Главная страница
Навигация по странице:

  • Патриархальная теория

  • Договорная теория(Локк, Руссо, Радищев)

  • Теория насилия

  • Марксистско-ленинская теория

  • 16.Основы жизнедеятельности,организация публичной власти и социальное регулирование в первобытных сообществах людей.

  • 17.Общие закономерности происхождения государства и права. В целом государство

  • 18.Формы возникновения государства и права у разных народов.

  • 19.Государство и публичная власть родоплеменной общины: основные признаки отличия.

  • Основные признаки гос-в

  • 20.Право и система социального регулирования родоплеменной общины:основные особонности.

  • 21.Общество и государство. . Относительная самостоятельность гос-ва во взаимосвязях с обуславливающими факторами

  • 23.Классовое,общесоциальное,религиозное,национальное,рассовое в сущности государства.

  • 25.Легальность и легитимность государственной власти

  • 27.Типологии государства.Основания классификации государства на виды.

  • TGP1 сокращенныйf. 1. Юридическая наука. Понятие, структура


    Скачать 126.5 Kb.
    Название1. Юридическая наука. Понятие, структура
    АнкорTGP1 сокращенныйf.docx
    Дата12.01.2018
    Размер126.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP1 сокращенныйf.docx
    ТипДокументы
    #13900
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    15. Теории происхождения гос-ва и права: общая хар-ка.

    Теологические теории (Августина Блаженного, Фомы Аквинского) – одни из самых древних теорий, которые, с одной стороны, государство и право оценивали как продукт творения сверхъестественных сил, тайну замысла которых постичь невозможно. С другой стороны, все стоящие у руля государственной власти искали опору и божественное обоснование земного государства и наличного правопорядка, допуская соперничество религиозной и светской властей, заканчивающееся всегда компромиссом. В этом русле выстраивается теория «двух мечей», увенчанная постулатом о приоритете духовной власти над светской, поскольку нет государства и власти «не от бога».

    Патриархальная теория, у истоков которой стоял Аристотель. Он считал, что человек – это существо политическое, он не может существовать вне форм организации жизни. Люди объединяются в патриархальные семьи, селения, полисы. Государство – это разросшаяся семья, а её власть становится продолжением и усовершенствованием власти отцовской, власти домохозяина.

    Договорная теория(Локк, Руссо, Радищев) Представлялось, что государство – это договорное объединение людей на началах справедливости. Представители данной теории считали, что государство произошло не по воле Бога, а в результате сознательной деятельности людей. Для гарантирования естественных прав и свобод либо для установления мира и благополучия люди заключают общественный договор. По этому договору учреждается государственная власть, охраняющая неотчуждаемые права человека: свободу, собственность, безопасность и т.д., а люди обязуются подчиняться созданной власти, передавая часть своей свободы и власти государству.

    Теория насилия исходит из того, что государство возникает в результате завоевания одного народа (территории) другим – А. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, – а также удержания завоеванных территорий и народов, юридического закрепления власти завоевателей. Поэтому государство является силой, извне навязанной обществу, а не результатом внутреннего развития.

    Марксистско-ленинская теория происхождения государства и права жестко связывает этот процесс с появлением производящей экономики, классовой дифференциацией населения и системы эксплуатации одного класса другим, с необходимостью насильственного удерживания в повиновении

    эксплуатируемых классов. Государство является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий.

    16.Основы жизнедеятельности,организация публичной власти и социальное регулирование в первобытных сообществах людей.

    В науке за ним закреплено название первобытного(догосударственного)общества или общественного родового строя:

    Выделяют два типа в развитии первобытного общества:

    1.Эпап присваивающей экономики;

    2.Этап производящей экономики;

    Между ними находился важный рубеж -неолитическая революция,связанная с серьезными изменениями фауны и флоры

    На этой теории эволюции основана современная теория происхождения государства,названия потестарной(от лат.сила,власть).Первой клеточкой человеческой самоорганизации была общиной-род,племя,их объединения.

    Родовая община - основная форма социальной организации. У большинства народов мира строй проходит два основных этапа-матриархат и патриархат. Матриархат характерен для периода становления и первоначального развития родового строя. Женщина занимает в этот период главенствующие положение в родовой общине. Патриархат становится основной формой общественной организации позднее. Он возникает с появлением общественного производства - земледелия, скотоводства, плавки металлов. В этой ситуации мужской труд начинает преобладать над женским.

    Первобытная родовая община-это объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства.

    17.Общие закономерности происхождения государства и права.

    В целом государство возникает закономерно. Оно существенно отличается от систем самоуправления догосударственного общества по следующим позициям: 1. Территориальным делением населения, заменяющим кровнородственные связи, и возникновением свойственного только государству института гражданства, подданства, определяющих юридическую принадлежность вместе с определенным правовым статусом к данному государству, его территории. 2. Публичная власть в государстве не совпадает с населением. Она «материализуется» в особом слое профессионально подготовленных людей, «оформленных» в государственных структурах, государственном аппарате, выполняющих работу по управлению обществом. 3. Для содержания такой публичной (государственной) власти взимаются налоги (подати, дань) с населения.

    Право возникает вместе с государством в результате действия тех же самых закономерностей, обострения социальных противоречий более опасного, чем прежде, свойства в силу возникновения межклассовых, сословных, кастовых противоречий. Условия жизни вызывают необходимость появления более мощного социального регулятора, чем обычаи, традиции и т.п. Право поэтому возникает вместе с государством и параллельно с ним. В отличие от социальных норм первобытного общества право санкционируется либо устанавливается и обеспечивается государством, содержится в письменных источниках, признаваемых населением официальными. Правовые правила поведения четко формируют субъективные права, юридические обязанности, запреты.

    18.Формы возникновения государства и права у разных народов.

    Важнейшими следует признать экономические факторы, оказавшие мощное воздействие на процесс возникновения государства и права. Это крупные общественные разделения труда: отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия и скотоводства, обособление слоя людей, обслуживающих отношения обмена в условиях появления избыточной массы производимых материальных благ. Другие исторические формы сложились на территориях Южной Европы, прежде всего в Древней Греции, где в наиболее классическом виде дали о себе знать объективные факторы возникновения государства и права. Такие же процессы обусловили происхождение государства и права в Древнем Риме, катализатором которого стало противоборство патрициев и плебеев – свободных членов родовых общин по поводу объема их прав и места в общественной структуре.

    Отмечаются особенности древнегерманской и славянской форм происхождения государства и права, вызвавшие к жизни раннефеодальные государства

    19.Государство и публичная власть родоплеменной общины: основные признаки отличия.

    Отличия гос-ва от соц. организации первобытно общинного строя: учреждение особой публичной власти; единая территория, разделение поданных гос-ва по территориальным единицам; взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата гос-ой власти.

    Основные признаки гос-в: 1)гос-во представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. 2) Гос-во- особая организация политической власти, которая имеет спец. аппарат управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. 3) гос-во организует общественную жизнь на правовых началах. 4) Гос-во предоставляет собой суверенную организацию власти.
    20.Право и система социального регулирования родоплеменной общины:основные особонности.

    Право возникает вместе с государством в результате действия тех же самых закономерностей, обострения социальных противоречий более опасного, чем прежде, свойства в силу возникновения межклассовых, сословных, кастовых антагонизмов. Одновременно существовала потребность в стабильности, предсказуемости, упорядоченности социальных связей, противостоящих произволу и действиям не по правилам. Условия жизни вызывают необходимость появления более мощного социального регулятора, чем обычаи, традиции и т.п. Право поэтому возникает вместе с государством и параллельно с ним. В отличие от социальных норм первобытного общества право санкционируется либо устанавливается и обеспечивается государством, содержится в письменных источниках, признаваемых населением официальными. Правовые правила поведения четко формируют субъективные права, юридические обязанности, запреты. В то же время юридические споры начинает разрешать суд. Возникновение права – общая закономерность. Однако пути ее реализации различны. Отсюда следует различие в формах права и правовых системах в целом: обычное право, законодательство, прецедентное право, религиозное право

    21.Общество и государство. . Относительная самостоятельность гос-ва во взаимосвязях с обуславливающими факторами

    Как форма организации общества государство складывается, развивается под воздействием условий и факторов, вызревающих из потребностей развития общества – экономических, социально- политических, духовных и т.п., в связи с чем государство неотделимо от общества, является социальным институтом. Идеальным представляется гармоническое соотношение и взаимодействие общества и государства, современного гражданского общества и демократического социального государства.

    В целом государство обладает относительной самостоятельностью во взаимодействии с обществом, способностью оказывать активное обратное воздействие на породившие и воздействующие на него факторы. Относительная самостоятельность государства по отношению к обществу состоит в трёх направлениях: 1) государство может стимулировать развитие общества через развёртывание творческого потенциала свободных личностей, формирование современной экономической основы, социальной опоры, политической системности, т.е. продвигать развитие общества к полнокровному гражданскому; 2) государство может тормозить развитие общества, сдерживая инициативу людей, создавая условия отчуждения экономического, политического, интеллектуального развития; 3) государство в одних компонентах может стимулировать развитие общества, в других − сдерживать и даже отбрасывать общество назад.
    22. Сущность государства, определение его понятия.

    Государство качественно отличается от других организаций общества следующими показателями:

    1. Государство – единственная организация, которая официально представляет всё общество.

    2. Государство характеризуется всеобъемлемостью влияния, обусловленной фактором рождения, получения, приобретения членства (гражданства)

    3. Наличием аппарата, системы органов, должностных лиц, материальных атрибутов (тюрьмы, учреждения принудительного характера).

    4. Способностью принимать общеобязательные правила поведения (нормы права) и доводить их до исполнения. Государство контролирует, осуществляет надзор за реализацией правотворческих и других делегированных полномочий.

    5. Обладание свойством суверенитета государственной власти: самостоятельностью, независимостью, непрерывностью, верховенством и т.д.

    Государство, исходя из приведённых характеристик, определяется как суверенная политико-территориальная организация власти (социальный институт), осуществляющая функции управления обществом с использованием правовых средств (форм) через обеспечение интересов господствующего меньшинства населения либо большей его части, располагающая в этих целях слоем профессионально подготовленных людей (аппаратом), обеспечивающих реализацию задач классовой диктатуры либо приведения общества к компромиссам, равновесию и благополучию. Оно всегда выполняет необходимый объём общих дел, в которых сосредоточены не только узкоклассовые интересы, но и общесоциальные: национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие.

    23.Классовое,общесоциальное,религиозное,национальное,рассовое в сущности государства.

    Общесоциальная и классовая сущность государства. Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. Т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия – народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

    Высшее общественное предназначение государства – гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

    Существование и сила власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства.

    Из марксистской теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность - основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве.

    В демократических государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой и социальной сущности.

    24.Государство и власть. Государственная власть как разновилность социальной власти.

    Власть свойственна не только государству, но и социальным общностям. Любая социальная общность нуждается в организации, т.е. навязывании воли одних лиц (социальных групп) и подчинение этой воле других. На этой основе складывается система управления, а также поддержание системы связей. Отсюда исходной является категория социальная власть, которую можно определить как основанное на силе или авторитете воздействие на поведение людей и приведение социальных связей в определяемое социальными нормами состояние: власть в семье, общественном формировании, религиозной общности, государстве и др.Государственная власть – особая разновидность социальной власти. Она отличается от всех других видов социальной власти, во-первых, субъектами властеотношений, которые имеют властные полномочия и специфический правовой статус (ветви власти, органы государства, органы местного самоуправления, должностные лица). Во-вторых, имеет публично-политический характер и юридическое оформление, поэтому действует в режиме правовых ограничений в соответствии с принципом «разрешено только то, что закреплено в законе». В-третьих, официально представляет всё общество, распространяется на всех и каждого, независимо от политических, религиозных, национальных и др. предпочтений и особенностей лиц. В-четвёртых, в классово антагонистическом обществе решает задачи классового подавления, в современном гражданском обществе – задачи приведения общества к согласию, равновесию, благополучию. В-пятых, поддерживается потенциальной или реальной возможностью применения силы государственного принуждения. Отсюда – двоякая характеристика государственной власти. В неразвитых (классовых) государствах – это организованное насилие одного класса для подавления другого (К. Макс, Ф. Энгельс). Здесь возобладает навязывание воли меньшинства населения большинству, наращивание принудительного компонента в структуре власти, соответствующее выстраивание социально-политического, социально-психологического и юридического аспектов власти, возобладание вертикальной структуры властеотношений. В современном гражданском обществе и демократическом государстве государственная власть определяется как организованное руководство обществом со стороны государства, целенаправленное на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ориентированное на преодоление противоречий, противостояний и конфликтов, поддержание равновесия и правопорядка. Властеотношения здесь имеют сложную горизонтально-вертикальную структуру.
    25.Легальность и легитимность государственной власти

    Легальная (легализованная) власть в государстве − это сформированная (оформленная) в соответствии с заранее определённой нормативной моделью, принятой материальными её носителями, функционирующая в русле законодательно определенных полномочий и юридических ограничений, ориентированная на обеспечение потребностей общественного прогресса.

    Легитимная государственная власть характеризует качественную сторону её отношения и взаимодействия с населением. Легитимность определяется как признание легальной государственной власти подавляющим большинством граждан страны единственно возможной. При такой оценке легитимность складывается как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство.

    26.Государство и право.

    Юридическая наука изучает государство и право, государственно-правовую жизнь общества в системе взаимодействий с другими институтами общества, политической его системы, а так же отдельные стороны государственно-правовой действительности. Государство и право в объекте юр науки неотделимы, иначе критерии обособления объектов и предметов наук утрачиваются.

    Соотношение государства и права

    1 Неоспоримым признается тезис о неразрывности этих институтов. Об этом свидетельствует одновременность возникновения, решение с помощью государства и права одних и тех же задач, выдвигаемых обществом, взаимосогласованность действия.

    2 В современных условиях возрастания значимости права, усиление международных факторов правообразования и институтов правообеспечения сохраняется роль государства как монопольного «правообразователя» законадательных и иных норм.

    3 Право устанавливает юридические пределы деятельности государства, устанавливая разрешительный режим реализации властных полномочий.

    4 И государство и право содержат набор необходимы средств преодоления противоречий, деформаций в деятельности носителей публичной власти и в правовом регулировании.
    27.Типологии государства.Основания классификации государства на виды.

    Выделяют демократические и авторитарные государства. В зависимости от типов политических систем и уровня общественного развития государства классифицируются на примитивные, традиционные, современные; неразвитые и современные цивилизованные; в зависимости от способности к осуществлению социальной и политической

    мобилизации граждан – на мобилизационные, предмобилизационные.

    Однако основные критерии классификаций государств на виды обнаруживаются и выделяются из соотношения общества и государства. Наиболее распространенными поэтому являются формационный и цивилизационный подходы к классификации государств.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта