Главная страница
Навигация по странице:

  • 12 вопрос. Возникновение империи Чингисхана, государство Золотая Орда. Право Золотой Орды, Великая Яса. Положение Руси под властью Орды. Влияние Золотой Орды на Русь.

  • игпр экзамен. 1 вопрос. Основные источники права Древнерусского государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы


    Скачать 245.58 Kb.
    Название1 вопрос. Основные источники права Древнерусского государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы
    Дата25.06.2022
    Размер245.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигпр экзамен.docx
    ТипЗакон
    #614930
    страница6 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Органы суда и процесс по Псковской ссудной грамоте.

    Обе стороны именовались истцами (ст.62), или сутяжниками (ст.58).

    Суд есть борьба сторон перед судьей. То, что сегодня мы называем судебные доказательства, в то время были средствами сторон, Суд лишь регулировал и уравнивал эти средства. Средства были следующими: 1.Послухи, 2.Суды Божии, 3.акты.

    В Псковской судной грамоте различается суд владыки, веча, князя и посадника, тысяцкого, старых и сотских, братчины (ст. 113), общий, местный, докладчиков. В Псковской судной грамоте отмечается беспристрастность, самостоятельность суда. В грамоте содержится довольно подробный порядок судебного производства, виды судебных доказательств.

    К примеру, по Псковской судной грамоте общему суду подлежали такие дела, в которых одна сторона была подсудна церковному суду, а другая - светскому.

    Псковская судная грамота с целью предотвращения лихоимства и несправедливости обязывает всех судей приносить присягу по крестному целованию.

    По Псковской судной грамоте тяжущиеся не имели права являться в суд с “пособниками”. Исключения были только для детей, женщин, монахов и монахинь, престарелых и глухих. Если кто-то врывался в суд с применением силы, отталкивая подверника, тот обязан был заплатить штраф князя и подвернику.

    В Псковской судной грамоте упоминаются следующие виды доказательств: показания свидетелей, старожилов, соседей, грамоты, межевые знаки, крестное целование, судебный поединок.

    Судебный процесс по Псковской Судной Грамоте носил обвинительно-состязательный характер, для уголовного разбирательства – обвинительный.

    Дело возбуждалось по исковому заявлению. Далее суд проводил расследование («обыск»). Устанавливались оперативно-розыскные меры, например обыск в современном понятии или выемка, т. е. изъятие вещей, которые сдавались на хранение в суд до разрешения дела. Эти действия исполнялись судебными приставами. Они же вызывали на суд ответчика и осуществляли привод в случае сопротивления.

    Было понятие судебного представительства, но только для защиты интересов женщин, монахов, увечных, стариков и малолетних.

    Псковская Судная Грамота устанавливала формальное судопроизводство.

    Судебные документы:

    «правая» грамота (она выдавалась стороне, выигравшей судебный спор);

    судная грамота (решение суда).

    В основе уголовного законодательства псковской Судной Грамоты лежат начала уголовного права Русской Правды и уставных грамот.
    12 вопрос. Возникновение империи Чингисхана, государство Золотая Орда. Право Золотой Орды, Великая Яса. Положение Руси под властью Орды. Влияние Золотой Орды на Русь.
    До конца XII в. монгольские племена вели натуральное хозяйство и кочевой образ жизни, перемещаясь в степях к северу от пустыни Гоби (современная Монголия).

    На рубеже XII–XIII вв. ожесточенная борьба между различными монгольскими племенами завершилась образованием единого Монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией, в основе могущества которой была сила знаменитой монгольской конницы. В рамках новой государственности монгольские племена со временем сплотились в единую народность.

    Темучин (ок. 1155–1227), лидер наиболее сильного и удачливого монгольского племени, был избран ханом всех монголов под именем Чингисхана. Он повел захватническую политику, покорив Китай Ср. Азию и Закавказье.

    Во главе Золотой Орды стоял хан, потомок Чингисхана, обладавший неограниченной деспотической властью. Для решения наиболее важных вопросов (в частности, для выборов хана) собирался съезд монголо-татарской знати – курултай. Центральный гос. аппарат состоял из распорядительных и судебных ведомств, возглавлявшихся ханскими царедворцами, подчинявшихся монарху. Местные органы управления находились в руках монголо-татарской феодальной знати, местные управители – даруги и баскаки – походили на «малых ханов».

    С принятием ислама право Зол. Орды оказалось тесно связано с шариатом, который стал вытеснять древнее традиционное собрание монгольских законов и обычаев.

    Уголовные законы были чрезвычайно жестокими, основным видом наказания являлась смертная казнь, включая ее наиболее изощренные виды. Одним из наиболее тяжелых преступлений считалось конокрадство.

    Создание первой государственной организации монголов связано с деятельностью Темучина, сына батыра Есугея, владельца крупного улуса, кочевавшего в долине Онона.

    Со смертью Есугея (1164г) созданный им улус распался. Различные родовые группы и нукеры, входившие в этот улус, покинули семью умершего повелителя. Темучину было в это время 9 лет. Имя Темучина начинает вновь упоминаться в источниках лишь в конце 90-х гг. 12в., когда ему удалось найти поддержку у повелителя кереитов Ван-хана, с помощью которого военные силы Темучина стали постепенно расти. К Темучину стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои богатства, стада. В поисках сторонников Темучин принимал на службу людей из разных родов и племен, щедро одаривая каждого за верную службу из богатой добычи.

    Так постепенно складывался улус Темучина, мощь которого возрастала; становилось ясно, что он претендует на власть всей Монголией. Это встретило решительное сопротивление других претендентов на роль всемонгольских повелителей. Первыми серьезными противниками Темучина оказались меркиты, действовавшие в союзе с тайчжиутами. Темучин с помощью Ван-хана и кереитов, а также батура Джамухи из рода джаджиратов разгромил меркитов. Эта победа, однако, рассорила Темучина с Джамухой.

    Первым крупным военным предприятием Темучина была война против татар, начатая совместно с Ван-ханом около 1200г. Татары в то время с трудом отюивали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Используя благоприятную обстановку, Темучин и Ван-хан нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу. В 1202г. Темучин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он сделал попытку реорганизовать и дисциплинировать войско. Согласно изданному приказу категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследования неприятеля: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя.

    Победы Темучина вызвали сплочение сил его противников. Сложилась целая коалиция, включавшая татар, тайчжиутов, меркитов, ойратов и другие племена, избравшая своим ханом Джамуху. Весной 1203г. произошло сражение, закончившееся полным разгромом сил Джаймухи. Эта победа еще больше усилила улус Темучина. Началось соперничество между ним и кереитским Ван-ханом, переросшее вскоре в открытую вражду. Война между бывшими союзниками стала неизбежной. Осенью 1203г. войска Ван-хана были разбиты. Его улус перестал существовать.

    После этой победы владения Темучина вплотную приблизились к границе найманов, повелитель которых был последним соперником, способным оспаривать у Темучина власть во всей Монголии. Обе стороны начали усиленно готовиться к войне. В лагере найманов собрались значительные силы, но Темучин осуществил ряд мер, направленных к укреплению внутреннего порядка в его улусе и к увеличению численности и боеспособности войск.

    Вся деятельность Темучина отражала интересы нойонов. Стремясь обеспечить себе полную их поддержку, он учредил своеобразный двор с многочисленным штатом придворных чинов, назначавшихся из нойонов разных родов и племен. Так появились заведующие ханскими табунами, ханскими стадами, ханскими кибитками, кравчие, носители ханского стула и т. п. Темучин узаконил институт дарханов – лиц, за особые заслуги освобождавшихся от всех поборов и повинностей, а также от наказания за девять самых серьезных проступков.

    Темучин силой оружия боролся за внутреннее укрепление своего улуса, добиваясь прекращения самовольных откочевок лиц и групп, не желавших ему подчиняться. Эти меры были не случайными. Власть его еще далеко не была укреплена. источники сообщают, что, готовясь к походу, ему приходилось выделять специальные отряды и особо преданных ему военачальников в арьергарды, чтобы «быть безопасну сзади от племен монгольских, кереитских, найманских и других, которые большей частью были покорены, ...да не случится, что вторично некоторые племена из рассеянных опять стакнутся и замыслят сопротивление».

    Но особенно много внимания уделил Темучин своему войску. Он решительно отказался от организации войск по родовому и племенному принципу, разделив свои формирования на десятки, сотни, тысячи и тумены. Командирами назначались специально подобранные люди из приближенных и нукеров. Эти воинские подразделения могли комплектоваться из самых различных родов и племен. Таким образом войско было оторвано от старой родо-племенной основы. Это дало новый толчок к перемешиванию родов и племен, к их слиянию в единую народность.

    Специально сформированный вооруженный отряд личных телохранителей, так называемый кэшик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался главным образом для борьбы против внутренних врагов хана. Кэшиктены подбирались из нойонской молодежи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Для начала в отряде числилось 150 кэшиктенов. Кроме того, создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.

    Осенью 1204 г. войска Темучина нанесли жестокое поражение найманам и их союзникам к западу от Орхона. Улус найманов перестал существовать, а родовые и племенные группы, ранее подчинявшиеся им, выразили покорность Темучину. Некоторые найманы бежали на запад. Воины Темучина преследовали их, настигли и нанесли несколько поражений. Только немногим удалось переправиться через Иртыш и уйти в Семиречье. После этих побед власть Темучина распространилась на все монгольские родовые и племенные группы. В Монголии не было улусов, которые могли бы соперничать с его силами.

    В 1206 г. в местности Дэлюнь-булдак на правом берегу Онона, на курултае (съезде), куда прибыли все сородичи Темучина, а также его сподвижники и приближенные, он был провозглашен всемонгольским повелителем под именем Чингисхана. Так завершился процесс образования монгольского государства во главе с единым государем.

    После того как Темучин стал всемонгольским повелителем, его политика еще ярче стала отражать интересы нойонства. Хищным и алчным нойонам нужны были такие внутренние и внешние мероприятия, которые способствовали бы закреплению их господства и увеличению их доходов. Новые завоевательные войны, ограбление богатых стран должны были обеспечить расширение сферы феодальной эксплуатации и укрепление классовых позиций нойонов.

    Административная система, созданная при Чингисхане, была приспособлена к осуществлению этих целей. Низшей административной единицей была признана группа аилов, могущая выставить десять воинов. Далее шли группы аилов, выставлявшие по 100 воинов, по 1000 воинов и, наконец, по 10 тыс. воинов. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность увеличить свои вооруженные силы примерно до 95 тыс. воинов.

    Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. По своему характеру это было таким же феодальным пожалованием, какие еще до образования государства стали обычными во взаимоотношениях между нойонами и нукерами. Но теперь это превратилось в государственную систему. Великий хан, считая себя собственником всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определенные повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своем уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своем хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. Так при Чингисхане были заложены основы военно-ленной системы в Монголии.

    Чингисхан разделил страну между членами своего рода. Он выделил в удел своей матери и младшему брату в совместное владение 10 тыс. аилов, другому брату – 4 тыс., третьему – 1,5 тыс. аилов; сыновьям своим он дал, Джучи – 9 тыс. аилов, Джагатаю –,8 тыс., Угэдэю и Толую – по 5 тыс. аилов. Подобные же уделы хан выделил всем своим ближайшим сподвижникам.

    При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал уже формальное прикрепление аратов к земле нойонов – за откочевку из владений арату грозила смертная казнь.

    Став великим ханом, Темучин превратил маленький гвардейский отряд (кэшик) в десятитысячный гвардейский корпус, сохранив при этом в неприкосновенности все его привилегии и аристократический принцип .комплектования. Этот корпус всегда находился при особе великого хана, признавал и выполнял лишь те приказы, которые исходили лично от него: хан был непосредственным командующим кэшика.

    Чингисхан разделил страну на два ««крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого – Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников – сотников, тысяцких и темников – он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.
    ***

    Право. Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

    Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

    Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

    Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям — основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

    В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

    Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

    Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупали невесту из семьи ил рода последней. В свою очередь родственники невесты обязаны был выделить ей приданое. Размер выкупа и приданого, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей жениха и невесты.

    Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды деспотической власти Чингиз-хана и его преемников, суровости отношение низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемуся в самой начальной стадии феодализма. Жестокость ,организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам ,и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

    Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.

    В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта