Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория Федорова о происхождении культуры и нравственности

  • Концепция происхождения культуры Фромма

  • 2 задание Справедливость: нравственный и юридический смысл

  • Этические аспекты смертной казни

  • этика практика 2. 1 задание Теория Фрейда о происхождении культуры нравственности


    Скачать 24.7 Kb.
    Название1 задание Теория Фрейда о происхождении культуры нравственности
    Дата30.01.2023
    Размер24.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэтика практика 2.docx
    ТипДокументы
    #911912

    1 задание

    Теория Фрейда о происхождении культуры нравственности

    Теория о происхождении культуры нравственности получила свое развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой». Предметом анализа в книге является личность в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, внутриличностные процессы. Культура выстует в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлением к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами. Вся культура нравственности, согласно учению Фрейда, вырастает из тех же психоорганических корней, что и сновидение и патологический симптом; к этим корням могут быть сведены без остатка как состав, так и форма и содержание его. Каждый момент идеологического построения строго детерминирован биопсихологически. Он – компромиссный продукт борьбы сил внутри организма, показатель достигнутого в этой борьбе равновесия сил и перевеса одной над другой. Подобно невротическому симптому или бредовой идее, идеологическое построение черпает силы из глубин бессознательного, но в отличие от патологических явлений заключает более прочное и устойчивое компромиссное соглашение между сознанием и бессознательным, одинаково выгодное для обеих сторон, а потому и благодетельное для человеческой психики. Как и все теории Фрейда, философия культуры нравственности основана на «психических механизмах».

    Теория Федорова о происхождении культуры и нравственности

    В учении Федорова, так же, как и нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы. Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые Федоровым в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

    Концепция происхождения культуры Фромма

    Создавая “радикально-гуманистический психоанализ”, Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума. Отвергая как миф тезис о “неизменной человеческой природе”.Фромм утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает “непосредственную инстинктивную основу” и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой.

    Фромм же считал, что “самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности. Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - это продукт культуры.” Стремясь к созданию диалектического представления о человеке, Фромм утверждал, что “человеческую природу нельзя рассматривать ни как биологически обусловленную внутреннюю сумму желаний, ни как безжизненную тень культуры, к которой она вынуждена приспосабливаться”.

    По мысли Фромма, особенность человеческого существования состоит в том, что, в отличие от всех иных живых существ, человек обладает сознанием и самосознанием, которые превратили его в чужака нашего мира, и породил чувства одиночества и страха. Разрыв естественных связей человека с природой составляет, по Фромму, основное экзистенциальное противоречие, являющее собой главную проблему человеческого существования. На базе этого противоречия, как полагал Фромм, возникают другие экзистенциальные и исторические дихотомии. К “экзистенциальным дихотомиям” Фромм относил такие противоречия, которые коренятся в самом существовании человека и не могут быть аннулированы им. Это дихотомии между жизнью и смертью, огромными потенциями индивида и невозможностью их реализации в силу кратковременности его бренного существования. Фромм полагал, что на эти неизбывные дихотомии человек все же может и даже должен реагировать различными способами, соответствующими его характеру и культуре.

    В отличие от “экзистенциальных дихотомий” “исторические дихотомии”, по Фромму, имеют иную природу и не являются необходимой частью человеческого существования. Они возникают и разрешаются людьми в ходе исторического процесса. К противоречиям этого ряда Фромм относил по преимуществу дихотомии между различными историческими формами существования общества и возможностями человека для подлинной реализации своей природы в определенных временных границах.

    Как мыслитель и гуманист, Фромм не мог пройти мимо проблемы кризиса современного общества и путей его преодоления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ряда опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противоречиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнообразным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, которые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен - большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господство над природой потерпели крах. Цивилизация оказалась на грани самоуничтожения. Осуществляя поиск новых альтернатив планетарной катастрофе, Фромм пришел к мысли о том, что обязательным условием физического выживания рода человеческого является создание нового человека (“радикального изменения человеческого сердца”) и нового общества, соответствующего потребностям “неотчужденного и ориентированного на бытие индивида”. Фромм разработал довольно подробную программу изменения человека и общества. Согласно данному проекту, в общих чертах спасение человечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим.

    2 задание


    Справедливость: нравственный и юридический смысл
    Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально политическая и правовая. В этике справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

    Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

    Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

    Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие “юстиция” по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, “представитель справедливости”.

