Главная страница

10. Государственный строй и судоустройство единого Московского государства


Скачать 45.38 Kb.
Название10. Государственный строй и судоустройство единого Московского государства
Дата13.11.2022
Размер45.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла10-15.docx
ТипЗакон
#786829

10.Государственный строй и судоустройство единого Московского государства.

Государственный строй

С объединением земель складывается централизованная система управления, появляется единое правительство. Признаки централизации: наличие центральных органов управления, замена вассальных отношений отношениями подданства, развитие общего законодательства, единая организация армии. Князь опирался на растущее дворянство, ограничивал судебные и финансово-административные права светских и духовных феодалов. Он руководил государством, издавал законы, имел судебные полномочия. Большую роль играла боярская дума. Она являлась высшим правительственным органом, туда входят представители высшей феодальной знати, им присваиваются придворные звания и думные чины. Постепенно ее состав расширяется за счет служилого боярства. Установилась практика предварительного обсуждения наиболее важных вопросов Ближней Думы, в состав которой входили приближенные к царю бояре. Казенный ведал личным имуществом великого князя, архивом, казной). Также был дворцовый, конюшенный, посольский, ямской. Наиболее крупными территориальными единицами были уезды, которые делились на станы, а последние - на волости. Уезды возглавляли наместники, волости - волостели. В городах, которые прежде всего являлись крепостями и выполняли функцию защиты от внешнего нападения, появляется должность городчика. Постепенно городчик стал заниматься как военными, так и хозяйственными вопросами и называться городовым приказчиком.

В конце XV- начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начинают играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний великокняжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы. Казны и дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.

Строй и облик нового государства окончательно определился лишь в 40-50 х гг. XVI века. Государственное строительство получило ускорение с помощью идеи православно-христианского царства, когда царь, государственные и церковные институты управляли страной через народ, по средствам созыва национальных ассамблей, народных собраний для решения земский дел: крестьянских, поместных, служилых, церковных. Устройство государства при общественном содействии стало назваться сословно-представительской монархией. Она (монархия) укрепила самодержавную власть и дала ей полную легитимность. С тех пор в государственном обороте зафиксировались такие выражения, как симфония, соборность, земля, земство, а главным нервом России стала неразрывная связь трех звеньев: самодержавия, церкви и народа. Неслучайно, когда недруги России целились в церковь, то всякий раз наносили удар по государству.

Судоустройство

Судебник Ивана III провозглашает главным судебным органом Бояр­скую думу. Боярский суд составляла приближенная к великому князю аристократия – родовитая знать. Дьяки не только помогали боярам (путным, при­казным, думным), но и следили за правильностью судопроизводства. Суд осуществляли губные и земские учреждения. Су­дебники определяли размеры судебных пошлин, выделявшихся на содер­жание этого штата. Высшей судебной инстанцией, в которую можно было апеллировать в случае несогласия с решением суда, был великий князь, который выступал и как непосредственный судья по отношению к своей администрации и к своим слугам. В XVII в. приказы становятся высшей инстанцией для местных судов. Дела в них решались коллегиаль­но, боярином, окольничим или думным дьяком «с товарищи». Следствие и делопроизводство вели дьяки и подьячие («чернильные души»).

Судебный процесс по Псковской судной грамоте носил состязательный характер, но вместе с тем начинала зарождаться и розыскная форма процесса. Значительно возрастает роль судебных органов. В частности, вызов ответчика совершался через суд, причем в случае 5-дневной неявки ответчика могли принудительно доставить на суд. На процессе допускалось представительство сторон. Если одной из сторон являлись женщина, несовершеннолетний, монах или монахиня, или человек, который «стар велми или глух», разрешалось участие пособника. Такими пособниками были в первую очередь «естественные» или необходимые представители — сын за мать, муж за жену, брат за брата, слуги за хозяина и другие частные поверенные, за исключением лиц, облеченных административной властью. Судебными доказательствами в Псковской судной грамоте, кроме тех, которые упоминаются в Русской Правде, являются письменные доказательства (записи и доски), собственное признание и поле (судебный поединок). Допускалась замена стороны в поединке наемным бойцом, за исключением случаев, когда обе стороны являлись женщинами. Несмотря на устный характер процесса, судебные решения выносились в письменном виде. Псковская судная грамота запрещала пересматривать вынесенные приговоры, за исключением подозрений в подлоге документов.

11.Общая характеристика Судебника 1497 г. Уголовное право и элементы розыскного процесса.

Источники Судебника 1497 г.:

· Русская Правда.

· Псковская Судная Грамота .

· Уставные грамоты.

· Целый ряд законодательных материалов, накопившихся в Русском государстве к концу XV в.

Содержание Судебника 1497 г.:

§ Постановление о центральном суде.

§ Постановления о суде местном.

§ Постановления материального права.

§ Дополнительные статьи, посвященные различным вопросам феодального права.

В Судебнике продолжается процесс ограничения кормления, выделяется 2 вида кормления:

· С боярским судом (с правом вынесения окончательных судебных решений).

· Без боярского суда.

В Судебнике впервые начинает юридически оформляться крепостное право. Устанавливается двухнедельный переход крестьян (неделя до и после Юрьева дня).

Уголовное право по Судебнику 1497 г.

Преступление – «лихое дело». Под преступлением понимается причинение ущерба личности и государству.

Выделяются понятия:

o Заведомо лихой человек (ведомо лихой) – рецидивист либо тот, кого облиховали (обвинили) добрые люди. Наказание для заведомо лихого человека – смертная казнь.

o Добрые люди – представители феодальной аристократии.

Субъектами права являются все, включая холопов.

Основные группы преступлений:

1. Государственные преступления (наказание – смертная казнь):

§ Крамола – государственная измена.

§ Подым – агитация населения на восстание.

§ Подмёт – агитация на восстание с помощью листовок.

§ Зажигание – поджог городов и крепостей с целью сдачи неприятелю.

2. Преступления против личности:

o Убийство

a. Простое – штраф.

b. Квалифицированное – смертная казнь.

o Оскорбление словом и действием – штраф.

3. Преступления против имущества:

· Кража:

ü Простая – торговая казнь.

ü Квалифицированная – смертная казнь:

· Повторная кража.

· Кража с поличным.

· Кража из церкви.

· Кража людей с целью продажи (головная татьба).

· Кража, совершенная заведомо лихим.

· Грабеж.

· Разбой.

· Порча чужого имущества.

· Незаконное пользование чужим имуществом.

4. Преступления против суда:

· Посул (взятка) – наказывался штрафом в размере цены иска.

· Ябедничество (злостная клевета с целью обвинения в преступлении) – штраф в размере цены иска.

Система наказания:

· Смертная казнь.

· Торговая казнь (битье кнутом на торговой площади).

· Денежные взыскания.

· Цели наказания – устрашение, возмещение материального ущерба и пополнение казны.

Сохраняется состязательный процесс для всех гражданских дел и большей части уголовных. Государственные и квалифицированные преступления и наиболее тяжкие уголовные дела требовали розыскного процесса.

В 1497 г. создается достаточно централизованная система управления и вво­дятся единые российские законы – «Судебник Ивана III». Судебник 1497 года содержал 68 статей. Он унифицировал судебную практику Русского централизованного государства. Рукопись Судебника в единственном списке была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Судебник закрепил новые общественные порядки, в частности выдвижение мелких и средних феодалов — дворян и детей боярских (закреплен правовой статус поместья). Источниками Судебника 1497 г. послужили «Русская Правда», «Псковская судная грамота», а также законодательство московских князей. Однако Судебник не заменил полностью предшествующее законодательство: некоторые нормы «Русской Правды» и других местных источников права действовали наряду с Судебником (особенно в области обязательственного права). Судебник содержал в основном нормы уголовного и уголовно-процессуального права. В Судебнике различают 4 части:

1. постановления о суде центральном;

2. постановления о суде местном (провинциальном, наместничьем);

3. нормы материального, преимущественно гражданского права и процесса;

4.дополнительные статьи, посвященные различным вопросам феодального права.

Уголовное право. Понятие преступления в Судебнике было аналогично этому понятию в Псковской судной грамоте: преступление — всякие действия, которые угрожают государству и потому запрещены законом. Преступление — это «лихое дело». Судебник 1497 г. рассматривал холопа как субъекта преступления. Различались следующие виды преступлений:

1) государственные преступления — крамола, т.е. отъезд боярина к другому князю, мятежи и заговоры; 2) имущественные преступления — татьба, разбой, истребление и повреждение чужого имущества; 3) преступление против личности — убийство (душегубство), оскорбление действием или словом.

Цели наказания — устрашение, а потом — возмещение вреда. Предусматривались следующие виды наказаний: 1) смертная казнь — повешение, отсечение головы, утопление, квалифицированная смерть — четвертование с предварительным битьем кнутом; 2) торговая казнь — битье кнутами на торговой площади; 3) продажа (штраф); 4) возмещение убытков.

На практике применялись и не упоминаемые Судебником такие виды наказания, как лишение свободы, ссылка и членовредительство (ослепление, отрезание языка). Судебный процесс носил состязательный характер, начинался по жалобе истца — челобитной. Суд принимал меры к доставке ответчика в суд. Явка ответчика обеспечивалась поручителями. Если ответчик не являлся в суд, он проигрывал дело (без разбирательства), а истцу выдавалась бессудная грамота. Неявка истца в суд влекла прекращение дела. Доказательствами служили: 1) показания послухов (все свидетели — послухи, послухом мог быть и холоп); 2) поле — судебный поединок; 3) письменные доказательства; 4) присяга.

При обращении в суд взыскивалась судебная пошлина — 6% суммы иска в пользу судьи боярина, 4 копейки с 1 рубля — в пользу дьяка; полевые пошлины предусматривались за проведение судебного поединка. Продолжали использоваться приемы розыска, закрепленные еще в Русской Правде: по делам о краже, применялся свод, который осуществлялся самим пострадавшим. Также сохранялся и принцип коллективной ответственности общины за убийство, совершенное на ее территории, в том случае, если общинники не смогли или не захотели найти преступника. Расследование дел об измене и о тяжких уголовных преступлениях (убийстве, разбое, грабеже) поручалось приставам. Приставы должны были провести «повальный обыск» — допросы местных жителей в целях установления подозреваемого. Предусматривалось применение пыток. Статья 57 «О христианском отказе» вводила одновременный для всего государства срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина. Срок этот - за неделю до и после Юрьева дня 26 ноября - был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. В случае ухода крестьянин платил хозяину "пожилое" — особого налога (плату за пользование крестьянским двором). Распространенное в исторической литературе мнение, что введение Юрьева дня являлось "важным шагом на пути крестьянского закрепощения", неверно. Речь шла о закреплении в общегосударственном масштабе давно существовавших традиций взаимоотношения крестьян и землевладельцев. Основная масса русского крестьянства, таким образом, имела и право и возможность перемены владельца. Вообще, возникновение крестьянских переходов относится к концу XIII-началу XIV в. Первоначально крестьяне переходили либо из одной общины (черной волости) в другую, либо из общины в вотчину, нуждавшуюся в рабочей силе, спорадически. В XIV в. крестьянские переходы в Московской и Новгородской землях становятся уже обычным явлением, а в XV в. - четкой системой, положенной в основу взаимоотношений крестьян с землевладельцами в рамках обычного права. Переход, как правило, был приурочен к одному дню, времени удобным с точки зрения земледельческого календаря: закончены осенние посевные работы, но не начата еще подготовка к новому сезону. В 1497 г. эта норма вошла в общегосударственный Судебник. Как уже отмечалось, обычно считалось, что данное ограничение являлось шагом на пути к закрепощению крестьян. Однако вряд ли это было так, ибо оно более упорядочивало отношение между землевладельцами и крестьянами, а также было выгодно государству, заинтересованному в налоговой системе. С проблемами подвижности крестьян связано определение такой их категории, как «старожильцы». Некоторые исследователи даже считали, что они являлись как раз той категорией, из которой формировались феодально-зависимые крестьяне. Однако под «старожильцами» есть все основания понимать просто долго живших на данном месте поселенцев. Но долго живущих - только относительно людей пришлых ("новики"). Категории «старожильцев» и пришлых нельзя рассматривать статично: ведь в одном месте кто-то и для кого-то мог быть «старожильцем», а в другом - выступать уже в качестве пришлого. Такая двойственность также свидетельствует о массовых крестьянских переходах в XIV-XV вв., в том числе «старожильцев». Их положение (к худшему) меняется лишь к исходу XVI века. Необходимо отметить и то, что развитие поместной системы привело к резкому сокращению черных земель в центральных районах страны, но, несмотря на рост крупного частного землевладения, оно не являлось на Руси господствующим, где, как известно ещё по «Русской Правде», традиционно преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община называлась волостью, или "черной волостью"; отсюда название - черносошные крестьяне, причём сам термин "крестьяне", обозначавший сельских земледельцев, появился в Московском княжестве во второй половине XIV века с целью облагораживания терминологического представления о донаторах и фундаторах русского общества. Вопрос о социальной природе собственности в черной волости - сложный и спорный. Ряд исследователей русского законодательства полагали, что черные земли находились в полной собственности крестьянских общин (их аллодиальные владения). Другая точка зрения исходила из существования в Московии государственного феодализма; следовательно, крестьяне считались феодально-зависимыми от государства в целом, а налоги рассматривались как форма феодальной ренты. Наконец, третьи говорили о черных крестьянах как собственниках своих земель наряду с государством. Спор этот и по сей день далек от завершения, но ясно одно: положение черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих. Впрочем, частновладельческие крестьяне не были однородной массой. Они делились на следующие основные категории: половники и сребреники. Половники представляли собой обезземеленных крестьян, получавших на обзаведение своим хозяйством определенную денежную ссуду, которую были обязаны погашать половинной долей урожая. Они являлись резервом для вовлечения в зависимость свободного крестьянства. Сребреники - это крестьяне, которым господин давал в долг деньги ("серебро") с условием последующей уплаты с процентами ("серебро ростовое") или же работы за проценты ("серебро издельное"). Уровень эксплуатации, как показывают источники, в рассматриваемый период, был слабым. Основной формой эксплуатации являлся натуральный оброк: крестьяне за пользование землей обязаны были платить необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства. С конца XV-начала XVI веков натуральный оброк постепенно заменяется денежным, причем А.А.Зимин отмечает, что "денежная рента конца XV века генетически восходит к дани". В виде отдельных повинностей существовала отработочная рента: крестьяне обязаны были, например, ловить рыбу, варить пиво, молотить рожь, прясть лен, косить траву. Если они принадлежали монастырю, то еще и работать на пашне, заниматься ремонтом построек и т.д. Что касается наиболее тяжелой повинности крестьян - барщины - то она появляется в конце XV-начале XVI века.

12. Общая характеристика Судебника 1550 г.

Общая характеристика Судебника 1550 года. Текст Судебника 1550 года дошел до нас более чем в 40 списках и впервые был опубликован в 1768 году. Важнейшим его источником стало законодательство, охватывающее период времени между первым и вторым Судебником. Так, Судебник 1550 года включал, например: Судный список 1498–1505 годов, содержащий ссылку на 40-летний срок давности по суду о земельных делах; правую грамоту 1550 года, упоминавшую «указ вотчинам»; закон от 28 февраля 1549 года об ограничении суда наместников в отношении боярских детей; несудимые грамоты 1534–1538 годов, предусматривающие верхам посада большие права в местном самоуправлении, и т.д. Представляя новый шаг в развитии юридической техники, Судебник 1550 года разбит по содержанию на главы или статьи, которые большей частью сгруппированы по отраслям права. Так же, как и Судебник 1497 года, Судебник 1550 года уделяет основное внимание нормам, регулирующим судоустройство и судопроизводство. Как уже отмечалось, в Судебнике 1550 г. из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. Из них можно понять, что к середине XVI века сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Судебник делился на две части: 1. О порядке суда — устанавливал те же виды суда, что и Судебник 1497 г.: суд государя (принадлежал самому государю, его сыну или тому из приближенных государя, кого он назначал); суд Боярский (принадлежал боярам и окольничьим — членам Боярской думы, начальникам приказов, некоторым наместникам, дворецким и казначеям); суд наместничий или волостельский; суд святительский. 2. Узаконения по частному гражданскому праву — узаконения о холопстве, о поземельном владении, о крестьянском выходе, о найме, о купле и о наследстве. Судебник 1550 г. впервые наряду с состязательным процессом (по гражданским и менее тяжким уголовным делам) выделял новую форму процесса — розыскной процесс (по наиболее серьезным уголовным делам — государственные преступления, убийства, разбой). Состязательный процесс характеризовался широким набором процессуальных документов: вызов в суд осуществлялся посредством челобитной, приставной или срочной грамот; по решенному делу суд выдавал правовую грамоту. Доказательствами в состязательном процессе по-прежнему были свидетельские показания, присяга, судебный поединок. В розыскном процессе дело начиналось с зазывной грамоты или погонной грамоты, в которых содержалось предписание властям задержать и доставить в суд обвиняемого. Основными формами розыскного процесса являлись допросы, очные ставки и пытки. Основной процессуальной мерой розыскного процесса был повальный обыск с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования» (значение…это когда, например, подозреваемого обвиняли в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки) если 10—15 детей боярских или 15—20 человек «добрых же кристиан и целовальников» (т.е. зажиточных крестьян и выборных представителей сельской общинной администрации), называемых «обыскными людьми», обвиняли подозреваемого в том, что он является «ведомо лихой человек», к последнему применяли пытку. Доказательствами в таком процессе выступали поимка с поличным («воровской рухлядью») и собственное признание (в том числе данное под пыткой). Судоговорение в розыскном процессе было свернуто. Процедура «облихования» порождала особый субъект — лихого человека, а также понятие лихого дела, к которым относились разбой, грабеж, поджог, убийство, особые виды татьбы. Впервые в качестве наказания упоминается тюремное заключение. Таким образом, продолжалось эволюционное превращение органов управления в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр. Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники - старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебника обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось и тем, что устанавливалась неподсудность их суду наместников.

13. Центральные органы власти и местное управление в период сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.)

Государственный строй

Сословно-представительная монархия как форма правления Рос­сийского феодального государства имеет следующие черты:

1) власть монарха ограничена органами сословного представи­тельства в центре и на местах; в центре - Земские соборы, на местах — органы губного и земского самоуправления;

2) эти органы отражают роль той социально-политической силы,

на которую опирается царская власть, — дворянство и верхи городского населения; при их поддержке царская власть боро­лась с дворянским сепаратизмом, препятствовавшим центра­лизации государства;

3) сословно-представительная монархия является более высокой
ступенью централизации государственного аппарата, чем
раннефеодальная монархия.

Царь создает сильный бюрократический аппарат и постоянное войско. Во второй половине XVII в. сословно-представительная мо­нархия постепенно перерастает в абсолютную монархию.

Носителем высшей власти по-прежнему остается Царь, сохраняется Боярская дума, слагавшаяся из четырех думных чи­нов — бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Постепенно из общей думы выделяется «ближняя», «комнатная» дума, узкое со­вещание Царя с наиболее приближенными, доверенными лицами.

Особое место в государственном механизме занимают Земские со­боры. Первый Земский собор состоялся предположительно в 1549 г.,

последний — в 1653 г. Земские соборы состояли из двух основных элементов:

1) крупные светские и духовные феодалы в лице Боярской думы и Освященного собора (собрание высших духовных лиц);

2) «люди всех чинов», т. е. представители дворянства, купцов, других городских жителей. Свободные крестьяне созывались один раз — в 1613 г. — при избрании Царем Михаила Романова.

Земские соборы решали наиболее важные вопросы жизни государ­ства — принятие законов, вопросы войны и мира, выделение финансов.

В системе органов централизованного управления наибольшее раз­витие получают приказы. Их число доходило до 80 (постоянных — 40). Это были бюрократически централизованные органы отраслевого управления. Кроме того, к каждому приказу приписывались опреде­ленные города и уезды, которыми они ведали «судом и данью», т. е. со­бирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказа стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Основную чи­новничью массу, от которой зависело решение всех дел, составляли по­дьячие.

 

В середине XVI в. была проведена реформа местного самоуправ­ления. Система кормления была заменена органами губного и зем­ского самоуправления, в которых решающую роль играли дворяне и верхи посадского населения.

По мере укрепления государственной власти и перерастания ее в абсолютистскую с середины XVII в. были учреждены должности вое­вод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением Царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

 

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности зе­мельных участков во всех хозяйствах. Собирали государственные налоги выборные старосты и целовальники под надзором воевод.

 

Важной функцией воевод был набор на военную службу служи­лых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответст­вующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял го­товность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода на­правлял военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая числен­ность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и зем­ские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

 

Права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол воевод в Сибири. Контроль Центра за деятельностью воевод был крайне слабым.

 

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды — военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них - Тульский — был создан еще в XVI в. В XVII в. в свя­зи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгород­ский, Смоленский, Тобольский и другие разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимир­ский и др.), но здесь они оказались недолговечными. Воеводами раз­рядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов.
Сословно-представительная монархия. В 16 веке государственной властью решалась проблема централизации страны комплексными методами. Контрастность мнений об методиках самодержавия заставила С.Б. Веселовского, еще в 1960-е годы написать о том, что в нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы у исследователей большие разногласия. Исходя из концепции создания и развития сословно-представительной монархии, особенностей её институтов и проводников, можно констатировать, что власть в Русском государстве, в ходе массированного наступления, с помощью командно-административных методов, решила задачу политической централизации государственной жизнедеятельности. При этом, были достигнуты цели в созидательной и в народно-хозяйственной деятельности по улучшению национального благосостояния (таким образом политическое объединение было закреплено экономически). В 1547 г. Иван IV венчался на царство. Русский царь ввёл в России самодержавное правление с неограниченной властью монарха, опираясь, при этом, на поместное дворянство и народ. Иван Васильевич правил более 50 лет - дольше, чем любой другой русский правитель. По своим размерам Русская держава стала больше всей остальной Европы - прирост государственной территории России составил почти 100% (с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км). Россия из государства полиэтнического превращалось в многонациональную империю. Новые народы вошли в орбиту российской государственности и уже в первой четверти второй половины XVI века принимали активное участие в государственной жизнедеятельности, отстаивая общие интересы страны. Для закрепления земель Новороссии, государство разработало адаптационную программу для новых земель. Началось строительство городов, была создана казанская епархия, основывались монастыри, запускались в народно-хозяйственный оборот посевные площади, создавались промысловые артели. На новые земли испомещались служилые люди, потянулись крестьяне. Был создан грандиозный рубеж, протянувшийся на 600 км от Козельска до Рязани. Его называли Засечная черта, Черта или Государева заповедь.  Перемещение Черты на юг позволило земледельцам начать освоение плодороднейшего российского Черноземья. Весь последующий период, вплоть до абсолютизма Петра Алексеевича Романова, поступательное развитие Российской государственности, определялось поиском путей укрепления сильной царской власти, способной удержать единство государства и обеспечить ему стабильное развитие. Вот концептуальная формула этого периода: «Государство - есть союз народный, управляемый верховной властью». Вдохновителем и разработчиком данной концепции был воспитатель государя митрополита Макарий 1482-1563 гг. Опорой государственной власти становился общественный договор, основанный на принципе обязательной службы. Суть его состояла в том, что казна брала на себя обязательство обеспечивать сословия всем «потребным» для жизнедеятельности и службы. Объектом договора становилась земля. Поэтому, во главе всех традиционных норм и порядков становилась государственная собственность на землю и её недра. Таким образом, государственная собственность стала основой и опорой самодержавных порядков. Соборы - подлинно народная, особенная форма управления в России. Главной задачей Соборов являлась возможность установления общенародной поддержки царской власти и её деятелей. Главным нервом Русского государства была неразрывная связь трех звеньев: самодержавия, Церкви и народа. Недоброжелатели России пытались разрушить эту традиционную систему жизнедеятельности русского общества. По утверждению митрополита Иоанна (Снычева), попытки разрушить православие, всегда напоминали идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение народов страны, форм бытия, традиционного общественного уклада. Опасность заключалась в том, что ересь проникла в московские верха, где образовалось еретическое сообщество, которое вынашивало планы захвата власти. Это обстоятельство нашло отраженно в ряде статей Судебника 1550 года ограничивавших власть царя. Еретики вели подрывную деятельность и боролись с государственной властью. Проблема с ересью еще заключалась в том, что, проникнув в массы монашества, священства и аристократии.. враги России положили начало новому витку государственного заговора, который как раз и набрал силу во время царствования Иоанна IV. В противостоянии Великокняжескому семейству, Царю, объединились Старицкие князья, аристократическая верхушка общества, внешние враги Русского государства.

14. «Стоглав» 1551 г. - общая характеристика, семейно-брачное право.

Источники:

1. Библия

2. Церковный устав и др. богослужебные книги

3. Кормчия и канонические сборники

4. Сборники исторические и нравоучительные

Стоглав 1551г. был принят на вселенском церковном соборе созванным Иваном 4. Собор работал с февраля – май 1551г.

Состав:

1. Иван Грозный

2. Митрополит Макарий

3. Освещенный собор

4. Представители Боярской Думы

Постановления собора провозгласили неприкосновенность церковного имущества, исключительную подсудность духовных лиц церковному суду, отменили жалованные грамоты, устанавливающие подсудность церковных лиц царю.Стоглав являлся основным кодексом, определявшим жизнь представителей духовенства, их взаимоотношения с обществом и государством. Помимо церковного законодательства Стоглав содержал нормы брачно-семейного права.

Единственной законной формой брак признавался церковный и допускалось 3 законных брака(1-й брак венчался, 2-й и 3-й благословлялся церковью). Для заключения брака требовалось согласие родителей или опекунов, за исключением случаев, когда эти лица находились в плену, были невменяемыми или пропали без вести, возраствступления в брак устанавливался 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин. При заключении брака должен был быть составлен договор сторон. Его форма - нотариальная, а его несоблюдение влекло судебную ответственность нарушителя и уплату неустойки. Помимо согласия родителей на брак, требовалась «венечная память», т. е. разрешение на брак епархиального архиерея. По Стоглаву прекращение брака

Сохраняется институт власти мужа над женой, родителей над детьми.
Муж имел право:

· Бить свою жену

· Записывать в кабалу, при этом записывая и себя

· Муж определял место жительства жены и детей, жена обязана следовать за мужем

Входя в семью муж обязан внести инвентарь для сельского хозяйства. Закрепляется принцип совместного владения супругов имуществом, все совместное имущество наследует переживший супруг.

Родители по отношению к детям могли:

1. Наказывать своих детей

2. Могли насильственно постричь своих детей в монастырь

3. Записать в кабалу

Происходит сокращение поводов к разводу:

1. Длительное (безвестное) отсутствие

2. Невозможность иметь детей

3. Физическая смерть

4. Пострижение одного из супругов в монахи

Совершение преступление перестает быть поводом к разводу

15. Правовое положение населения по Соборному Уложению 1649 г. Этапы юридического оформления закрепощения крестьян в XV - XVII вв.

Юридически все население страны в XVII делилось на 3 разряда, (не считая духовенства):

1 разряд составляли «служилые люди», которые служили государству лично. Этот разряд делился на 2 подгруппы: «служилые люди по Отечеству»(думные и недумные чины); «служилые люди по прибору»(стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные мастера)

Ко 2 разряду относились «тяглые люди»(городское население и крестьяне), обязанные выполнять натуральные повинности государству и платить ему налоги.

К 3 разряду относились холопы, имевшие обязанности только по отношению к своим владельцам.

Основными классами являлись феодалы и крестьяне.

Дворяне оттесняют бояр во всех сферах. Было расширено право помещика на владение землей (после отставки получал «прожиток и прожиточное поместье», после смертитакуюже землю получала вдова и дети)

По Соборному уложению покупать свободные земли могли только дворяне и дети боярские.

Соборное уложение дает право боярам распоряжаться вотчиной. Ее можно было продать, подарить, заложить, дать в приданное.

Соборное уложение закрепило право на крепостных крестьян. Крестьянство - основная производительная сила Российского государства. Оно делится на 2 группы: черносошные и частновладельческие.

Этапы юридического оформления закрепощения крестьян в XV – XVII вв.:

1. Судебник 1497 г:разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого.

2. Судебник 1550 г: увеличивался размер пожилого, введены новые пошлины Повоз(чтобы забрать урожай) и пошлина, чтобы забрать нажитое за время работы на господина вещи

3. Заповедные лета 1581г: запрет перехода на период с 1581-1586гг.

4. 1592 г: составление писцовых книг: крестьян приписывали к земле

5. 1597 г: введение «урочных лет», определяющих сыск беглых крестьян 5 годами

6. 1607 г: продление урочных лет до 15 лет

7. 1649 г: отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян


написать администратору сайта