Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Каковы особенности мифологического мировоззрения

  • 13. Каковы особенности религиозного мировоззрения

  • 14. Каковы особенности художественного мировоззрения

  • 15. Какова специфика философского знания

  • 16. Почему исчерпала себя мифология

  • 17. Когда возникает гражданская идеология

  • 18. Какова специфика гражданского сознания

  • Типы общественного сознания

  • Виды общественного сознания

  • Уровни общественного сознания

  • Сферы общественного сознания

  • Формы общественного сознания

  • 19. Каковы причины появления науки и философии

  • 20. Где и почему происходит духовное обновление древнего общества

  • 11. Каков способ существования человека


    Скачать 63.5 Kb.
    Название11. Каков способ существования человека
    Дата27.08.2022
    Размер63.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia_11-20.doc
    ТипДокументы
    #654447

    11. Каков способ существования человека?

    В философской картине мира с необходимостью должны быть представлены четыре основных элемента его структуры, четыре предмета осмысления действительности. Это Природа, Бог, Общество и Человек. Они различаются между собой специфическим для каждого из них способом существования, особенностью их представленности в бытии мира.

    Человек занимает особое место в составе действительного мира. Его нельзя отнести к природе, хотя в нем есть природное на­чало: как всякое живое существо, он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится в полном соответствии с законами биологии.

    В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность к творчеству, к созданию нового, оригинального, т. е. такого, чего не было до него, не может возникнуть без него и что не может существовать без постоянной опеки человека. Иначе говоря, человек есть созидатель и демиург, управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что он есть образ и подобие Божие на Земле.

    Выдающийся философ ХХ века Макс Шелер полагал, что человек есть «эксцентрическое существо» в том смысле, что человека нельзя однозначно отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному. Поэтому способ существования человека – синтетический, комбинированный. Человек универсален и в определенном смысле он есть пересечение, фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем самым всю глубину бытия. Вот только может статься, что глубина эта бездонна.
    12. Каковы особенности мифологического мировоззрения?

    Мифологическое мировоззрение было художественным, т. е. выражалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литературный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было также антропоморфным, т. е. очеловеченным представлением о действительности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались так же, как к своим соплеменникам, их пытались задобрить подношениями, или же наказывали розгами. Пантеон богов представлял воспроизведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жены, дети, многочисленная родня в различных коленах.
    13. Каковы особенности религиозного мировоззрения?

    Религии, формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии. Она концентрирует в себе фантастические элементы мифов и придает им сакральный, священный характер.

    Религия зародилась в глубокой древности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предметов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам; фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явлений; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на других людей, животных и природные силы.

    Как самостоятельная форма мировоззрения, религия сформировалась в период разложения родового общества и становления цивилизаций, когда появились мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, т. е. единобожия, и персона Бога приобретает в них новое понимание. Бог – это творец всего сущего, абсолютное совершенство, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренческой форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в сверхъестественное.
    14. Каковы особенности художественного мировоззрения?

    Искусство реализует художественные элементы мифов. Оно не копирует действительность, а лишь смешивается реальные и вымышленные персонажи в образах, но вымысел всегда остается очень похожим на правду. Так, например, в «Войне и мире» Льва Толстого, наряду с историческими Наполеоном и фельдмаршалом Кутузовым, действуют придуманные, но очень правдивые Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

    Философия возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося цивилизованного общества. Причем философия занимает особое место в мировоззренческих построениях: ее нельзя вывести непосредственно из мифов или представить как обобщенный и выраженный в абстрактной форме опыт практической деятельности людей. Так же, как к науке, особняком стоит она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, т. е. разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и тем более на нелепые суеверия.(к ответу мало относится, но на всякий случай:) )
    15. Какова специфика философского знания?

    Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет рефлексивный характер. То есть главным предметом осмысления становится сам человек. Когда человек размышляет обо всем сущем не отстраненно, а с позиций своего субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек обращает внимание на свои собственные действия с точки зрения именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как таковой, а как свой мир – он вступает на поле философии.
    16. Почему исчерпала себя мифология?

    Миф является исторически первой формой культуры. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов. Развитие науки и цивилизации обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Человек пытается понять из чего состоит мир. Человек понимает, что он есть нечто отличное от природы, его начинает удивлять факт, что его представления о мире не соответствуют легендам и мифам. Возникает потребность рационально объяснить мир, познать его таким, какой он есть. В ответ на эту проблему мифология и разделяется на: философию, религию и науку.
    17. Когда возникает гражданская идеология?

    общественная идеология это совокупность результатов рационального отражения действительности – понятий, суждений, высказываний, идей, теорий, которые благодаря коммуникации получают более или менее широкое распространение и становятся общезначимыми и общепринятыми. Идеология это создание и формирование ценностей, духовной культуры и наполнения общественного сознания.

    Гражданская идеология возникает в городах при переходе от варварства к цивилизации. Родовая община управлялась обычаями и традициями, ритуалами и табу. В гражданском обществе необходимо выработать порядок отношений между чужими людьми, а для этого нужно принять некоторые правила поведения, которые в силу диктата власти или же при всеобщем согласии, одобрении и добровольном подчинении становятся законами и складываются в правовые кодексы, своды юридических норм.
    18. Какова специфика гражданского сознания?

    В самом слове «сознание» выражен смысл понятия: со-знание, т. е. совместное знание, пользование знаками, владение знаковой системой сообща, а чисто практически – говорение на одном языке. В европейских языках аналогичные слова – английское consciousness, французское conscience восходят к латинским scientia – знания, наука и, что очень показательно, consultatio – совет, совещание, со-вещание как вместеговорение и обмен вестями.

    По внешним признакам содержание общественного сознания классифицируется по ряду оснований. Выделяются типы общественного сознания, виды общественного сознания, уровни, сферы и формы общественного сознания.

    Типы общественного сознания соответствуют исторически определенным этапам развития общества – эпохам или общественно-экономическим формациям – в зависимости от периодизации истории. Тогда может идти речь об античном сознании или же о сознании рабовладельческого общества, о средневековом сознании или о сознании феодального общества, и т. д. В этом же контексте в прошлом веке противопоставлялись буржуазное и социалистическое сознание, но это уже, как говорят немцы, plus quam perfekt – давно прошедшее.

    Виды общественного сознания привязаны к уровням организации, т. е. к иерархии социальных субъектов, в которой снизу вверх выстраиваются личность как индивидуальный субъект деятельности; группа как совокупность людей с непосредственным общением; коллектив как совокупность людей с опосредованным общением; масса как множество людей с косвенным общением и народ как интегральная общность в рамках культурной и политической целостности (страна, государство, историческое и духовное единство, и пр.).
    В близкой перспективе благодаря массовым коммуникациям – это и все человечество. Отсюда виды: индивидуальное сознание, групповое, коллективное, массовое, общенародное и общечеловеческое.

    Уровни общественного сознания – это теоретическое сознание и обыденное или практическое. В первом случае мы имеем дело со знаковыми моделями, а во втором – непосредственно с самими вещами. Практически мы совершаем действия, операции. Теоретически мы лишь рассуждаем о них. Одно дело – работа, скажем, каменщика, выкладывающего стены здания, и совсем другое дело – работа проектировщика, вычерчивающего план строения, или архитектора, создающего проект всего сооружения.

    Сферы общественного сознания определяются спецификой познавательных способностей человека – чувств и рассудка. Соответственно, в первом случае имеет место общественная психология как совокупность результатов чувственного отражения действительности – эмоций, переживаний, настроений, чувств, которые в процессе общения интегрируются в группах и массах людей. Во втором случае
    складывается общественная идеология как совокупность результатов рационального отражения действительности – понятий, суждений, высказываний, идей, теорий, которые благодаря коммуникации получают более или менее широкое распространение и становятся общезначимыми и общепринятыми. Там, где мы видим, слышим и переживаем – психология. Там, где мы говорим и понимаем, сомневаемся и верим – идеология.

    Формы общественного сознания различаются по специфическим ценностям, характерным для отдельных областей общественной жизни или духовной культуры. Это мораль, право, политика, наука, искусство и религия. Причем первые три можно назвать функциональными, поскольку они выполняют регулятивную роль в поведении людей, тогда как остальные три следует называть субстанциональными, так как они претендуют на всеохватность миропонимания и имеют мировоззренческий характер.

