаренные художники, такие как Н.Бестужев, но и хорошие музыканты [1].

    Особенно характерна переписка декабриста А.П. Юшневского, который «слыл чуть ли не лучшим учителем для фортепиано в Иркутске» [1] и его супруги М.К. Юшневской, где занятия музыкой упоминаются почти в каждом письме «Брат твой играет на Альте и в квартетах, надо ему отдать справедливость, читает очень твердо свои ноты. После завтра хочет он поиграть на фортепьянах со скрипкою. Вадковский очень хорошо и приятно играет, и он – первая скрипка, а Николай Крюков – вторая, можешь посему посудить…» [9].

    Уже с 1828 года декабристы А.Н. Муравьев, В.Ф. Раевский, В.С. Толстой, З.Г. Чернышев, А.Л. Кожевников, бывшие в то время в Иркутске, а также местные купцы Д.О. Портнов и В.Н. Баснин, чиновник А.И. Турчинов и врач Р.Ф. Краузе, стали вдохновителями и активными участниками многих событий в творческой, культурной, научной и социальной жизни города [5, с. 45, 47]. Обладая обширными познаниями в различных областях, декабристы сразу включились в творческую деятельность, посредством которой максимально полно реализовывался их нравственно–эстетический потенциал, и, несмотря на высокий уровень политической цензуры, среди местного населения достаточно успешно распространялись также политические убеждения декабристов. Примечательно, что, расселившись по разным деревням и селам края и живя там долгие годы, декабристы не стали изгоями, а даже наоборот, пользуясь большим уважением у местных крестьян, сделали для них много полезного [3, с. 162].

    По свидетельству И.И. Попова: «Жены декабристов, вместе с другими своими современницами разделившие судьбу своих опальных мужей, тоже не оставались в стороне. Они «..любили устраивать свадьбы своей прислуги и местных жителей, крестить бурят, помогать, дарить и т. д. Когда совершались крестины новорожденного, то в доме собирались все – и декабристы, и жители, и даже администрация» [6].

    Декабристы не изолировали себя от общества и на семейных праздниках крестьян, а на вечёрках были рядовыми их участниками: пели, играли, плясали, нисколько себя не выделяя. Например, княжна М.Н. Волконская достаточно часто водила хороводы с девушками из Усть-Куды и Урика, проводила занятия для крестьянских детей [6, с. 71].

    Городская иркутская интеллигенция, невзирая на опасность, негласно охотно посещала декабристов на поселении, а в дальнейшем и декабристов, которым разрешено было переехать из деревень в Иркутск. Гости–иркутяне хорошо понимали, что они имеют исключительную возможность общаться с представителями «острейших умов эпохи». На таких встречах всегда царила атмосфера истинного просвещения и высокой духовности. «Николай Бестужев, Никита Муравьев, Юшневский и Лунин, оказывали неотразимое влияние своими выдающимися умами, большинство же – тем глубоким и разносторонним просвещением, пробелы в котором они тщательно восполнили во время своей замкнутой от мира, но дружно сплоченной жизни в Чите и Петровском заводе» вспоминает Н.А. Белоголовый [1].

    Тесно общаясь с интеллигенцией, интересовавшиеся литературой, искусством, вопросами общественной жизни декабристы стали для нее неким культурным и эстетическим ориентиром. Среди представителей этой интеллигенции были иркутские купцы В. Баснин, Е. Кузнецов, Д. Портнов, и Г. Трапезников; учитель К. Бабановский, врач И. Персин, архиепископ Нил, ксендз Гасицкий и многие другие. Так, мемуарист Н.А. Белоголовый отмечает, что «...как ни старались декабристы не слишком выдаваться вперед и сохранять свое положение ссыльнопоселенцев, но единовременное появление в небольшом и разнокалиберном обществе 20–тысячного городка 15 или 20 высокообразованных личностей не могло не оставить глубокого следа» [4, с. 109–110].

