Главная страница
Навигация по странице:

  • К аковы причины побудившие князя А ндрея отправиться на войну в первый раз и позже, когда началась отечественная война

  • Вступление Пьера в масонство

  • 7. Какую роль играет в эволюции взглядов Пьера Платон Каратаев

  • 9. Как ведёт себя Наташа во время оставления Москвы Какие чувства доминируют в ней

  • 10. Пребывание Наташи в доме дядюшки после охоты. Какие свойства души героини проявляются в этом фрагменте

  • 11. В чём суть происшествия с Анатолием Курагиным

  • анализ Война и мир. 1. В чем смысл эпизода встречи князя Андрея с дубом


    Скачать 39.52 Kb.
    Название1. В чем смысл эпизода встречи князя Андрея с дубом
    Дата06.06.2022
    Размер39.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаанализ Война и мир.docx
    ТипДокументы
    #573488

    1. В чем смысл эпизода встречи князя Андрея с дубом?


    Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Война и мир» показал, как меняется мировоззрение Андрея Болконского, главного героя романа-эпопеи. Для полного раскрытия образа важен эпизод «Болконский и дуб». Когда Андрей Болконский едет в имение Отрадное, он видит старый дуб. Встреча Андрея Болконского и дуба происходит в тяжелые моменты жизни главного героя: разочаровавшись в Наполеоне, в войне и в себе самом, он не видит смысла своего существования. Внутренний монолог, который произносит князь Андрей, позволяет герою задуматься над собственной жизнью и изменить свои взгляды на нее.

    При первой встрече с дубом князь Андрей невольно сравнивает себя с этим старым корявым деревом, ведь, как известно, природа отражает внутреннее состояние человека. Болконский ощущает единение с дубом и соглашается с тем, что его жизнь закончена. После, при возвращении обратно, он ищет этот самый дуб, но, к своему удивлению, находит его преображенным. Старый дуб раскинулся шатром сочной, темной зелени, и нельзя было поверить, что он когда-то выглядел уродливым стариком. Этим изменениям во внешнем облике дуба созвучны изменения внутри Андрея Болконского.
    Рассматривая дуб, он ощущает беспричинное весеннее чувство радости и обновления. В его душе происходят кардинальные перемены. Князь Андрей вспоминает лучшие моменты своей жизни, и у него появляется желание жить и действовать. Герой понимает, что только новая жизнь с новыми идеалами и новыми стремлениями может все изменить. Он понимает, что ранее он жил только для себя. Он хотел совершить подвиг, мечтал о славе. Теперь же, увидев обновленный дуб, князь Андрей проводит параллель между собой и этим могучим деревом. Он чувствует жажду активной деятельности. Болконский переживает внутреннее преображение, обновление и переосмысление своей жизни.

    2. Каковы причины побудившие князя Андрея отправиться на войну в первый раз и позже, когда началась отечественная война-

    Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, “попав в заколдованный круг”, из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит (“...Никогда не женись.. . — говорит он Пьеру, — не женись до тех пор.. . пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал... ”), отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести “свой Тулон”. Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский в то же время охвачен идеями наполеонизма: перед сражением он признается себе, что готов пожертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом — “неважно, что будет потом... ”. Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, “волоча его по земле”, бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение — “как будто палкой по голове”.

    Открыв глаза, Андрей видит “высокое, бесконечное небо”, кроме которого “ничего, ничего нет и.. . все пустое, все обман... ”, и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.
    Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, “своим врагам ”, за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа.

    3.Как относится Андрей к славе, Наполеону? Проанализируйте фрагмент, где к раненому князю подъезжает Наполеон со свитой.

        В начале романа князь Андрей положительно относился к войне. Война нужна ему, чтобы достичь своих целей: совершить подвиг, прославиться: «Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там – то с знаменем в руке я пойду вперед  и сломлю все, что будет передо мной». Для Болконского кумиром являлся Наполеон.  Андрею не нравилось то, что Наполеон в двадцать семь лет уже был главнокомандующим, а он, в этом возрасте только адъютант.

    В начале романа, в 1805 г., князь Андрей Болконский восхищается Наполеоном как полководцем, но не одобряет все его поступки. По словам Болконского, французский император Наполеон как частное лицо совершил некоторые поступки, которые трудно оправдать.

    В этот период жизни князь Андрей считает Наполеона великим полководцем, несмотря на его недостатки: "— Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши, — сказал князь Андрей, — только я не могу понять, как вы можете так судить о Бонапарте.

    Андрей Болконский испытывает противоречивые чувства. Он боится, что Наполеон победит над русскими, ведь это было бы трагедией для России. Но в то же время Болконский боится поражения и позора своего кумира Наполеона:
    В 1805 г. русско-австрийская армия проигрывает французам в сражении под Аустрелицем. В этом сражении князь Андрей получает ранение и остается лежать на поле боя. В конце битвы Наполеон объезжает раненых противников. Среди них он обнаруживает Болконского и приказывает отправить его в госпиталь. Сам раненый Болконский не видит Наполеона, но слышит его речь и речь его помощников. Князь Андрей равнодушно воспринимает эту встречу с кумиром: лежа на спине, он смотрит на бесконечное небо Аустерлица и думает о своей жизни, которую не ценил раньше и которая теперь кажется прекрасной. Наполеон теперь кажется ему маленький, ничтожным человеком по сравнению с этими душевными переживаниями.
    Он понимает, что величие Наполеона — всего лишь фарс, за которым скрывается тщеславная, эгоистичная натура французского полководца, который готов ради своей славы погубить множество жизней. Князь Андрей понимает, что ни слава, ни богатства, ни что-либо ещё не стоят человеческой жизни

    4.Встреча раненного Андрея и Наташи

    Чтобы ответить на вопрос, что значила для Наташи встреча с раненым Болконским, следует вспомнить немного предысторию их взаимоотношений.

    Мы помним, что первая встреча с Наташей стала для Болконского неким переломным моментом в жизни, после этой встречи он снова ощутил тягу к жизни. Последующая встреча на балу привела к развитию романа между Наташей и Андреем. Дело шло к свадьбе, но Андрей вынужденно уезжает за границу, а Наташа влюбляется в красивого, но пустого Курагина.

    Болконский не может простить измену и порывает с Наташей.

    Неожиданная встреча с раненым Болконским оказывается для Наташи возможностью получить прощение, ведь и она сама очень страдала от всего случившегося. И Наташа искренне и с большой любовью ухаживает за князем, часто плачет, ей тяжело видеть его раненым и понимать, что скорее всего тот не выживет. А Андрей прощает Наташу.

    Для них обоих эта встреча принесла долгожданное успокоение, принесла мир в их измученные души, примирила их, заставила увидеть любовь друг друга.

    В данном эпизоде мы видим Наташу как любящую девушку, готовую на все ради здоровья и благополучия любимого. И Андрей благодарен ей за это, отвечает ей любовью и взаимностью.

    5. Что стало причиной чудовищной ошибки Пьера – женитьбы на Элен или почему Пьер стал членом масонской ложи? Что он там искал у масонов и что нашел?

    Для Пьера женитьба на Элен Курагиной- трагическое недоразумение.
    Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты
    и безусловного женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви он не испытывает. Пройдет время и Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.

    То, что Пьер пришел в масонство - результат его жизненных исканий. Он хотел найти смысл жизни и пути его достижения. Идеи масонства о братстве, взаимопомощи, самопожертвовании привлекали его. Но затем он разочаровался в масонстве, т. к. понял, что за внешним благородством кроются те же черты, что присущи светскому обществу: корыстолюбие, эгоизм, жадность, лицемерие..

    Вступление Пьера в масонство один из ярких моментов романа. Л.Толстой очень иронично описал посвящение Безухова в ложу, комично выглядит показ Пьеру малого и большого света. Как он готов был отдать всё своё состояние масонам, но не отдал, только боясь показаться нескромным. Или как во время посвящения Пьер покраснел до слёз, как краснеют дети. Безухову самому закрадывались мысли: "Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?" Как он готов был броситься на шпаги и их поспешно отдёрнули от него. Пьер, вступая в масонство, думал, что братья помогут изменить мир к лучшему, но на самом деле он нужен был им из-за денег (его неоднократные пожертвования) и связей в высшем свете. По совету братьев Пьер пытается облегчить жизнь крестьян в своих деревнях. Но ему показывают "потёмкинские деревни". Все его усилия оказались напрасными, таким образом Толстой показал, что все масонские реформирования в России к ничему хорошему не приведут. Но постепенно даже у Безухова начинают открываться глаза на дела, творящиеся вокруг него. "Пьер чувствует, что болото, в которое он попал, затягивает его всё сильнее". Ему кажется: "что масонство основано на одной внешности". Он видит, что в масонство вступают люди (как Друбецкой Борис), преследующие одну цель - сблизиться с известными и влиятельными людьми. Толстой блестяще показал, что масоны - это тот же самый кружок мадам Шерер, только для избранных из элиты: Но Пьеру представляется, что русское масонство идёт по ложному пути, откланяется от своего источника. Он отправляется за границу, чтобы посвятить себя в высшие.

    6.Как ведёт себя Пьер во время войны с французами. Пребывание Пьера на батарее Раевского, мысли Пьера при виде убитых

    Война 1812 года пробуждает в Пьере патриотические чувства, и он на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент сражения. Здесь он понимает, что историю творит не личность, а народ. Вид оживленных и потных «мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

    Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения

    Появление «невоенной фигуры» Пьера неприятно поразило солдат. В этот момент он растерялся: его окружали недовольные взгляды людей, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется: «Солдаты, проходя мимо его, удивлённо и даже испуганно косились на его фигуру». Пьер ощущал себя лишним, «не на своём месте и без дела», боясь помешать кому-нибудь. Он взошёл на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».

    Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

    Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами

    Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

    Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

    Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

    Пьер бежит от этого страшного места куда глаза глядят 


    7. Какую роль играет в эволюции взглядов Пьера Платон Каратаев?

    Встреча с Платоном Каратаевым была важным эпизодом в жизни Пьера Безухова. Она очень сильно повлияла на него, можно сказать, что полностью поменяла его мировоззрение и помогла найти то, чего он искал всю свою сознательную жизнь в масонстве и филантропии, в дружбе с Анатолем Курагиным и Долоховым, в женитьбе на Элен Курагиной: «согласия с самим собой». Знакомство во французском плену с простым солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым имело большое значение для Пьера. Перед этой встречей герой был опустошен, так как увидел расстрел «поджигателей». Вера в людей, разумность их поступков была потеряна.
    Кроме того, после встречи с Каратевым Пьер стал намного терпеливее к жизненным невзгодам, научился ценить «удовлетворение потребностей» и «отсутствие страданий», переосмыслил слова князя Андрея о счастье и понял неестественность и неразумность желания убить Наполеона. Также герой меняет и отношение к людям. Он прощает свою жену Элен и в каждом человеке стремится найти хорошие качества, даже во врагах. Своей простотой, человечностью, верой в то, что рано или поздно добро победит, Платон Каратаев оказал решительное влияние на изменение взглядов Пьера, сумел возвратить ему веру в людей и справедливость. Каратаев казался Пьеру «олицетворением всего русского, доброго и круглого», «олицетворением духа простоты и правды». «Круглый касатик Апшеронского полка» нёс в себе народную мудрость, это выражалось в том, что речь его была наполнена присказками и поговорками, которые оказались куда более значимыми для Пьера, чем пустые трактаты масонов. Каратаев любил жизнь во всех её проявлениях и каждого человека, независимо от того, кем он был. Даже вторгнувшиеся в Россию французы являются для него частью мира, который он любил. Это «роевое» начало в Платоне больше всего и привлекало Пьера. Каратаев живёт в полном согласии со всем земным, полностью сливается с ним, как капля в океане жизни.
    Таким образом, мы видим, что Платон Каратаев имеет довольно значимую роль в сюжете романа. Благодаря этому персонажу Пьер полностью поменял своё мировоззрение и пришёл к осознанию того, что счастье находится в самом человеке, что надо жить в единении с природой, народом. Именно Платон Каратаев (недаром автор дал ему имя древнегреческого философа) помог Пьеру Безухову слиться со всеми, достигнуть «согласия с самим собой».

    8. Как характеризует Наташу её восхищение летней ночью

    Наташа, любуясь красотой звёздного неба, подзывает Соню к окну и восклицает:

    "Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!" Героиня так оживляется при виде прекрасного! Автор не зря обратил на это внимание, не каждый его персонаж наделён умением замечать красоту окружающего мира. Вот и Соня не понимает поведения Наташи. Эта девушка лишена чувства прекрасного. Пустоцвет!" - скажет впоследствии о ней Толстой, отличая её от Наташи. Все восторженные реплики принадлежат Наташе, Соня лишь прохладно откликается на её порывы. Автор любуется искренностью Наташи, её живостью, поэтичностью. В её репликах в этом эпизоде двенадцать восклицательных предложений. Это помогает понять эмоциональный настрой героини, её способность видеть и чувствовать красоту.

    Сущность Наташи - любовь.

    Любовь к людям к окружающему миру.

    Наташа Ростова в свою очередь подлинно восхищалась красотой ночной природы и тем самым раскрылась как девушка с тонкой душевной организацией. Наташа — необычайно добрый и чуткий человек, способный замечать истинную красоту и без наигранности восхищаться прекрасным.

    Значение этого эпизода в сюжете романа огромно. Здесь не только раскрылся характер Наташи Ростовой, и переменилось все внутреннее сознание Болконского, но здесь также ментально соединились две души, в будущем, ставшие близкими друг другу людьми.


    9. Как ведёт себя Наташа во время оставления Москвы? Какие чувства доминируют в ней?
    Суровым испытаниям подвергались русские люди, и Наташа глубоко переживает за судьбу русского народа. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы раскрываются бесконечная доброта и патриотизм Наташи. По ее настоянию все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы для раненых. Все богатство брошено в Москве. И что значило это богатство, на взгляд Наташи, когда речь шла о спасении русских солдат и офицеров?!


    В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

    Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

    -Яйца…Яйца курицу учат…

    Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. 

    10.Пребывание Наташи в доме дядюшки после охоты. Какие свойства души героини проявляются в этом фрагменте?

    Наташа Ростова с простым народом сталкивается во множестве эпизодов. Одним из самых ярких является эпизод гостеприимного приема детей Ростовых их дядюшкой в деревне Михайловке. В это время Наташа уже было обручена с князем Андреем, который пребывал за границей на лечении.
    Толстой рисует свою героиню как гармонично развивающуюся личность, у которой находятся в равновесии и физические, и душевный силы. Уже из первых строк седьмой главы мы узнаем, что дядюшка называет Наташу “графинюшкой”. Но он не вкладывает в это слово какой-то пренебрежительности, а, на мой взгляд, подчеркивает разницу между условиями ее и его жизни. Когда она верхом подъезжает к дому дядюшки, он начинает менять свое отношение к ней. “Вот так графиня молодая…

    Отношение Наташи к простому народу проявляется уже в начале 7-ой главы. На молодую графиню сбегается посмотреть вся дворня, вслух высказывая свое мнение о ней. При этом Наташа не выражает недовольства или гнева по поводу невоспитанной челяди.
    Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: “Немного погодя дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что это тот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном”.
    Этот эпизод позволяет нам понять, что героине не чуждо ничто народное. Она, попадая в такую обстановку, может органично с ней сливаться.
    Наташе нравится все, что она видит. Она пробует то, что приготовила Анисья Федоровна. Ей “так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке

    Следующая сцена, показывающая близость Наташи Ростовой к народу, – это сцена игры на балалайке Митьки – кучера. Услышав звуки “Барыни”, она раз сто просит кучера снова сыграть эту мелодию, сопровождая игру восклицаниями “отлично”, “прелесть”.

    Помимо “мысли народной”, которая получает развитие в данном эпизоде, намечается здесь и “мысль семейная”, которая найдет воплощение в конце романа. Она проявляется в размышлениях Наташи о ее будущем муже Андрее Болконском, о том, как он отнесся бы к такому сближению с народом. Героиня приходит к заключению, что князь Андрей, бесспорно, одобрил бы такое поведение Наташи.
    В эти рассуждения Наташи Ростовой Толстой вкладывает мысль о том, что супруги должны жить и мыслить одинаково. Такого единения Наташа добьется только в браке с Пьером Безуховым, чьи жизненные идеалы были близки идеалам Наташи.
    Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что в данном эпизоде Наташа Ростова гармонично сливается с народом, его духом и традициями. А это, по мысли писателя, приносит огромное счастье, подтверждением чего станут размышления Наташи на обратном пути из дядюшкиной деревни: “.. Никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь”.

    11. В чём суть происшествия с Анатолием Курагиным?

    На момент знакомства с Анатолем Курагиным юная Наташа Ростова является невестой Андрея Болконского. Наташа и Андрей помолвлены.
    Князь обратился к своему отцу за благословением, но встретил непонимание. Вельможа, которого почитал сам Кутузов, считал Наташу недостойной парой своему сыну в силу ее юности. Ведь внуку Коленьке нужна была мать. Отец настойчиво просит Андрея отложить свадьбу на год.

    Для юной графини Ростовой это была душевная травма. Каждой девушке разлука с любимым представляется ужасной, ведь так хотелось доказать всему миру, что их любовь исключительная, что избранника она сделает счастливым единственно своим присутствием в его жизни. Но Болконский уехал по служебным делам в Турцию, оформив помолвку с любимой.

    Для семнадцатилетней девушки должно было казаться, что ее предали. Юность диктует свои правила, хочется жить здесь, сейчас. Важно видеть объект своей страсти, изредка прикоснуться, пусть случайно, слышать милый голос. С отъездом Болонского Наташа пережила глубокое разочарование.

    Анатоль Курагин ворвался в ее жизнь тогда, когда она нуждалась в признании. Красивый молодой человек имел богатый опыт в общении с женщинами. Для него Ростова была очередной победой, необходимой для самоутверждения и развлечения.

    То, что девушка считала искренними чувствами князя, на самом деле было фарсом, мужской шуткой, капризом. Невеста Болконского стала объектом чужой интриги. Светские хищники Элен и Анатоль вцепились в свою жертву опытной хваткой.

    Девушка в силу наивности не замечает странностей в поведении поклонника, предложившему ей побег. Зачем тайно венчаться, Наташа? Раскрытый секрет шокирует несостоявшуюся беглянку: Курагин женатый на польской дворянке. Болконский расторгает помолвку со словами: «Я говорил, что падшую женщину надо прощать! Но я не говорил, что я могу простить. Я не могу!»


    написать администратору сайта