Главная страница
Навигация по странице:

  • 68.Признаки и понятия демократии.

  • 69.Формы и институты демократии.

  • 70.Демократия и самоуправление.

  • 72.Признаки и понятия права как общесоциального явления (надпозитивного права).

  • 73.Виды основных прав и свобод человека и гражданина.

  • 74.Правовой статус личности: понятия, структура, виды.

  • 75.История формирования теории правового государства.

  • TGP1 сокращенныйf. 1. Юридическая наука. Понятие, структура


    Скачать 126.5 Kb.
    Название1. Юридическая наука. Понятие, структура
    АнкорTGP1 сокращенныйf.docx
    Дата12.01.2018
    Размер126.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP1 сокращенныйf.docx
    ТипДокументы
    #13900
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    67.Правовой характер взаимодействия государства и негосударственных организаций.

    Государство как ядро политической системы объединяет вокруг себя институты общества, негосударственные политические и неполитические организации. Все они в законодательном порядке именуются объединениями граждан, выражающими совместные социальные интересы слоев и групп населения страны, способными участвовать в формировании и реализации государственной политики. Среди множественных объединений выделяются политические партии. Во-первых, они отличаются приближенностью к государству, являются первичными политическими институтами по возможностям своего влияния на государственную власть, участия в ее осуществлении. Во-вторых, политические партии способны аккумулировать и представлять общественные интересы исходя из осознания потребностей общества, научно обоснованных направлений его развития. В-третьих, они формируют конкурентоспособные политические программы, в которых определяют цели и задачи развития общества и государственного строительства. В-четвертых, политические партии стремятся получить представительство (через выборы, формирования, назначения) в органах государственной власти, формировать и осуществлять государственную политику либо играть роль конструктивной оппозиции, постоянно контролирующей деятельность официальных институтов власти. В-пятых, политические партии формируют кадровый состав своего участия в органах государственной власти из числа профессиональных политиков. В-шестых, действуют как демократические институты в условиях политического плюрализма, т.е. в многопартийной системе. Политические партии – это такие объединения граждан, которые формируют научно обоснованные общенациональные программы развития общества, претендуют на участие в выработке государственной политики и государственных решений в органах государства и местном самоуправлении. Политические партии формируются и действуют на основе положений федерального закона «О политических партиях РФ». Последний определяет основные принципы их деятельности , порядок легализации политических партий, условия создания и деятельности ,основания отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения ,порядок осуществления контролянаконец, основания и условия для приостановления деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения

    68.Признаки и понятия демократии.

    Во-первых, демократия – это феномен, присущий государству. Если даже исходить из буквального перевода термина (demos и kratos), то народовластие выражает сущность формируемого в демократическом режиме государства..

    Во-вторых, демократия проявляется исключительно в государстве. За его пределами она преображается в самоуправление. Отсюда «партийная демократия», «профсоюзная демократия» и др.стали в свое время факторами огосударствления институтов общества в определенном режиме осуществления власти. В современном российском государстве и развитой политической системе это не может иметь место даже в терминологии. Но это касается только политических партий.

    В-третьих, демократия – это такое оформление государственной власти, при котором отсутствует единый центр власти. Организация государственной власти основывается на системе ее разделения на относительно самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную власти.

    . В-четвертых, демократия – это порядок осуществления прав и свобод человека и гражданина в сочетании с обязанностями и ответственностью, обеспечивающий приоритет личности над всеми другими интересами и ценностями.

    В-пятых, демократия – это свобода делать все, что не запрещено законом. С этой стороны граждане действуют в общедозволительном режиме правового регулирования. С другой стороны, носители публичной власти действуют в режиме правовых ограничений, в разрешительном режиме правового регулирования.

    . В-шестых, демократия – это государство, которое признает и уважает права и законные интересы меньшинства. Демократия не может быть основана на условиях и факторах, порождающих социальные, национальные и др. напряжения.

    В-седьмых, демократия – системное образование, обусловленное единством лежащих в ее основе ценностей. Она характеризуется непротиворечивостью там, где нет глубокого материального, ценностного и иного разрыва между слоями и группами населения страны.
    Демократия – это такая форма организации государственной власти и порядок властеотношений, при которой последовательно осуществляются основные права и свободы человека и гражданина, реализуется правовой порядок взаимоотношения личности и государства на началах взаимной ответственности, реально утверждается режим правовых ограничений и законности в деятельности носителей публичной власти, обеспечивается приведение общества к равновесию и благополучию.