    Мораль оперирует категориями добра и зла и призвана управлять поведением людей в их непосредственном общении. Право оперирует категориями правды и кривды, справедливости и произвола и предназначено управлять опосредованным социальными институтами взаимодействием людей в гражданском обществе. Мораль была в родовой общине, а право появляется только с возникновением цивилизации и государства. Политика строится вокруг отношений господства и подчинения, разделения людей на «своих» и «чужих», друзей и врагов, сообщников и конкурентов. Предметом политического размежевания могут стать любые проблемы: как правило, экономические (политика есть концентрированное выражение экономики), но также идеологические, этнические, религиозные, демографические и даже географические (территориальные споры).

    Наука, искусство и религия в первой главе были представлены как формы мировоззрения. Они и в самом деле стремятся создать специфическую картину мира и через нее влиять на жизненные ориентации и поведение человека в социальной среде, на содержание мыслей человека и модальность его переживаний, но делают они это по-разному. Наука обращается к разуму человека, его рациональному началу, интеллектуальному потенциалу, предлагая в качестве гностических ценностей истины и стремясь убедить человека в своей правоте. Искусство обращается к чувствам людей, к эмоциональному строю переживаний, предлагая в качестве эстетических ценностей идеалы красоты, гармонии, совершенства или их антиподы, и стремится вызвать в людях – читателях и зрителях – сопереживание, сочувствие, душевный отклик на творения художника. Религия обращается к воле человека, предлагая в качестве сакральных ценностей веру во Всевышнего отца и заступника, веру в воздаяние за благочестие и наказание за грехи, в святость символов веры, и рассчитывает при этом на слепое подчинение и следование священным заветам без рассуждений.

    Наряду с позитивными ценностями науки, искусства и религии в общественном сознании фигурируют и подделки, фальсификаты. Так, наряду с учеными распространяют квазизнания (от лат. quasi – якобы) астрологи и экстрасенсы, рассуждающие о тригонах знаков Зодиака и биополе. Кроме истинных художников плодятся дилетанты, ремесленники от искусства, графоманы от литературы, музыкоделы вместо композиторов и пр. Наряду со служителями признанных культов, священниками вселенских церквей, мировых религий развелась тьма сектантов, проповедников диких суеверий, шаманов, колдунов, провидцев и прочей публики, которая крикливо и назойливо предлагает нам «плоды развесистой клюквы» и активно «вешает нам на уши длинную самодельную лапшу».

    19. Каковы причины появления науки и философии?

    Наука, подобно религии, формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические элементы мифов и придает им сакральный, священный характер, то наука вбирает в свое содержание реалистические элементы мифов, представляющие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, т. е. в знаковых моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной среды.

    Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звезд на небе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов растений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем самым приносящих пользу, – вот тот материал, из которого начинает строиться научная картина мира.

    Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося цивилизованного общества. Причем философия занимает особое место в мировоззренческих построениях: ее нельзя вывести непосредственно из мифов или представить как обобщенный и выраженный в абстрактной форме опыт практической деятельности людей. Так же, как к науке, особняком стоит она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, т. е. разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и тем более на нелепые суеверия.

    Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет рефлексивный характер (от лат. reflectia – отражение). То есть это такое знание, в котором главным предметом осмысления становится сам человек. Когда человек размышляет обо всем сущем не отстраненно, а с позиций своего субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек, прежде всего, обращает внимание на свои собственные действия с точки зрения именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как таковой, а как свой мир – он вступает на поле философии.

    Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого общества, в ходе эволюции его духовной культуры, пропасть между религией и наукой расширяется и углубляется. Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой. Она должна осваивать «ничейную землю» между ними,
    выстраивать свои теоретические конструкции между областями пылкого воображения религии и сухого факта науки, которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, неполную и недостаточную картину действительности.

    Философия, таким образом, является центром, системообразующим ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и пол­ноту.
    20. Где и почему происходит духовное обновление древнего общества?


    написать администратору сайта