Главная страница
Навигация по странице:

  • 37 право и закон. Их соотношение

  • 38 основания юридической ответственности

  • 39 понятие функции государства в современной теории государства, классификация функций

  • 40 правопонимание: эволюция представлений о праве, характеристика основных учений о сущности права

  • Естественно-правовая теория

  • Историческая школа права

  • Психологическая теория права

  • Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права

  • Социологическая теория права

  • Марксистская теория права

  • 41 взаимная ответственность государства и личности

  • 42 естественно – правовая идеология и ормирование современной концепции прав человека

  • 43 политический режим как элемент формы государства. Типология политических режимов

  • Виды политических режимов. Все режимы делятся на демократические и недемо

  • Характерные черты демократических режимов

  • Антидемократический режим

  • Разновидности антидемократических режимов

  • Авторитарный

  • Тоталитарный

  • 44 система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод

  • Гарантии прав и свобод человека и гражданина

  • 45 порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нпа

  • тгп (1). 1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук


    Скачать 333.37 Kb.
    Название1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
    Анкортгп (1).docx
    Дата16.12.2017
    Размер333.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп (1).docx
    ТипДокументы
    #11673
    страница4 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.
    В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.
    Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.
    В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.
    В парламентарных республиках президент - малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.
    В президентских республиках президент - центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает "по совету и с согласия" Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.
    Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
    В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.
    По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
    Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.
    Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации - министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.
    Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
    Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.
    В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,- вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.
    Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко, наряду с назначенными должностными лицами, на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.


    37 право и закон. Их соотношение

    Право - это совокупность исторически возникших правил поведения, установленных государством в целях торжества принципов справедливости, равенства, гуманизма, а так же регулирования общественных отношений. Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор как ложилось право. Актуальность проблемы соотношения права и закона сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. Нетрудно заметить, что в данном случае в разрешении проблемы со-отношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении го-сударства и права, сталкиваются два различных взгляда, или подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и, исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право. Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемы соотношения права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается по меньшей мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, В данном случае, государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества. Право при этом в развернутом виде представляется как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей. Что же касается государства, то оно при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, наоборот, само объявляется повсеместно связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным в своих действиях правом. Государство - исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, Каков же критерий правовых законов? На эти вопросы удовлетворительного ответа не найдено до сих пор. Учеными - юристами и философами предлагались различные основания - критерии для разграничения права и закона, правовых законов и не правовых законов. Еще в конце XIX - начале XX в.в. отечественной и зарубежной литературе в качестве - критерия предлагалась общая воля, т.е. воля всего общества, нации или народа. По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие законы (или иные нормативные акты), которые адекватно отражают. Постановка вопроса, как и сам предложенный критерий разграничения правовых и не правовых законов несомненно, заслуживают одобрения и внимания. Вместе с тем они вписывают вопросы. В частности, такие вопросы: кто и каким образом может определить, содержится, ли в том или ином законе общая воля или ее там нет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие общую волю, а в других - не отражающие ее? Не дают удовлетворительного ответа на поставленный вопрос и вы-двигавшиеся в более поздний период, вплоть до настоящего времени критерии и подходы. Пытаясь решить эту проблему или хотя бы в приближенном виде обозначить грань между правом и законом, иссле-дователи нередко обращаются к различным моральным категориям - справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется не иначе как нормативно закрепленная справедливость. В тех же целях - решения проблемы соотношения права и закона - иногда используется категория правовой идеал. В научной литературе он определяется как порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной Среды. Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными им подобными принципами, не являются правовыми. Стремление подвести прочную моральную основу под законодательство в целом Однако нельзя не заметить, что, стремясь подвести моральную базу под закон и таким образом отмежевать его, назвав правовым, от всех иных законов, авторы невольно смешивают моральные категории. Во-первых, можно лишь констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона; Во-вторых, необходимо иметь в виду, что в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов России и других стран доминирующими являются идеи единства неделимости права и закона; между правом и законом не проводится никакого различия. В то же время на теоретическом уровне, в рамках теории государства и права предпринимаются значительные усилия для отграничения права от не правового закона.

    38 основания юридической ответственности

    Основания ответственности — это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (Необходимой), а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правопримени-тельного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.
    Вместе с тем само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, не влечет за собой применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприме-нительный акт — решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к кон- кретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д.

    В отдельных случаях закон предусматривает основания не только ответственности, но и освобождения от нее и от наказания. Так, лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное деяние потеряло характер общественно опасного (ст. 77 У К РФ). Освобождение от уголовной ответственности и от применения наказания предусматривает, в частности, передачу несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Возможность освобождения от ответственности зафиксирована и нормами других отраслей права (например, ст. 22 КоАП).

    39 понятие функции государства в современной теории государства, классификация функций

    В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически единообразные определения, которые звучат следующим образом: "функция государства - это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач" (А. Иванов). Или: "функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе" (проф. В.И. Гойман-Червонюк). Как более полный вариант: "функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами" (проф. В.М. Корельский).
    Можно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных) направлений его деятельности. Однако здесь нужно подчеркнуть специфический смысл категории "функция", ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе не ясно, чем функция как главное направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной деятельности.
    Следует исходить прежде всего из того, что "функция" (в переводе с лат. -"исполнение") - это категория системного подхода и она применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той деятельности, которую система производит "на деле". В жизни, на практике системы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.
    Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:
    функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам;

    функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

    в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;

    функции государства объективно заданы целями и задачами государства;

    если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);

    функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут: а) исчезать одни функции и появляться другие;

    б) меняться содержание одной и той же функции;

    функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;

    функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).

    Непосредственно функции государства определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.
    Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:
    а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);

    б) сущностью государства, его природой;

    в) целями и задачами государства.
    В литературе предлагаются различные варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).
    Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют функции основные и неосновные. Такое деление, однако, вызывает сомнение, ибо (исходя из традиционного определения функций государства, которого Байтин и придерживается) получаем в итоге "неосновные основные направления деятельности государства".
    Еще 200 лет назад Адам Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов", обосновывая максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:
    1) оборону;

    2) определение меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;

    3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.
    По мнению проф. Л. И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.
    К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).
    К внутренним функциям современного российского государства в литературе (Л.А. Морозова) относят следующие:

    функцию обеспечения народовластия;

    экономическую функцию;

    социальную функцию;

    функцию налогообложения и финансового контроля;

    экологическую функцию;

    функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

    К внешним функциям:

    функцию интеграции в мировую экономику;

    обороны страны;

    поддержки мирового правопорядка;

    сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.

    40 правопонимание: эволюция представлений о праве, характеристика основных учений о сущности права

    Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.

    Остановимся кратко на характеристике таких наиболее известных теорий, как естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.

    Естественно-правовая теория. Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII–XVIII вв. Ее виднейшие представители: Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

    Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права – естественного и позитивного.

    Позитивное, или положительное, – это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях.

    В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

    Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека

    Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права.

    Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Густав Гуго, Савиньи, Пухта, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей поражение Великой французской революции.

    Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом.

    Право каждого народа и есть проявление этого народного духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь как бы «с молоком матери», от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

    Психологическая теория права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард).

    Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И Петражицким. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Петражицкий называет фантазмами.

    Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в XIX в. как либеральная нормативная теория, (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.). Однако к концу XIX в. – второму десятилетию XX в. данная правовая школа претерпела существенные изменения, главенствующее место в ней заняло так называемое чистое учение о праве, наиболее видным представителем которого был Г. Кельзен. Он и его сторонники противопоставляли право как «мир должного» «миру сущего», т.е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д. Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую но сравнению с ней ступень пирамиды.

    Социологическая теория права. Предтечей этой теории явилась «школа свободного права», представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

    В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в «действии», в процессе применения. «Право, – по утверждению Джона Дьюи, – есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «глас вопиющего в пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт», наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон». При этом подчеркивается значение психического переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.

    Марксистская теория права. В отличие от рассмотренных выше учений, основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, зиждется на материалистической философии.

    Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности. В «Манифесте Коммунистической партии» они утверждали, что буржуазное право (и вместе с тем право вообще) есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Объясняя механизм образования права, Маркс и Энгельс писали: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса...».

    41 взаимная ответственность государства и личности

    Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

    В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства -это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

    В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

    Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

    1) ответственность правительства перед представительными органами власти;

    2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

    3) процедура импичмента и др.

    Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

    На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

    42 естественно – правовая идеология и ормирование современной концепции прав человека

    Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.

    Слабая сторона данной теории заключается в том, что государственно-правовые явления рассматриваются как продукт человеческого разума и воли. Такая трактовка происхождения государства и права является субъективно-идеалистической, так как игнорирует объективные экономические и социально-политические факторы. Положительной стороной естественно-правовой теории является признание приоритета естественного права над позитивным.
    Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательства, и естественное право.

    Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

    Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII—XVI II вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

    Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

    Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

    В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

    43 политический режим как элемент формы государства. Типология политических режимов

    Политический режим это совокупность способов и методов осуществления власти государством. Режим характеризуют:

    - правовое положение личности в обществе и государстве, ее фактическое положение;

    - воздействие государства на политическую жизнь страны и другие черты;

    - правовая форма применения тех или иных способов осуществления государственной власти.

    Виды политических режимов.

    Все режимы делятся на демократические и недемократические.

    Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, обеспечивающий участие народа в управлении государством.

    Характерные черты демократических режимов:

    - формирование органов власти выборным путем;

    - политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов;

    - гарантированное существование политических прав и свобод граждан;

    - равноправие всех форм собственности;

    - децентрализация власти, широкое развитие всех форм самоуправления.

    Антидемократический режим - это способ осуществления государственной власти, предусматривающий отстранение широких масс населения от участие в управлении государством.

    Разновидности антидемократических режимов:деспотия, тирания, авторитарный, тоталитарный, фашистский.

    Деспотический – режим, характерный для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии (древневосточный монархии), когда неограниченная власть сосредотачивается в руках одного лица, получающего ее законно (по наследству). Данный режим отличается крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспот опирается на разветвленный бюрократический аппарат и армию. Жестоко подавляется любое инакомыслие.

    Тиранический – режим, основанный на узурпации власти тираном
    и жестоких методах ее осуществления (тирании часто устанавливались в античных полисах, например, тирания Агафокла в Сиракузах). Власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота; отличается произволом, террором, жестокостью.


    Авторитарныйрежим, при котором власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом; режим может осуществляться в разных формах. Представительные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Управляет правящая элита во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией, партийной группировкой). Устанавливается авторитарный режим в результате военного илигосударственного переворота.

    Тоталитарныйрежим, являющийся крайней формой авторитарного режима (социалистические государства периодов «культа личности»). Характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной политической партией, слиянием партийного аппарата с государственным и формированием партийной номенклатуры; наличием «культа личности», партийной монополией на средства массовой информации, крайним центризмом в управлении, огосударствление собственности, милитаризацией. Формально политические права и свободы закрепляются в законе, но отсутствует механизм их реализации.

    44 система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод

    Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие

    его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех

    сферах общественной жизни.

    Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших

    отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных

    правомочий, выработанных в ходе развития общества и rocyдарства.Права

    гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных

    законодательных актах и также обязательно государством декларируется и

    обеспечивается их защита.Они квалифицируют человека как члена

    государственно-организованного сообщества.

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

    Личные

    Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

    Право на жизнь

    Право на свободу и личную неприкосновенность

    Право на достоинство личности

    Право на неприкосновенность частной жизни

    Право на неприкосновенность жилища

    Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

    Право на национальную и культурную самоидентификацию

    Свобода совести и свобода мысли

    Свобода передвижения и выбора местожительства;

    Свобода выбора национальности и языка общения

    Право на судебную защиту

    Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

    Право на имя

    Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции.

    Политические

    Основная статья: Политическая свобода

    Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

    Свобода слова (свобода распространения информации)

    Право на информацию (доступ к информации)

    Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

    Право на объединение (свобода союзов)

    Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

    Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

    Право на гражданство

    Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

    Право на участие в отправлении правосудия

    Социально-экономические

    К социально-экономическим правам относятся:

    Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

    Право на частную собственность

    Трудовые права (право на труд и свободу труда)

    Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

    Право на социальное обеспечение

    Право на жилище

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    Право на справедливое взимание налогов

    Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

    Культурные

    Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

    Право на образование

    Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

    Право на участие в культурной жизни

    Академические свободы

    Право на благоприятную окружающую среду

    Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

    Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на

    обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту.Наличие

    гарантий предполагает наличие обязанностей.Выше были описаны обязанности

    граждан перед государством, однако в данной ситуации подразумеваются

    обязанности государства перед гражданамиОсновные гарантии закреплены в

    Конституции, но это не означает , чтоьперечисленный список гарантий

    является исчерпывающим.Для более подробного рассмотрения всей

    совокупности гарантий существует их классификация по сфере

    действия.Гарантии делятся на международно - правовые и

    внутригосударственные.

    Внутригосударственные гарантии.

    Закрепляются в конституциях и иных нормативно - правовых актах

    государства, обеспечиваются соответствующими материальными и

    организационными средствами.В Российской Федерации гарантией, обладающей

    наивысшей юридической силой, является Конституция.В Конституции, как уже

    говорилось выше, закрепляются основные гарантии, определяющие смысл,

    содержание и приминение законов, деятельность всех терх ветвей власти, а

    также органов сомоуправления.Контроль за их соблюдением принадлежит

    Конституционному Суду РФ.Внутригосударственные гарантии делятся на общие

    и гарантии правосудия.

    Общие гарантии.

    1. Защита прав и свобод - обязанность государства.Данное положение

    закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ.В реализации данной гарантии

    участвует весь механизм государства.

    2. Самозащита прав и свобод.С пособов самозашиты существует множество

    и все они могут быть применены гражданами, но существет одно

    ограничение, указанное в ст.45 ч.2:

    2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

    запрещенными законом.

    3. Судебная защита.Эта гарантия находит свое отражение в ст.46

    Конституции.Такая форма защиты прав и свобод являетсф наиболее

    эффективной, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения.

    4. Возмещение вреда.В соотвествии со статьей 53 Конституции, каждый

    имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями

    (или бездействикм) органов государственной власти или их должностных

    лиц.Размер возмещения вреда утанавливается судом.

    5. Неотменяемость прав и свобод.Любой человек может быть уверен, что

    пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, как

    сказано в ст.18, являются непосредственно действующими.

    6. Возраст.В Конституции сказано, что гражданин России может

    самостоятельно осуществлять а полном объеме свои права и обязанности с

    18 лет.Ограничением может служить признание гражданина недеесаособным

    или ограниченныи в дееспособности, но только по решению суда.Лица, не

    достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в

    Гражданском кодексе.

    Гарантии правосудия.

    Данные гарантии лежат в основе УПК и направлены на исключение

    произвола в судебном разбирательстве.Гарантии правосудия - гарантии

    свободы личности, отсюда их конституционный уровень закрепления.

    1. Гарантии подсудности.Для человека необходимо, чтобы его дело

    разбиралось в том суде и тем судьей, которые предусмотрены

    законодательством.Определение законом такого суда и есть подсудность.В

    Конституции прямо указано, что никто не может быть лишен права на

    рассмотрение его дела тем судом и тем судьей к подсудности которых оно

    отнесено законом.Главной гарантией демократического правосудия выступает

    суд присяжных.

    2. Право на юридическую помощь.Это означает, что любой, кто нуждается

    в квалифицированной юридической помощи, имеет право на ее получение.В

    предусмотренных законом сучаях, юридическая помощь оказывается

    бесплатно.

    3. Презумпция невиновности.Она закреплена в ст.49.Сут же презумпции

    заклбчается в том, что любой человек считается невиновным пока его

    виновность не будет доказана.

    4. Запрет повторного осуждения.Данная гарантия гласит, что никто не

    может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза (ст.50

    Конституции РФ).

    5. Недействительность незаконно полученных доказательств.Человек

    гарантирован от таких "методов" работы суда и следствия на всех стадиях

    уголовного процесса (ст.50 ч.2 Конституции).

    6. Право на пересмотр приговора.Любой осужденный имеет право на

    пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или

    смягчении приговора.

    7. Гарантия от самообвинения.Выражается в том, что человека нельзя

    прнудить к даче показаний против себя, а также против близких для него

    родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью.Статья

    52 Конституции РФ:

    Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются

    законом.Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и

    компенсацию причиненного ущерба.

    9. Запрет обратной силы закона.Закон, устанавливающий или отягчающий

    ответственность, обратной силы не имеет.Но если он отменяет или смягчает

    ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст.54

    Конституции).

    Международно - правовые гарантии.

    Данные гарантии закрепляются международно - правовых дукументах, таких

    как Всеобщая деларация прав человека, принятая на третьей сессии

    Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, международные пакты и

    другие документы.Конституция предоставляет право обращения в

    межгосударственные органы по защите прав и своб человека, при отказе

    всех судебных инстанций Российской Федерации.Жалоба подается в комитет

    по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о

    гражданских и политических правах.Комитет принимает жалобу, если она не

    анонимна и не представляет собой злоупотребление правом на жалобу.

    Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский

    Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году.Обращение в Суд может

    подавать как государство, так и физическое лицо, но сначала это

    обращение должно пройти через Европейскую Комиссию по правам

    человека.После рассмотрения, если этр обращение признается приемлемым,

    то оно попадает в Суд.

    Помимо указанных документов, закрепляющих права и свободы человека,

    существуют также такие как:

    -Европейская крнвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. и

    дополнительные протоколы к ней;

    -Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

    семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и декларация о

    международных обязательствах в области прав человека и основных свобод

    от 24 сентября 1993 г., принятые членами СНГ.

    Указанный перечень является далеко не полным, но уакзанные в нем

    документы являются более или менее главными.

    45 порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нпа

    Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового акта является заключительной стадией правотворческой процедуры.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта