оля психология. 1. Восприятие как сложный перцептивный процесс
Скачать 0.52 Mb.
|
Галлюцинаторные образы , лишенные реальности (т.е. образы, возникающие в отсутствие предмета, но субъективность, которых осознается) - псевдогаллюцинации. Еще один вид образов - мысленные образы, к которым относятся образы памяти и воображения. Они лишены чувственной основы, хотя и не лишены модальности (качественная характеристика ощущения, которая дифференцирует различие свойств отображаемого объекта и описывается в терминах предметных качеств объекта, например, высота (для слуховых ощущений), твердость, упругость (для тактильных ощущений), глубина, удаленность (для зрительных ощущений) 5.Классификация видов восприятия. 1)Разделение по модальности: — зрительное восприятие; — слуховое восприятие; — тактильное восприятие; — вкусовое восприятие; — обонятельное восприятие. Возможны сочетания различных видов восприятия. 2) Разделение по объекту восприятия: — восприятие пространства (включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления); — восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий); — восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов); — восприятие скорости; — восприятие направления; — восприятие произведения искусства; — восприятие основных явлений жизни человека. 3) Разделение по цели: — преднамеренное (произвольное) восприятие (руководствуемся ранее поставленной целью или задачей); — непреднамеренное (непроизвольное) восприятие (отсутствует волевая активность и цель). 4) Разделение по участию других психологических образований: — эмоциональное восприятие (восприятие, связанное с эмоциями и чувствами); — рациональное восприятие(восприятие, подчиненное процессу мышления) . 6.Проблема восприятия пространства. Проблема восприятия пространства, по словам Беркли, состоит в том, что расстояние до объекта не воспринимается прямо и непосредственно. Беркли пишет: «...расстояние, само по себе и непосредственно, не может быть видимо. Ибо расстояние, будучи линией, перпендикулярной к глазу, проектирует только одну точку на дно глаза, и эта точка остается одной и той же, будет ли расстояние длиннее или короче»[2]. На рис. 6.1 показана многозначность сетчаточной проекции, как об этом говорит Беркли: один и тот же двумерный сетчаточный образ порождается бесконечным множеством по-разному пространственно ориентированных объектов; точки А, А2 и АЗ, независимо от того, на каком расстоянии находятся от наблюдателя, проецируются в одну точку на сетчатке АВ силу этого, по мнению Беркли, оценка расстояния до объекта есть результат суждения, вывода, основанного на различных признаках, которые в современной психологии называют признаками удаленности и глубины. Немецко-американский философ и искусствовед Эрвин Паиофский в своей работе «Перспектива как символическая форма» показал, что для каждой эпохи характерно свое понимание пространства, так как восприятие пространства является продуктом общественно-исторического развития людей1. Первыми в европейской науке, кто задался вопросом, как мы воспринимаем пространство, были ученые Древней Греции. Так, Пифагор (ок. 570 до н.э. — ок. 500 до н.э.) утверждал, что исходящие из глаз лучи обнаруживают объект так же, как находящийся на удалении объект обнаруживает рука. Похожей точки зрения придерживался Евклид, который около 300 лет до н.э. в своей книге «Оптика» заложил основы современного геометрического анализа визуального пространства. Евклид также считал, что глаза испускают лучи, а информацию об удаленности несет длина исходящих лучей по аналогии со степенью растяжения руки. Большой вклад в развитие современной теории восприятия пространства внес древнегреческий астроном и математик Клавдий Птолемей. Птолемей разработал одну из первых теорий бинокулярного зрения, которая в настоящее время лежит в основе бинокулярного восприятия пространства. «Оптика» Птолемея, так же как и Евклида, была основана на идее зрительных лучей, выходящих из глаза, однако Птолемей пошел дальше, указав на важность двух глаз для зрительного восприятия пространства и описав механизмы диплопии и фузии (образования единого зрительного образа), во многом определяющие бинокулярное восприятие пространства[3] [4]. Большой вклад в развитие теории восприятия пространства внес арабский ученый из Каира Ибн ал-Хайсам[5] (965—1040 н.э.). Ибн ал-Хайсам дал описание строения глаза, утверждая, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он детально проработал теорию бинокулярного зрения Птолемея и открыл множество зрительных феноменов, которые повторно были открыты и описаны только в XIX в.[6] В течение XIV—XV вв. проблема восприятия пространства в основном решалась европейскими художниками эпохи Возрождения, где в трудах Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452—1519), Альбрехта Дюрера (1471 — 1528) и др. был дан детальный анализ перспективы и описаны ее основные виды. В XVII в. голландский художник Рембрандт Харменсзон ван Рейн описал практически все известные на данный момент монокулярные признаки удаленности и глубины. В это же время Иоганн Кеплер в своей фундаментальной работе «Диоптрика» (1611) описывает геометрические законы распространения света в прозрачной среде и принципы построения изображений. Как уже было отмечено выше, существенный вклад в развитие теории признаков пространства внес Джордж Беркли. Беркли, подчеркивая выводной характер знания о пространстве, писал: «когда я воспринимаю большое число таких промежуточных объектов, как дома, поля, реки и т.п., которые, как я знаю по опыту, занимают значительное пространство, то отсюда я образую суждение или заключение, что объект, который я вижу за ними, находится на большом расстоянии. С другой стороны, когда объект, имеющий на близком расстоянии, как я знаю по опыту, яркую и большую наружность, кажется бледным и малым, я тотчас заключаю, что он находится на далеком расстоянии. И это, очевидно, есть результат опыта, без которого из бледного и малого вида я не вывел бы никакого заключения относительно расстояния объектов»[7]. Информацию о пространстве наблюдатель получает при помощи так называемых осязательных ощущений; под осязательными ощущениями Беркли понимал мускульную информацию, сопровождающую повороты глаз и головы. Беркли придерживался ассоциативного взгляда на природу психических явлений, поэтому он считал, что между зрительными и осязательными ощущениями устанавливается ассоциативная связь, вследствие чего те пространственные свойства объекта (его форма, размер, удаленность от наблюдателя и т.д.), которые требуют движений глаз, по ассоциации воспринимаются зрительно. Со времен епископа Беркли в области психологии восприятия пространства решаются, таким образом, два основных вопроса. Первый вопрос касается признаков, которыми пользуется наблюдатель при оценке расстояния. Усилия исследователей направлены на обсуждение проблемы, действительно ли восприятие пространства опосредовано признаками и если да, то какими именно и как они работают. Второй вопрос вытекает из первого: является ли восприятие пространства врожденной способностью человека или же ему надо учиться? Оба вопроса решаются в современной психологии по-разному. Взгляды Беркли существенно повлияли на современную психологию восприятия пространства, и в настоящее время наибольшее распространение получила «теория признаков». Эта теория представляет собой традиционный подход к проблеме восприятия третьего измерения, однако наряду с ней существует и нетрадиционный взгляд на эту проблему, в основном представленный экологической теорий американского психолога Джеймса Гибсона и его последователей. Гибсон подверг критике традиционное решение проблемы третьего измерения, утверждая, что принятые в науке признаки удаленности и глубины являются избыточными. Сам автор подчеркивает, что восприятие является прямым процессом, непосредственным, а не опосредованным какими-либо признаками или сетчаточным, нервным или же психическими изображениями. Большую роль в развитие психологии восприятия пространства внесли также ученые XIX в. — Эвальд фон Геринг, Чарльз Уитстоун, Йоханнес Мюллер, Герман фон Гельмгольц и др. Их вклад в теорию восприятия пространства мы рассмотрим далее. Как уже было отмечено выше, проблема восприятия пространства состоит в поиске ответа на вопрос, каким образом наблюдатель воспринимает удаленность объекта, если сама информация о расстоянии не является перцептивной. В случае зрительного восприятия эту проблему можно пояснить следующим образом: откуда в сознании человека берется информация о трехмерности мира, если основой восприятия является плоская двумерная проекция этого мира на сетчатке глаза (рис. 6.2)? Теория признаков отвечает на этот вопрос так: третье измерение добавляется к плоскому изображению благодаря признакам удаленности и глубины. Двумерная проекция на сетчатке вместе с признаками удаленности и глубины формирует в сознании перцептивное (иначе — видимое, субъективное) пространство. Перцептивное пространство имеет отличия от объективно существующего, например, если объективное пространство подчиняется законам евклидовой геометрии, то в перцептивном пространстве работают совсем иные законы. 7.Восприятие движения. Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события. В настоящее время в психологии наибольшим признанием пользуются две гипотезы, объясняющие механизм восприятия движения: 1. Восприятие движения обусловлено перемещением образов предметов на сетчатке глаза. Эта гипотеза лучше объясняет так называемое «реальное (физическое) движение», механизм которого основан на стробоскопическом эффекте. Отображение предмета возникает на сетчатке как перцептивном поле статичного глаза. Затем по сетчатке перемещаются образы движущихся предметов в соответствии с эффектом мультипликации. Однако указанная выше гипотеза не в состоянии объяснить, например, фи-феномен, т.е. эффект псевдодвижения М.Вертгеймера. Попеременные вспышки лампочек семафора воспринимаются нами как движущиеся огни. В данном случае подвижен глаз человека, а реальный предмет, напротив, статичен. Нельзя также отличить реально движущийся объект от реально неподвижного объекта (иллюзия перемещения луны на фоне подвижных облаков). 2. Восприятие движения является результатом движения глаз. Так, в эксперименте американского психолога Л.Мэтина испытуемым закапывали в глаза химическое вещество, вызывающее временный паралич глазных мышц. В результате подвижные объекты воспринимал статичный глаз, а у испытуемых возникал эффект «прыгающего мира». Исходя из этой гипотезы трудно объяснить спровоцированное (вызванное) движение, когда движущийся предмет вызывает движение другого – неподвижного – предмета. Например, иллюстрация теории относительности: движущийся поезд за окном и вы внутри неподвижного вагона. Можно также привести результаты исследования автокинетического (саморегулируемого) движения. Неподвижная светящаяся точка в темной комнате через некоторое время воспринимается испытуемыми как подвижная. Кажется, что она движется и, если сопровождать ее перемещение, указывая на нее пальцем, а затем неожиданно включить свет, субъективное смещение может составлять до 30°. При этом «наивный» испытуемый искренне верит, что светящаяся точка подвижна, тогда как информированный верит в неподвижность точки с большим трудом. Видимо, особенности нашего восприятия в данном случае можно объяснить на основании закона «фигуры и фона». Движение возникает, если объект воспринимается как фигура относительно фона, создаваемого другим объектом. Поэтому имеет значение отражение расстояния между предметами (т.е. движение глаз) и его перемещение по сетчатке глаза (исчезновение автокинетического эффекта, когда мы фиксируем образ объекта на сетчатке). 8.Восприятие времени. Если после обсуждения основных законов осязательного и зрительного восприятия мы должны были остановиться на психологических законах восприятия пространства, то после обсуждения основных законов слухового (и двигательного) восприятия мы должны кратко остановиться на психологии восприятия времени. Несмотря на важное значение этого раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием биологических часов. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. Сюда же относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработке «рефлексов на время» или «запаздывающих рефлексов», и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так, было показано, что одни препараты (например амфетамин, закись азота) существенно укорачивают оценку небольших отрезков времени, в то время как другие препараты (например ЛСД) удлиняют оценку небольших интервалов времени. От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К таким эталонам, опосредствующим опенку времени, относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно в силу этого точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться, причем, как показали наблюдения над музыкантами (Б. М. Теплов), парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. По некоторым данным, таким путем можно довести точность восприятия коротких интервалов времени до удивительной точности, например, вырабатывая у людей способность различать интервалы в 1/18 с от интервалов 1/20 с (С. Г. Геллерштейн). От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т. п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма оценки времени является особенно сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени. Интересно, что нарушение оценки времени в виде грубых дефектов в оценке времени дня и нарушения ориентировки во времени года, датах и т. п. могут возникать при поражениях некоторых отделов мозга (например при поражениях глубоких отделов височной доли и подкорковых образований, связанных с регуляцией вегетативных процессов) и могут служить опорными симптомами для диагностики этих поражений. Специальные формы нарушения восприятия времени могут возникать при психологических состояниях, при которых, по мнению некоторых авторов, они являются показателем нарушения глубоких витальных функций. 9.Индивуальные типы восприятия. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей реальности. Наличие общей отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются по своим интересам, наклонностям, темпераменту и другим характеристикам, мы можем утверждать, что существуют большие индивидуальные различия в восприятии. Они объясняются психическим складом личности и, как уже говорилось, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий в анатомии и физиологии органов чувств. Это определяет остроту и четкость зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания. Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски. В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом, эмоциональном. У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщению и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности. Поэтому многие детали остаются ими незамеченными. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Учитель этого типа весьма кратко и обобщенно характеризует учащегося: «Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный» или: «Распущенный, невоспитанный», не проявляя должного внимания к анализу причин проступков. Сами проступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его общее мнение об ученике. Люди аналитического, или детализирующего, типа в гораздо меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений. Для них характерно стремление выделить и проанализировать, прежде всего, детали, частности. Предмет или явление в целом, отходят для них на второй план, иногда даже совсем не замечаются. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробными описаниями частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности. У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснением. Этот тип восприятия является наиболее оптимальным для деятельности. Встречаются люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление, прежде всего, выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путаны, неорганизованны. Этот тип называется эмоциональным. У людей этого типа обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разные раздражители. Предметное отражение действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям. Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что чувствуют, не пытаются объяснить себе суть воспринимаемого явления. Мотивы действий людей, причины событий или других явлений остаются вне их поля внимания. Напротив, лица объяснительного типа, не удовлетворены тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное и услышанное. Этот тип поведения чаще всего сочетается с синтетическим типом восприятия. +Также замечают объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа характерно строгое соответствие действительности. Лица же с субъективным типом восприятий выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено пристрастной оценке, предвзятому отношению. Эти люди больше говорят о том, что чувствовали или думали в момент событий, о которых они рассказывают. Значит, такой тип восприятия хорошо сочетается с эмоциональным типом. |