Главная страница
Навигация по странице:

  • Государство

  • Фомы Аквинского

  • Г.В.Ф.Гегелю

  • Ж.-Ж.Руссо

  • М.Ковалевский

  • Понятие общество. Гражданское общество, нация, государство


    Скачать 167.35 Kb.
    НазваниеПонятие общество. Гражданское общество, нация, государство
    Дата19.10.2021
    Размер167.35 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла16_1_doklad_filosofia.rtf
    ТипДокументы
    #250998

    Понятие «общество». Гражданское общество, нация, государство.

    Общество, или социум — это сформировавшаяся в ходе исторического развития человечества относительно устойчивая интегрированная система социальных структур, функций и связей, в которой реализуются формы объединения людей, сложившиеся в процессе их взаимодействия. Общество выступает как особая ступень развития человечества и представляет собой надприродную сферу человеческого бытия, обусловленную коллективной деятельностью человека и его взаимодействием с другими людьми. Совокупность общественных отношений, порождаемых совместной деятельностью людей, формирует устойчивые социальные образования, обеспечивающие целостность общества: социальные структуры и регулирующие их социальные институты. Целостность общества не означает его однородности — напротив, общество как система состоит из множества взаимодействующих элементов, в качестве которых могут выступать социальные объекты разного уровня, от малых групп индивидов до крупных социальных общностей. Развитие общества во времени и пространстве формирует историю. Последняя возможна благодаря социокультурной преемственности поколений людей, реализуемой с помощью надбиологических механизмов накопления и передачи опыта, культуры, информации, устойчивые формы которых конституируются в социальные институты. Происходящие в истории изменения включают развитие и смену различных типов общества и его социальных институтов, развитие культуры и развитие самого человека. В этом смысле эволюция общества может быть рассмотрена как негэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации человеческого бытия.

    Общественное бытие имеет две стороны:

    • объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

    • субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

    На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

    Основными сферами жизни общества являются:

    Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

    Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

    Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
    Духовная- это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

    Объяснение природы общества (и, соответственно, общественной природы человека) на протяжении истории социально-философской мысли оставалось центральной проблемой всех теорий общества; то или иное её решение определяет во многом и трактовку отдельных типов общественной деятельности, в том числе индивидуальных действий. Принципиальным для понимания общества является решение вопросов о том, существуют ли специфические объективные законы развития общества или нет; возможно ли распространять на общество те или иные законы природы; следует ли исходить из понимания общества как целостной системы (холизм) или из индивидов (психологизм) и вообще является ли общество целостным образованием или же просто совокупностью индивидов; какая теория общества более адекватна — монистическая или плюралистическая, признающая взаимодействие и влияние равноправных факторов; что является отличительным признаком общества — социальные отношения (коммуникации) или культура; существует ли единство и общая направленность исторического процесса или он распадается на множество самостоятельных культур и цивилизаций; происходит ли развитие общества или лишь социальные изменения; какое влияние на общество оказывают новые технологии, глобальные проблемы, наконец, сам человек, его сознание и самосознание и так далее.

    Гражданское общество -- это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных ассоциаций и организаций, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

    Гражданское общество -- один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

    Признаки гражданского общества

    • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

    • развитая демократия;

    • правовая защищённость граждан;

    • определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения;

    • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

    • самоуправление;

    • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

    • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

    • сильная социальная политика государства

    • многоукладная экономика

    • большой удельный вес в обществе среднего класса.

    

    Концепция гражданского общества

    В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

    Т. Гоббс, английский философ:

    Гражданское общество -- это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

    Дж. Локк, английский философ:

    Гражданское общество -- это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

    Ш. Монтескье, французский философ:

    Гражданское общество -- это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

    Г. Гегель, немецкий философ:

    Гражданское общество -- сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

    К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие философы, экономисты и социологи:

    Гражданское общество -- сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

    Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII -- началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель).

    В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

    Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

    На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

    На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

    Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

    Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

    Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

    Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

    Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

    Нация (от лат. natio -- племя, народ) -- социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. В международном праве является синонимом национального государства.

    Главные признаки Н.-- общность экономических связей, территории, языка. На этой основе возникает общность духовной жизни, национальные особенности психологии, характера, культуры, сознания, традиции, На особенности духовной жизни Н, большое влияние в условиях капитализма оказывает классовое положение людей. В то время как идеологи буржуазии главным, а то и единственным признаком Н. считают общность психического склада и культуры, Ленин указывает на недопустимость отвлечения от противоречий между классами, к-рые эту Н. образуют. Он постоянно подчеркивает необходимость учитывать раздвоенность Н., каждой национальной культуры. В политике важно знать и учитывать степень дифференциации внутри Н., национальные особенности каждого класса данной Н. Для современной эпохи характерно разнообразие наций, путей их формирования.

    В настоящее время имеются нации:

    • 1) социально неоднородные, состоящие из классов с противоположными экономическими интересами, идеологией, правами;

    • 2) социалистические нации, в к-рых усиливается социальная однородность и

    • 3) нации переходного типа, облик к-рых оформится в зависимости от того, пойдут ли они по капиталистическому или по некапиталистическому пути развития.

    Уже при капитализме возникает тенденция к расширению взаимосвязи между нациями и интернационализации экономики и культуры. Однако проводимая империалистами политика закабаления народов усиливает тенденцию к национальному обособлению, В достижении национальной свободы и независимости огромную роль играют национально-освободительные движения. Именно в них развивается и укрепляется национальное самосознание народов, посредством их завоевывается национальная независимость, создается государственность, обеспечивается национальный суверенитет, что является важным условием политического, экономического и культурного развития Н. При социализме нации получают полный простор для своего развития; им чужда классовая раздвоенность интересов, национального самосознания и культуры. Являясь нациями трудящихся -- рабочих, крестьян и интеллигенции, они имеют действительное, а не мнимое национальное единство. Социалистическая И.-- это социальная общность людей, у к-рых сохранились, хотя и получили качественно новое развитие, определенные этнические особенности, но в корне преобразится на социалистических, интернациональных началах весь уклад политической, социально-экономической и духовной жизни, В развитом социалистическом обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения Н. Образование советского народа как исторически новой социальной и интернациональной общности людей опровергает пророчества националистов о вечности и неизбежном росте национальных различий и подтверждает предвидение марксизма-ленинизма о сближении наций, о полном их слиянии в зрелом коммунистическом обществе.

    Государство -- это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В отличие от страны, государство не имеет национальных требований к своим гражданам.

    В современных развитых государствах, его основными целями трактуются:

    • сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;

    • реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.

    Признаками государства являются: публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд); территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд); система права – совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами власти.

    В Средние века процесс возникновения государства стали рассматривать в рамках религиозного мировоззрения как учреждение института земной власти, установленной Богом. Современный католицизм считает своим официальным учением о государстве взгляды Фомы Аквинского, который призывал людей к повиновению государственной власти, связанной «божественными законами». С теократическими концепциями тесно связаны этические теории, рассматривающие государство в виде воплощения моральной идеи, всеобщего закона. По Г.В.Ф.Гегелю, государство представляет собой высшую ступень в развитии «объективного духа», которая означает восстановление единства, нарушенного в гражданском обществе борьбой индивидов и групп.

    В Новое время получила широкое распространение договорная теория происхождения государства (см. Ж.-Ж.РуссоТ.ГоббсДоговор общественный). Согласно последней, люди, пребывавшие первоначально в естественном, догосударственном состоянии, решили сознательно создать государство (заключить договор), чтобы надежно обеспечить для всех основные права и свободы. На реалистический подход в объяснении государственной власти претендует также «теория завоевания» (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер), описывающая процесс возникновения классов и государства как результат завоевания одного племени другим. Марксистская теория рассматривает государство как политическую организацию экономически господствующего класса, предназначенную для подавления сопротивления его классовых противников. Согласно марксистской социологии, государство возникло на определенном уровне развития производительных сил, когда общественное разделение труда привело к возникновению частной собственности, имущественного неравенства людей и расколу общества на антагонистические классы.

    Некоторые теоретики пытаются объяснить происхождение и существование государства психологическими факторами, подчеркивая, что выдающиеся личности являются творцами государства благодаря «гипнотическому влиянию» на ищущую чужого руководства толпу (М.Ковалевский, Ж.Бюрдо).

    В современной политической науке в целом возобладала синтетическая точка зрения, учитывающая в процессе возникновения государства социально-экономические, религиозные, моральные, военные и психологические факторы. Само по себе государство как средство политического управления не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. История показала, что форма государственного устройства, характер применяемых средств и методов управления зависят от общего уровня развития конкретного сообщества, от сложившейся в этом социуме политической культуры, от преобладающих религиозно-философских воззрений, потребностей экономического развития и многих др. факторов.

    Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).


    написать администратору сайта