Главная страница
Навигация по странице:

  • 19 вопрос. Складывание сословно-представительной монархии (XVI—XVII вв.)

  • 20 вопрос. Земские соборы Московского государства: состав, компетенция, порядок принятия решений.

  • игпр экзамен. 1 вопрос. Основные источники права Древнерусского государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы


    Скачать 245.58 Kb.
    Название1 вопрос. Основные источники права Древнерусского государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы
    Дата25.06.2022
    Размер245.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигпр экзамен.docx
    ТипЗакон
    #614930
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

    18 вопрос. Влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Руси.
    Введение

    Влияние Византии на политическое, правовое и духовное развитие Древней Руси до сих пор остается объектом многих исследований со стороны историков, политиков, правоведов, культурологов.

    В августе 1991г. в Москве проведен 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблема отношений Руси и Византии была одной из самых приоритетных. На самом разном уровне знаний и культуры в обществе обсуждается вопрос о якобы открывавшихся некогда перед Русью альтернативных и «упущенных» предками путях развития и о возможных глубоких и давних причинах часто поражающих Россию бедствий и крутых поворотов в её истории.

    Объект исследования представленной работы - отношения Византии с Древней Русью.

    Предмет исследования - определение факторов в отношениях Византии с Древней Русью, повлиявших на становление политической, правовой и духовной культуры Древней Руси.

    Целью исследования является определение роли Византии в отношениях с Русью на дальнейшее развитие нашей страны.

    В работе использованы труды Гумилева Л.Н., Бибикова М.В., Владимирского-Буданова М.Ф., обзор исторических трудов Литаврина Г.Г., а также учебники Исаева И.А., Рыжова К.В., Вальковой В.Г., Вальковой О.А.

    Основная часть работы состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены различные факторы, обусловившие становление культуры Древней Руси.

    В заключительной части обобщены результаты влияния Византии в становлении политической, правовой и духовной культуры нашей страны.

    1. Политическое влияние

    Международно-политическая концепция Византии, её отношения с Русью, были обусловлены традиционализмом идеологических установок. Они заключались в римском имперском универсализме, в эллинистическом противопоставлении греков и «варваров», в христианском экуменизме с идеей общей церкви, сочетавшимся с византийской идеей самодержавия. Одновременно нельзя не отметить гибкость византийской дипломатии в балансировке между традиционной теорией и учетом политических реалий.

    Принципы и методы византийской дипломатии во взаимоотношениях с Русью включали в себя установление межгосударственных договорных отношений, вводивших международную политику в правовое русло, препятствовавшее совершению неожиданных набегов, разгромов городов, оказанию военного давления.

    Наибольшее влияние Византийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII-XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVI в.в.).

    Очень важное место в отношениях между государствами уделялось церемониям приемов, торжественных обедов, официальных и неофициальных бесед.

    Брак Московского государя - князя Ивана III Васильевича с племянницей последнего византийского императора Софьей был важным событием в русской истории. При Софье утвердились многие порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам Великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которые заметили, что Иван после брака на племяннице византийского императора явился вдруг самовластным государем и возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедемина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных. Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом. Этот брак укрепил положение Древней Руси на международной арене.

    Желая показать, что Москва во всех отношениях является преемницей Константинополя, Иван III впервые на Руси ввёл обряд венчания на царство. Кроме того, он объединил Московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом.

    Позднее, Иван IV Грозный стал именовать себя царем по аналогии с византийским императором. До XV века митрополит на Руси назначался с согласия византийского патриарха. Так же как в Византии, на Руси стали возникать монастыри <#"justify">Из договоров с Византией X в. видно, что купцы играли видную роль в международных отношениях Руси, когда они не только осуществляли куплю за границей, но и выступали в роли дипломатов, имевших широкие связи с иностранными дворами и общественными верхами.

    В договорах также упоминается смертная казнь, штрафные санкции, регламентировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров. При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права.

    Договоры Руси с Византией являются исключительно ценным источником по истории государства и права Древней Руси, древнерусского и международного права, русско-византийских отношений.