    Справедливость - этическая и правовая категория. Идея справедливости, требование справедливости пронизывает законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека. Требование справедливости в нашем государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

    Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все “за” и “против”, а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

    Почему средний класс является нравственным фундаментом общества
    В наши дни одним из актуальных вопросов мирового развития является положение среднего класса. Но что же принято считать за средний класс?

    Принято считать, что средний класс представляет собой совокупность социальных слоев, занимающих срединное положение между высшим и низшим классами. Еще с древних времен сформировалось мнение, что именно средний класс является основой всего государства. Так, древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь наилучший государственный строй» [1].

    Действительно, переоценить важность среднего класса нельзя. Прежде всего, стоит отметить, что средний класс – это экономическая опора любого государства. Налогоплательщик из среднего класса является основой налоговых поступлений в государственный бюджет, его «донором». А значит, от положения средних слоев населения зависит и масштабность проведения каких-либо социальных программ. Средние классы формируют устойчивый внутренний потребительский спрос, что можно смело назвать одним из главных факторов экономического развития. Следовательно, представители данного класса создают массовые рынки, составляют интерес для рыночных игроков. В связи с тем, что группа среднего класса достаточно многочисленна и обеспеченна, многие крупные производители и компании (возьмем, например, всем известные, IKEA , Volkswagen, Opel , Zara , Mango , Samsung , MaxFactor ) специально позиционируют свои товары и услуги именно для нее. Ярким примером может стать сопоставление «Benetton» с домами высокой моды. В то время как последние имеют всего несколько сотен клиентов в месяц и зачастую пребывают в убытке, « Benetton » ежегодно удваивает свою прибыль и ведет счеты уже на миллиарды долларов.Кроме того, средний класс, обладая как материальным капиталом и собственностью, так и редкими умениями, знаниями и навыками способен проявлять большую мобильность на рынке. Он не только выступает в качестве потребителей, но и способствует воспроизводству квалифицированной рабочей силы, создает дополнительные рабочие места в сфере частного найма. Работа для представителей среднего класса – важная сторона их жизни, возможность проявить себя. Так, по данным портала статистических данных «Статистика. RU », около 25% среднего класса заняты в области промышленности, транспорта, строительства. Также его представители заметны в системе образования (15%), в правоохранительных органах и торговле (10%).Однако сектором, где доминирует средний класс, является индивидуально-предпринимательская деятельность. Это профессионалы, обладающие высокими квалифицированными знаниями, массовая интеллигенция, отличающаяся значительным деятельностным потенциалом. Стоит добавить, что средний класс является постоянным инвестором, а многие ученые и исследователи приписывают ему и роль агента социально-экономического и технологического прогресса [2] и генератора социальной мобильности [3].

    Нельзя не отметить, что процесс формирования среднего класса идет параллельно со становлением гражданского общества. Участие представителей среднего класса в политической и гражданской жизни страны очень важно. В силу своего положения средняя «прослойка» заинтересована в стабильности, сохранении своих позиций. Как правило, представители этого класса склонны к компромиссам, примирению политических крайностей. Они придерживаются либеральных взглядов на жизнь: заинтересованы в защите прав человека и идеалов свободы. Поэтому средний класс может выполнять своеобразную роль «катализатора» гражданского общества. [4]

    Традиционно принято считать, что средний класс является опорой демократии. Он регулярный участник электоральных мероприятий, который не дает прорваться к власти маргиналов, голосуя обычно за представителей центра и поддерживая ту власть, в правлении которой они смогли добиться своего положения. Представители среднего класса принимают активное участие в работе общественных организаций и объединений, поддерживают развитие рыночных отношений, среднего и малого бизнеса.

    Стоит добавить, что среднему классу в современном обществе принадлежит роль носителя человеческого капитала, легитимного выразителя общественных интересов и национальной культуры, т.е. свойственных соответствующим обществам норм, правил, ценностей, образцов поведения. Распространяя образцы собственной культуры на «соседние» слои, средний класс зачастую выступает в роли культурного интегратора общества. [5] Более того, рост среднего класса может говорить об уменьшении противоречий между содержанием труда различных профессий, сельским и городским образом жизни. Средний класс также выступает как конструктивный посредник между государством и гражданами.

    Таким образом, подводя все выше сказанное, мы можем уверенно сказать, что средний класс очень важен для формирования устойчивого постиндустриального общества, а становление его относится к числу фундаментальных процессов в экономике. Ведь наличие стабильного среднего класса в стране означает наличие квалифицированных кадров, развитие общественных институтов, сохранение внутриполитического порядка и стабильности, укрепление государственного суверенитета и формирование сильной системы национальных ценностей. Сильный средний класс – одна из приоритетных задач перехода от плановой экономики к рыночной. Поэтому, в современной России, где средний класс остается несформированным до конца, это наиболее актуально.

    Этические аспекты смертной казни

    На протяжении истории многие люди высказывали свои мысли относительно смертной казни.смертной казни. В прошлом большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенного вида преступлений, причем ни сама смертная казнь, ни ее ужасающие виды не вызывали ни дискуссий, ни осуждения.

    По мере развития человеческого общества изменяется отношение к проблеме смертной казни. Многие социальные мыслители увязывали принцип гуманизма с требованием отмены смертной казни. Ее противниками были, например, Руссо, Вольтер, Маркс.

    В России за ограничение и полную отмену смертной казни выступали С.Десницкий, Ф.В.Ушаков, А.П.Куницин, О.Горегляд, Г.Солнцев, И.В.Лопухин, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, В.Г. Короленко и многие другие русские мыслители. В то же время многие одобряли смертную казнь, в их числе М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, П.Лодий, Л.Цветаев, С.Барыев, И.Фойницкий, Н.Сергеевский и др.

    Рассмотрим подробнее доводы в пользу смертной казни и против нее.

    Этические аргументы в пользу смертной казни.

    Я считаю, что самые страшные преступления - чудовищные, циничные - заслуживают смертной казни. Таких преступников не исправить и не наказать, потому что нет наказания, соразмерного их вине. Такие люди не имеют право жить на земле.

    К этическим аргументам, в силу которых смертная казнь считается морально-оправданной, то есть необходимой с точки зрения общественного блага, справедливости, гуманизма, относятся следующие:

    Смертная казнь -- это справедливое и нравственное деяние, так как применяется в качестве наказания за особо тяжкие преступления против жизни.

    Смертная казнь является актом устрашения и поэтому предотвращает повторение подобных преступлений.

    Смертная казнь приносит благо обществу тем, что освобождает его от опасных преступников.

    Смертная казнь гуманна, так как пожизненное, беспросветное, невыносимо тяжелое заключение в одиночной камере хуже, чем мгновенная смерть.

    Смертная казнь есть простой и дешевый способ отделаться от преступника, исключающий экономическую несправедливость тюремного заключения

    Смертная казнь исключает возможность рецидива

    Исключается террористическая угроза в случаях, когда с целью освобождения пожизненно осужденных исламистских террористов происходит захват заложников.

    Смертная казнь предотвращает опасность пожизненного заключения, так как исключает возможность побега, либо совершения иных преступлений осужденным, находящимся в заключении

    Этические аргументы против смертной казни

    Смертная казнь оказывает нравственно развращающее воздействие на общество. Она оказывает такое воздействие через людей, причастных к ней, и тем, что в обществе самим фактом наличия смертной казни утверждается мысль, будто убийство хотя бы в каких-то случаях может быть справедливым, благим делом.

    Смертная казнь является антиправовым актом. Право основано на равновесии личной свободы и общего блага. Смертная казнь, уничтожая индивида, уничтожает и само правовое отношение. Это не право, а, по словам Ч. Беккарриа, «война нации с гражданином».

    Смертная казнь нарушает пределы компетенции человека. Человек не властен над жизнью. Жизнь и смерть неоднородны, но именно поэтому проблемы жизни не могут решаться с помощью смерти. Человек выбирает форму жизни, способ жизни, но саму жизнь он не выбирает. Появление индивида в мире не обусловлено его предварительным согласием. Он не может быть хозяином над жизнью и смертью. Разумному обоснованию и нравственному оправданию не поддается даже право человека распоряжаться собственной жизнью (право на самоубийство), не говоря уже о жизни других.

    Смертный приговор часто производит в том, кому он предназначен, глубокий духовный переворот, приговоренный начинает смотреть на мир другими, просветленными, совсем не преступными глазами. В некоторых случаях казнь, даже если она не является судебной ошибкой, осуществляется тогда, когда в этом нет никакой нужды.

    Смертная казнь есть покушение на коренной нравственный принцип самоценности человеческой личности, ее святости. Поскольку существует принцип «Не убий», постольку смертная казнь может иметь нравственной санкции, так как она есть нечто прямо противоположное.

    Литература


    написать администратору сайта