История семинар 1. история семинар 1. В Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте
Скачать 33.32 Kb.
|
Цивилизации Древнего Востока: сравнительная характеристика. Восточный тип цивилизации (Восточная цивилизация или Цивилизации Древнего Востока) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Древний Египет Политическая сфера: Форма древнеегипетского государства на всех этапах его развития — восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона. Он, принимая решения, руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь». Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск. Дополнение: - в истории Древнего Египта — 30 династий фараонов - визирь числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов. Судопроизводство осуществлялось коллегиально. В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон. Низшим органом управления являлись сельские общины. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Социальная сфера: Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству. Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству. Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания. Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь - замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу Экономическая сфера: Экономика его развивалась благодаря удачному расположению. Нил обеспечивал все возможности для проживания людей начиная с древнекаменной эры. Воды реки несли с собой минеральный и растительный ил. Поэтому на данной территории всегда были плодородные почвы, их не приходилось дополнительно обрабатывать. 5 тысячелетий назад климат Африки был более влажным, нежели сегодня. В связи с этим животный мир долины Нила был значительно богаче. Кроме того, непосредственно условия проживания благоприятствовали населению. Так зародилось скотоводство. А плодородные почвы позволили развивать земледелие. Египтяне быстро учатся, они раньше остальных отливают орудия труда и оружие из меди. Нил в соответствии с сезонами наполняется и мельчает. Поэтому, приложив минимум усилий, египтяне смогли разработать свою систему орошения. Они выкапывают бассейны, где скапливается вода в период половодья Нила. А затем используют ее при поливе. Благодаря отличным условиям экономика цивилизации Древнего Египта быстро развивалась. Богатые урожаями земли, возможность использования современных на тот момент способов контроля воды, излишки сельскохозяйственных продуктов – все это послужило причинами роста. На полученные от торговой деятельности средства возводилась уникальная для того времени архитектура. Благодаря ирригационному земледелию Египту удалось достичь небывалого для того времени развития. Помимо этого, население занимается ремесленными работами, создается большое количество различных практичных приспособлений. Нельзя не отметить и наличие украшений. Их носили не все, но изготавливали обычные ремесленники. Духовная сфера: В жизни и культуре древних египтян религия и мифология занимала очень важное место. В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический(это когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех. Например в Древнем Египте часто встречаются божества с одинаковыми функциями) характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая( грубо говоря язычество, коим египетская вера и была). Шло накопление и астрономических знаний. Наблюдая за небесными светилами, они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих чертах набросать карту звёздного неба. Египтяне разработали особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году. Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. В текстах времени Среднего царства сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. Используя множество эмпирических наблюдений, египетские врачи ещё не могли полностью отрешиться от древней магии. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами знакомиться со строением человеческого организма (искали душу). Древняя Индия Политическая сфера: В политическом развитии Древней Индии ведущими явились направления буддизма и брахманизма. Они были сформированы в I тысячелетии до н.э., в момент образования классов, завоевавшими Индию, племенами арийцев. Расхождения в идеях брахманизма и буддизма возникли в связи с толкованием правил поведения и мифов, освещаемых религией. Самым острым разногласием явилась трактовка правил, предписанных Варнам (родовым группам), которые положили начало возникновения каст в индийском обществе . В Древней Индии существовало четыре Варны: - Брахманы (жрецы); - Кшатрии (воины); - Вайшьи (ремесленники, земледельцы, торговцы); - Шудры (рабы). Первым политическим источником стал свод «Законов Ману». Одно из главных положений данного правового акта заключалось в догмате о перевоплощении душ. Речь шла о том, что после смерти душа человека блуждает по телам тех людей, которые имеют низкое происхождение, растений и животных. Если он жил праведной жизнью, то возродится в другом человеке, имеющем более высокое происхождение. Социальная сфера: О происхождении варн, ставших впоследствии основой социальной структуры общества Древней Индии, у исследователей существует несколько точек зрения. Само слово «варна» переводится с санскрита как «разряд», «вид» или «качество». Принадлежностью к той или иной варне определялась не только должность, профессия и размер получаемого жалования, но даже тяжесть наказания за совершённое преступление. Представители различных варн имели разные права на получение наследства, а по финансовым займам им начислялись разные проценты. Представители самой высшей из них ─ брахманы ─ произошли из уст бога Брахмы и потому считаются самыми чистыми из людей. Это едва ли не божества в человеческом облике. Принадлежность к варне брахманов являлась наследственной привилегией, и её представители всегда занимали высшие государственные посты. Представители второй варны ─ кшатрии ─ произошли, согласно легенде, из рук Брахмы. Они также именовались «дваждырождёнными», но в социальной структуре Древней Индии занимали позицию рангом ниже. Разница была столь велика, что девятилетний брахман по своему статусу мог считаться отцом девяностолетнего кшатрия. Лица, входившие в это сословие, также имели много привилегий и занимали руководящие посты как в армии, так и в государственно-административной сфере. Несмотря на то что религиозные требования предписывали теснейшее сотрудничество брахманов и кшатриев, на деле между ними всегда возникала острая конкуренция за политическую власть, переходившая порой в кровавые столкновения. Об этом повествуют многие памятники санскритской литературы. Третья варна ─ вайшьи, появившиеся, как утверждает легенда, из бедра бога Брахмы. Они занимались главным образом земледелием, скотоводством и различными ремёслами, но, поскольку также считались дваждырождёнными, пользовались покровительством представителей двух высших варн. И наконец, представители четвёртой варны ─ шудры. Эти имели несчастье появиться из стоп бога. Некоторые источники утверждают даже, что образовались шудры из божественного плевка. Так или иначе, но они составляют низшее сословие, представители которого обречены всю жизнь служить вышестоящим господам. Шудра был обязан питаться тем, что осталось после трапезы хозяина, донашивать его старую одежду и во всём беспрекословно подчиняться. За оскорбление брахмана ему отрезали язык, тогда как за его убийство представителю высшей варны полагался лишь небольшой штраф. И хотя известны случаи, когда отдельные шудры достигали материального благополучия за счёт торговли или занятия ремёслами, основная их часть жила в крайней бедности. Экономическая сфера: Основу экономики Древней Индии составляло сельское хозяйство. С древнейших времен индейцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, бобовые, дыни, хлопчатник, лен, сахарный тростник. Еще по ведийской эпохи (XIII-VII вв. до н. э.) население Северо-Восточной Индии благодаря тропическому климату и удачной севообороте научился собирать 2-3 урожая в год. Земледелие развивалось в основном интенсивным путем благодаря расчищеннию джунглей и осушению болот. Прогресс в земледелии проявлялся в появлении новых сельскохозяйственных культур и совершенствовании инвентаря. С древнейших времен важную хозяйственную роль в Древней Индии играло также животноводство. Уже по ведийской эпохи в долине Ганга существовали огромные животноводческие фермы на десятки тысяч голов крупного рогатого скота. Духовная сфера: Культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях. Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам. Древнеримская республика: государственное устройство, политическое и социальное развитие. Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний: · центуриатные; · трибутные; · куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции: · законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты; · финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; · по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу, · внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на: · ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.; · экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам: · выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями; · срочность - один год (за исключением диктатора); · коллегиальность; · безвозмездность; · ответственность. Буддизм как мировая религия Возникновение буддизма: Буддизм как мировая религия – одна из самых древнейших. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. Впервые о буддизме узнали в Древней Индии, примерно в 6 веке до н.э. В переводе с санскрита он означает «учение просветленного», что действительно отражает его организацию. Однажды в семье раджи родился мальчик, который, согласно легенде, сразу встал на ноги и обозначил себя существом, которое превосходит всех богов и людей. Это был Сиддхартха Гаутама, который впоследствии претерпел значительную трансформацию и стал основателем одной из самых масштабных мировых религий, существующих до сих пор. Биография этого человека и является историей возникновения буддизма. Родители Гаутамы однажды пригласили провидца, чтобы он благословил новорожденного на счастливую жизнь. Асит (так звали отшельника) увидел на теле мальчика 32 отметины великого человека. Он сказал, что этот ребенок станет либо величайшим царем, либо святым. Когда его отец услышал это, то решил ограждать своего сына от различных религиозных течений и любых знаний о страданиях людей. Однако, проживая в 3 дворцах с богатым убранством, Сиддхартха в 29 лет почувствовал, что роскошь – не цель жизни. И пустился в странствие за пределы замков, держа это в секрете. За стенами дворцов он увидел 4 зрелища, которые изменили его жизнь: отшельника, нищего, труп и больного человека. Так будущий основатель буддизма узнал о страдании. После этого личность Сиддхартхи претерпела множество метаморфоз: он ударялся в разные религиозные течения, искал путь к самопознанию, учился сосредоточению и аскезе, но это не привело к ожидаемым результатам, и те, с кем он путешествовал, покинули его. После этого Сиддхартха остановился в роще под фикусом и решил не уходить отсюда, пока не найдет Истину. Через 49 дней он обрел знание Истины, достигнув состояния нирваны, и узнал причину человеческих страданий. С этих пор Гаутама стал Буддой, что в переводе с санскрита означает «просветленный». Буддизм: философия Эта религия несет в себе идею непричинения зла, что делает ее одной из самых гуманных. Она учит последователей самоограничению и достижению состояния медитации, которые в конечном итоге приводят к нирване и прекращению страданий. Буддизм как мировая религия отличается от остальных тем, что Будда не считал основой этого учения божественное начало. Он предлагал единственный путь – через созерцание собственного духа. Его целью является избегание страдания, что достигается с помощью следования 4 благородным истинам. Буддизм как мировая религия и ее 4 главные истины: - Истина о страдании. Здесь происходит утверждение о том, что все есть страдание, все ключевые моменты существования индивида сопровождаются этим чувством: рождение, болезнь и смерть. Религия тесно переплетена с этим понятием, практически связывая все бытие с ним. - Истина о причине страдания. Под этим понимается то, что любое желание является причиной страдания. В философском понимании - это воля к жизни: она конечна, и это порождает страдание. - Истина о прекращении страдания. Состояние нирваны является признаком прекращения страдания. Здесь человек должен испытать угасание своих влечений, привязанностей и достичь полного безразличия. Сам Будда никогда не отвечал на вопрос, что это такое, подобно брахманским текстам, в которых утверждалось, что об Абсолюте можно говорить только в отрицательных терминах, поскольку его нельзя оформить в слова и мысленно постичь. - Истина о пути. Здесь речь идет о восьмеричном пути, который приводит к нирване. Буддист должен преодолеть три этапа, которые имеют несколько ступеней: этап мудрости, нравственности и сосредоточения. Таким образом, буддизм как мировая религия значительно отличается от других и предлагает своим последователям придерживаться лишь общих направлений без конкретных указаний и законов. Это поспособствовало возникновению разных направлений в буддизме, что позволяет каждому выбрать самый близкий путь к своей душе. |