Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.Классовая теория происхождения государства и права.​

  • 14.Основные стадии развития социума по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

  • 15.Понятие системы социального регулирования и виды социальных регуляторов.

  • 16.Право и в системе социального регулирования. Признаки права и его отличие от иных социальных регуляторов.

  • 17.Правопонимание и определение сущности права.

  • 18.Сущность права и его функции.

  • 19.Принципы права и его сущность. Право как мера свободы и справедливости. Принципы права

  • 20.Основные подходы к правопониманию в современной юриспруденции (типы правопонимания).

  • 21.Юснатурализм и определение понятия права.

  • 22.Легизм и определение понятия права.

  • 23.Социологический подход к правопониманию: общая характеристика.

  • 24.Источники права: понятие и виды. Онтологические источники права: дискуссионный аспект.

  • 25.Основные юридические источники (формы) права: понятие и виды.

  • шпаргалка. 1. Юриспруденция в системе наук об обществе объект и предмет исследования


    Скачать 0.63 Mb.
    Название1. Юриспруденция в системе наук об обществе объект и предмет исследования
    Анкоршпаргалка
    Дата28.05.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_ekz.docx
    ТипДокументы
    #554729
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    12.Органическая и договорная теории происхождения государства и права: сравнительный анализ.

    Что касается договорной теории, то она имеет научно-практическую ценность, так как противостоит произволу со стороны государства по отношению к личности, неравенству людей перед законом, признает естественные права человека и соответственно гражданина, народный суверенитет, подчинение государственного устройства человеческим идеалам. Но с другой стороны, кроме чисто умозрительных заключений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли представить возможность того, что десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? На мой взгляд, безусловно, ответ отрицательный.

    Так же отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государства было бы нецелесообразно, потому как люди - это в первую очередь, существа не только социальные, но и биологические.

    Но, вместе с тем нельзя распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, так же нельзя полностью сводить социальные проблемы к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

    Таким образом, только органической теорией нельзя объяснить происхождение государства, его развитие и функционирование.

    13.Классовая теория происхождения государства и права.​

    Классовая теория (материалистическая) (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства — специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса. Класс — это социальная группа людей (часть сообщества), объединенная общностью экономических интересов, что обусловлено одинаковым отношением к средствам производства. Отношения классов к средствам производства, их роль в общественном производстве, способы и доля получения общественного богатства закрепляются законом. Поскольку между классами существуют непримиримые противоречия, какое-либо социальное партнерство между ними невозможно.

    14.Основные стадии развития социума по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

    Из трех главных эпох существования человечества Ф. Энгельс выделяет три: дикость, варварство и цивилизацию.

    «Дикость – период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; произведения, созданные человеком, служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения.

    Варварство – период введения скотоводства и земледелия, период усвоения методов повышения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности.

    Цивилизация – период усвоения дальнейшей обработки продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства».

    15.Понятие системы социального регулирования и виды социальных регуляторов.

    Следовательно, социальное регулирование - это осуществляемое при помощи нормативных и индивидуальных средств воздействие на поведение людей и соответствующие отношения в целях их упорядочения.

    Преимущественное значение имеет регулирование посредством социальных норм. Поскольку общественные отношения весьма разнообразны, то различны и регулирующие их социальные нормы. По своему содержанию и сфере отношений они могут быть подразделены на политические, нормы культуры, нравы, эстетические «правила игры» и т.д. Однако главное деление социальных норм - по их регулятивным особенностям, порядку принятия и основаниям. С этой стороны они классифицируются по нескольким группам:

    - правовые нормы;

    - нормы морали (нравственности);

    - корпоративные нормы;

    - нормы- обычаи;

    - религиозные нормы.

    Все указанные виды норм, их содержание предопределены существующим экономическим и политическим строем общества и составляют определенное единство. Поскольку они в процессе регулирования взаимодействуют между собой, выполняя определенные функции и занимая определенное место в регулировании общественных отношений, можно говорить о единой системе социального регулирования.

    16.Право и в системе социального регулирования. Признаки права и его отличие от иных социальных регуляторов.

    Право — это один из видов социальных регуляторов, отличающийся от других тем, что:

    — создается (либо признается) государством (государственными органами);

    — закрепляется в письменных источниках (законодательстве), за исключением правовых обычаев;

    — общеобязательно к исполнению;

    — обеспечивается принудительной силой государства за нарушение установленных предписаний.

    С помощью права, через право государство:

    1) легализует и конституирует государственную власть, устанавливает механизмы ее передачи;

    2) институционализирует государственную власть: закрепляет внутреннюю организацию государства, его форму, структуру, аппарат управления, компетенцию государственных органов и т.п.;

    3) создает и обеспечивает устойчивый всеобщий порядок в общественных отношениях;

    4) обеспечивает неприкосновенность собственности (государственной или частной) как основы экономической и политической стабильности государства.

    17.Правопонимание и определение сущности права.

    Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими явлениями и ценностями. Правопонимание является одновременно: 1) отношением субъекта познания к правовой действительности; 2) научным направлением, теорией.

    Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции опиралась их авторы: естественно-правовые, позитивистские и социологические.

    Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Право естественное – результат развития общества. Естественные права возникают и существуют независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.

    Позитивистскому пониманию нрава соответствует определение права как системы норм, принятых или санкционированных государством. Это государственнический (этатический) позитивизм. Кроме государства источником права в позитивизме может быть бог, всеобщий разум и другие силы. Позитивизм выводит формулу "закон есть закон" независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании и его справедливости. "Закон справедлив всегда" – это аксиома для позитивистов.

    Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой он отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов, поскольку, согласно мнению приверженцев данной теории, суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам.

    18.Сущность права и его функции.

    Сущность права — теоретическая категория, указывающая на наиболее устойчивые характеристики права. Регулятивная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства, личности.

    В рамках этой функции выделяют две ее разновидности: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

    Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.

    Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем обеспечения активного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.

    Охранительная функция – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений, их неприкосновенность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

    19.Принципы права и его сущность. Право как мера свободы и справедливости.

    Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.

    Принципы права представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

    В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

    Общеправовые принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

    К ним относятся:

    а) справедливость;

    б) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

    в) гуманизм;

    г) демократизм;

    д) единство прав и обязанностей;

    е) сочетание убеждения и принуждения и др.

    Межотраслевыми принципами являются также принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др.

    Отраслевыми называются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в уголовном процессе - принципы или презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда и др.

    Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т.к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

    20.Основные подходы к правопониманию в современной юриспруденции (типы правопонимания).

    Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции опиралась их авторы: естественно-правовые, позитивистские и социологические.

    Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Право естественное – результат развития общества. Естественные права возникают и существуют независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.

    Позитивистскому пониманию нрава соответствует определение права как системы норм, принятых или санкционированных государством. Это государственнический (этатический) позитивизм. Кроме государства источником права в позитивизме может быть бог, всеобщий разум и другие силы. Позитивизм выводит формулу "закон есть закон" независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании и его справедливости. "Закон справедлив всегда" – это аксиома для позитивистов.

    Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой он отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов, поскольку, согласно мнению приверженцев данной теории, суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам.

    21.Юснатурализм и определение понятия права.

    Юснатурализм - один из древнейших вариантов правопонимания. Как научное течение, эта теория имеет длительную историю, но наиболее логическую форму получила в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями ее являлись Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев, Руссо, Монтескье, Гольбах и др. Главные идеи этого учения.     

    1. В рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное право», свойственное человеку от рождения. Это данные от природы, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

    2. Право, по существу, отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

    3. Источники прав человека содержаться не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

    22.Легизм и определение понятия права.

    Легизм: Для легистского типа правопонимания характерно отождествление права (как определенной объективной сущности, независимой от воли и произвола официальной власти) и закона (как принудительно-обязательного установления власти). Право, согласно легизму, — это произвольный продукт государства, его приказ (принудительное установление, правило, акт, норма).

    Для легизма и в целом “юридического позитивизма” весьма характерны пренебрежение правами человека и гражданина, апология власти и гипертрофия ее нормотворческих возможностей. В этом смысле легизм представляет собой нормативное выражение авторитаризма. Пафос и устремления легизма — подчинение всех властно-приказным правилам и установлениям. Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не свободное существо.

    В новое время легистский подход обосновывал Т. Гоббс, апологет абсолютистского государства-Левиафана.

    К основным идеям и положениям “юридического позитивизма” относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность как в конечном счете единственная отличительная особенность права, формально-логический и юридико-догматический методы анализа права, “очищение” учения о праве от разного рода “метафизических” положений о сущности, природе, причинах, ценностях права и т.д.

    23.Социологический подход к правопониманию: общая характеристика.

    Социологический подход к правопониманию. Социологическая теория права сформировалась в начале XX в. в европейских странах. Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев. В соответствии с таким подходом право выступает как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. Это означает, что право формируется как через государство и создаваемые им законы, так и в фактически складывающихся отношениях людей. Но это их качество возможно лишь в силу того, что сами эти отношения имеют правовое значение, выступают как право. Они содержат своего рода стандарт, вариант поведения каждого из своих участников, то есть сами имеют нормативный характер.

    24.Источники права: понятие и виды. Онтологические источники права: дискуссионный аспект.

    Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права:

    1. Правовой обычай.

    2. Судебный прецедент.

    3. Нормативный правовой акт.

    4. Нормативный договор.

    С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.

    Иными словами, онтологическим источником права является обыденный опыт, опыт социальной практики, повседневных взаимоотношений между людьми. Факты, лица, их действия, предметы, ценности — все это существует в обыденном опыте. Но в юридическом контексте получает новое, правовое освещение, правовую трактовку. Это справедливо не только в историческом аспекте. И в современной юридической практике (практике судов, адвокатских контор, юридических консультаций) юрист-профессионал, по сути, имеет дело с проблемами, источники которых лежат не в сфере права, а в сфере жизненных интересов людей. Его задача состоит в том, чтобы дать правовую квалификацию неюридической по своей сути проблемы, то есть описать ее на специфическом языке права, с тем, чтобы затем найти для нее оптимальное юридическое решение.

    25.Основные юридические источники (формы) права: понятие и виды.

    Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.

    Различают четыре основных вида источников (норм) права:

    -Правовой обычай.

    -Судебный прецедент.

    -Нормативный правовой акт.

    -Нормативный договор.

    С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта