Главная страница
Навигация по странице:

  • Евгений Онегин.

  • Евгений Онегин

  • Владимир Ленский

  • Владимир Ленский.

  • Онегин. 1. Время работы над романом. Почему так важно знать, что Пушкин писал своё произведение около 8 лет


    Скачать 27.77 Kb.
    Название1. Время работы над романом. Почему так важно знать, что Пушкин писал своё произведение около 8 лет
    Дата29.03.2018
    Размер27.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОнегин.docx
    ТипДокументы
    #39791

    1. Время работы над романом. Почему так важно знать, что Пушкин писал своё произведение около 8 лет?

    Пушкин писал попутно другие произведения. Также он выкладывал по частям произведение

    2. Особенность жанра «Евгения Онегина» (роман в стихах и свободный роман).

    Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.

    «Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя. Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.

    Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.

    Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.

    Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.

    Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.

    Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях

    1. План дня Онегина. Зачем Пушкин подробно описывает нам распорядок дня своего героя?

    Показать, что Онегин живет обычной жизнью дворянина, но она ему не нравится

    2. Черты сходства и различия автора и Онегина.
    Автор в этом произведении и является лирическим героем, и его образ
    раскрывается в основном за счет так называемых лирических отступлений.
    Так, часть лирических отступлений носит автобиографический характер.
    В них автор вспоминает о своем прошлом, о своих возлюбленных, говорит о
    жизненном пути и подводит итоги.
    В самом деле, и автор, и Онегин - молодые люди, принадлежащие
    светскому обществу, находящие удовольствие в блестящем, но пустом
    времяпрепровождении: рестораны, театры, балы. Пролетает юность,
    и оба они ощущают разочарованность в светских развлечениях.
    Несмотря на явное внешнее сходство характеров автора и героя,
    Пушкина и Онегина нельзя сравнивать всерьез. И не только потому,
    что Онегин - создание поэта, плод его вымысла.

    Отделяя себя от своего героя, Пушкин тем не менее признает Онегина
    человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но
    и по многим душевным качествам.
    Но с образом автора не все так просто. Дело в том, что он не только лирический
    герой романа, он еще и его персонаж.
    Пушкин смешивает свою, отдельную, «лирическую реальность» с реальностью вымышленных персонажей. Так, у Пушкина и у Онегина есть общие знакомые. Автор упоминает
    о том, что они с Онегиным собирались путешествовать вместе. И более того,
    у Автора по неизвестно каким причинам оказываются письма Онегина и Татьяны
    друг к другу:
    Письмо Татьяны предо мною;
    Его я свято берегу,
    Читаю с тайною тоскою
    И начитаться не могу.

    И такое «смешение» не выглядит неуместным, так как сам главный герой Евгений Онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи, настолько реалистичен,
    что многие современники поэта готовы были видеть в нем черты своих знакомых,
    считая их прототипами героя.

    3. Что дало основание В.Г.Белинскому назвать «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни?

    Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде , меню престижных , что шло в театре , кто выступал. Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то есть весь народ. Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов.

    1. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского.

    Воспитание

    Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду

    Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж

    Образование

    Евгений Онегин
    «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

    Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем

    В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

    Владимир Ленский
    «Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

    «Он из Германии туманной
    Привез учёности плоды…»

    Идеалы

    Евгений Онегин.  Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

    Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

    Характер

    Евгений Онегин. Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.
    Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

    Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского. Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

    Отношение к жизни

    Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

    Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

    2. Какие черты в образе Татьяны подчёркивает автор?

    Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей писателя было показать тип простой, обыкновенной, русской девушки, лишенной каких бы то ни было романтических, необычных черт, но, в то же время, удивительно привлекательной и поэтичной.

    Уже с самого начала поэмы автор подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми были наделены героини классических, романтических произведений: поэтического имени, необычайной красоты. О ней Пушкин говорит прямо:

    Ни красотой сестры своей,

    Ни свежестью ее румяной.

    Не привлекла б она очей.

    Характер Татьяны раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Еще с детства она пристрастилась к романам, в которых видела другую жизнь, более богатую событиями, более интересную. Она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы авторами, а существует на самом деле:

    Ей рано нравились романы;

    Они ей заменяли все;

    Она влюблялася в обманы

    И Ричардсона и Руссо.

    Пушкин, рисуя характер русской женщины, был верен натуре, правде жизни, а не отвлеченному идеалу. В Татьяне он отмечал душевную простоту, искренность чувств, душевное благородство. От природы она была одарена «сердцем пламенным и нежным» .

    Глубокие задатки натуры Татьяны проявились не в мечтаниях, но в действии героическом – в признании Онегину в любви.

    Естественность, глубокая человечность сделали Татьяну смелой и самостоятельной. Полюбив, она первая делает важный шаг: пишет ему любовное письмо, в котором раскрывает свои мысли и мечты. К сожалению, этот поступок не был оценен Онегиным. Пушкин сочувствует своей героине:

    Но именно в этом и заключается сильная сторона Татьяны: она сумела пережить безответную любовь, поняла, что Онегин ее недостоен.

    3. Для чего Пушкин рассказывает историю матери Татьяны и Ольги?

    Ларина-мать, в отличие от мужа, любила читать. Она предпочитала романы Ричардсона, но не потому, что они ей действительно нравились, а потому что «ее московская кузина твердила часто ей об них». Мы видим, что общественное мнение здесь ценится гораздо выше собственных суждений, пристрастий. В молодости Лариной-старшей не удалось выйти замуж по любви, супруга ей нашли родители, хотя «она вздыхала о другом, который сердцем и умом ей нравился гораздо боле». Разумный муж увез ее в деревню, где она сперва «рвалась и плакала», но после привыкла «и довольна стала». Занимаясь хозяйством, самодержавно управляя мужем, Ларина вскоре позабыла о своей прошлой жизни, герои французских романов выветрились из ее головы. Она

    ...стала звать

    Акулькой прежнюю Селину

    И обновила наконец

    На вате шлафор и чепец.

    С годами Ларина превратилась в «милую старушку», типичную представительницу своего круга, и то, что раньше для нее было ново и свежо, теперь превратилось в быт и рутину.

    Пушкин рассказывает историю матери Лариной для противопоставления Татьяне,

    1. Сравнение писем Татьяны и Онегина (8 гл.).
        В письме Татьяны мы видим идеализированный образ Онегина. Татьяна наивно верит, что Евгений способен сочувствовать и не станет презирать ее после столь откровенного признания в любви.
        Героиня ищет понимания. Привычное для нее с детства одиночество, как оказалось, тяготит ее. Неопытной девушке нужна защита, защита от ее мыслей и чувств, которые она уже не может переживать одна, но не знает, кому излить душу.
        Начав свое письмо вежливым обращением на «вы»: «Я вам пишу…», Татьяна постепенно уверяет себя в том, что Онегин – ее герой, ее спаситель и защитник, и переходит на «ты»: «Я твоя»; «Я знаю, ты мне послан богом»; «Ты в сновиденьях мне являлся». Но в конце письма, как будто одумавшись, она снова переходит на «вы» («ваша честь»).
        Письмо построено так, что в начале и в конце героиня проходит процесс осознания себя и своих поступков, отдает отчет, называя действия и состояния: «Я к вам пишу»; «Я знаю»; «Кончаю! Страшно перечесть…». Но, когда с головой уходит в свои переживания, она забывается и говорит даже то, чего и не следовало говорить: «Я твоя»; «Судьбу свою…тебе вручаю»; «Твоей защиты умоляю».
        Татьяна взывает к лучшим чувствам, которые, по ее мнению, должны быть в ее избраннике: любви, жалости, чести. Но Онегин не проявил этих качеств.
        Из письма Онегина видно, какой он представляет женщину, которой решил признаться в любви.
        Зато себя немолодой «повеса» видит в самом привлекательном свете. Он представляет себя в письме человеком, способным любить, любить ежедневно «Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я». Татьяна в своем письме была намного скромнее: «Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас». Более того, способность любить Онегин связывает только со своей персоной. По его мнению, Татьяна не могла даже знать о страданиях любви:
        Онегин представляет себя жертвой: «Ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан». Он даже не выражает сожаление в том, что стал убийцей Ленского: «Еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал». Онегин не выразил раскаяние, никак не обозначил свою вину в смерти друга.
        Когда Евгений пишет письмо, признаваясь в любви замужней женщине, он думает только о себе, Татьяна остается далека от него. Она намного дальше, чем была когда-то, в то время, когда «проповедовал Евгений», рассуждая о чувстве, в котором ничего не понимал. Онегин на протяжении всего письма обращается к Татьяне на «вы» («вас оскорбит»; «глядеть на вас»). Он просто не способен забыться в своем чувстве любви и невольно (как Татьяна) перейти на «ты».
        Пустое «вы» сердечным «ты» она, обмолвясь, заменила.
        Оба письма построены как признание в любви. Признание Татьяны искренно и откровенно. Она забывает о себе и пишет даже то, что звучит как-то неприлично. Например, она переходит на «ты» с малознакомым человеком и говорит ему: «я твоя». Героиня в своей наивности видит в Евгении только достоинства, не замечая такие очевидные (для читателя) недостатки.
        Письмо Онегина, наоборот, больше обращено к автору послания, чем к адресату. От Татьяны пушкинский герой ожидает только худшие реакции: «Какое горькое презренье ваш гордый взгляд изобразит»; «Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю».
        Для обоих героев свойственно представлять себя обиженными и непонятыми. «Никто меня не понимает», – пишет Татьяна. Онегин, боясь быть непонятым и отвергнутым, словно вторит Татьяне: «Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной…».
        Письмо как один из способов раскрыть внутренний мир персонажа, представить читателю речь героев, отличную от речи автора и повествователя, выполняет свое предназначение в пушкинском тексте. Письмо – это еще и способ противопоставления персонажей. Именно в письмах Пушкин открывает, насколько различны Онегин и Ларина. Это объясняет замысел автора – героям не суждено быть вместе.
        При сравнении писем становится очевидным, что пушкинская Татьяна лучше Онегина.

    2. Как характеризует Онегина его поведение после получения письма? Каким он изображается автором в разговоре с Татьяной?

    Онегин, получив письмо Татьяны был тронут. Но посколько он довольно эгоистичен и ценичен, то он не знал как на это ответить. Сердце его молчало. Он не знал, что ответить, потому что рос без матери, а в семье именно мать отвечает за чувства. С другой стороны онегин ничего не отвечат Татьяне, потому что не хочет тешить ее надеждами, на то что крайне мало вероятно.

    3. Какова роль описаний природы в «Евгении Онегине»?

    Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни.

    1. Пушкин пишет о своей героине: «русская душою…». Как в 5 главе подтверждается это утверждение

    Из пятой главы:
    1. Любила русскую зиму

    2. Верила преданьям и приметам
    2. В чём символическое значение сна Татьяны?

    Приснившийся медведь, по народным поверьям, предвещает неожиданность. Переход по мостику через ручей означает скорое замужество. Важно, что во сне счастью Татьяны с Онегиным препятствует появление Ольги и Ленского. В реальной жизни дуэль двух бывших друзей и смерть Ленского убили надежды Татьяны на любовь и семейное счастье

    1. В чём вина Онегина в состоявшейся дуэли и смерти Ленского? В каких ситуациях он мог предотвратить дуэль и почему этого не сделал?

    Онегин прекрасно знал, что Ленский, увидев Онегина с Ольгой, разозлится ещё больше, чем злился сам Онегин, вынужденный снова встретиться с влюблённой в него Татьяной, да ещё и пробыть рядом с ней весь вечер на виду у всех. Знал, что Ленский, который по складу своего характера – герой романтический, в такой ситуации просто не может поступить иначе – только вызвать Онегина на дуэль.
    Знал - и всё равно позволил ситуации сложиться так, что у него не осталось другого выбора, кроме как принять вызов на дуэль – в противном случае он был бы осуждён, чьё мнение ему важно (даже несмотря на то, что Онегин – из тех литературных персонажей, которых называют «лишние люди», и которые всегда стараются держаться в стороне от общественной жизни).
    В конце концов, он мог выстрелить в воздух, как стрелял всегда сам Пушкин. Но Онегин выстрелил в Ленского. Убийству друга нет оправдания.
    И теперь вина Онегина становится очевидной.

    2. Какая судьба ожидала Ленского, если бы он не погиб?

    Ленский мог бы со временем стать философом, ученым, настоящим, серьезным поэтом:

    Быть может, он для блага мира

    Иль хоть для славы был рожден;

    Его умолкнувшая лира

    Гремучий, непрерывный звон

    В веках поднять могла

    Быть может, на ступенях света

    Ждала высокая ступень.


    написать администратору сайта