Главная страница

Реферат Организационное поведение. Социологический подход к поведению


Скачать 34.42 Kb.
НазваниеСоциологический подход к поведению
Дата14.05.2018
Размер34.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат Организационное поведение.docx
ТипРеферат
#43664

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет экономики и управления

Кафедра менеджмента


Реферат

По: Организационное поведение
на тему: Социологический подход к поведению


Выполнил: ст. гр. Мнз 14-1 Лапин. В.А.
Руководитель работы: Сапожников С.Ю.


Чита

2018
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………….……………...…...3

1. Виды социологических подходов………………...……………………...…...4

2. Социологический подход поведению………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………..…………………………….....26

ВВЕДЕНИЕ

Социологический подход подразумевает, то что права человека отражают поведение, которое соответствует моральным устоям, зависящие от уровня развития общества и соответственно различается во времени и пространстве. Этот подход основывается на социологических концепциях права, подразумевающих, что право представляет собой порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. Социологический подход основывается на том, что «право создастся не только в столичных учреждениях и в академических центрах; оно возникает повсеместно в процессе развития общественных отношений, разграничения и согласования интересов людей, их объединений и организаций».

Многие известные ученные отмечают при таком подходе «на право смотрят как на систему (совокупность) правовых отношений, либо, что почти то же самое, систему общественных отношений, поставленных под защиту закона». Можно предположить, что, права и обязанности складываются на основе однородной практики.

В противовес естественно-правовому подходу, который в свою очередь основывается на теоретической базе, социологический подход основное внимание придаёт эмпирическим наблюдениям, на базе которых и формулируются права человека.


  1. Виды социологических подходов

Виды социологических подходов

Выделяются следующие виды социологических подходов:

• Структурно-функциональный,

• Классовый (конфликтологический),

• Бихевиористский (поведенческий),

• Социокультурный.

В странах западного мира получили большое распространение:

• структурно-функциональный

• бихевиористский подходы.

В нашей стране и в странах постсоветского пространства наибольшее распространение получил системный подход, который в определённых моментах схож со структурно-функциональным подходом, и классовым виде того, что у нас в стране сильны марксистские традиции в социологии. В западной Европе как правило применяются все известные социологические подходы.

Идея функционализма впервые появилась в XIX веке на основании работ Герберта (Спенсер Г. Индукция социологии // Философия и общество – 1997, № 3.). Он задавался вопросом можно ли сравнить общество с органическим организмом. В теле человека каждый орган выполняет определённую функцию для поддержания жизни. Соответственно все органы образуют взаимозависимою систему.

Если хотя бы один орган даёт сбой или прекращает функционировать, организм перестаёт функционировать в целом. и в конечном итоге выходит из строя окончательно. Сторонники идей функционализма рассматривают общество как человеческий организм, составленный из многих частей, и чем больше различий между различными функциями, тем труднее одной поменять другую.

Г. Спенсер основал фундаментальные основы функционализма, затем известные европейские и американские социологи Эмиль Дюргейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и Кингсли Дэвис.

Принципы структурно-функционального подхода:

  • Общество рассматривается как целостная система, состоящая из множества мелких составляющих.

  • Каждая составляющая выполняет строго определённую функцию.

  • Каждая из функций элементов системы, всегда выполняет удовлетворение одной определённой общественно значимой потребности. А вместе они направлена поддержание стабильности и устойчивости общества. По причине того, что каждый элемент выполняет строго определённую функцию, то соответственно, в случае нарушения функций одного из элементов, повлечет за собой сбой всей общественной системы, поскольку другим элементам значительно труднее выполнять функции не предназначенные для него.

  • Общество как система способно к адаптации, и дисфункции в конечном итоге преодолеваются сами по себе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в американское общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако спустя 20 лет радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, биржевыми маклерами.

  • Устойчивость общественной системы сохраняется благодаря наличию структуры – совокупности устойчивых и постоянных связей между элементами системы.

  • Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей, которая связывает не только различные социальные группы в рамках системы, но и разные поколения. Система ценностей воспроизводится от поколения к поколению. Например, англичане согласны с необходимостью монархии, в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев. В России в настоящий момент наблюдается ценностный вакуум в результате смены строя, что способствует усилению дезинтегративных тенденций.

  • Социальная система рассматривается в стабильном состоянии. Стабильность сохраняется главным образом благодаря социальному контролю. Элементами социального контроля являются политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты, нормы морали.

  • Общество и социальные явления рассматриваются в статике, в неизменённом состоянии. Изменения обычно имеют постепенный, эволюционный, а не революционный характер.

Конфликтологический(классовый), был сформирован на основе трудов Карла Маркса и развил его немецкий социолог Ральф Дарендорф. Этот подход является своего рода противовесом структурно-функционального подхода. Карл. Маркс сделал вывод о том, что конфликт на основе классовых разногласий, является показателем развития общества. Данный конфликт как правило возникает из-за того, что общество разделено на классы, на основе их материального благосостояния.

К. Маркс выделял класс собственников и неимущих, или господствующий и эксплуатируемый класс. Эти классы не имеют общих ценностей, их интересы противоположны, более того, класс собственников стремится господствовать и эксплуатировать неимущих. В результате классы постоянно враждуют между собой.

По мнению К. Маркса классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет, и революция преобразует общество. Классовый конфликт является движущей силой истории, благодаря классовому конфликту осуществляется развитие общества.

Р. Дарендорф предложил свою трактовку конфликта. Он отрицает идею К. Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе – это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Р. Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основной конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто её не имеет. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.

Теперь выделим основные моменты конфликтологического подхода:

  • Общество или социальное явление рассматриваются с точки зрения дифференциации общества на социальные группы (классы).

  • У каждой из этих социальных групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет.

  • Интересы различных социальных групп различны и противоположны, что приводит к конфликту, выражающемуся в классовой борьбе: экономической, политической, идеологической.

  • Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.

Классовый конфликт обостряется, если:

  1. Ухудшаются материальные условия жизни неимущих классов;

  2. Почти вся власть сосредоточена в руках немногих, остальные почти полностью лишены её;

  3. Те, кто лишён власти, не имеют возможности её получить;

  4. Существует свободная возможность организовываться в партии.

Структурно-функциональный и конфликтологический подходы различны по своей сущности. Структурный функционализм обычно рассматривает общество как устойчивое и единое целое, сторонники теории конфликта считают, что в обществе постоянно происходят изменения и возникают конфликты. Структурно-функциональный подход придаёт важнейшее значение согласию всех членов общества в отношении общих ценностей, а последователи конфликтологического подхода уделяют основное внимание проявлениям подавления одних членов общества другими.

Есть нечто общее в этих подходах: оба рассматривают общество и социальные явления на макроуровне, как систему; оба выявляют общие закономерности функционирования и развития социальной системы. Бихевиористский подход, наоборот, рассматривает общество и социальные явления на микроуровне, через призму социальных отношений, отправной точкой в которых является не общество в целом, а индивид, личность.

Бихевиоризм происходит от латинского слова «behavior» – поведение. Этот подход был заимствован социологией, а также политологией у психологии. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Уотсон, Д. Скиннер. По мнению бихевиористов, социология – это поведенческая наука, наука о человеческом поведении. Согласно учению бихевиористов, всё поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаёте определённые реакции. Следовательно, поведение человека управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов, с точки зрения его представителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователей должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затемнению факта, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки, бихевиористы в качестве основных методов исследования избрали наблюдение и эксперимент. При обработке данных абсолютное предпочтение отдаётся количественным, математическим и статистическим методам.

Таким образом, можно выделить основные принципы бихевиористского подхода:

  1. Общество и социальные явления рассматриваются с точки зрения поведения индивида.

  2. Поведения человека сводится к биологическим аспектам. Его можно определить, как реакцию на определённые стимулы, например стимулы вознаграждения и стимулы наказания.

  3. Поведение человека однозначно, поэтому его можно прогнозировать и им можно управлять.

  4. Нельзя объяснить социальные явления и процессы, происходящие в обществе, выявить причинно-следственные связи, можно только описать.

  5. Основными методами исследования общественных процессов и явлений являются наблюдение и эксперимент.

Социокультурный подход предполагает рассмотрение общества и социальных явлений, так же как и структурно-функциональный и конфликте логический подход, на макроуровне. Однако в отличие от этих подходов, социокультурный подход позволяет выявить специфику развития различных обществ. Основой социокультурного подхода является теория культурно-исторических типов, или теория цивилизаций.

Представителями теории цивилизаций являются Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. В этой концепции акцент делается на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определённые типы социальной и культурной систем, подчёркивается их своеобразие. Теоретики цивилизации выдвинули идею замкнутости, локальности культур, обществ.

Социокультурный подход сформировался как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой всё историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы.

Линейная европоцентристская модель исторического развития не давала удовлетворительного объяснения развитию Востока. России и других регионов, находившихся в стороне от развитой европейской цивилизации, не могла объяснить, почему одни и те же явления по-разному проявляют себя в зависимости от того, в каком обществе они существуют (например, рыночные отношения совершенно по-разному проявляют себя в Западной Европе, Японии, Индии, России).

Социокультурный подход даёт всему этому своё объяснение.

Вот его основные принципы:

  1. Общество или социальное явление рассматриваются с точки зрения специфических особенностей и черт.

  2. Специфика определяется, прежде всего, особым историческим путём развития каждого общества (цивилизации), а также особенностью развития культуры.

  3. Для того чтобы цивилизация полностью сформировалась и развилась, необходима замкнутость, закрытость от других цивилизаций, тогда сохранится её самобытность, непохожесть на другие цивилизации.

  4. Каждой цивилизации свойствен свой тип социальных связей, что находит проявление в типе хозяйства, политического устройства и культуры.

  5. Все социальные сферы (подсистемы) общества: экономическая, политическая, военная, религиозная и т.д. – развиваются одновременно, без доминирования какой-то одной.

  6. Изменения в цивилизациях происходят циклически, подобно изменениям в природе, общества проходят несколько этапов в своём развитии: зарождение, рост, развитие, расцвет, увядание и умирание.

  7. Заимствовать элементы чужой цивилизации возможно только с учётом специфики своего собственного развития и своего исторического пути.

Таким образом, любое явление или процесс можно рассматривать с точки зрения одного из выше описанных подходов, руководствуясь основными принципами. В отдельных случаях одно и то же явление можно исследовать, применяя несколько подходов для более полной картины.

Например, анализировать состояние современного российского общества необходимо на основе как структурно-функционального, так и классового, а также социокультурного подходов, в противном случае картина будет не полной, либо же анализ будет представлять определённую идеологизированную точку зрения.

Социологические подходы составляют основу методологии изучения общества. Помимо методологии, социологи пользуются определёнными методами сбора информации.

  1. Социологический подход к поведению

Социологические представления о поведении наиболее ярко прослеживаются в работах замечательного немецкого социолога конца XIX — начала XX в. Макса Вебера. Общесоциологичёская концепция названа им «понимающей социологией», поскольку, оценивая, она «понимает» социальное действие и тем самым стремится объяснить его причину. Основные категории понимающей социологии: поведение, действие и социальное действие. Поведение признается действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Если смысл поведения соотносится с поведением другого человека, речь идет о социальном действии.

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

  1. Традиционное, которое побуждается усвоенной привычкой, традицией;

  2. Аффективное, которое определяется эмоциями, чувствами;

  3. Ценностно-рациональное, которое отличается осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от его результата;

  4. Целерациональное, когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как условия или средства.

В первом случае субъект совершает поступок, не задаваясь какой-либо целью; он не определяет его ценности, не испытывает особого эмоционального состояния — он просто подчиняется укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам.

Во втором случае поступок обусловлен исключительно душевным состоянием или настроением субъекта. Мать может ударить своего ребенка, потому что его поведение невыносимо; ребенок грубит учителю, потому что у него слаб контроль над собственными эмоциями. Трудно говорить о целях или ценности такого поведения, скорее это — эмоциональная реакция, окрашенная индивидуальными особенностями в конкретных обстоятельствах.

В третьем случае человек поступает определенным образом не из-за преследуемой цели, а потому, что хочет остаться верным своим принципам. Капитан не покидает тонущий корабль, потому что такой поступок был бы бесчестием религиозный человек готов пожертвовать жизнью, но не отказаться от принципов своей веры, потому что это было бы предательством идеалов.

Целерациональное поведение — это поведение, при котором человек ставит перед собой ясную цель и стремится найти средства для ее достижения. Это поведение инженера, строящего мост; поведение бизнесмена, стремящегося к максимальной выгоде; поведение политика, стремящегося к власти.

Классификация типов социального поведения, данная М. Вебером, позволяет понять связь исторической эпохи с причинами, движущими тем или иным типом поведения. Характерная черта современного мира — рациональность. Хозяйствующая организация — рациональна, бюрократическое управление государством — тоже. Однако принципиально возможно определить границы той части общества, в которой продолжает существовать и должно существовать поведение другого типа. К примеру, ученый ставит перед собой цель найти подтверждение своим суждениям фактами, определить причинные связи, которые были бы общезначимыми. Научное исследование является прекрасным примером целерационального поведения, конечная цель которого — достижение истины. Но сама эта цель может определяться суждениями о ценности истины, доказанной аргументами общезначимого характера.

Субъективную осмысленность поступка мы не можем понять сразу, при непосредственном наблюдении, без предварительного исследования. Даже когда речь идет о наших современниках, мы всегда можем немедленно дать какую-то интерпретацию их поступков. Но мы не можем сказать без дополнительного исследования, правильна ли данная нами интерпретация. Сам субъект не всегда осознает мотивы своего поступка, исследователь в еще меньшей степени способен постигнуть его интуитивно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проделанной работы в соответствии с изучением теоретических подходов по трактовке социального поведения можно сделать вывод о то что, проблеме изучения социального поведения уделялось большое внимание в различных концепциях социологии и в различных концепциях смежных с социологией наук – социальной антропологии, социальной психологии и др.

Р. Линтон и А. Рэдклифф-Браун разработали теорию ролей, которая заключается в том, что абсолютно каждый индивид, может вступать в социальные взаимоотношения с другими индивидами. Следует также добавить, что социальная роль представляет собой совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов в зависимости от их статуса. Подразумевается, что, занимая определенный социальный статус, индивид должен усвоить - его поведение должно соответствовать ожиданиям других.

Из многообразия рассмотренных социологических подходов можно заключить, что каждый из них имеет свои достижения и промахи. Однако поведение человека достаточно сложный механизм, изучать который необходимо с позиции комплексного, многофакторного подхода. Возможно в будущем, в результате синтеза многочисленных теорий будет создана единая научная концепция, которая сможет вобрать в себя весь положительный опыт изучения данного вопроса.

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997

2.  Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 1999, - с.160

3.  Социология. Словарь-справочник. - М.: 1990

4.  Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001, - с.511.

5.  Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994, - 256с.

6.  Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. - Л., 1979

7.  Белых Е.Л. Личность в системе общественных отношений. Орел, 1995, - 138с.


11



написать администратору сайта