игпр экзамен. 1 вопрос. Основные источники права Древнерусского государства правовой обычай, Закон Русский, договоры Руси с Византией, княжеские уставы
Скачать 245.58 Kb.
|
6 вопрос. Русская Правда: происхождение, источники, редакции, содержание. Ру́сская Пра́вда — сборник правовых норм Киевской Руси. Связана с Ярославом Мудрым. Первооткрывателем Русской Правды является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси. Источники Русской правды Изучение древнейших документов истории Древней Руси свидетельствует о самостоятельности исторического процесса возникновения и развития государства н права у восточных славян. Правовые нормы играли важную роль в укреплении раннефеодальной монархии; Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права, были договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 гг.), в которых содержались сведения о "Законе Русском". Эти договоры содержали ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и "челяди" и т. д. К источникам "Русской Правды" следует отнести и договоры между отдельными русскими князьями. Иной характер носили договоры князей с народом. Такие договоры заключались вечем от имени народа с князем. Условия княжения предлагались той или, другой стороной, а затем утверждались взаимным соглашением. Так, новгородцы, приглашая к себе князя, ставили ему целый ряд условий, серьезно ограничивающих его власть: не судить без Суда посадника, не раздавать без него волостей и грамот, не приобретать самому, княгине, боярам и дворянам недвижимого имущества в пределах Новгородской земли и т. д. К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, раз мерах пожалований за службу и т. д. Одним из источников "Русской Правды" является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани - "Уроки", создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные "виры", "продажи", "пошлины", что закреплено в статьях "Русской Правды". Присоединяя к Киевскому государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия. Некоторые статьи "Краткой Правды" говорят нам о суде, но ни одна не упоминает о его составе, порядке образования. Суд выборных старейшин превратился в княжеский суд и был в руках князя средством борьбы с преступниками. Большое значение для создания норм "Русской Правды" имели судебные решения, в которых содержались отдельные виды наказаний за преступления. Следовательно, "Русская Правда" возникла не "на пустом месте", а явилась итогом развития Древнерусского государства. Нормы русского права, как и феодальные отношения, в Киевской Руси складывались неравномерно и по-разному. Сохранилось свыше ста списков, в которые включены различные нормы права. В соответствии с их содержанием историки сгруппировали списки "Русской Правды" в три основные редакции - Краткую, Пространную и Сокращенную. Нормы раннефеодального права отражены в первой части "Краткой Правды", или "Древнейшей Правды", которая представляет сборник правовых норм, изданных в различное время князем Ярославом Мудрым для разрешения конфликтов, возникающих в дружинной среде. Кроме "Русской Правды", памятниками права Древнерусского государства, отражающими законодательную деятельность князей, являются церковные уставы и уставные грамоты. Князья жаловали различные привилегии отдельным лицам за их службу. На эти привилегии выдавались специальные грамоты. в которых указывалось конкретное содержание привилегии: владеть землей, крестьянами, осуществлять суд, сбор пошлин и другие полномочия в зависимости от заслуг данного лица. Часто князья составляли завещания с указанием сделанных пожалований тем или иным лицам о предоставлении определенных прав. В Древнерусском государстве, кроме собственных правовых источников, применялись сборники византийских церковных правил и законов, определяющих права церкви и указывающих на взаимоотношения церкви и государства. Не сохранилось ранних списков (экземпляров) Русской Правды. Имеются только сравнительно поздние списки. Краткая Правда известна в 2 списках (прочие списки сделаны в Новое время с этих двух и связаны с В.Н. Татищевым) Новгородской первой летописи младшего извода — Комиссионном и Академическом XV в. В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды. Пространная Правда известна в списках XIII—XV и более поздних веков Кормчих книг, Мерила Праведного, других рукописных сборников и летописей. В заголовке содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослав Мудрый). Сокращенная Правда существует в двух списках Кормчих XVII в. Также содержит в заголовке имя Ярослава Владимировича. Русская Правда чаще всего соседствует с церковными правовыми текстами. Происхождение Русская Правда аналогична более ранним европейским правовым сборникам, в том числе так называемым германским правдам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, баварский и некоторые другие юридические сборники. Наименование этих сборников законов «правдами» — условно. В латинских источниках — Lex Salica — «Салический закон». Вопрос о времени происхождения древнейшей части Русской Правды спорен. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду (первая часть Краткой редакции) с именем Ярослава Мудрого. Период создания Древнейшей Правды — 1016—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного восточнославянского обычного права, с включением элементов византийского права и бытовавших в среде руси элементов скандинавского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда «явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии. Содержание Русская правда является первым сводом законов Древней Руси, который был издан Ярославом Мудрым предположительно в 1015–1054 гг. В ходе истории содержание Русской правды претерпело значительные корректировки. Так после смерти Ярослава Мудрого его сыновья внесли изменения в этот труд и назвали его «Правда Ярославичей» (60-е гг. X в). В дальнейшем Русская правда неоднократно переписывалась и дополнялась. На сегодняшний день известны 106 списков Русской правды, составленные за период 13-17 веков. Принято считать, что Русская правда имеет три редакции – краткую, расширенную и сокращённую, каждая из которых отображает конкретные этапы развития общественных отношений в древнерусском государстве. Русская правда главным образом регулировала вопросы уголовного права. Однако её положения касались также вопросов семейно-брачных отношений, наследственных споров и правового положения различных слоёв населения. Со времён введения христианства на Руси произошла замена языческих представлений о преступлении и наказании на новые, продиктованные древними христианско-византийскими правовыми нормами. Преступление в Русской правде формулировалось теперь не как нарушение действующего закона, а как обида – причинение ущерба (морального, материального или физического) конкретному лицу или группе лиц. За «обиду» виновный обязан был выплатить пострадавшему определённую материальную компенсацию. Наиболее ярко это новшество проявило себя в трактовке законов, определявших наказание за убийство. Суть правовых изменений заключалась в последовательном преобразовании обычая кровной мести. На первых порах Русская правда ограничивала допускаемый круг мстителей, а затем полностью запретила убивать виновного (Правда Ярославичей), но позволяла родственникам убитого пользоваться денежной компенсацией с его стороны. Побои, оскорбления и членовредительство также полагалось компенсировать материальным способом. Подобные нововведения позволяли расширить правовые полномочия государства на личность преступника и его имущество. В статьях Русской Правды прослеживается чёткое разграничение правового статуса различных групп населения, что позволяет получить достаточно полное представление о социальной структуре древнерусского общества и его классовом разделении. В наше время этот свод законов древнерусского государства является важнейшим источником изучения государственного уклада Киевской Руси, её социальных и правовых норм. Кроме того, этот древний источник представляет большой интерес для литературоведов. В свою эпоху Русская правда выполняла функцию основного правового документа древнерусского государства. Из этого следует важнейшая историческая роль Ярослава Мудрого не только как выдающегося дипломата и полководца, но и законодателя и устроителя внутренней жизни Киевской Руси. 7 вопрос. Основные причины феодальной раздробленности Русского государства. Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства. Период феодальной раздробленности на Руси охватывает время со второй половины XII до нач. XIV в. Процесс этот начался после смерти великого князя Мстислава (1125–1132), когда княжества и земли Руси стали выходить из повиновения центральной власти. Для наступившей новой эпохи были характерны длительные кровопролитные междоусобицы князей, войны за расширение земельных владений. Наиболее важные причины раздробленности 1. Раздел единой территории государства между наследниками в условиях отсутствия юридически обоснованного права престолонаследия. Формально начало «удельного периода» относится ко времени завещания Ярослава Мудрого в 1054 г., по которому он посадил своих сыновей для управления страной в разных русских областях. Разделы княжеских земель между наследниками, ставшие особенно ощутимыми к XIII в., усугубляли дробление княжеств-государств. 2. Господство натурального хозяйства. Феодальное хозяйство в это время в основном носило натуральный характер, было замкнутым. Экономические связи с центром были слабы, а военно-политическое могущество местной власти неуклонно усиливалось, поэтому города постепенно превратились прежде всего в ремесленно-торговые центры для окрестных земель. 3. Укрепление собственности феодалов на землю. Многие города представляли собой феодальные усадьбы, крепости князей. В городах создавались местные аппараты власти, их главной задачей было поддержание авторитета власти местного князя. 4. Ослабление внешней угрозы – половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава. 5. Падение престижа Киева, связанное с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море. Кроме того, Киев был практически разрушен в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия. Последствия феодальной раздробленности. Нельзя однозначно судить о времени раздробленности как периоде упадка. В это время растут старые города, появляются новые (Москва, Тверь, Дмитров и др.). Складываются местные аппараты власти, которые помогают в управлении, выполняют полицейские функции, собирают средства для проведения самостоятельной политики отдельных княжеств. На основе «Русской Правды» складываются местные законодательства. Таким образом, можно говорить об общем подъеме русских княжеств в XII – нач. XIII в. С другой стороны, падение военного потенциала Руси привело к тому, что процесс внутреннего социально-экономического и политического развития был прерван внешней интервенцией. Она шла тремя потоками: с востока – монголо-татарское нашествие, с северо-запада – шведско-датско-немецкая агрессия, с юго-запада – военные нападения поляков и венгров. 8 вопрос. Новгородская и Псковская феодальные республики: причины возникновения, особенности развития. Новгород - один из древнейших центров Руси. Новгородские земли были обширны, но не очень удобны для земледелия. Поэтому наряду с сельским хозяйством развивались рыболовство, солеварение, охота. После образования Древнерусского государства с центром в Киеве Новгородская земля управлялась обычно князем, присылаемым из Киева. Однако примерно с начала XII в. управление Новгородской землей приобретает своеобразие. Укрепление феодального землевладения местной знати, практическое отсутствие княжеских земель, наличие у церкви крупных феодальных вотчин, а также превращение Новгорода в центр торговли с Западной Европой делали его сильным, экономически независимым от Киева. Сосредоточение огромных богатств в руках местной знати укрепляло ее в борьбе за политическую независимость Новгорода. Новгород давно стремился избавиться от власти Киева. Известно, что еще княживший в Новгороде в начале XI в. Ярослав Мудрый пытался прекратить выплаты дани Киеву. Новгород добивается права избирать себе посадника (до этого посадник назначался князем) и архиепископа (ранее новгородский архиепископ назначался киевским митрополитом). В XII в. Новгород становится республикой. Точная датировка этого события в науке спорна, однако очевидно, что ее можно отнести на середину века. Более 300 лет просуществовала республика. Внутренние противоречия, обострение классовой борьбы привели к ее ослаблению. Новгород был присоединен к Московскому государству, несмотря на сопротивление боярства, тяготевшего в большинстве своем к Литве. В 1478 г. Новгородская республика перестала существовать. Новгород окончательно вошел в состав Московского государства. Псковская феодальная республика получила самостоятельность в XIV в. До этого земли Пскова входили в состав Новгородской республики, а Псков считался пригородом Новгорода, т.е. зависимым от него городом. И хотя с XIII в. Псков имел отдельный княжеский стол, на который вполне самостоятельно приглашали князей, Новгород отказывался признать самостоятельность Псковской республики. Он был вынужден это сделать в обмен на военную помощь Пскова в борьбе против шведов. Псковская феодальная республика, хотя и отпочковалась от Новгородской, не была точной ее копией. Особенности местоположения и географические условия оказали существенное влияние на социальный и политический строй Псковской республики. Близость агрессивных соседей обусловила более сильную власть князя, а скудость земельных угодий - отсутствие крупного боярского землевладения, что, в свою очередь, определило меньшую роль боярства в политической жизни Пскова. Падение самостоятельности Пскова связано с собиранием русских земель вокруг Москвы. В 1510 г. земли Пскова были присоединены к Московскому государству. 9 вопрос. Государственное устройство Новгородской и Псковской феодальных республик. Великий Новгород являлся наиболее древним городом России и есть основание полагать, что центром древнейшего княжества - Славии. Образовавшаяся впоследствии Новгородско-Псковская земля граничила с Полоцкой и Смоленской землями на западе, Ростово-Суздальским княжеством на юге, с севера омывалось водами Онежского и Ладожского озер, и Финского залива. Местное население эксплуатировало путем взимания дани. Близость Новгорода к Балтийскому морю привела к тому, что в экономическом отношении он явился центром внешней и внутренней торговли. Этот же фактор усложнял внешнеполитическое положение Новгорода. Приходилось вести постоянную борьбу против агрессии немецких, шведских и датских интервентов. Несмотря на то, что на Неве (1240 г.) и на Чудском озере (1242 г.) они были разгромлены, борьба продолжалась и в XIV-XV вв. Новгород платил дань монголо-татарам, хотя во время нашествия не был ими захвачен. В XIII веке Новгородская феодальная республика уступает свои позиции (Яжлобинский договор 1456 г.), а после разгрома новгородского ополчения на Шелони (1471 г.) теряет самостоятельность и переходит в подчинение Московскому княжеству (1478 г.). Псков в XII веке представлял собой значительный город с большим населением. В XIV веке вел борьбу с Новгородом за независимость, приглашал к себе князей не считаясь с мнением Новгорода. В 1348 году Новгород признал политическую независимость Пскова. Тенденции экономического и политического развития, внешнеполитическое положения Пскова были сходны с Новгородом. Поэтому отдельно останавливаться на особенностях становления и развития Пскова нет необходимости. Уже в XV веке Псков, как и Новгород попадает под влияние Москвы. С 1462 года наместники великого московского князя посылаются в Псков без согласования с вече. В 1510 году Псков вошел в состав единого Русского государства. Общественное и экономическое развитие Новгорода имело свои особенности: * во-первых, развитие крупного боярского землевладения происходило быстрее, чем в остальных регионах. В значительной мере этому способствовала жестокая эксплуатация населения, населяющего покоренные территории. Значительную часть земли захватила церковь. Княжеский домен здесь не сложился, боярство из дружинников также не сформировалось. * во-вторых, достаточно высокоразвитые ремесло и торговля способствовали быстрому росту городского населения. Новгород находился на торговых путях ( при замораживании дороги из варяг в греки), а земля не отличалась плодородием. Древнерусские Новгородские и Псковские феодальные республики являлись достаточно высокоразвитыми государственными образованиями, игравшими важную роль в составлении северной части Русского государства. Новгородская республика существовала с 1136 по 1487 год, Псковская феодальная республика 1348 по 1510 год. В 1136 г. в результате антифеодального восстания был свергнут внук Владимира Мономаха Всеволод. В 1478 г. Новгород вошел в состав Московского княжества. В 1348 г. Новгород признал независимость Пскова. В 1510 г. Псков вошел в Московское княжество. Новгородская вечевая республика прошла несколько периодов развития: 1) 1136 г. по I четверть XIV века в Великом Новгороде наряду с вече, посадником, архиепископом и др. существует выборная должность князя, приглашенного по традиции править "по ряду". Его власть ограничена. Наибольшую властную силу имеет вечевое собрание. 2) 1325 г. по 1478 г. князья больше в Новгород не приглашаются. Новгородской феодальной республикой правит боярский совет под председательством владыки. Роль вечевого собрания значительно падает. Рассматривая общественный строй Новгорода следует отметить основные социальные группы и классы. Верхнюю ступень социальной лестницы в Новгороде и Пскове занимали своеземцы, духовенство и купцы. Бояре были основной политической и экономической силой Новгорода. Они занимали все высшие и значительные должности от сотского до архиепископа и посадника. Бояре владели обширными вотчинами, на которых эксплуатировали труд феодально зависимых крестьян. Бояре также владели крупными торгово-промышленными предприятиями, вели активную внешнюю и внутреннюю торговлю. С северных регионах они получали меха и другие товары, пользующиеся спросом у иноземных купцов. Средний разряд феодалов назывался житьими людьми. Эта категория феодалов занималась торговлей, ростовщичеством, перекупкой и занимала должности, связанные с выполнением административных, судебных и дипломатических функций. Среднее положение между мелкими феодалами и крестьянством занимали своеземцы. В Новгороде, в Пскове их называли земцами. Своеземцы владели земельной собственностью, на которой трудились сами своей семьей или привлекали крестьян. Зачастую они сдавали землю крестьянам в аренду. Земцы получали от Пскова земельные участки за несения военной службы. Духовенство занимало то же общественное положение, что и бояре, и пользовалось большими привилегиями. Церковная власть в Новгороде и Пскове имела огромное влияние на политическую жизнь. Духовенству доверялось хранение государственной казны, владыка представительствовал на боярском совете, из числа духовенства назначались послы в иноземные государства и т.д. Купечество Новгорода было тесно связано с житьими людьми, т.к. осуществляло сбыт продукции феодальных хозяйств, т.е. выступали торговым посредником. Купечество вело активную транзитную торговлю, т.к. Новгород и Псков находились на торговых путях Севера и других русских княжеств. В отличие от других княжеств купечество имело и земельные владения. Организационно купечество было объединено в так называемые " сотни", т.е. купеческие общины, аналогично европейским гильдиям. Высшее купечество входило в общество " Ивановское сто", названную так по названию церкви "Ивана предтечи на Опоках" - центра организации. Иноземные купцы имели свою организацию. Вышеперечисленные социальные группы: бояре, житьи люди и купечество выступали на вече единым фронтом против трудящихся масс. Городское население Новгорода и Пскова состояло из городской "верхушки" и "старейшин" и основной массы, или городских низов, называемых "молодшими" или "черными". Последние подвергались жестокой эксплуатации как со стороны городских верхов, так и государства. Они платили налоги, несли повинности по ремонту дорог и мостов, городских укреплений, призывались в ополчение. Хоть они участвовали в вече, не должностные лица из их числа не избегались. Крестьянство в Новгороде и Пскове было представлено такими категориями, как смерды- общинники, закладчики, половники. Положение смердов в Новгороде и Пскове в разное время было неодинаковым. На начальном этапе развития Новгорода они имели собственное хозяйство и платили дань государству. С развитием феодализма смерды превращались в феодально-зависимое население. Таким образом, этот процесс привел к образованию двух разрядов смердов. Смердов-общинников, выплачивающих налоги государству ("тянувших судом и данью" к Новгороду). Смердов - феодально зависимых, которые делились на закладников и половников. Закладники - это смерды, вышедшие из общины и поступившие в подчинение к феодалам. Половники - это крестьяне, лишенные земли и орудий труда, получающие ссуду от феодалов и работающие на его земле за исполу ( долга продуктов). Они платили подати и работали только в пользу своего господина. Половники делились на: "изорников" - земледельцев, пахарей- " огородников" и " кочевников" - рыболовов. Половник мог уйти от своего господина только один раз в году в установленный срок - Филиппово заговенье (14 ноября по новому стилю), предварительно погасив свой долг феодалу. Формой эксплуатации крестьянства в Новгородско-Псковской земле был натуральный оброк, а в XV веке наряду с этим видом появилась денежная рента. Государственный строй Государственный строй Великого Новгорода складывался постепенно. Более чем 300-летнюю историю становления и развития государственного строя, как уже было отмечено, можно разделить на два периода: 1. феодальная республика с номинальной властью великого князя; 2. феодальная республика под управлением феодальной олигархии. В I период (1136-1325 гг.) в Новгород имеются все основные органы республиканской власти: * высшие органы власти - вече и боярский совет -"оспода"; * исполнительные органы - князь, посадник, княжеский суд, тысячный суд, управление волостелями - волостели, староста. Новгородское вече, как высший орган государственной власти, в жизни Новгорода в XII- XIII веках имело огромное значение. Противоборствующие политические силы не могли без поддержки вече, т.е. городского ремесленно- торгового люда, одержать победу. Сила вече заключалась в том, что ремесленники как основной элемент городского населения всегда были готовы поддержать свои права с оружием в руках, ибо составляли основной состав ополчения. Юридически вече было верховным органом власти и имело несравненно большую силу, чем в других княжествах. Вече решало вопросы в области законодательства, внутренней и внешней политики: * избирало или изгоняло князя; * избирало посадского, должностных лиц городской администрации; * решало вопросы войны и мира; * ведало раскладкой налогов и повинностей, чеканной монеты, постройкой оборонительных сооружений, храмов, мостов и т.д.; * выступало в качестве высшей судебной инстанции по делам государственной важности. Состав участников вечевого собрания был обширен. Из дошедших до нас грамот известно, что на вече присутствовали: * должностные лица городского управления ( владыка, князь, посадский, тысяцкий); * представители важнейших групп населения ( бояре и житье люди); * городских низов ("весь Новгород"). Таким образом, на вече могли присутствовать все жители города и близлежащих деревень. Существование в этот период вечевой администрации (вечевые дьяки, баричи) свидетельствуют о том, что вече являлось органом власти со строго определенными полномочиями. Боярский совет ("оспода") являлся реальным носителем власти великого Новгорода. Он сосредотачивал в своих руках всю государственную систему управления, решал через вече все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. В состав боярского совета входили: * князь, * архиепископ, * посадники, * тысяцкие "старые" посадники и тысяцкие, * сотские кончанские старосты, * именитые бояре. В начальный период развития Новгорода председателям "осподы" был посадник. Впоследствии председательствовал архиепископ и совет созывался во владычном дворе. Княжеская власть была существенно ограничена в объеме и функциях, хотя номинально занимала главенствующее место среди республиканских институтов управления. Князь приглашался в Новгород после того, как его кандидатура обговаривалась на совете "осподы" для того, чтобы внести на обсуждение вече. Еще до прибытия в Новгород князь должен был подписать с "господином Великим Новгородом" договорную грамоту, в которой регламентировались его государственный и правовой статус, а также обязанности новгородских властей по отношению к князю. Договор закреплялся крестным целованием. Поскольку ограничение княжеской власти является отличительной особенностью Новгорода от других княжеств, небезынтересно рассмотреть суть этих положений. 1. Ограничение права князя на приобретение земельных владений в Новгороде на правах собственности. Земля отводилась для временного владения с правом получения феодальной ренты и других доходов. Администрация этих владений формировалась в смешанном составе из княжеских слуг и новгородских мужей. Что касается всей новгородской земли, то князь должен был поддерживать порядок и управление на всей территории, но через новгородскую администрацию, без права назначать должностных лиц на свое усмотрение. Новгородцы представляли князю право взимать доходы только с тех земель, которые не входили в состав коренных, принадлежащих Великому Новгороду. По договору запрещалось скупать земли не только князю, но и его боярам и слугам или даже принимать в качестве подарков. Все земли считались землями св. Софии и Великого Новгорода. 2. Представляло князю право возглавлять вооруженные силы и поддерживать феодальный порядок, договоры ограничивают влияния князя на вечевые порядки. Так, грамота новгородцев с тверским князем на вечевые порядки. Так, грамота новгородцев с тверским князем Ярославом Ярославовичем (1270 г.) состоит из бесчисленных оговорок, чтобы князь, используя свой военный талант и административные способности, не смог занять прочное общественное положение. 3. Ограничивалась судебная власть князя. Боясь князя, как знатока судебных дел, способного завоевать популярность у городского населения, было закреплено положение, что судопроизводство князь осуществляет только с новгородским посадником. Такая важная отрасль суда, как тяжба между боярами и купцами из юрисдикции князя изымалось. Князь не производил так называемый проезжий суд. Князь не имел права ослаблять налоговую политику или осуществлять раздачи от своего имени. В случае возникновении конфликта между боярством и народом, князь не имел права вмешиваться. 4. Распорядок жизнедеятельности князя составлялся так, чтобы он максимально был изолирован от городских жителей и народа. Князь жил в предместье Новгорода со своим двором. Подворье называлось городищем. Князь лишался права суда за пределами Новгорода, не имел права издавать законы, объявлять войну и мир. Вооруженными силами в случае войны он командовал вместе с посадником. Таким образом, имеющиеся ограничения княжеской власти в Новгороде не давали возможности кому-либо из князей закрепиться в этом городе и ставили князя в подконтрольное боярской верхушке положение. Несколько иначе, чем в Новгороде, выглядела княжеская власть в Пскове. До 1348 года на княжение в Псков назначались князья новгородскими властями с согласия псковского вече. Они были сильно ограничены во власти и их обязанностью было прежде всего укрепить военную силу Пскова, как оплата у северных границ Новгорода. После признания Новгорода особым договором независимости Пскова (1348 г.) князья приглашались по решению псковского городского вече. Псковское вече, руководимое боярством, контролировало князя почти во всех отраслях его деятельности. Посадник, архиепископ (он же глаза боярского совета) и вече являлась теми республиканскими органами, которые осуществляли контроль за деятельностью князя. Посадник был носителем исполнительной власти. Он избирался городским вече сроком не более чем на 2 года. В XII-XIII вв. все "рядные" (договорные) грамоты Великого Новгорода с князьями, приглашенными на престол, писались от имени владыки, посадника, тысяцкого и от всего Новгорода, скреплялись печатью посадника и архиепископа. Договоры с Готландом и немецкими городами также заключались от имени князя и посадника. Печатью посадника скреплялись все грамоты, начиная с проезжих, купеческих до судебных постановлений. Посадники выбирались из числа членов "посадничих" семей- немногих знатнейших боярских фамилий. Ближайшим помощником посадника был тысяцкий, в обязанность которого входило - организация войсковых сборов и командование городским ополчением. Новгородский тысяцкий также следил за соблюдением правил торговли русских купцов с иноземцами и возглавлял особый суд по торговым делам. Архиепископ (владыка) как глава церкви играл большую роль в жизни Новгорода. Церковь сама по себе во всех русских княжествах периода раннефеодальной монархии являлась мощной частью государственного механизма крупным землевладельцем. Огромное политическое влияние архиепископа подтверждается тем, что в XII-XIII веке многие договоры с князьями (1264, 1304, 1305 гг.), международные договора Новгорода скреплены его печатью. Он выбирался из Среды игуменов монастырей, настоятелей церквей и соборов путем вытягивания жребия в соборе св. Софии. Народ созванный со всего города по этому случаю, ожидал результатов жеребьевки. Он получал после избрания благословение Киевского, а позднее Московского митрополита. Резиденцией владыки был собор св. Софии. Архиепископ: * участвовал в работе боярского совета, * скреплял печатью все важнейшие государственные документы, * содержал за свой счет владычный полк, * представлял республику во внешнеполитических целях, * обновлял за счет церкви кремль, городские укрепления и т. д. Во второй период с XIV века (после 1325 г.) в государственном строе Новгорода произошли существенные изменения. Крупные землевладельцы начали осваивать земли по Северной Двине и Обонежье, что сопровождалось ростом их политического влияния. Изменилась политическая обстановка на Руси с связи с монголо-татарским нашествием. Все это выдвигает на первый план в системе государственной власти боярский совет или "совет Осподы". Совет регулярно начинает собираться в епископском подворье под представительством Архиепископа. Все вопросы внутренней политики, обсуждаемые на вече ( выборы посадника, тысяцкого, наместников, строительство городских укреплений, жалованье во владение земель) и внешней политики (посылка посольств, военные вопросы), предварительно решались на " совете Осподы". Постепенно сформировался постоянный совет боярского совета: архиепископ (представитель), настоятель Юрьевского монастыря - архимандрит (зам. председателя), "степенный" (действующий) посадник, "старые посадники", тысяцкий, "старые тысяцкие", кончанские старосты и знатные представители городских верхов. Новгород более не приглашает князей на новгородский престол. С XIV века неизмеримо возрастает роль архиепископа, владельца огромных земельных угодий и денежных богатств в Софийском соборе. Растет роль владыческого суда, влияние владыки на всю политическую жизнь Новгорода. Вечевые собрания в Новгороде и Киеве в XIV-XV вв. имеют определенный порядок созыва, строго очерченную компетенцию и установившийся порядок оформления вечевых грамот. Они скреплялись печатями архиепископа, посадника, тысяцкого и старост всех пяти концов. Республиканские порядки укрепляются. На вечевых собраниях этого периода были приняты такие замечательные источники права, как Новгородские и Псковские судные грамоты. Дошедшие до нас Псковская судная грамота и часть Новгородской судной грамоты свидетельствуют о развитой системе права в этих государствах. С конца XIV века роль веча падает, а значение боярского совета возрастает. Постепенно с падением роли веча феодальная демократия начинает вырождаться в боярскую олигархию. В 60-80-х годах XV века боярская знать установила свое господство и, подавив значение вече, раздираемая междоусобными противоречиями, привела Новгородскую феодальную республику к упадку. Упадок Новгорода начался с 1459г., когда после победы Москвы над новгородским войском под Руссой по Яжлобинскому договору были отменены вечевые грамоты и т.д. В 1478 году во время стояния Ивана III под Новгородом в ожидании ключа от Новгорода, обманутый боярами народ, как и в битве при Шилом, не стал биться с войском московского князя. Вооруженные силы Новгорода состояли из 3-х частей: * княжеской дружины - профессиональных воинов, приходивших вместе с князем, живших на его городище и выступавшего под стягом святых князей Бориса и Глеба; * владычного конного полка, содержащегося на средства храма св. Софии; * городского ополчения, возглавляемого тысяцким. * Суд в Новгороде и Пскове не отделялся от администрации. Носителями светской судебной власти были * вече, * боярский совет, * князь с посадником, * сотские, * старосты, * братчины и т.д. В Пскове верховный суд осуществлял вече. Княжеский верховный суд был коллегиальным, в него входили князь, два выборных посадника и сотские. При вступлении в должность выборные приносили присягу на кресте ("крестное целование"). Кроме светского суда существовал церковный суд, который осуществлял в Новгороде - архиепископ-владыка, в Пскове - наместник владыки. Купеческие союзы - братчины - производили суд в отношении своих руководителей братчины (пирровых старост) и членов братчины (пивцов). При судебных органах назначались исполнительные лица правосудия: * дьяки, * приставы, * писцы-секретари, * межники, * подверники и др., присутствующие при судебное разбирательстве и охранявшие порядок на суде. |