    Особенно сильное влияние, в том числе и эстетическое, на городское общество оказали семьи декабристов Сергея Трубецкого и Сергея Волконского. Объединив вокруг себя всех иркутских декабристов, молодую интеллигенцию Иркутска, а также приезжих чиновников и артистов, они тем самым способствовали формированию особого культурного пространства, изменившего эстетический облик всего города. Как свидетельствуют современники, «истинное просвещение сделало то, что люди эти не кичились ни своим происхождением, ни превосходством образования, а, напротив, старались искренно и тесно сблизиться с окружавшей их провинциальной средой и внести в нее свет своих познаний» [1].

    В домах декабристов, славящихся радушным гостеприимством, царил дух высокой культуры и просвещенности, где не только размышляли «о судьбах России», но и исполняли современную музыку, ставили качественные любительские спектакли, заложившие основу городской театральной школы, давали уроки литературы и живописи. Здесь также обучали детей и взрослых, занимались просветительской деятельностью, знакомя иркутян с лучшими образцами Европейской и Русской культуры. Например, княгиня М.Н. Волконская организовала салон, где она регулярно собирала приезжающих в Иркутск артистов и многочисленную городскую интеллигенцию. Салон был настолько популярен, что в его стенах выступали знаменитые в свое время музыканты, такие как известный пианист Малер, выдающаяся скрипачка Отава, очень популярная во времена декабристов французская виолончелистка Лиза Христиани и многие другие деятели искусств, посещавшие в то время Иркутск [4, с. 41].

    В октябре 1849г. известная пианистка Ришье провела у Марии Николаевны целый вечер. Ее прекрасная игра произвела неизгладимое впечатление на И.И. Пущина, декабриста, друга и однокурсника А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею, гостившего тогда в Иркутске у Волконских [5. с. 49, 53]. «В продолжение этой недели я имел случай не раз жалеть, что мы не вместе, – слышал музыку m–me Ришье, и точно совестно было, что один наслаждаюся ее игрой. Будем об этом совершенстве толковать. Я могу только передать вам мои ощущения несознательные – ученым образом я не умею оценить этого таланта.

    Однако декабристы нередко и сами становились организаторами подобного рода концертов, которые, безусловно, постепенно преобразовывали и обогащали культурное пространство Иркутска, способствовали возрастанию уровня эстетического потенциала его жителей. Оценивая вклад декабристов в музыкальную жизнь Иркутска, нельзя не обратить внимание на тот факт, что никто из них не был профессиональным музыкантом. Однако, как отмечают исследователи, некоторые из них в силу полученного образования и страстной увлеченности искусством могли смело соперничать с музыкантами – профессионалами той поры.

    1. Развитие культурных процессов в Сибири под влиянием декабристов


    Вопрос о связи декабристов с населением мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края позволяет увидеть их влияние на общественное и особенно культурное развитие Сибири, подъем уровня культуры и образования местных жителей. Сущность этого влияния заключалась в том, что составляло сам характер деятельности и духовной жизни декабристов. Их отличали универсальность интересов, страсть к познанию мира и поиски идеальной государственности, законности, в целом – к структуре общества.

    Декабристы мечтали о культуре, рождаемой новой эпохой, которая ознаменовалась, по словам Пестеля: «Духом преобразования, который заставляет умы клокотать». Этот дух преобразования, «переворот в умах» проявлялся во всем.

    Именно с этого периода начинается бурное ее развитие за счет декабристского движения: старт воспитанию молодого поколения дает открытие школы в Олонках в 70 км от Иркутска, что вскоре перетекает в создание Сиропитательного дома, где воспитывались и обучались дети. Это, помимо поднятия уровня образованности, поспособствовало также стремлению подростков в русские университеты. Открывая все новые и новые образовательные учреждения, декабристы самостоятельно передавали знания не только молодежи, но и взрослым - чего стоит один лишь пример Ялуторовских школ, открытых И.Д. Якушкиным, чье решение распространить свою просветительскую деятельность на все население вызвало интерес у огромного количества учителей, которые в будущем не раз обращались к ссыльному за опытом. Кроме того, педагогическая программа, разработанная Якушкиным, открыла сибирскому народу множество новых наук и предметов, а также легла в основу открытых гораздо позже училищ Кургана, Ишима, Тобольска и многих других городов.

    Оказавшись в каторжных казематах, декабристы наметили программные требования в борьбе за подъем культуры и просвещения Сибири:

    1) создание широкой сети начальных школ за счет добровольных пожертвований местного населения,

    2) официальное предоставление ссыльным права на обучение детей,

    3) увеличение числа средних учебных заведений,

    4) предоставление казенного содержания в высших учебных заведениях столицы для выпускников сибирских гимназий,

    5) создание при Иркутской гимназии специального класса по подготовке людей для службы в Сибири,

    6) открытие сибирского университета.

    С выполнением этой программы тесно связана энергичная деятельность декабристов по воспитанию молодого поколения сибиряков. Таких примеров много. Например, М.И. Муравьев-Апостол начал учить детей в юрте, где он жил. И.Д. Якушкин занялся изучением различных отраслей знаний, необходимых будущему педагогу. Позже он составил учебники по географии и русской истории. И.Д. Якунин успехи в воспитании ставил в прямую зависимость от нравственных качеств воспитателя. Поэтому всегда старался стать примером для учеников. По инициативе декабристов и при поддержке местной общественности создавались школы для мальчиков и девочек.

    Содействуя подъему культурного уровня народных масс, декабристы надеялись воспитать новое поколение русской молодежи, способной в будущем развернуть активную борьбу с самодержавно-крепостническим строем.

    Огромный вклад был внесен декабристами также и в культурное развитие Сибири: как уже было упомянуто ранее, среды сосланных было немало ценителей музыки, великолепных писателей и несравненных поэтов – и все они, так или иначе, повлияли на культуру нашего края. Стоит ли говорить, насколько скудными были музыкальные познания простых людей до организации М.С. Луниным соответствующих вечеров, сопровождавшихся творчеством Россини, Шопена и Глинки. Нетрудно, наверное, представить также и влияние декабристской литературы на мировоззрение и быт сибирского народа, который со временем обрел необходимые индивидуальность и колорит благодаря произведениям того же В.К. Кюхельбекера и многих других.

    Декабристы оказали влияние и становление иркутского театра. Несмотря на то, что спектакли ставились и раньше, но, по отзывам современникам, опыты были редко удачными. Домашние театры декабристов, например, Волконских, посещение их сделали модным образ жизни декабристов модными среди тех, кто претендовал на звание светского человека.

    Заложенные декабристами традиции неравнодушия к социальным проблемам и включенности к жизни местного общества были продолжены следующими поколениями ссыльных.

    Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, как важно было влияние извне для становления Сибири как полноправной культурной ячейки страны с собственным уникальным опытом, достаточно высоким уровнем образования и намеченными путями к совершенству. Кто знает, как могло все обернуться без движения декабристов, без сосланных в Иркутскую область интеллигентов, без людей, для которых стремление к лучшим переменам стало целью всей жизни и которым мы должны быть благодарны за содеянное.


    1. Культурное наследие декабристов на поселении в городе Иркутске


    Иркутск – это одно из основных мест, где декабристы остались на поселении. Через Иркутскую губернию прошли почти все участники восстания 1825 г. Он стал своего рода столицей для всех ссыльных дворян, находившихся на поселении в Восточной Сибири. Иркутская поселенческая колония была одной из самых значительных и интересных. Она объединяла большую группу декабристов в 50 человек, из которых 35 человек жили продолжительное время на территории современной Иркутской области. В городе Иркутске проживали декабристы С.Г. Волконский с семьѐй, С.П. Трубецкой с семьѐй, П.А. Муханов, И.В. Поджио, В.А. Бечаснов, П.Ф. Выгодовский, которые внесли свой вклад в развитие региона того периода [2].

    Одним из первых декабристов, который приехал на поселение в Иркутск был Сергей Григорьевич Волконский. Он родился 8 декабря 1788 г. в городе Санкт-Петербурге, был осужден по I разряду на каторжные работы. Наказание отбывал на Николаевском винокуренном заводе, Благодатском руднике, в Чите и Петровском Заводе. В 1835 г. был освобожден от каторжной работы в Петровском Заводе и через год переведен в село Урик Иркутской губернии [3]. Волконский был женат на Марии Николаевне Раевской, в семье было четверо детей, двое из которых умерли в младенчестве [4].

    В Иркутске Волконский создал многопрофильное товарное производство. В августе 1856 г. Волконскому было разрешено вернуться в Европейскую Россию, было возвращено дворянство, но не княжеский титул. В 1858 г. Волконский с женой переехали в село Воронки, 28 ноября 1865 г. С.Г. Волконский скончался, похоронен рядом с женой в ограде сельской церкви [5].

    Дом семьи Волконских в Иркутске был центром общественной и культурной жизни города. Изначально он находился в поселке Урик, но уже в 1846 г. (по другим данным в 1844 г.), Волконские приобрели участок городской земли напротив Спасо-Преображенской церкви в г. Иркутске. Дом был перенесѐн из поселка Урик, а уже летом 1847 г. он стоял на своѐм месте, при этом был увеличен почти вдвое. Дом семьи Волконский имел два этажа. В 1864 г. купец И. С. Хаминов приобрел усадьбу и в 1867 г. пожертвовал еѐ для Сиропитательно-Ремесленной школы для мальчиков. С 1914 по 1917 гг. в усадьбе размещались казармы казачьей части 3абайкальского войска [6].

    Первая попытка признать дом С. Г. Волконского историческим памятником относится к 1916 г., 19 июня на заседании Иркутской Губернской архивной комиссии М. П. Овчинниковым была доложена справка об истории дома С.Г. Волконского в Иркутске. В этом же году был предоставлен его доклад и дом был признан историческим памятником, но это не помешало с 1920-х гг. занять дом и усадебные помещения под коммунальные квартиры [7]. Дом перестраивался 1920-1930-е гг., а в 1950-х гг. здесь состоялся капитальный ремонт [8].

    Реставрация усадьбы началась в 1974 г. В декабре 1985 г. здесь был открыт музей, который находится в этом здании до сих пор [9]. Ещѐ одним декабристом, находившимся на поселении в Иркутске, был Сергей Петрович Трубецкой. Он родился 29 августа 1790 г. в Нижнем Новгороде. Был приговорен к смертной казни, замененной каторгой. 29 августа 1826 г. привезен в Иркутск и доставлен затем в Николаевский винокуренный завод. 6 октября 1826 г. вновь доставлен в Иркутск и через два дня отправлен за Байкал. Дальнейшее наказание отбывал в Благодатском руднике, Чите и Петровском Заводе. Декабрист был женат на Екатерине Ивановне Лаваль, которая прибыла в город Иркутск 1926 г., а затем отправилась вслед за мужем.

    В семье было семеро детей, трое из них умерло в младенчестве. В 1839 г. Трубецкой был переведен на поселение в село Оѐк, Иркутской губернии, занимался сельским хозяйством. В 1845 г. Трубецкие переехали на жительство в Иркутск. В городе семья декабриста проживала до 1856 г. в деревянном доме в Знаменском предместье. По амнистии императора Александра II от 22 августа 1856 г., Трубецкой был восстановлен в правах дворянства, уехал в Москву и умер в 1860 г. [1, с. 178-179].

    Дом Трубецких сгорел при пожаре в 1908 г., но в городе появилась легенда о том, что дом на улице Дзержинского принадлежал декабристам, и это послужило основанием для установки на его фасаде в 1936 г. мемориальной доски [10]. В действительности Трубецкие никогда здесь не жили. С 1940-х гг. этот дом постоянно стал именоваться домом Трубецкого. В 1960-е гг. старинный дом отреставрировали по проекту архитектора Г.Г. Оранской и передали Иркутскому областному краеведческому музею. Его назвали Домом-музеем декабристов, а в 1970 г. здесь открылась первая выставка «Декабристы в Иркутске». В 2000 г. дома декабристов Трубецких и Волконских превратились в самостоятельный государственный музей. В 2005 г. Дом-музей Трубецких решено было закрыть на текущий ремонт, потому что деревянный дом к тому времени был полуразрушенный и нуждался в полной реставрации. Летом 2007 г. Дом-музей Трубецких был разобран до основания, и начался реставрационный процесс. В сентябре 2011 г. Дом-музей Трубецких вновь открылся для посетителей [11, с. 27-34].

    Также на территории Иркутска проживал декабрист Петр Александрович Муханов. Он родился 7 января 1799 г. в Могилевской губернии. Был арестован 9 января и осуждѐн на IV разряду на 12 лет каторжных работ. Наказание отбывал в Свеаборгской и Выборгской крепостях, Чите и Петровском Заводе. В 1832 г. был переведѐн на поселение в Братский острог. В 1842 г. был переведен в село Усть-Куда под Иркутском. Последние годы провел в Иркутске, женат не был.

    Могила декабриста охраняется и имеет статус памятника федерального значения [1, с. 123- 124]. В Иркутске находится дом, который декабрист купил в октябре 1848 г. С улицы дом смотрелся как одноэтажный: на улицу выходили лишь окна нижнего этажа, украшенные резными наличниками, во двор же были обращены окна антресольного полуэтажа. В настоящее время дом принят на государственный учет как памятник истории и архитектуры. Планируется, что дом в будущем отреставрируется и станет музеем. Проект по созданию в доме музея, пока не создан, но скорее всего он станет частью историко-мемориального музея декабристов [12, с. 141-165]. Проживал на территории Иркутска и декабрист Иосиф Викторович Поджио. Он родился 30 августа 1792 г. в городе Николаев, был осужден по IV разряду и по конфирмации 10 июля 1826 г. приговорен к каторжным работам на 12 лет, но срок был сокращен до 8 лет [13, с. 147-154]. В октябре 1826 г. был отправлен в Свеаборг, затем в Свартгольм, а оттуда, по просьбе своего тестя А.М. Бороздина, вместо Сибири отправлен в Шлиссельбург. В августе 1834 г. декабрист был отправлен на поселение в Восточную Сибирь и доставлен в Иркутск, а оттуда на поселение в село Усть-Куда. На поселении Поджио занимался тем, что учил детей. Подолгу жил в Иркутске. В январе 1848 г. И.В. Поджио скончался, произошло это в доме Волконских. Похоронен на Иерусалимском кладбище в Иркутске [1, с. 145-146].

    Первое упоминание о памятнике на могиле И.В. Поджио встречается в 1912 г. в списке захороненных на Иерусалимском кладбище, который составил Н.С. Романов [14, с. 203-204]. В 1936 г. на нем была установлена мемориальная доска, а уже в марте 1937 г. на заседании Археологической и исторической секций Общества изучения Восточно-Сибирской области было принято решение о том, чтобы причислить памятник Поджио к категории памятников имеющих общесоюзное значение. В 1950 г. городские власти приступили к окончательной ликвидации бывшего Иерусалимского кладбища и созданию на его месте парка культуры и отдыха, памятники были уничтожены. В апреле 1958 г. городской отдел культуры заключил со скульптором Е.К. Андреевым трудовое соглашение на выполнение ряда работ по памятникам, среди которых оказался памятник декабристу. Срок окончания работ планировался 1 октября 1958 г., но в срок они не были закончены. Памятник был все же установлен, но не на том месте, где находилось захоронение декабриста и, конечно же, не такой, какой был на могиле первоначально, если судить по архивным документам [15, с. 74-82].

    В Иркутске до конца своей жизни жил декабрист В.А. Бечаснов. Владимир Александрович родился в 1802 г. в Рязанской губернии. Был арестован 24 января 1826 г. и осужден по I разряду на вечную каторгу. Наказание отбывал в Свартгольмской крепости, Чите и Петровском Заводе. В 1839 г. отправлен на поселение в селе Смоленщина Жилкинской волости Иркутской губернии. В 1846 г. он женился на дочери крестьянина из села Кузьмиха, Анне Пахомовне Кичигиной, в семье было семеро детей. После амнистии в 1856 г. жил в Иркутске на Луговой улице, сохраняя хозяйство в Смоленщине. Умер здесь же от болезни сердца 1859 г. и погребен в ограде Знаменского монастыря [1, с. 23].

    Могилу В.А. Бесчаснова долго не могли найти. Исследователь Б. Г. Кубалов долгое время не мог разобрать надписи на могиле декабриста, но, несмотря на это дальнейших поисков могилы не было, так как на местоположения могилы указала жена младшего сына декабриста. В 1925 г. была установлена деревянная оградка. В 1932 г. могила В.А. Бечаснова была огорожена желтой деревянной решеткой, но уже к 1936 г. решѐтка была разрушена. В 1974 г. был составлен паспорт на памятник «Могила декабриста В.А. Бечаснова», а в 1976 г. могила вошла в список памятников культуры, подлежащих охране [15, с. 85-89, 98].

    Захоронение находится недалеко от могилы Е.И. Трубецкой. В настоящее время памятник является охраняемым объектом культурного наследия. На территории Иркутска проживал участник восстания декабристов, один из немногих выходцев из крестьянства, П.Ф. Выгодовский (Дунцов). Он родился в 1802 г. в деревне Ружичья Подольской губернии. Был арестован 19 февраля 1826 г. и осужден по VII разряду на 2 года каторжных работ.

    Одной из первых за своим мужем отправилась Е.И. Трубецкая. Екатерина Ивановна Трубецкая (в девичестве Лаваль) родилась 21 ноября 1800 г. в городе Санкт-Петербург. После приговора по делу декабристов добилась разрешения следовать за мужем в Сибирь. В сентябре 1826 г. прибыла в Иркутск и остановилась в доме городского головы купца Е. А. Кузнецова. В октябре 1826 г. проводила мужа в Благодатский рудник. С октября 1826 г. по февраль 1827 г. она вела упорную борьбу с местной администрацией за право разделить судьбу мужа и лишь только когда, подписав отречение от своих дворянских прав, она смогла продолжать путь [1, с. 179]. В июле 1839 г. Трубецкие поселились в селе Оѐк, в 30 км от Иркутска. В 1845 г. им было разрешено переехать в Иркутск. Княгиня Трубецкая брала на воспитание детей-сирот, помогала церквям. Умерла княгиня 14 октября 1854 г. от рака, похоронена в Знаменском монастыре. В 1855 г. С.П. Трубецкой посетил Петровский Завод, где вел переговоры с П.А. Иоссе об изготовлении чугунной оградки для могилы жены. В конце 1856 г. С.П. Трубецкой покинул Иркутск, но ограда вокруг могилы княгини еще не была установлена. Хлопоты по ее установке взял на себя П.А. Горбунов, бывший гувернер сына Трубецких.

    В 1909 г. вышел указ, согласно которому священники церквей и монастырей должны были сообщить в консисторию списки лиц, захороненных в самих храмах, а также в церковной ограде. Знаменский монастырь также предоставил свой список захоронений, среди которых была могила Е.И. Трубецкой [14, с. 201-206].

    В 1928 г. был установлен факт разрушения чугунной ограды у памятника Е.И. Трубецкой. В сентябре 1949 г. был составлен паспорт на могилу княгини. 20 января 1951 г. был составлен «Акт технического осмотра памятника» в нем говорилось, что памятник представляет собой прямоугольный камень из байкальского серого мрамора, общее состояние которого удовлетворительное. В 1954 г. была поставлена железная оградка. Все работы выполнялись скульптором Е.К. Андреевым [15, с. 82-95].

    На сегодняшний момент памятник является объектом культурного наследия. Большой вклад в жизнь ссыльных декабристов внесла жена декабриста С. Г. Волконского, Мария Николаевна. Мария Николаевна Волконская, (в девичестве Раевская), родилась 25 декабря 1805 г. в Киевской губернии. После приговора над декабристами добилась разрешения на отъезд в Сибирь. Прибыв в январе 1827 г. в Иркутск, остановилась в доме купца Е. А. Кузнецова. В 1836 г. семья поселилась в селе Урик, в 20 км от Иркутска. В 1845 г. переехала вместе с детьми в Иркутск. Волконская внесла большую роль в культурно-просветительскую жизнь города. Помогала финансово сиропитательному дому, также стала меценатом города. В 1855 г. было разрешено выехать из Сибири, и 6 августа 1855 г. она покинула Иркутск вместе с семьѐй [1, с. 43].

    Сегодня в Иркутске находятся объекты культурного наследия, которые с полным правом могут считаться частью жизни и деятельности ссыльных декабристов. Одно из самых старых мест, связанных с жизнью декабристов, является Знаменский женский монастырь, основанный 1693 г. Его строительство было начато в 1689 г. Деревянные храмы быстро начали разрушаться, и в 1757 г. была заложена каменная во имя Знамения Божьей Матери. В советское время на территории монастыря разместили школу-интернат глухонемых. На территории монастыря захоронены жена декабриста Е.И. Трубецкая с детьми, декабристы Н. Панов, П. Муханов, В. Бечаснов. На данный момент из монастырских строений сохранились лишь Знаменская церковь, настоятельские кельи, святые ворота и монастырская ограда.

    Еще одним сооружением, связанным с декабристами является церковь Преображения Господня г. Иркутска. Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795 г. Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев. В храме венчалась дочь Волконских Елена. Здесь же отпевали декабристов П.А. Муханова и Н.А. Панова. В советское время в здании храма располагались архив и книгохранилище. Снаружи храм лишился двух боковых пристроек – примыкавших слева и справа к паперти – ризницы и сторожки. Богослужения в храме возобновлено в 2000 г. В настоящее время храм продолжает свою работу. Неподалеку от церкви находится здание Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой. Сиропитательный дом был основан 1838 г., и стал первым женским учебным заведением во всей Восточной Сибири. Декабристы финансово помогали Сиропитательному дому, выписывали книги и другие учебные принадлежности. Благодаря им программа обучения стала более объѐмной, и обучение стало широкое. В 1918 г. Сиропитательный дом был передан в ведение отдела городского хозяйства. В 1919 г. число воспитанниц сократилось до 60, а в 1920 г. дом был реорганизован в обычный детский дом и выведен из принадлежавшего ему здания. Сейчас в этом здании размещается один из корпусов сельскохозяйственной академии (ИСХА). Для сохранения и популяризации наследия декабристов в 1970 г. был открыт Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. Первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» открылась в доме в 1973г.

    В настоящие время Иркутский историко-мемориальный музей декабристов представляет собой две мемориальные усадьбы, находящиеся на соседних улицах в историческом центре города. Итак, ссыльные декабристы оставили после себя в Иркутске 6 объектов культурного наследия: дом семьи Волконских, дом семьи Трубецких, дом П.А. Муханова, памятники на могилах И.В. Поджио, В.А. Бесчаснова, Е.И. Трубецкой, а также 3 объекта, так или иначе связанные с их жизнью и деятельностью: Знаменский женский монастырь, церковь Преображения Господня, Сиропитательный дом Медведниковой. Движение декабристов оставило глубокий отпечаток в истории России, ведь это было первое организованное выступление против самодержавия и стало началом первого дворянского периода в революционном движении в России. Декабристы внесли огромный вклад в жизнь и развитие Сибири и оставили после себя большое количество памятников культурного наследия.

    В современной мере как нельзя важно сохранить и популяризировать память о декабристах, для этого создаются музеи и музейные комплексы, в которых систематизировано хранятся предметы, связанные с жизнью и деятельностью ссыльных декабристов. Создание музеев, посвященных жизни и деятельности декабристов на территории Иркутска, это уникальное событие, которое несет в себе дух просвещения. Это возможность более глубокого знакомства с историей нашего города.

    Заключение



    На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.

    Занимаясь творчеством и просветительской деятельностью, декабристы были очень взыскательны по отношению к себе и другим. Скорее всего, именно этот факт обусловил в будущем проявление особой требовательности публики к качеству сценического исполнения, которая сохранилась у иркутской публики вплоть до наших дней. Требовательность иркутского слушателя и зрителя неоднократно подчеркивал известный сегодня во всем мире пианист, уроженец города Иркутска Денис Мацуев. Это качество, на наш взгляд, красноречиво свидетельствует также о возрастании уровня эстетического потенциала жителей Иркутска XIX века. Разнообразно по своим проявлениям творческое наследие, оставленное нам декабристами.

    Их духовно–нравственные и мировоззренческие установки (о связи школы с проблемами нравственного воспитания, об участии семьи и общественности в решении вопросов нравственности, об утверждении нравственных идеалов и гармонизации человеческих отношений, о роли гуманизма в человеческих нравственных отношениях и др.), по сути, явились программой прогрессивного переустройства жизни людей, как основных субъектов культурного потенциала вообще, так и эстетического потенциала, в частности, а также комплексной системой преобразования всего культурного пространства в целом. В предметно–практической деятельности политических ссыльных, культурное наследие, созданное ими, запечатлено в научных и методических трудах, педагогических исследованиях, архитектурных проектах, музыкальных произведениях и живописных полотнах, сельскохозяйственных изысканиях и т.д. Просветительские идеи декабристов и ссыльнопоселенцев, реализованные в педагогической, литературной, музыкальной и этнографической деятельности, заложили, таким образом, потенциал дальнейшего развития культурного пространства на территории не только Иркутска, но и всего Сибирского региона.

    Список использованной литературы





    1. Афанасьева А. О. Летопись Иркутского музея декабристов // Декабристское кольцо : Вестник Иркутского музея декабристов. Иркутск : Оттиск, 2011. Вып. 3. С.140-141.

    2. Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах / Н. А. Белоголовый // Воспоминания и другие статьи. СПб.: Издание Литературного фонда, 1901. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/belogolowyj_n_a/text_0040.shtml

    3. Будникова Т. К истории усадьбы Волконских. Сиропитательно-ремесленная школа. Иркутск, 2005. С. 34-44.

    4. Вишняков В.В. Души прекрасные порывы / В.В. Вишняков. СПб.: 2012, – 156 с.

    5. Волконский М. С. Декабрист С. Г. Волконский в Иркутске. Иркутск : Ангара, 1961. С. 94-103.

    6. Декабристы в Сибири на Петровском заводе: Из фонда И.Г. Прыжова / подгот. текста, вводная ст. и примеч. Л.Н. Пушкарева. М.: Ин –т истории СССР АН СССР, 1985. – 252 с.

    7. Знаменский М.С., Белоголовый, Н.А. Исчезнувшие люди: Повести, статьи, воспоминания. Воспоминания Сибиряка / сост. Тома, примеч., послесл. Н.Н. Александровой и Н.П. Матхановой. Иркутск: Вост. –Сиб. кн. изд –во, 1988. – 560 с.

    8. Иркутская летопись 1661 – 1940 гг. / Составитель, автор предисловия и примечаний Ю.П. Колмаков. Иркутск: Оттиск, 2003. – 848 с., ил.

    9. Кубалов Б.Г. Крестьяне Восточной Сибири и декабристы / Б.Г. Кубалов [Электронный ресурс] URL: http://www.wysotsky.com/0009/105.htm#06 (Дата обращения: 01.10.2021)

    10. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство – СПБ, 1994. – 399 с.

    11. Львов Л.Ф. Из воспоминаний Леонида Федоровича Львова / Л.Ф. Львов // Русский архив. 1885. №3. – С. 347 –365.

    12. Письма декабриста Алексея Петровича Юшневского и его жены Марии Казимировны из Сибири сообщены проф. П.В. Голубовским / А.П. Юшневский, М.К. Юшневская // от З –го сентября 1832. Петровский завод. Киев, 1908. [Электронный ресурс] URL: http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/yushhnevsk.htm

    13. Пущин И. И. Записки о Пушкине: Письма / И.И. Пущин. М.: Гослитиздат, 1956. – 496 с.

    14. Чернигов А. К. Иркутские повествования. 1661-1917 годы. Иркутск : Оттиск, 2003. С. 245-248.

    15. Ячменев Е. А. Дом Волконских в Иркутске. Иркутск : Земля Иркутская, 2006. С. 55-67.




    написать администратору сайта