история10-15. 10. культура россии второй половины 19 века
Скачать 0.56 Mb.
|
Конспект урока "Культура России в XVIII в."«О незабвенно столетие! Радостным смертным даруешь Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек!». Александр Радищев. В годы преобразований в культуре России происходило усвоение разнообразных западных явлений. Уже ко второй половине 18 века в государстве сформировалась собственная, своеобразная и очень яркая культура. Образование. Одним из приоритетных направлений развития России было создание образовательной системы, соответствующей новой культуре. При Петре I появились учебные заведения, которые готовили специалистов в сфере навигации, инженерии и медицины. Однако ни Петру, ни его преемникам не удалось создать школы для простого народа. Образование имело сословный характер и являлось дворянской привилегией. При Анне Иоанновне был открыт Сухопутный шляхетский корпус. При Елизавете Петровне – Пажеский и Морской шляхетский корпус. Для обучения девочек был создан Смольный институт. В эти заведения принимали только детей дворян. Основная масса населения России оставалась неграмотной. От этого страдало не только культурное развитие, но и все сферы жизни государства. С середины 18 века начала совершенствоваться система образования. В 1755 году по проекту Михаила Ломоносова был основан Московский университет. Его важнейшей характеристикой стала бессословность. В университет принимали всех, кроме крепостных крестьян. Поступить можно было на 3 факультета: медицинский, юридический и философский. Обучение в Московском университете было как платным, так и бесплатным для выходцев из беднейших слоёв населения. Длилось оно 7 лет. При Московском университете были основаны 2 гимназии, одна – для дворянских детей, а другая – для детей разночинцев. В этих гимназиях готовили к поступлению в университет. В 1758 году в Казани была открыта первая провинциальная гимназия. Россия нуждалась в системе народного просвещения, создавать которую начала Екатерина II. В 1786 году появился Устав народных училищ. Согласно нему в уездных городах создавались малые училища, срок обучения в которых составлял 2 года; в губернских городах открывались главные народные училища с четырёхлетним сроком обучения; в малые училища принимались дети всех сословий кроме крепостных крестьян; при обучении использовались единые учебные планы. Несмотря на очевидное продвижение в деле народного просвещения, на это выделяли не так много средств. Естественно, образование не стало всеобъемлющим. Только представьте, к концу 18 века из 37-миллионного населения России в училищах проходили обучение только около 20 тысяч человек. Книгоиздание. Вторая половина 18 века стала важным периодом в становлении книжной культуры в России. Раньше книги считались предметом роскоши. При Петре I среди книжных изданий преобладали учебные пособия. В 18 веке книга стала источником знаний, её чтение доставляло удовольствие. Личностью, сыгравшей важную роль в российском книгоиздании, стал Николай Новиков. Ещё в 1769 году он начал выпускать журнал «Трутень», в котором высказывались мысли о несправедливости крепостного права, автор рассуждал о взяточничестве и злоупотреблениях властью. В 1770 году журнал прекратил своё существование. Лучшим изданием 18 века считался журнал «Живописец». В нем Новиков повторял мысли, озвученные в «Трутне». В 1779 году Николай Новиков возглавил типографию Московского университета. Он издавал сочинения русских и зарубежных писателей, труды просветителей, сборники важных исторических документов. Новиков открывал собственные книжные лавки не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. В 1783 году появился Указ «О вольных типографиях». Теперь свою типографию мог открыть каждый желающий. В то же время Управа Благочиния контролировала содержание выпускаемой печатной продукции. И если издание не проходило её цензуру, то могло быть запрещено или конфисковано. О развитии книгоиздания говорят следующие цифры. В 1785 году было выпущено 269 изданий, а спустя 2 года – 435. Наука. В середине 18 века начала быстрыми темпами развиваться российская наука. Примечательной фигурой в этой сфере стал Михаил Ломоносов. Он был сыном крестьянина, который благодаря своему таланту и невероятной работоспособности превратился в выдающегося учёного. Ломоносов был весьма разносторонней личностью. Он писал труды по физике, астрономии, химии, минералогии, геологии и истории. Михаил Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, доказал существование на Венере атмосферы. В 34 года Ломоносов стал профессором химии, а к 53 годам он уже был почётным членом Стокгольмской и Болонской Академий наук. Развивалась историческая наука. Василий Татищев стал автором первого систематического изложения русской истории. В 1768 году была издана его «История России с древнейших времен». Михаил Щербатов написал «Историю Российскую с древнейших времен». В ней автор подчёркивал роль отдельных личностей в становлении государства. «История» Щербатова содержит множество летописных и актовых источников. Заметными были успехи в географии, естествознании и этнографии. Для изучения территорий снаряжались многочисленные экспедиции. В 1745 году был издан «Атлас Российской империи», ставший первым официальным атласом государства. Широкие слои населения могли ознакомиться с географией всей России. В 18 веке активно работали российские изобретатели. В 1765 году Иван Ползунов создал первую в России паровую машину. Широко известно имя Ивана Кулибина. Он изобретал разнообразные механизмы, сконструировал водоход и самодвижущийся экипаж. Кулибин подготовил проект моста через Неву. Но его изобретения значительно опережали время и воспринимались людьми только как диковинка. В большинстве своём они остались не реализованными. Общественная мысль. На общественную мысль России 18 века влияние оказывала идеология «просвещённого абсолютизма», введённая Екатериной II. Государственную власть рассматривали как единственную реальную силу, работающую на общую пользу, под которой подразумевалось обеспечение благополучия всего населения России. Глава государства представлялся мудрым правителем, опирающимся на справедливые законы. Эти идеи нашли поддержку в обществе. Но со временем стали проявляться разногласия между Екатериной II и русскими просветителями. Дело в том, что действия императрицы были направлены на улучшение положения дворянства и делалось это за счёт основного населения государства. Появились люди, которые могли во всеуслышание заявить о несоответствии поступков Екатерины и провозглашённой ею идеологии. Представителем оппозиции был Николай Новиков. Он выражал своё мнение в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Новиков писал о злоупотреблениях помещиков, их жестоком отношении к крестьянам. Он высмеивал придворных, делая акцент на их невежестве и высокомерии. Во многом опередили своё время идеи Александра Радищева. В 1790 году в своей домашней типографии он издал «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор описывал картины, которые открываются путешественнику по России. Отдельное внимание уделялось положению крестьян. Крепостное право он считал безусловным злом и одобрял попытки крестьян сопротивляться власти помещиков. Радищев высказывался и против самодержавия, считая лучшей формой государственного устройства народное правление. Эпиграфом к «Путешествию» Радищева стали следующие слова: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Впоследствии эта фраза превратилась в крылатую и обозначала негативное отношение к какому-либо общественному явлению. Екатерина II не могла оставить подобные сочинения без внимания. Сначала она пыталась вступить в полемику с авторами в своём журнале «Всякая всячина». Но когда стало очевидным, что доводы императрицы не могут пересилить высказывания оппозиционеров, стали применяться административные меры. Журналы Новикова были закрыты, а его самого арестовали. Радищев был приговорён к смертной казни, позже заменённой на ссылку в Сибирь. Художественная культура. В 18 веке развитие русской культуры шло в одном ритме с западноевропейской. Но при этом она сохраняла собственные национальные черты. Становление литературы происходило под влиянием классицизма, для которого было характерно подражание античности. Идеи классицизма соответствовали идеологии «просвещённого абсолютизма». В центре внимания всех произведений находились государственные деятели. Новая литература требовала основательной работы над языком и литературными формами. Василий Тредиаковский написал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и «Разговор об ортографии». Михаил Ломоносов стал автором «Письма о правилах российского стихотворства». Первым профессиональным литератором России считается Александр Сумароков. Он стал основоположником русской драматургии. Пьесы Сумарокова были посвящены заметным событиям российской истории. Автор стремился пробудить в людях высшие нравственные идеалы. Русская драматургия 18 века достигла вершины в жанре комедии. Выдающимся автором был Денис Фонвизин. Его комедии «Недоросль» и «Бригадир» обличали невежество и высокомерие дворянства. Знаменитым поэтом был Гавриил Державин. Он нарушал все каноны классицизма. Язык произведений близок к разговорному, что было несвойственно литературе 18 века. Известна ода Державина "Фелица", прославляющая правление Екатерины II. В конце 18 – начале 19 века в литературе сформировалось новое направление – сентиментализм. Его главным отличием от классицизма стало внимание к переживаниям простого человека, попытки раскрыть его внутренний мир. На первое место сентиментализм ставил чувства, а не разум. Ярким представителем этого направления в России стал Николай Карамзин, оказавший большое влияние на последующее развитие сентиментализма в русской литературе. С середины 18 века быстрыми темпами развивалась театральная культура. Труппы возникали в Москве, Петербурге и провинциальных городах. Частым явлением стало создание дворянами крепостных театров. Первый профессиональный театр появился в Ярославле, руководил им Фёдор Волков. 30 августа 1756 года стало особым днём в истории российского театра. Был подписан Указ об учреждении Русского театра в Петербурге. С этого момента ведёт своё начало история Императорских театров, существовавших за счёт государства. Интересно развитие русской живописи, архитектуры и скульптуры. В 1758 году была создана Академия художеств, сыгравшая важную роль в становлении художественной культуры России. Большой успех имели русские портретисты, отличавшиеся неповторимым своеобразием своих работ. Широко известны работы Дмитрия Левицкого, признанного мастера парадного портрета. Он всегда мог найти идеальную позу и жест, характерные для отдельно взятого человека. Левицкий стал автором серии портретов благородных девиц Смольного института. Заказчиком этой работы выступила императрица Екатерина II. Работы Фёдора Рокотова отличаются некоторой таинственностью и недосказанностью. Художник стремился подчеркнуть глубину человеческой натуры. Мастером скульптуры был Федот Шубин. Он обладал редкой способностью выражать духовную сущность своих героев. Известны бюсты Голицына, Ломоносова и Павла I работы Шубина. В 18 веке появилось много замечательных архитектурных сооружений. В первой половине 18 века в России господствовал стиль барокко. Его характерными чертами были пышность, торжественность и обилие декоративных элементов. В стиле барокко работал Бартоломео Растрелли. Он занимался строительством Зимнего дворца, дворцовых ансамблей в Царском Селе и Петергофе. Для архитектуры второй половины 18 века характерен классицизм, отличавшийся простотой и гармонией. В этом стиле построены Дом Пашкова в Москве, здание Сената в Кремле, Московский университет, Таврический дворец. Таким образом, реформы Петра I в 18 веке принесли серьёзные результаты. Русская культура восприняла всё самое лучшее от западной, сохранив при этом своё своеобразие. Давайте подведём итоги. В 18 веке были предприняты первые попытки создания системы народного просвещения. В 1783 году появился Указ «О вольных типографиях», после которого заметно выросло количество издаваемых книг. Предпринимались первые попытки открытой критики официальной государственной идеологии. Для литературы были характерны классицизм и сентиментализм. В архитектуре преобладали стили барокко и классицизм. |