тгп (1). 1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
Скачать 333.37 Kb.
|
52 субъекты права и субъекты правоотношений Наличие у лица такого общественно-юридического качества, как правосубъектность, дает ему юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей. Такие лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права. Понимание механизма действия права предполагает различение понятий "субъект права" и "субъект правоотношения". Субъекты права - это потенциальные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения - это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения - это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права - участник того или иного конкретного правоотношения. Для того, чтобы субъект права превратился в субъекта правоотношения, должны появиться определенные юридические факты, которые "запускают" в действие соответствующую предоставительно-обязывающую норму (нормы), и она уже, в свою очередь, возлагает на данных субъектов прaва юридические обязанности и предоставляет им юридические права, делая их тем самым участниками возникшего правоотношения. Субъекты права, таким образом, наряду с нормами права и юридическими фактами, представляют собой одну из предпосылок (необходимых условий) возникновения и существования правоотношений. Поскольку субъект правоотношения - это всегда и субъект права, то его общую характеристику следует увязывать с правосубьектностью (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью) и правовым статусом (см. предыдущий вопрос). По видам субъектов права (а значит и субъектов правоотношений) можно разделить на: а) физических лиц; б) организации; в) общественные образования (народы, нации). Физические лица - это граждане, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды). К организациям относятся: а) само государство; б) государственные организации; в) негосударственные (общественные, кооперативные, коммерческие и др.) организации. Среди государственных организаций можно выделить государственные органы - государственные организации, обладающие властными полномочиями. Особо следует отметить категорию юридических лиц, которые обладают правосубъектностью, необходимой им для участия в гражданском (имущественном) обороте. В Российской Федерации в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая: а) имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; б) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; в) быть истцом и ответчиком в суде. Надо заметить, что "юридическое лицо" - это не столько обозначение разновидности субъектов права, сколько обозначение разновидности правосубъектности как общественно-юридического свойства этих субъектов. Так, в качестве юридического лица может выступить, например, и само государство, которое, как видим, занимает свое место в классификации субъектов права. 53 толкование правовых норм. Виды толкования Толкование - это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение истинного смысла правовых норм. Предметом толкования выступают правовые нормы, изложенные в текстах нормативных правовых актов, в других источниках права. Правильное понимание смысла норм обеспечивает наиболее полную и эффективную их реализацию. Фактически, толкование является повседневной деятельностью тех лиц, которые связаны с реализацией права в разных формах. В самом понятии толкования отражены два аспекта толкования: 1. Уяснение - это мыслительный процесс, в ходе которого познается смысл нормы лицом, которое изучает содержание правовой нормы. 2. Разъяснение - другая сторона толкования, когда уясненный для себя смысл правовой нормы доводится либо до конкретного лица, либо до индивидуально-неопределенного круга лиц. Следует отметить, что обычно достаточно уяснить смысл правовой нормы, чтобы вынести правильное решение по конкретному делу. К разъяснению прибегают тогда, когда в процессе уяснения правовой нормы обнаруживается, что воля законодателя не получила в ней точного словесного выражения либо когда норма требует дополнительной конкретизации и необходимо обосновать возможность ее применения к данной категории дел или реализации в данной конкретной жизненной ситуации. толкования оно подразделяется на два вида: официальное и неофициальное. Неофициальное толкование юридических последствий не имеет, то есть необязательно для следования ему. Оно осуществляется, например, научными учреждениями, адвокатами. юрисконсультами и т.п. Это толкование носит характер советов, рекомендаций. Убедительность такого толкования зависит от авторитета субъекта, обоснованности и аргументированности даваемой им интерпретации. Разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование. Оно дается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону. Достоинство этого толкования в том, что оно основано на глубоком научном знании правовых явлений, обосновывается широкой аргументацией. Правда, в Древнем Риме, начиная с принцепса Августа, наиболее выдающимся юристам было предоставлено право давать официальные консультации. Заключения юристов, наделенных этим правом, приобрели на практике обязательное значение для судьи. Официальное толкование - это такое толкование, которое является обязательным для тех лиц, к которым оно обращено. Официальным толкованием может заниматься только определенный законодательством круг органов государства (например, Конституционный суд, Верховный суд). Официальная, порождающая юридические последствия деятельность по разъяснению нормативных актов может классифицироваться по разным основаниям. С точки зрения того, к кому обращено это толкование, оно делится на нормативное и казуальное. Нормативное - обращено к персонально неопределенному кругу лиц, и поводом к такому толкованию служит необходимость единообразного понимания смысла конкретной нормы права. Казуальное толкование обращено к конкретному органу государства в связи с применением им правовой нормы в конкретном деле. Такое толкование обязательно только для этого органа, и не для кого больше. Для других лиц и органов результаты такого толкования могут послужить только в качестве модели, как необязательный образец для подражания. Другим основанием классификации является отношение органа государства, толкующего норму, к источнику ее создания. Если орган государства дает официальное толкование нормативного акта, принятого другим органом государства, то такое толкование называется легальным. Если орган государства, в силу предоставленного ему права, толкует свой собственный нормативный акт, то такое толкование называется аутентическим. Результаты официального толкование излагаются в особом виде юридического акта (документа), который принято называть интепретационным актом. Он может быть обращен к конкретному лицу или органу, либо к индивидуально- неопределенному кругу лиц. Официальное толкование может быть также включено в тексты законов тем органом, который принял данный закон. Например, в некоторых законах специальный раздел посвящен разъяснению смыслу понятий, терминов, которые используются в его текстах. Наряду с этим, в самом тексте используются нормы - определения, которые также раскрывают смысл некоторых понятий. То есть результаты официального толкования могут быть изложены как в специальном интерпретационном акте, либо в самом тексте закона. На результаты официального толкования можно и нужно ссылаться органам, и лицам, применяющим правовую норму. 54 понятие, признаки и виды законов Закон - это акт верховной власти в государстве, обладающий высшей юридической силой. Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов: - обладание высшей юридической силой. Это означает, что закону должны соответствовать все другие правовые акты; - по своему источнику закон - акт, непосредственно выражающий общую государственную волю; - по своему содержанию закон - правовой акт, посвященный основным вопросам жизни государства; - по своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства; - это правовой акт, который принимается в особом порядке. Классификация законов может производиться по различным основаниям: - по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации); - по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти); - по сфере действия (федеральные и субъектов федерации); - по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.); - по внешней форме выражения (конституция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон). 55 правовая культура гражданина и должностного лица Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле она включает в себя не только результат, но способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения. В широком - в правовой подготовленности. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения. А также индивидов, имеющие юридические знания. Они концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них является ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. Следовательно, как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовой культуры - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Понятие правовой культуры - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки. Структура правовой культуры: " право как систему норм, выраженных возведенную в закон государственную волю; " правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; " правовое учреждение как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализующую права; " правовое поведение. Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждения в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуру составляет профессионально-правовая культура юристов. Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицам. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно служить закону 56 источник права в формально – юридическом и материальном смысле Источник (форма) права – это способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле: нормативно-правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай; религиозные догмы; правовая доктрина; принцип права; правосознание. 57 предмет и метод теории государства и права Теория государства и права - это система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в обществе. Предметом изучения теории государства и права являются общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой организации общества. В системе юридических наук общая теория государства и права дает наиболее широкие по объему и глубокие по содержанию знания государственно-правовых явлений. Эти знания фиксируются в понятиях и теоретических конструкциях, более обширных и абстрактных по сравнению с понятиями иных юридических наук. Выводы и положения теории государства и права выступают как единые теоретические основания и главные ориентиры при разработке отраслевыми науками специальных вопросов. Метод науки - это способ изучения, выражающий общие исходные позиции и подход к данным явлениям. Методология теории государства и права включает в себя систему разных методов, логических приемов и средств познания государственно-правовых явлений. Основными методами изучения теории государства и права являются: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, статистический и др. Логический и исторический методы определяют порядок и последовательность выработки определений, понятий, категорий, входящих в содержание теории. При логическом способе исследователь проводит анализ и сопоставление понятий о предмете с современными ему историческими фактами, событиями, процессами, с современной ему фазой развития предмета. Исторический метод предполагает критический анализ и сопоставление суждений, понятий и категорий с теми историческими фактами, событиями, процессами, в ходе осмысления которых эти суждения, понятия, категории возникали, формировались. Системно-структурный метод познания позволяет увидеть в государстве и праве органическую .взаимосвязь их признаков и элементов. При сравнительном методе сопоставляются различные государства, законы разных эпох и юридических систем. Статистический метод дает возможность получить знания о количественных характеристиках государства и права. 58 формирование (происхождение) права как нормативного регулятора общественных отношений. Теории происхождения права Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с "национальными", то есть индивидуальными, особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории большинства народов мира. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм. В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями. С расслоением общества на касты и классы обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения и обмена товаров обязательными для всех прежде всего потому, что единства интересов членов общества уже не существовало, примирить же противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли. В силу этого экономический базис раннеземледельческого классового общества требовал особой формы регулирования в виде обязательных норм, установленных или санкционированных и охраняемых государством, то есть особым аппаратом управления и подчинения. Такие нормы и представляют собой юридическое право. С их помощью производственные, политические, семейные, трудовые, управленческие и иные отношения приобретают форму правовых отношений, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или других слоев общества, господствующих в производстве, политике и иных сферах жизни общества. Основоположники марксизма отстаивали закономерность зависимости права и правовых отношений от экономики, от господствующих производственных отношений. "Как политическое, так и гражданское законодательство, — писал К. Маркс, — только выражает, протоколирует требования экономических отношений. В целом история цивилизации подтверждает такой вывод, который делали не только марксисты. Однако это не означает, что право не воздействует на экономику. Оно закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения (право собственности, имущественные обязательства, организация и условия труда). В то же время обратное воздействие право может оказывать на экономику лишь в пределах объективных законов ее развития. Поэтому и правовое регулирование имущественных отношений, подчиняясь общим закономерностям, отражает конкретные условия производственных, политических и иных отношений, складывающихся по-разному в древнейший период становления первых цивилизаций Старого и Нового Света, в период античности и в ходе развития феодальных отношений народов Европы и Азии. Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи, испытывал различные внешние влияния, "приливы и отливы", обусловленные борьбой родового строя с нарождавшимися отношениями цивилизации. Вопросы происхождения и сущности права издавна волновали философов, политиков, правоведов. Возникали, прекращали свое существование, подвергались модификации различные учения, направления и школы, отстаивающие ту или иную позицию, те или иные взгляды на феномен, называемый "правом". Учение естественного права выводило право из природы человека, психологическая теория — из психики человека; юридический позитивизм, нормативизм отрицали выявление экономических и политических предпосылок права, обосновывая необходимость формально-догматического подхода к его изучению. Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня — одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества. Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить основные. Особенно широкое распространение в современной политологии и науке права получили социологическое, солидаристское, нормативистское (неопозитивизм), психологическое направления, а также теория "возрожденного естественного права". При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации. Анализируя все эти концепции, важно учитывать, что для понимания сущности права как сложного, многоаспектного явления социальной жизни имеют значение и социологический, и психологический, и формально-логический, нормативный подходы. |