Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретическая культурология

  • Целями теоретической культурологии

  • выявить общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов

  • Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни)

  • Задачи прикладной культурологии

  • культурология. культ. 1. в литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины


    Скачать 59.5 Kb.
    Название1. в литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины
    Анкоркультурология
    Дата19.09.2022
    Размер59.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакульт.doc
    ТипУчебник
    #685830

    1. В литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины.

    Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама "идея культуры".

    Второй этап - эмпирическое изучение явления культуры. "Самую первую парадигму наук о культуре; - пишет Л, Ионии, - можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки". на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

    Третий этап - построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.

    На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.

    На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.

    Этнографический этап.

    Первый этап, охватывающий 1800—1860-е гг., обычно называют этнографическим. На этом этапе происходило зарождение социальной и культурной антропологии как особой области научных знаний. По своей сути он заключался в сборе этнографических данных о различных народах мира и их культурах. Этнографические данные поступали из различных источников: от колониальных администраторов, путешественников, торговцев, миссионеров. Большой вклад в становление социальной и культурной антропологии внесли географы и археологи.

    Эволюционистский этап.

    Эволюционистский этап начинается в 1860-е гг. и заканчивается в середине 1895-х гг. Этот этап связан, прежде всего, с распространением эволюционных взглядов, с применением идеи развития к пониманию культуры и общества. Идея эволюции (развития), разработанная в учении Чарльза Дарвина, успешно применявшаяся в астрономии, геологии и других естественных науках, стала распространяться и на социокультурную сферу. Крупнейшими представителями эволюционизма были британский ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832—1917), американский исследователь Лыоис Генри Морган (1818—1881) и другие. В России идеи эволюционизма разделяли Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916), Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846— 1888), Дмитрий Николаевич Анучин (1843—1923) и другие. Эволюционисты исходили из того, что человеческий род един и культура развивается закономерно и единообразно. Несмотря на все различия, в культурах различных этносов имеется много общего: каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда; люди объединяются в семьи для продолжения рода; они передают из поколения в поколение легенды, верования, обычаи, правила поведения, нравственные нормы, произведения искусства.

    1. Донаучный (предыстория культурологического знания простирается от древности до поры возникновения науки). Познание культуры привело к сбору информации о разных народах, обычаях, образе жизни, и, следовательно, ее отображению. В течение донаучного периода человечество скапливало знания о самом себе, стараясь разъяснить, откуда взялось все то, что мы сегодня именуем культурой.

    В 18 веке скопленные знания дали возможность перейти к их обобщению и построению на их основе теоретических конструкций. Стали вырабатываться специальные науки, постигающие отдельные области материальной, социальной и духовной жизни человечества. Возникла этнография - наука о культуре и быте народов мира. Благодаря произведенным в середине 18 века раскопкам древнеримского города Помпеи начала формироваться археология - историческая наука, реконструирующая прошлое человечества по материальным остаткам его деятельности. Появилось искусствоведение (теория и история различных видов искусства), фольклористика.

    В конце 19 - начале 20 века уже возможно заявлять о культурологии как особой отрасли знания, изолировавшейся от философии и социологии и обобщившей сведения о культуре, приобретенные другими науками.

    Таким образом, с 18 века возникает научный период исследования культуры, в рамках которого образовалась современная культурология.

    2. Научно-философский этап (с середины 19 века и до настоящего времени). На этом этапе формируется культурология как наука. Во всеобщем, мировом плане культурология подразумевает под собой всю совокупность знаний о культуре, накопленную во всех отраслях, то есть гуманитарных, социальных и естественных научных знаний. Однако, в довольно узком и строго установленном смысле "культурология" рассматривается как наука о культуре. Термин "культурология" впервые ввел в оборот Лесли Уайт. Руководствуясь обычной схемой возникновения науки, культурология появлялась из обобщения эмпирического знания в области археологии, этнографии, искусства, позднее - социологии. Книга Тайлора "Первобытная культура" стала одной из первоначальных работ, которые были посвящены культуре. Наиболее существенных плодов добились в социальной и культурной антропологии. В становлении этого знания выделяют периоды: этнографический (1800 - 1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). Они стали временем образования суждений о предмете изучения, выделения главных категорий и исходных оснований культурологии. Но решающие изменения в становлении культурологии были сделаны в 20 веке, что и обусловило ее как мировоззренческую науку и теорию культуры.

    Сегодня культурологию можно анализировать как интегративную научную общность знания, порожденную нуждами эпохи на самом стыке культурфилософии, культурпсихологии, социологии, культурологии, этнологии, антропологии, социологии культуры, теологии культуры.

    стр2. Культурология в системе гуманитарного знания

    Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее анализировать изучаемые культурологами проблемы, а также дает другим наукам как эмпирический материал, так и необходимые теоретические выкладки и снабжает их дополнительными методиками исследования.

    Философия и философские науки. В процессе диалога с культурологией разрабатываются философия культуры, а также очень близкие по проблематике сферы – философские проблемы творчества, философия искусства, философия религии. Такие философские науки, как этика, эстетика, религиоведение, создают основы для изучения морали, искусства, религии в системе культуры.

    Этика создает необходимое представление о ценностной основе той или иной культуры. С другой стороны, культурологический подход позволяет понять, чем были обусловлены нравственные нормы в конкретной культурно-исторической среде, как шла эволюция этических ценностей и категорий.

    Эстетика необходима при изучении культурологии для понимания основных характеристик и закономерностей развития художественной культуры. Со своей стороны, культурологические исследования показывают, какую роль играют эстетические представления и ценности в духовной культуре человечества, как они меняются со временем.

    Религиоведение теснейшим образом связано с культурологией. Одна из глубоких религиоведческих проблем – место и роль религии в системе духовной культуры, взаимодействие религии с другими элементами культуры. Анализ любой культуры будет неполным, если не учитывать особенности вероучений и деятельности религиозных организаций, характерных для данной культуры. Однако и культурологический подход помогает изучающим религию понять, каким образом и в силу каких причин и обстоятельств сформировалось и эволюционировало какое-то религиозное учение.

    История как наука отмечает достижения различных народов, составляет хронологию событий и их периодизацию. Историка интересуют конкретные события, их отражение в общественном сознании и психологии, и это составляет эмпирическую базу для культурологии.

    Литературоведение и искусствознание показывают, как происходит через художественную среду отражение и постижение основных социально-психологических характеристик культурно-исторического контекста, нравственных ценностей, мировоззренческих ориентации и особенностей повседневной жизни эпохи.

    Социология. В рамках социологии проводится исследование структуры общества, что является основой для выделения различных субкультур в рамках исследуемого типа культуры; применение конкретно-социологических методов позволяет наблюдать динамику процессов, происходящих в культуре, а использование прикладных методов и количественного анализа дает возможность получить достаточно глубокие теоретические выводы. В свою очередь, для социолога культурологическое исследование может быть источником очень важных сведений об отражении в различных сферах повседневной жизни, в разных духовных областях тех общественных процессов, которые исследуют социологи.

    3. Структура и состав современного культурологического знания.

    Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить следующие составные части:

    1.философию культуры 2. историю культуры 3. антропология культуры

    4.социальную антропологию 5.психологию культуры

    История культуры – изучает конкретные исторические типы культур, их события и достижения, зарождение и функционирование коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ

    Антропология культуры - изучает конкретные ценности, традиции, опредмеченные результаты культурной деятельности, механизмы передачи культурных навыков от человека к человеку. Культурная антропология большое внимание уделяет проблемам рассмотрения этнических культур.

    Социальная антропология – исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека

    Психология культуры – изучает индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурно-исторические типы личности.

    Во-первых, это теория культуры, которая демонстрирует нам все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие.В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.

    Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей общественную систему) и культурологической науки.Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность.

    В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук, но и используют новые культурологические подходы.

    4. Теоретическая культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Она вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов.

    Целями теоретической культурологии являются целостное познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования.

    Задачи: выявить общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов

    Прикладная культурология (исследует процессы культуры в реальной жизни) ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в определенных целях. Она занимается разработкой специальных технологий по передаче культурного опыта.

    Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

    Задачи прикладной культурологии:

    1. Изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.

    2. Выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.

    3. Исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности.

    4. Выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.

    5. Разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.

    6. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве "продуктов", "производителей" и "потребителей" определенных типов, видов, форм культуры.


    написать администратору сайта