    2.2 Рецепция византийского права

    Проводник <#"justify">В московскую эпоху Византийское право применялось непосредственно только духовными судами; светские учреждения знали его лишь постольку, поскольку оно отражалось в государевых указах, а потому влияние его на практику не могло получить решающего значения. На указной деятельности московских государей оно отражалось также в меньшей степени, чем в Руси домосковской. Тем не менее многие статьи Соборного уложения 1649г. заимствованы из византийского права. Впоследствии некоторые из этих статей перешли в Свод Законов.

    Несравненно глубже было влияние духовенства, руководствовавшегося византийскими законами, в области уголовного права. До принятия христианства на Руси господствовал материальный взгляд на преступление как на причинение обиды и вреда. Духовенство <#"justify">3. Духовное влияние

    Киевская Русь, приняв в 988 году христианство из рук Византии, унаследовала целую систему духовных, эстетических, моральных ценностей, свойственных христианской культуре.

    3.1 Церковь. Христианство

    Церковь играла крупную роль в экономической и политической жизни Древнерусского государства. С принятием христианства высшую церковную иерархию стало возглавлять византийское духовенство. Лишь при Ярославе киевским митрополитом был поставлен Илларион, русский по происхождению. По приказу Ивана III греческий монах Максим Грек переводил греческие церковные книги на русский язык.

    Несмотря на все перипетии и сложности в отношениях с Византией, принятие Русью христианства от неё стало неизбежным. Здесь для Руси не существовало иных исторических альтернатив. Иудаизм и ислам был представлен соседними с Русью кочевыми и полукочевыми народами, весь образ жизни и менталитет которых был абсолютно чужд земледельцу-славянину. А униженный и маловлиятельный к концу X века Рим был слишком далеко. Весь ход становления и развития Древнерусского государства и само его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью» Древней Руси.

    3.2 Станковая и монументальная живопись

    В области станковой живописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон в X-XI в.в., которые потом копировали. Привозимые иконы помещались в новопостроенные храмы и на многие века становились почитаемыми святынями.

    Русское слово «икона» восходит от греческого «эйкен», что означает изображение, образ, подражание.

    Иконопись строго следует богословским канонам письма иконы, разработанным в Византии на VII Вселенском Соборе ещё в 787 году. И древнерусская иконопись унаследовала традиционные принципы изображения святых, закреплённых иконописными подлинниками византийского образца.

    Византийский канон живописи не был безоговорочно принят русскими художниками. В живопись мастеров из Византии, творящих в Киеве, Новгороде и других городах, проникают русские образы. Например, роспись собора св.Софии в Киеве представляет собой один из великолепнейших образцов фресковой живописи 11 века. Это один из самых ранних из известных нам памятников монументальной живописи, отлично сохранившийся.

    3.3 Архитектура

    В период сложения на Руси монументальной архитектуры, в конце X - 1-й половине XI века, роль византийского влияния была очень велика. Отсутствие собственных традиций каменно-кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих зодчих. Тем не менее полного совпадения византийских и киевских построек даже в тот период не наблюдается.

    Византийское искусство, унаследовав громадный опыт художественного развития античности, выработало к X веку особый вид храма, чья композиция и выразительность стали образцами для архитектуры всей Восточной Европы. Это был так называемый крестово-купольный храм, структура которого стала основополагающей для зодчества домонгольской Руси. На её основе были созданы оригинальные высокохудожественные произведения. Таким был первый каменный храм, построенный в 991-996г.г. - Десятинная церковь, впоследствии разрушенная татаро-монголами в XIII веке.

    3.4 Музыкальная культура

    византия русь дипломатия влияние

    Византийская эстетика оказала огромное влияние на музыкальную культуру, надолго определив путь развития русской музыки.

    Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник. Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов.

    Феодосием Печерским было введено на Руси основополагающее понятие византийской музыкальной эстетики - «ангелогласное пение». Оно сыграло важную роль в развитии русской церковной хоровой музыки всех последующих эпох. В Византии идея ангелогласного пения развивалась у Псевдо-Дионисия Ареопагита.

    Византийский канон лёг в основу певческой церковной культуры Древней Руси. Однако, если в Византии музыкально-поэтический канон богослужения складывался постепенно на протяжении нескольких столетий и оформился окончательно к X веку, в Древней Руси канон был воспринят целиком вместе с крещением Руси и рассматривался как нечто незыблемое, священное. Его нарушение на Руси могло рассматриваться как ересь. В дальнейшем первоначальная византийская основа церковного пения видоизменялась, ассимилировалась на русской почве.
    19 вопрос. Складывание сословно-представительной монархии (XVI—XVII вв.)
    1. Складывание сословно-представительной монархии в XVII в. Историческое ядро централизованного Русского государства сложилось на пространствах подзолистых малоплодородных почв. Суровые природно-климатические условия региона обусловливали необычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ, что, в свою очередь, не способствовало тщательной обработке худородных земель. Из каждых 10-12 лет один-два года были неурожайными и сопровождались голодом. Указанные факторы детерминировали низкий уровень урожайности и товарности в сельском хозяйстве. Низкий объем совокупного прибавочного продукта объективно замедлял отделение промышленности от земледелия, рост городов, I сказывался на формах хозяйствования. Более того, напряженная; ситуация в сельском хозяйстве имела громадное значение в формировании определенного типа государственности - монархии с деспотическими проявлениями.

    Таким образом, природно-климатические условия определили землевладельческий характер населения Московского царства. Крестьяне - основная масса аграрного населения - являлись тяглыми людьми. С конца XV в. в данном классе-сословии выделяются три социальные группы: государственные, церковные и владельческие. Государственные крестьяне составляли основную массу населения, но к XVI в. обозначилась устойчивая тенденция роста владельческих крестьян.

    Городское тяглое население продолжало заниматься сельским хозяйством, которое носило более выраженный рыночный характер. Высший слой торгового населения именовался "гости". Это оптовые купцы, связанные зачастую с международной торговлей. Рангом ниже стояли торговцы - "суконники", далее - мелкие торговцы и производители - " черные сотни".

    К нетяглым слоям принадлежали так называемые "вольные" или "гулящие" люди, нанимавшиеся на кратковременную поденную работу или занимающиеся промыслом, не привязывающим их к месту.

    Сохранялась социальная категория холопов, также нетяглых людей. Однако государство с XV в. стремилось ограничить ее численность. Холопов либо переводили в разряд владельческих крестьян, либо верстали поместьями.

    На рубеже XV-XVI вв. происходили изменения и в господствующем классе. Исчезновение категории удельных князей привело к уравниванию их владений с боярскими вотчинами. Наименование "бояре" сохранили за собой лишь крупные землевладельцы, родовитая аристократия. Низкую и многочисленную прослойку составили "дети боярские", слуги вольные и "под дворским" (дворяне). Для провинциальных мелких землевладельцев поместье стало основной формой земельного обеспечения. Впервые о новой форме феодального землевладения говорит Судебник 1497 года: помещик - это тот, "за которым земля великого князя". Через поместную систему великокняжеская власть привязала к себе служилое сословие и обрела в нем прочную опору. Среди служилых людей с первой половины XVI в. выделяются группы служилых людей из Москвы и из "городов".

    Регулятором сложных экономических и социальных отношений выступало государство.

    В ходе объединения русских земель власть московских государей чрезвычайно усилилась. Однако обрести неограниченную власть великому князю не удалось. Институты верховной власти сохранялись прежними. Иван Ш и Василий III уже тяготились Боярской думой и зачастую пытались игнорировать этот важный государственный орган, решая многие дела со своим личным окружением. Однако традиционное мышление средневекового человека придавало известную устойчивость существующим формам власти. Государство управлялось по формуле "князь указал, а бояре приговорили".

    Позиции феодальной знати укрепляла система "кормлений" и "местничества", поскольку именно бояре получали в кормление крупные города и уезды, а бывшие удельные князья часто оставались наместниками в своих прежних княжествах. Здесь речь идет о системе местного управления, когда наместник (в городах) и волостель (в сельской местности) за управление уездом или волостью жалования из казны не получали, а "кормились" за счет населения вверенной им территории. Два-три раза в год население обязано было поставлять основной "корм" в форме различных продуктов. Дополнительным источником доходов для наместника был суд и известная часть пошлин с торгов и лавок. Взимаемые с населения корма не регламентировались.

    Институт местничества возник на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. В соответствии с этим порядком назначения на военные и государственные должности определялись не пригодностью или способностью человека, а его "отчеством" (знатностью) и положением родни (отца, деда). Получалось, если отцы двух служилых людей находились на совместной службе так, что один из них подчинялся другому, то их дети и внуки должны были находиться в тех же взаимоотношениях. Местничество, с одной стороны, разобщало знать на соперничающие кланы, а с другой - консолидировало, закрепляя за узким кругом знатных фамилий исключительное право на замещение высших постов.

    С середины XVI в, политический строй Московского государства переживает процесс обновления. Чем же он был обусловлен?

    Во-первых, произошли изменения в структуре феодального землепользования. Вотчина (безусловная и наследственная собственность на землю) в XVI в. вытесняется поместьем. В отличие от вотчины это были земли, которые получали служилые люди и владели ею до тех пор, пока несли службу великому князю. Поместье нельзя было продавать и дарить, но при условии несения службы сыновьями помещика оно могло перейти по наследству.

    Во-вторых, с изменением структуры землепользования изменилась и структура феодального сословия. Измельчавшие вотчинники составили многочисленную прослойку поместных дворян. Значение дворянского сословия к означенному времени настолько возросло, что с его интересами должна была считаться любая боярская группировка. Однако в целом его влияние на дела управления совершенно не соответствовало его удельному весу. Дворяне не имели постоянного представительства в Боярской думе, а пути к высшим государственным постам им прочно закрывали местнические порядки. Естественно, что по мере усиления своей массы, дворяне стремились к экономическому и политическому признанию, их требования во многом определяли ход реформ середины XVI в.

    В-третьих, с ростом помещичьего землевладения все большая часть крестьян на официальном уровне попадает в зависимое положение. Вместе с тем землевладельцы стремились и самовольно расширить границы своих угодий. Это усиливало социальную напряженность и активизировало выступления крестьян на разбои, перепахивание меж, вырубку господского леса и т. п. Растущие посадские волнения свидетельствовали о необходимости ограничения злоупотреблений бояр-кормленщиков и укреплении государственного аппарата,

    Изменения, связанные с эволюцией политической системы России на протяжении XVI-XVI вв., были направлены на укрепление самодержавной власти, подрыв могущества боярской аристократии, фиксацию новой социальной иерархии.

    С именем Ивана IV Васильевича (Грозного) связана полоса реформ затронувших разные стороны государственной жизни.

    Иван родился в великокняжеской семье от второго брака Василия III с Еленой Глинской 25 августа 1530 г. В три года он лишился отца, а в неполных восемь лет - матери. В соответствии с завещанием Василия III правление государством до совершеннолетия княжича находилось в руках боярского опекунского совета.

    В 1547 г. Боярская дума и митрополит короновали Ивана IV на царство. Титул царя в то время приравнивался к императорскому титулу. Тем самым окончательно прерывалась традиция вассалитета в "гнезде Калиты". Иван IV Васильевич рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. Необходимость делить власть со знатью воспринималась молодым государем как досадное недоразумение. Ослабление роли и влияния боярской аристократии могло осуществляться путем отстранения Боярской думы от решения государственных дел. Однако в силу традиций сделать это было весьма сложно, и Боярская дума просуществовала до начала XVIII в. Но на протяжении XVI-XVII вв. данный властный институт претерпевает изменения в интересах самодержавной власти.

    Изменился состав думы. Так, при Иване IV из Боярской умы были удалены наиболее строптивые бояре. В составе думы появились представители, поместного служилого дворянства («думные дворяне») и верхов служилой бюрократии ("думные дьяки").

    Во-вторых, начиная с середины XVI в., из состава Боярской думы наделяется так называемая "ближняя дума", узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важные и экстренные дела.

    В 1547-1560 гг. при Иване IV действовал неофициальный совет (правительственный орган) - "Избранная рада". В его состав входили митрополит Макарий, худородный костромской вотчинник Алексей Хдашев, священник Сильвестр, князья Курлятьев, Курбский и др. С помощью Избранной рады царь провел ряд реформ, направленных и укрепление централизованной власти.

    В 1556 г. была отменена система кормлений и наместнического управления. В уездах с большей долей частного феодального землевладения власть переходила в руки губных старост, избираемых из дворянской среды данного уезда. А в местностях с черносошным населением выбирались земские старосты. Прежние поборы в пользу кормленщика были заменены специальным фиксированным налогом – «кормленным откупом», шедшим в казну. Из этих доходов стала выплачиваться денежная "подмога" служилым людям для выхода на военную службу.

    Одновременно с отменой кормлений было принято Уложение о службе, определившее точные нормы обязательной службы в царском войске всех феодалов: с каждых 170 га земли "в одном поле" должен был идти в поход один вооруженный человек. Таким образом, уравнивалось положение бояр и дворян в отношении воинском службы. Кроме того, появилось стрелецкое войско в несколько тысяч человек. Стрельцы получали денежное жалование, обмундирование и огнестрельное оружие из казны.

    Ранние реформы несколько упорядочили систему местничества. Указом о молодых аристократах боярским отрокам до шестнадцати лет позволялось нести государеву службу «не местничаясь». Для определения круга знатных фамилий, которые имели право на местничество, был создан "Государев родословец". Но сам принцип местничества сохранялся: царь мог жаловать дворян "поместьем и деньгами, но не отчеством".

    К 1555-1556 гг., завершается в целом оформление приказной системы управления. Старые территориальные учреждения Дворцы не были уничтожены, но утратили свое прежнее значение. Крупнейшие отрасли центрального управления перешли в ведение особых приказов. Так, внешние сношения сосредоточились в Посольском приказе, военные дела - в Разрядном, земельные - в Поместном приказе и т.д. Все приказное делопроизводство сосредоточила в своих руках служилая бюрократия.

    Стремление к централизации государства требовало урегулирования взаимоотношений с церковью. Такая попытка была сделана на Стоглавом соборе 1651 г.

    Реформы "Избранной рады" ("правительства компромисса") носили половинчатый характер. Объективно они способствовали централизации и в известной степени укрепляли положение дворянства. Здесь с. достаточной очевидностью прослеживается, как центральное и местное управление постепенно уходит из рук боярской аристократии и переходит к иному социальному слою. Однако правительству Адашева - Сильвестра не удалось осуществить основного требования дворянства - обеспечить их землей. Реформы середины XVI в. не подрывали экономической основы могущества боярской аристократии - ее землевладения. Недовольство ими высказывали и дворяне и бояре. Что касается Ивана IV, то его устраивали лишь те начинания, которые укрепляли его власть. Поскольку данные реформы не дали монарху ожидаемых результатов, то царь пошел на разрыв с руководителями Избранной рады.

    Вскоре после ее падения начинается полоса гонений против знати. Это время возвышения А. Басманова-Плещеева, который выступил сторонником насильственных методов подавления боярской оппозиции. Началась вторая серия реформ Московского государства, которая, совпадая с первой по целям, значительно разнилась по методам реализации.

    В декабре 1564 г. Иван IV провел политический маневр, позволивший ему получить право казнить "непослушных бояр" и конфисковывать их имущество по своей воле, а также учредить опричнину. В узком смысле "опричнина" означала государев удел в 1565 - 1572 гг. В широком смысле этот термин употребляется в значении политики Ивана IV в указанные годы. Ее характерные черты таковы:

    - выделение особых владений царя, разделение территории русского государства на "опричнину" и "земщину" (это разделение было ликвидировано в 1572 г.);

    - организация опричного войска. Оно было различным по социальному составу в различные годы;

    - массовые казни и погромы;

    - перетасовка земли внутри класса феодалов путем выселения части титулованной знати из опричных уездов в восточные районы и конфискация их вотчин;

    - ослабление политической роли Боярской думы и церкви;

    - усиление феодального гнета.

    Что касается направленности этой политики, ее целей и социальной сущности, то в исторической литературе высказываются различные точки зрения. Сложность изучения этой проблемы во многом связана с эволюцией опричной политики. Она не была тождественна себе самой в начале и конце периода. Первый год опричнина носила четко выраженный антикняжеский характер. Удар был нанесен по Суздальским князьям. Затем она видоизменится. Можно согласиться с утверждениями тех историков, которые рассматривают опричнину как результат столкновения традиционно сохраняющей свое могущество феодальной аристократии с поднимающейся самодержавной монархией.

    Каковы же итоги опричной политики?

    Опричнина оказала глубокое воздействие на судьбы русского дворянства. Значительная часть (вероятно, не менее половины, по подсчетам А. П. Павлова) помещиков и вотчинников сменила в последней трети XVI в. географию землевладения, что серьезно нарушило традиционные земельные связи служилых людей. Важные перемены произошли в среде господствующего класса. Под влиянием опричных переселений была разрушена прежняя территориальная структура государева двора. Именно в это время утверждается новый чиновный принцип членения дворян. Земельные перетасовки опричнины нанесли ощутимый удар по вотчинному землевладению. В целом опричнина привела к существенной трансформации дворянства, поставив его в еще большую зависимость от монархии. Ослабли позиции и политическое влияние, феодальной аристократии. Было ликвидировано последнее удельное княжество Владимира Андреевича Старицкого.

    Возникшие до опричнины органы центрального управления (приказы) не были уничтожены, а напротив усилились. Вместе с укреплением приказной системы возрастает значение служилой дворянской бюрократии. Думные дьяки и думные дворяне закрепились во властном органе, превращая Боярскую думу из чисто аристократического по составу учреждения в более представительный орган.

    Однако опричнина не изменила общей политической структуры монархии, не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государства. Попытка "перескочить" через стадию сословно-представительной монархии, заменив ее абсолютной, не удалась. Развитию сословно-представительного начала в наибольшей степени способствовали Земские соборы. И хотя Иван Грозный в годы опричнины мог расправиться с неугодными ему членами Земского собора 1566 г., сама система Земских соборов стала важнейшей частью государственного устройства России в XVI-XVII вв.
    20 вопрос. Земские соборы Московского государства: состав, компетенция, порядок принятия решений.
    Зе́мский собо́р — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

    Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683—1684 годы по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой[1].
    Состав Земского Собора.

    В собор входили: царь, боярская дума, освященный собор во главе с митрополитом (патриархом), дети боярские, посадские, черносошные крестьяне (присутствовали на соборах лишь в 1613 и 1682 гг.) Служилое и тяглое население было объединено в единую группу. На собраниях также присутствовали представители определенных социальных слоев: атаманы от казаков, головы от стрельцов и т.д.

    Способ созыва.

    Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население.

    Выборы проходили в городе с уездом и в губном стане в форме избирательных собраний людей определенных чинов данной местности. На собраниях могли участвовать полные налогоплательщики или люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Затем протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ. Количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек. Что касается местных властей, то они не имели права вмешиваться в выборные дела.

    Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платилось, но челобитные о выплате жалования встречались. Заседания соборов могли проходить годами, поэтому было чрезвычайно важно запастись выборным всем необходимым. Естественно быть выборными могли себе позволить лишь обеспеченные люди (своеобразное препятствие для малоимущих).

    Собор открывался торжественной службой в кремлевском Успенском соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего происходило торжественное заседание собора в полном составе. Царь произносил речь. После проходили совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по вопросам происходило в отдельных камерах. Нередко под конец Земского собрания устраивалось совместное заседание всего Собора. Все решения принимались единогласно. При закрытии Собора царь давал торжественный обед для выборных.
    Компетенция Земских Соборов:

    Избрание нового царя на царство и новой династии. В 1584 году Земский собор впервые избрал на царство Федора Иоановича, последнего - в 1682 году (Петр Великий).


    • Собору подлежала Верховная законодательная власть. Существенная роль Собора в вопросах кодификации права. Судебник 1550 и Уложение 1649 годов были приняты Соборами.

    • Собор ведал вопросами войны и мира

    • Собор ведал вопросами церковного устроения.

    • Собор ведал вопросами налогового управления.

    • Собор ведал вопросами внутреннего управления, в которые входили вопросы поддержания и развития отечественного народного хозяйства. Во время безцарствия Собор брал на себя всю полноту Верховой власти в России.

    • По Буданову, собор имел право петиции, которое позже вылилось в формальное право законодательной инициативы.


    Причина исчезновения Соборов.

    Соборы исчезли в результате того, что в них отпала надобность. Собор был средством укрепления царской власти, становления ее единодержавия. По мере укрепления царской власти значение соборов ослабевало. Период правления Алексея Михайловича, период наивысшего расцвета царской власти в Московском государстве, - начало упадка соборов. С исчезновением причин, породивших соборы, исчезают и Земские Соборы.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта