шпаргалка. 1. Юриспруденция в системе наук об обществе объект и предмет исследования
Скачать 0.63 Mb.
|
1.Юриспруденция в системе наук об обществе: объект и предмет исследования. Юриспруденция — это, во-первых, наука, функция которой заключается в получении и теоретической систематизации объективных знаний о праве и государстве, и, во-вторых, область практической профессиональной деятельности юристов по выработке и изданию правовых норм, их реализации и толкованию, а также по распространению юридических знаний. Объектом общественных наук (к которым принадлежит и юридическая наука) являются общество, общественные отношения. Каждая из общественных наук имеет свою специфику, свою сферу общественных отношений, что и является ее объектом. Для юридической науки такой сферой являются общественные отношения, возникающие по поводу формирования и развития государства и права. Таким образом, объектом юридической науки являются общественные отношения, связанные с такими важнейшими социальными институтами, как право и государство. Данные общественные отношения изучаются в той или иной степени всеми юридическими дисциплинами. Теория государства и права также изучает общественные отношения, связанные с формированием и функционированием государства и права. Отметим, что юридическая наука является далеко не единственной, объектом исследования которой являются право и государство. Предмет юридической науки в целом — это общественные отношения, связанные с формированием и функционированием государственно-правовой материи, и общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования отраслей права. 2. Государство и право: их соотношение (дискуссионные аспекты). Соотношение права и государства проявляется: 1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения; 2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм; 3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства; 4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства. Выделяют модели взаимоотношений права и государства: 1) тоталитарная; 2) либеральная; 3) прагматическая 3.Теория государства и права и юриспруденция: их соотношение. Система юридических наук. Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д. По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ШИРЕ ТГП 4. Теория государства и права как наука: становление и развитие. Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Формирование теории государства и права как науки было сложным и противоречивым. Ведь общенаучные взгляды на государство и право базировались на реалиях общественной жизни определенных исторических периодов. По мнению одних авторов, история возникновения теории юридической науки начинается с древних времен. Οʜᴎ считают, что именно в данный период, людеи̌ интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и на Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов. По утверждению других, крайне важно есть в освоении и изучении права как общественного явления, придание ему общепринятых форм, реально назрела в России 300 лет назад и напрямую связывается с реформаторской деятельностью Петра Великого. Третьи полагают, что ʼʼ теория государства и права как обособленная совокупность знаний о в высшей степени общих закономерностях функционирования и развития государственно-правовых институтов начала складываться в XIX веке ʼʼ. При этом утверждается, что ʼʼ ранее такой специальной науки не было ʼʼ. Конечно, все эти мнения имеют право на существование, так как, с одной позиции, ученые, юристы, философы, мыслители уже достаточно давно ищут ответы на многие вопросы государственного и правового устройства общества, а с другой, – если вести речь исключительно только о системе теоретико-юридических знаний о государстве и праве, то она деи̌ствительно возникла в истории относительно недавно. 5.Теория государства и права в системе юридических наук: объект и предмет исследования. ТГП – это наука об общих закономерностях возникновения, развития, функционирования Государства и Права. ТГП изучает закономерности возникновения, развития и функционирования ГП, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических наук. Для юридических наук ее значение в том, что она дает определение основным юридическим понятиям, исследует их природу, сущность. Предмет теории государства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Объект – гос-во и право в целом 6.Теория государства и права в системе юридических наук: соотношение теории государства и права и энциклопедии права. Система юридических наук— это совокупность взаимосвязанных наук, изучающих государство и право как относительно обособленные, самостоятельные социальные институты. Наука теории государства и права развивается во взаимодействии с другими юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она, вместе с тем, вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных другими юридическими науками. Государство и право, сами по себе и рассматриваемые в плоскости их взаимосвязи между собой, с гражданским обществом, личностью — явления многомерные, многогранные, системные, сложноструктурные, многофункциональные, исторически развивающиеся и одновременно сохраняющие ряд своих признаков неизменными. В силу этого государство и право является предметом изучения многих юридических наук. Каждая из этих наук имеет свои собственные исследовательские задачи, цели, подходы. Вся совокупность юридических наук охватывается общим для них понятием (и названием) — юриспруденция. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА — 1) получившее распространение в период, предшествующий возникновению теории права, общее учение о праве; 2) в современном значении — юридическая дисциплина, представляющая обзорный анализ национального права и правовых учреждений. 7.Понятие и значение методологии юридической науки: виды методов исследования. Методология юриспруденции — это система подходов, методов и принципов научного познания правовых событий. Центральный элемент методологии — метод (путь исследования, теория, учение) способ достижения решения какой-либо конкретной задачи. I. Общенаучные методы применяются во всех науках. Диалектический метод в юриспруденции предполагает объективное, всестороннее и конкретное определение государственно-правовых событий, выявление присущих им связей, наличие в них противоречий, оценку государственно-правовых норм с качественной и количественной стороны,выявление зависимости формы явления от его сущности. Диалектика включает такие методы познания, как абстракция и восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез. II. Междисциплинарные методы применяются в нескольких близких по предметам исследования науках: 1) культурологический метод. Такой подход требует изучение права как неотъемлемой части социального регулирования вместе с моралью, этикой, религией, а государства — в его взаимодействии с другими социальными институтами, возникшими в ходе развития человеческой цивилизации (гражданское общество, политические партии и 2) социологический метод являет собой изучение права на базе конкретных социальных фактов. Он включает в себя анализ статистических данных и разнообразного вида документов, социально-правовой эксперимент, анкетирование и т.п.; 3) статистический метод используется для количественной характеристики предмета исследования, например, данные о количестве правонарушений, об удельном весе экономических преступлений и т.п.; III. Специальные методы теоретико-правовой науки таковы:1) формально-юридический метод определяет исследование юридических фактов и юридических текстов, их толкование в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций. Данный метод допускает изучение права как такового, в «чистом виде», и при этом он не должен быть связанным с политикой, экономикой, моралью или другими социальными событиями. При помощи этого метода формулируются категории и понятия юриспруденции, например: субъект права, норма права, правоотношение, юридическая ответственность, правопорядок и т.д.; 2) сравнительно-правовой метод предусматривает комплексное изучение правовой культуры в сопоставлении опыта различных стран и народов, выяснения традиций и новаций в развитии государственных и правовых институтов. Методология теории права не сводится только к системе методов. Она включает также подходы, принципы, ценностные(методологические) ориентиры, с помощью которых обеспечивается постижение государства и права. 8.Основные функции теории государства и права как науки. Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную. С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытие) теория государства и права познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п. Гносеологическая (гносеология - теория познания) функция теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права. С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ. Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом. Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования. Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат только в определенном сочетании, комплексе. Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь, в том числе, на данные других юридических и неюридических наук. 9.Механизм осуществления власти и регуляторы поведения в догосударственном обществе. Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества, источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род (родовая община). Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи. 10.Теологическая и патриархальная теории происхождения государства и права: сравнительный анализ. Теологическая теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство, и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем и основанная на теологической теории, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец - своих детей. В соответствии с патриархальной теорией, монарх правит государством подобно тому, как отец правит своим семейством. Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Патриархальная теория берёт начало из недр теологии. Например, сторонник этого воззрения Р. Фильмер считал, что власть монарха неограничена, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются его преемниками и унаследовали от него свою власть, которая в дальнейшем передаётся по наследству. Также имеет место обратная связь, так как согласно патриархальной теории, происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Обе теории отстаивают идеи незыблемости, вечности государственной власти, необходимости и естественности всеобщего подчинения государственной воле. И теологическая, и патриархальная теории не имеют достаточной фактической основы. Вопрос об истинности теологической теории настолько же не определён, насколько не доказано существование Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры. Что касается патриархальной теории, то основные её положения опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством. Теория насилия и психологическая теория о происхождении государства и права: сравнительный анализ. Что касается психологической теории, то вполне естественно, что, например, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность, психику. Соответственно, развитие человеческой психики оказывают определенное влиянием на развитие этих закономерностей. Но, если посмотреть с другой стороны, сама же человеческая психика формируется под воздействием каких-либо экономических, социальных и прочих внешних факторов, которые необходимо учитывать в первую очередь. Вследствие этого необходимо резюмировать, что определенные свойства человеческой психики, безусловно, оказывают влияние на возникновение, развитие и функционирование государства, но они не являются решающими в вопросе о его происхождении. Теорию насилия нельзя полностью опровергать и называть ненаучной не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время, к примеру, можно привести Золотую Орду. Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, присутствовали и непосредственно сопровождали процесс развития многих государств (Киевская Русь, древнегерманское государство). Так, например, немного позднее, именно насилие сыграло решающую роль в формировании американского государства: война за независимость в США. Хотя факты лишь частично подтверждают истинность теории насилия, они не позволяют игнорировать ее научные положения. Данная теория не учитывает того, что большое количество государств и в прошлом и в настоящем образуются отнюдь не в результате насильственного завоевания, а по каким-либо иным причинам. |