Практическая «Жизнь Василия Фивейского». жизнь василия фивейского. 1. Замысел и история создания повести. Философсконравственные искания отца Василия. Двойники и оппоненты отца Василия
Скачать 17.53 Kb.
|
Практическая Трагедия богоборца в повести Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» 1. Замысел и история создания повести. 2. Философско-нравственные искания отца Василия. 3. Двойники и оппоненты отца Василия. Кроме того, вся система персонажей повести построена на двойнических парах, организованных по принципу аналогии или контраста: утонувший сынок Василий и Василий-идиот, у которого не ходят ноги; сам о. Василий и церковный староста Иван Порфирыч; о. Василий, боявшийся солнца, и «солнечный» Масягин и т.д.. Этот процесс «интерференции» доходит до того, что двоится «сюжет автора» и «сюжет героя» - о. Василия. Ведь Андреев собирался написать антижитие, но, будучи настоящим художником, в угоду тенденциозности, не мог «насиловать материал». В результате «повесть о горделивом попе» переросла первоначальный замысел и отлилась в форму жития современного Иова, который на всю Россию прокричал своё: «Верую!». Может быть, именно поэтому Л. Андреев в письме критику М. Неведомскому (отклик писателя на статью М. Неведомского «О современном художестве» назвал свою работу над повестью «ирреальным подвигом»? По первоначальному замыслу автора, «Жизнь Василия Фивейского» должна была приводить читателя к выводу — решать свои судьбы должны сами люди. Мировосприятие Андреева было пессимистично, но это был пессимизм с героическим настроем. В повести ярко проявилась андреевская концепция личности: человек ничтожен перед лицом Вселенной, не существует предопределенного «высшего» смысла его жизни, мрачна окружающая его действительность, но, постигая все это, человек не становится смиренным. Герой Андреева обычно гибнет, он не в силах разрушить стоящую на его пути «стену», но это герой возмутившийся. Василий Фивейский терпит поражение, но вместе с тем он не побежден. Безумный священник умер «в трех верстах от села», сохранив в своей позе «стремительность бега». Вот он - «сюжет автора»! 4. Библейские мотивы и параллели в повести. В этом произведении автор обращается к древнему сюжету книги Иова. Л.Андреев не перелагает книгу Иова. Он лишь использует некоторые ее мотивы и ситуации. «При внешнем сходстве в изложении мытарств и страданий о.Василия с испытаниями, ниспосланными Иову, при общей для обоих мысли об избранничестве, повесть Андреева о «житии» Василия Фивейского построена по совершенно иному внутреннему закону». Крушение веры человека, его постепенное отчуждение от мира людей и от религии Л.Андреев воплощает в образе Василия Фивейского. Когда человек теряет веру, то остается только правда, но эту правду жизни не каждый может вынести и открыть новый смысл гармоничного существования. Для Василия Фивейского вера в самом начале жизненного пути была единственной силой, которая крепила его дух, несмотря на испытания, выпавшие на долю его семьи. Отец Василий был человек с незлобивой душой, искренне верующий в бога. Но несчастья, обрушившиеся на его семью, постепенно убивают его веру, хотя он со всей силою души старается сохранить внутреннюю твердость и преданность христианской вере. Трагическая гибель сына повлекла за собой еще одну беду - попадья стала сильно пить от горя и тоски по умершему ребенку. Наступает второй круг испытаний Василия Фивейского - рождение больного ребенка, который был зачат в пьяном безумии. Библейская легенда о чудесном воскресении обретает в произведении обратное значение - рождение ребенка не было чудесным знамением, божественным даром, на свет появилось существо без разума, без мысли, чтобы продолжить мучения Фивейского. Ребенок, названный Василием, становится символом духовной гибели семьи. В своих страданиях он начинает видеть волю провидения, свидетельство своей избранности и мирится с ними. Но со страданиями других людей отец Василий примириться не может: «Каждый страдающий человек был палачом для него, бессильного служителя всемогущего Бога». Постепенно для Фивейского наступает страшное прозрение: Бог не хочет или не может помочь людям – там ничего нет. Тогда он бунтует против неба. Но, потеряв веру, сам Василий не в силах дать что-либо людям. Над ужасом окружающего раздается злобный смех урода – его сына, который олицетворяет в рассказе некую злую преднамеренность самой жизни, безнравственность вселенского хаоса). Василий верит, как Иов, в то, что будет вознаграждён за свои муки. Иов выдержал испытания, а отец Василий сломался, почувствовав себя равным богу, когда хотел воскресить умершего. Чудо не произошло, и отец Василий погибает, отрекаясь от веры. Повесть Андреева имеет лишь внешнее сходство в изложении о мытарствах и страданиях о. Василия с испытаниями, ниспосланными Иову. В конечном счете Иов убеждается, что не в его власти постичь пути Господни и поэтому он смиряется. Василий же, как мы уже отмечали, в противовес этому гневно восклицает, обращаясь к Богу: «— Так зачем же я верил? –Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость – чтобы посмеяться надо мною» . 5. Обобщающий смысл образа Идиота. В ответ на мольбы о возвращении утонувшего Васи, обращённые к Богу, рождается Идиот. «Была у него большая голова и тоненькие ножки и что-то странно-тупое и бессмысленное в неподвижном взгляде округлых глаз. Три года провели поп и попадья в страхе, сомнениях и надежде, и через три года ясно стало, что новый Вася родился идиотом». Здесь имеет место траги-пародийный вариант «воскрешения». Идиот – литературный двойник Васи, первенца попа. Его образ, тем не менее, вполне ясно представлен. Василий – символ благополучной жизни, когда все «хорошо и прочно», образ жизни, благодаря которому о. Василий «благословляет Бога». Кроме того, в воспоминаниях попадьи и его мужа, он олицетворяет собой гармоничный разум. Идиот – воплощенное страдание, но не только семьи о. Василия, но и всех людей в целом, который становится символом, грядущей катастрофы, воплотившей вселенское безумие, «голодное ожидание какой-то страшной беды, каких-то неведомых ужасов». Для язычницы-попадьи он является живым воплощением всего ужасного, что только есть на свете, и в отличие от о. Василия, которого от дьявола защищает его вера в Христа, идиот пугает ее нечеловеческим страхом. Воскресший Вася должен был сплотить семью вокруг себя, как нечто светлое, божественное. Идиот же – воплощение страданий, жестокости, дьявольщины. Он провоцирует окружающих на подражание, искушает, подталкивает к нечеловеческим поступкам. «Настя! Зачем ты делаешь это?» – сурово, но спокойно спросил о. Василий. – «Что?» – «Мать видела тебя перед зеркалом. Зачем ты делаешь? Ведь он больной» – «Нет, он не больной. Он дерет меня за волосы» – «Зачем же ты делаешь, как он? Разве тебе нравится лицо, как у него?» …– «Нет». – «А зачем же вы о нем думаете? Я бы его убила» С момента рождения Идиота каждый последующий этап жизни отца Василия венчает слово «Идиот». Идиот подобен року, власть обоих безгранична. «Господство над домом» Идиота - это власть безумия над миром, над человечеством. 6. Тема безумия в повести. Постепенно тема безумия в повести разрастается. Сходит с ума и сама попадья. Ночными тенями подступает безумие к самому Василию. Попадья напоминает ему лошадь со сломанным копытом, которую вели на живодерню. Ему кажется, что если бы кто-то заживо положил женщину в могилу, то поступил бы хорошо, такие несчастные у той глаза. Тема безумия звучит и в сцене отпевания Семена Мосяги-на, которого отец Василий определил работником к церковному старосте. И сам Василий, и окружающие чувствуют вину священника за гибель Семена. Во время отпевания начинается гроза. Прервав чтение молитв, отец Василий подходит к гробу и пытается усилием воли воскресить мертвеца, затем выталкивает его из гроба. Народ, глядя на эту картину, в страхе выбегает из храма, полагая, что в священника вселились бесы. (попадья с горя окончательно спивается, безумеет и однажды, уснув с горящей папиросой, сожгла дом и сама сгорела, спасти удалось только уродца-сына.) |