билеты по отечественной истории. 1. Восточные Славяне в древности
Скачать 319.5 Kb.
|
9. Возвышение Москвы. Начало борьбы за свержение ордынского ига. Процесс формирования Московского государства шел на фоне борьбы с монголо-татарским игом. 1147 год – первое упоминание о Москве. Основателем Москвы был Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха). Почему же эта захудалая деревушка превращается в мощный центр: Москва занимала географически выгодное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-новгородское и Рязанское княжества, с северо-запада – Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружающие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь. Московские князья, где хитростью, где ловкостью, но чаще всего коварством постоянно добивались и добились покровительства монгольских ханов. Московские князья считали за честь породниться с монгольскими князьями. Московские князья добивались того что монголы поручили им сбор дани и доставку ее в Золотую Орду, т.е. получили «Большой ярлык». Первым этот ярлык получил московский князь – Иван Колита. 1327 год – началось обогащение московских князей, т.е. они получили свободные деньги. На эти деньги они:
1453 год – падение Византии – Москва становится центром православия – духовным центром. Главные причины формирования Московского государства:
10. Образование единого Российского государства (собирание земель, формирование сословий и системы управления). Иван III. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а в последствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. Образование единого государства в Росси происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России – на феодальной основе. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. Он первым принял титул «Государства всея Руси». При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен, сохранившийся до наших времен красный кирпичный Московский кремль. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин «Россия». Ивану III удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 году было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 году началось присоединение Перми Великой. Тверь тоже перешла к Москве. В 1480 году было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угра. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея. В 1502 году крымский хан нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего она перестала существовать. Аппарат управления:
11. Роль русской церкви в становлении московской государственности. (14-15 вв). Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 году рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой. На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и русского, в 1458 году в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии – Московскую и Киевскую. В конце 15 века в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих. Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами. На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Иван III на церковном соборе 1502 года поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархии провозглашали самодержавца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранилось. 12. Иван Грозный. Реформы середины 16 века. Опричнина. Иван IV родился в 1531 году. На престоле был 1533-1584 гг. Весь период правления делится на 2 этапа:
1547 год – Ивана IV венчали на царство. Ему тогда было 16 лет. Корону над его головой держал сам митрополит. Впервые он женился в 16,5 лет. У него было 7 жен. Из-за этого у него были тяжелые отношения с церковью, т.к. церковь не приветствовала столько раз жениться. Умер он на 54-ом году жизни. В его организме нашли много ртути. Иван iV был образованным, владел 5-ю языками, хорошие организаторские способности, военные способности. По характеру был замкнутым, мнительным, подозрительным, деспот, с элементами шизофрении. Он убил своего сына. В исторической литературе первый период его правления оценивается положительно, а второй – отрицательно. Цели политика Ивана IV и в первом и во втором периоде были: - централизация управления; - установление единоличной власти (на втором этапе доведенное до абсурда); - расширение территории. Реформы 40-50-х годов.
Все эти реформы играли положительную роль в централизации государства. Завершающий этап это ОПРИЧНИНА. Опричнина – это «мясорубка», в которой погибло много людей. «Опричь» в переводе на русский – кроме. Опричнина – это имение, которое выделялось княгине после смерти князя. (такое определение давалось до Ивана IV). Опричнина – это политика, осуществлявшаяся в период правления Ивана Грозного, направленная на централизацию гос-ва и установление деспотической власти самодержца. Все земли были поделены на 2 части – земщина – земля, принадлежащая боярам. Опричнина – земля, которая передавалась лично царю во владения. На свою землю царь размещал опричников, которые были переданы ему. Они осуществляли личные указания царя. Последствия опричнины.
13. Смутное время События рубежа 16-17 вв. затронули экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV его преемниках. Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая – погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Государству не доставало средств для ведения войны и управления державой. В 1581 году впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в юрьев день. Все население к 1592 году было включено в специальные книги, и появилась возможность установить, кому из феодалов принадлежали крестьяне. В 1597 году впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. В 1607 году по «Уложению» царя Василия Шуйского срок сыска беглых крестьян устанавливался в 15 лет. Введение государственной системы крепостного прав привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений. Обстановка в России накалилась. Обострение социальных отношений – одна из причин смутного времени. 18 марта 1584 года во время игры в шахматы умер Иван Грозный. На престол вступил средний сын Грозного – двадцатисемилетний Федор Иоаннович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван Грозный создал при сыне своеобразный регентский совет. Фактическим правителем государств стал шурин царя боярин Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор. В 1591 году в Угличе погиб царевич Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). Со смертью Федора Иоанновича в 1598 году на земском соборе был избран новый царь Борис Годунов. Борис Годунов (1598-1605) был энергичным, честолюбивым, способным государственным деятелем. Он продолжил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами. Главная задача нового царя и его советников заключалась в преодолении хозяйственной разрухи. Положение в стране еще более обострилось из-за неурожая. В 1601 году более двух месяцев шли дожди. В несколько раз выросли цены. Ели собак, кошек, кору деревьев. Начались массовые эпидемии. В 1602 году в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. В 1604 году Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. 13 апреля 1605 года неожиданно скончался Борис Годунов. Спустя сутки состоялась церемония присяги новому царю – сыну Бориса шестнадцатилетнему Федору Борисовичу. Царь Федор Борисович и его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву и был провозглашен царем. В мае 1606 года вспыхнуло восстание против Лжедмитрия. После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). В 1606-1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. В восстании И.И. Болотникова принимали участие крестьяне, холопы, посадское население, казачество, дворяне и другие служилые люди. Крестьяне и казачество видели цель восстания в возращении к старым, общинным порядкам. В то время, когда Шуйский осаждал Болотникова в Туле, на Брянщине объявился новый самозванец – Лжедмитрий 2. Лжедмитрий 2 двинулся к Туле на соединение с восставшими. Соединения не произошло, и в 1608 году Лжедмитрий 2 подошел к Москве, но попытки взять столицу окончились безрезультатно. После неудачных попыток захватить Москву Лжедмитрий 2 расположился в Тушине. Получилось две системы власти. Одна у Шуйского, другая у Лжедмитрия 2. Бояре же работали на оба фронта. В 1610 году Шуйский объединившись со шведами погнали Лжедмитрия 2 обратно на Брянщину. Летом 1610 года в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с П. Ляпуновым свергли Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Власть захватила группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Это правительство, состоявшее из семи бояр, получило название «семибоярщина». В августе 1610 года семибоярщина, заключила договор о призвании на русский престол Владислава, сына короля Сигизмунда. Перед страной встала угроза потери независимости. Только опираясь на народ, можно было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В 1611 году – первое ополчение в борьбе с захватчиками (Шведы с севера, Поляки с запада). Во главе с Ляпуновым и Трубецким. Осенью 1611 года началось формирование второго ополчения. 7 ноября 1612 года освобождение от захватчиков. Минин и Пожарский – они спасли страну от порабощения. 14. Становление крепостничества. Социально-политическое развитие России в 17 веке: от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Во второй половине 17 в. Общая тенденция развития государственного строя России заключалось в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно представительной монархии, к абсолютизму. Абсолютизм – это никем, ничем и никак не ограниченная власть монарха. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с «Соборного уложения» 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие робкие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появился титул «самодержавец». С 80-х годов 17 в. Прекратился созыв Земских соборов. Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. Изменения вносились и в систему управления на местах. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» - своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облеченные всей полнотой власти. Во второй половине 17 в. Были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Произошел конфликт между руководством церкви и государства. Московский патриарх Никон доказывал, что «священство» (церковь) выше «царства» и что царь получает корону из рук патриарха – представителя Бога на земле. Имея огромное личное влияние на царя, Никон сумел добиться титула «великого государя», что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. «Соборное уложение» 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. В 1647 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. Таким образом, процессы, происходившие в социально-политическом развитии России во второй половине 17 столетия, свидетельствуют, что попытки преобразований имели место до петровских реформ. 15. Русская культура в 16-17 веках. В начале 16 в. Было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Летописание. В 16 веке продолжало развиваться русское летописание. В середине 16 века московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию 16 века – так называемую Никоновскую летопись. Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга «Апостол». Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 15 74 г. во Львове выпустил первый русский букварь – «Азбуку». Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Другим направлением архитектуры 16 в. было строительство больших пятиглавых монастырей храмов по образцу Успенского собора в Москве. Развитие древнерусской каменой архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского», или московского, барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. В 17 столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Просвещение. Во второй половине 17 в. Было создано несколько государственных школ. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике, в наблюдении за природой. Театр. Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. |