    69.Формы и институты демократии.

    Представления о демократии не могут стать полными без установления форм участия населения страны в решении вопросов общегосударственного значения. Речь о формах демократии –внешне выраженных способах формирования и реализации государственной воли. Традиционно различают формы представительной демократии и непосредственной демократии. Представительная демократия имеет место там, где население страны (избиратели) осуществляет государственную власть через своих представителей. Формами народовластия здесь являются представительные органы власти, а также производные от них структуры (ветви) власти. Институт президента в России также относится к представительной форме демократии, равно как институт президента национальных республик и губернатора территориальных субъектов федерации. Непосредственная демократия имеет место в случаях прямого волеизъявления населения страны – избирателей, прямого участия в решении общегосударственных дел. К форме непосредственной демократии здесь относят выборы представительных органов власти,референдум,всенародный опрос. Формы демократии складываются как ее компоненты, оформляются в институты демократии, образующие в совокупности систему.
    Институт демократии – это структурно-нормативное и функциональное образование в организации государственной власти, обеспечивающее во взаимодействии с другими определенный порядок взаимовлияния общества и государства на пути к прогрессу. Институты демократии характеризуют саму демократию в системе. Уместно поэтому относить такие институты к сфере экономики, организации власти, формирования институтов публичной власти ,осуществления контроля и надзора за законностью и т.п. Среди разновидностей форм непосредственной демократии называют петиции, собрания, сходы, ассоциации и др.
    70.Демократия и самоуправление.

    Среди разновидностей форм непосредственной демократии называют петиции, собрания, сходы, ассоциации и др. Представляется, что последние названные и другие формы реализации инициативы граждан призваны и имеют целью выразить групповое волеизъявление и интерес определенных социальных групп. Здесь по-этому уместно вести речь о функционировании самоуправления. В отличие от институтов демократии, ориентированных на аккумулирование общегосударственных либо региональных (в субъектах федерации) интересов и соответствующего волеизъявления, воля и интерес членов ассоциаций, местных территориальных образований и самодеятельных организаций исходят из потребностей, вызревающих в соответствующих институтах самоуправления. В своей совокупности они образуют систему самоуправления – общественного образования, в котором имеет место совместное (под свою ответственность и риск) принятие решений и совместное их осуществление в интересах самоуправляемого сообщества людей.Конечно, демократия и самоуправление имеют общие черты:участие людей в решении общих дел, ответственность и деятельность, основанные на законе; ориентация на общественный интерес, достижение согласия. Обнаруживаются также параллели в организованных формах конкретной работы.

    71. «Человек», «гражданин», «личность» - соотношение понятий.

    Оценка любого государства связана с установлением порядка его соотношения и взаимодействия с обществом, его человеческим, личностным компонентом. В зависимости от приоритетов государство, будучи относительно самостоятельным по отношению к обусловливающим его факторам, способно оказывать на них активное обратное воздействие. Роль государства во взаимоотношениях с обществом может быть неоднозначной. Исходным в методологическом ключе является определение порядка взаимодействия государственной власти и личности, гражданина и государства, поскольку в зависимости от приоритетов государство становится либо консервативной силой, либо находит для себя творчески организующую роль в развёртывании энергии общества на пути к прогрессу. Последнее возможно при обеспечении приоритета личности над всеми другими интересами и ценностями, утверждении правовых начал в соотношении, взаимодействии личности и государства, способствующих включению энергии людей, их потенциала в развитие общества. Человек имеет строение, системы жизнеобеспечения, адаптированность − способность к преобразованиям в определенной географической среде. В силу этих свойств человек homo sapiens оказался способным выделиться из природы, стать носителем социальных свойств. Личностью человек становится в связи с адаптированностью в определенной социальной среде − системе социальных связей и взаимодействий. Человек в социуме через деятельность приобретает индивидуальные функции, принимает социальные нормы, приобретает знания, профессиональные навыки, статусы в экономике, политике, культуре и др.Личность при этом проявляется и характеризуется через совокупность осваиваемых социальных связей. Гражданин характеризуется политико-правовой связью человека, личности с определенным государством, состоянием гражданства, нахождением под юрисдикцией государства. Это обусловливает, с одной стороны, обладание всем объёмом прав и свобод, обременение обязанностями. С другой стороны, будучи официальным представителем всего общества, государство закрепляет взаимные с гражданами права и обязанности, самоограничивает себя правовыми пределами деятельности, действует в режиме «разрешено только…», несет бремя юридической публично-правовой ответственности перед обществом, гражданами государства

    . Выводы относительно смысловых особенностей используемой в юридической литературе терминов «человек»,«личность»,«гражданин» имеют методологическое значение. Если сущность человека и личности обнаруживается в природной, социальной, политической среде, а также на уровне философской интерпретации, то в правовой жизни разум, социальность, способность к труду и др. трансформируются в систему ориентиров, символов, стандартов, предопределяющих его соотношение и взаимодействие с государством, способность быть носителем прав и обязанностей, адаптироваться в правовой среде на основе правового статуса..

    Для юридической науки в связи с этим важными становятся выводы науки о человеке (антропологии), которые имеют методологическое значение, особенно в связи с теми приоритетами, которые провозглашаются в Конституции РФ и которые государство обязано уважать.
    72.Признаки и понятия права как общесоциального явления (надпозитивного права).

    Вопрос о соотношении понятий «человек»-«личность»-«гражданин» служит предпосылкой для формирования определенного типа правовой связи личности и государства. Речь о взаимосвязи приоритета личности с удовлетворением объективных потребностей развития общества и государства, сила и мощь которых определяются развитостью экономических, политических, социальных, интеллектуальных инфраструктур, немыслимых без личностных, экономических, интеллектуально-творческих свобод и гарантированных иных возможностей людей.

    Во-первых, общецивилизационное (надпозитивное) право является продуктом исторического развития.

    .Во-вторых, формируясь как международные стандарты, надпозитивное право становится всеобщим и универсальным юридическим средством, сдерживающим в силу международных обязательств государственную власть, обладающим приоритетом над позитивным правом, внутренним законодательством

    .В-третьих, надпозитивное право имеет свой предмет регулирования. Это основные (базовые) права, свободы, обязанности, образующие ядро правового статуса личности.

    В-четвертых, формой юридического закрепления общецивилизационного права является позитивное право, внутреннее законодательство РФ.

    Общецивилизационное (надпозитивное) право – это признанные международным сообществом базовые формально-определенные возможности и притязания на создание, обладание и использование социальных благ в условиях осуществления абсолютных общечеловеческих ценностей – свободы, равенства, справедливости.

    Общецивилизационное (надпозитивное) право – область фактических притязаний людей на пользование общественно необходимыми благами, берущими начало в природе человека и личности. В соответствии со значимостью и ценностью для человека, личности они классифицируются на обособленные группы.

    1)личностные права. Это право на жизнь, здоровье, личную физическую неприкосновенность и др. (физические права), а также неотделимые от личности права на имя, честь, достоинство, и др. (личные права)

    2)интеллектуально-культурные права и свободы: право на воспитание и образование, право на пользование культурными ценностями, свобода творчества,свобода пользования информацией и т.п.

    3)социально-экономическое права: право на собственность, в том числе на производительную собственность, право на выбор профессии и профессиональную подготовку, право на выбор трудовой деятельности и справедливую оплату труда, право на извлечение прибыли, право на отдых и др.

    4)группа политических прав и свобод: право на гражданство, право на участие в формировании представительных органов власти и местного самоуправления, право на формирование и участие в деятельности общественных объединений, , а также гласность, открытость, свободу собраний

    Данные права и свободы классифицируются по другим основаниям,в связи с чем возможны разночтения в их наименовании и порядке расположения

    73.Виды основных прав и свобод человека и гражданина.

    Многоплановость взаимосвязей гражданина и государства отражается в категории «правовой статус».

    Во-первых, правовой статус − разновидность социальных статусов личности (в семье, общественных объединениях, конфессиях и т.п.)

    .Во-вторых, правовой статус − собирательное явление, объединяющее правовые статусы гражданина государства, иностранца, апатрида, лица с двойным гражданством.

    В-третьих, правовой статус включает индивидуальные (в том числе физические) особенности, личностные показатели, реальное состояние и положение лица в системе социальных связей.

    В-четвертых, правовой статус структурирован и имеет системные характеристики

    Правовой статус, наконец, является реальным показателем места человека и гражданина в системе ценностей данного общества.

    Правовой статус – это правовое положение человека и гражданина государства, выраженное в совокупности прав и обязанностей, отражающих его фактическое место в системе ценностей, во взаимоотношении с обществом и государством. Сердцевину правового статуса образуют права, свободы, обязанности лица, определяемые международными соглашениями, Конституцией РФ.

    . В структуре правового статуса личности определённое место занимают правосубъектность как способность быть субъектом права, гражданство. И то, и другое определяют полноту правового положения субъектов социальных связей. Правовой статус – явление многоплановое. Это не только правовое положение человека, гражданина, но и правой статус должностных лиц, органов государства, ветвей власти, объединений граждан. Отсюда разнообразие видов правовых статусов. Различают международный, базовый (конституционный), отраслевой (специальный), индивидуальный правовые статусы. Уместно ставить вопрос о правовом статусе гражданина, общественных объединений, органов местного самоуправления, должностных лиц, органов государства, ветвей власти.

    74.Правовой статус личности: понятия, структура, виды.

    Правовой статус – это правовое положение человека и гражданина государства, выраженное в совокупности прав и обязанностей, отражающих его фактическое место в системе ценностей, во взаимоотношении с обществом и государством. Сердцевину правового статуса образуют права, свободы, обязанности лица, определяемые международными соглашениями, Конституцией РФ. Конституционный уровень основных прав и свобод, обязанностей, гражданина конкретизирует отраслевой срез прав и обязанностей, а также законные интересы. Последние вытекают из общедозволительного режима правового регулирования субъектов правоотношений за исключением субъектов – носителей публичной власти. В структуре правового статуса личности определённое место занимают правосубъектность как способность быть субъектом права, гражданство. И то, и другое определяют полноту правового положения субъектов социальных связей. Правовой статус – явление многоплановое. Это не только правовое положение человека, гражданина, но и правой статус должностных лиц, органов государства, ветвей власти, объединений граждан. Отсюда разнообразие видов правовых статусов. Различают международный, базовый (конституционный), отраслевой (специальный), индивидуальный правовые статусы. Уместно ставить вопрос о правовом статусе гражданина, общественных объединений, органов местного самоуправления, должностных лиц, органов государства, ветвей власти.
    75.История формирования теории правового государства.

    Словосочетание и научный термин «правовое государство»сложились в Германии в начале ХІХ в. в условиях высочайшего развития немецкой классической философии и политико-правовой мысли. Однако было бы опрометчивым считать, что теория правового государства начинается в ХІХ веке. Теория правового государства имеет исторические корни и складывается по компонентам. Краеугольные камни представлений о правовой государственности были заложены древнегреческой философией и политикоправовой мыслью. Гуманистическая традиция в полисном устройстве жизни людей трансформировалась в идею о разумности и справедливости такой политической формы, при которой право становится общеобязательным законом, а публично-властная система− справедливой .Отсюда – «сквозные» идеи древнегреческих мыслителей о правовой благоустроенности полиса, о власти закона как условии законодательного компромисса (Солон), нормах разумности, подлежащих выражению в законе, о господстве закона (Платон), о правлении разумных законов, уравновешивающих людей в соответствии с принципом справедливости (Аристотель).В целом, античная традиция в политико-правовых учениях характеризуется правовой оценкой государства, восприимчивого к ценностям разумности, справедливости, законности. В условиях средневековья возобладающей становится тенденция к укреплению естественно-правовых начал, подчиняющих власть государства и государей Как отмечалось выше, становление теории правового государства увенчалось введением в научный оборот соответствующего словосочетания (Р.фон Моль, И. Кант). Это не означает, что представления о таком государстве оставались неизменными. Во-первых, особенности интерпретаций по различным компонентам теории правового государства обусловливались складыванием новых направлений политико-правовой мысли. Во-вторых, на представлении о правовой государственности накладывают отпечаток политические предпочтения различных политических сил. В-третьих, критерием жизнеспособности представшей о правовом государстве становится современная практика государственного строительства
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта