Главная страница

история архитектуры 11. 11. Романская и готическая архитектура Италии, Англии, Испании


Скачать 61.17 Kb.
Название11. Романская и готическая архитектура Италии, Англии, Испании
Дата29.11.2022
Размер61.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория архитектуры 11.docx
ТипДокументы
#818776
страница1 из 3
  1   2   3

11. Романская и готическая архитектура Италии, Англии, Испании.


  • Сложение романской архитектуры в Италии и ее связь с античными и раннехристианскими традициями. Сложение в Италии самостоятельных архитектурных школ.


Исторические особенности развития Италии в 11-12 веках. Типология церковного, общественного и частного строительства. Периодизация и основные региональные школы. Ломбардия. Местная традиция раннесредневекового строительства и влияния Франции. Сант Амброджо в Милане. Типологические особенности романского соборного комплекса Ломбардии. Ломбардская базилика: планировка, система сводов, решение алтарной части, декор. Внешняя декорация стены и особенности архитектурного решения порталов. Пармский соборный комплекс. Ордер в ломбардской архитектуре. Венеция: Сан Марко и византийская архитектура в Венеции. Влияние центрической купольной схемы византийского типа на романское искусство Венеции и Венето. Сант Антонио в Падуе. Тоскана: Пизанский соборный комплекс. Пизанская базилика и проблемы разнообразных влияний, в ней отразившихся. Особенности ордерного строения пизанских памятников. Баптистерий и колокольня. Другие памятники пизанской школы; декоративные особенности луккских церквей. Флоренция. Основные черты романской архитектуры во Флоренции и проблема античного и раннехристианского влияния в этой школе. Место ордера в декорации интерьера и фасада. Понятие "проторенессанса" и его смысл для романской архитектуры Тосканы. Флорентинский баптистерий и церковь Сан Миниато аль Монте. Рим: консерватизм романской архитектуры римской школы. Архитектура малых форм в римской традиции; работы мастеров Космати и Вассалетти. "Инкрустационный стиль". Двор церкви Сан Паоло фуори ле Мура. Южная Италия и Сицилия: ломбардские и тосканские черты в Бари и Битонто, арабские влияния в смешении с византийскими в Палермо, Монреале. Чефалу. Общее и особенное в региональных архитектурных школах Италии 11-12 веков.



  • Памятники «проторенессанса» во Флоренции.


Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти трехвекового развития поднималось до исключительных творческих высот. Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями, где они были созданы, до сих пор вызывают удивление и восхищение. Все виды искусств переживали подъем. В различных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие искания нашли высшие претворения в искусстве титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана.

Громадную роль приобрело искусство в общественной жизни, оно стало насущной потребностью людей того времени. Возведение общественных зданий рассматривалось как дело гражданской важности, открытие наиболее значительных монументов превращалось во всенародные праздники.
Первый подъем новой культуры в Италии относится к 12—13 вв. Североитальянские города-государства во главе с Венецией захватили посредническую торговлю между Западной Европой и Востоком. Крупными центрами ремесленного производства становятся Флоренция, Сиена, Милан. Политическая власть в них сосредоточилась в руках купцов и ремесленников. Объединенные в цехи, они активно противостояли местным феодалам и способствовали отражению натиска иноземных завоевателей (прежде всего германских императоров). В условиях политической самостоятельности в городах зарождались новые формы капиталистического уклада. Эти изменения вызвали коренные сдвиги в мировоззрении и культуре, характеризующейся интересом к человеку как мыслящей и чувствующей личности, к античности. На раннем этапе переходной эпохи культура во многом носила противоречивый характер, новое часто уживалось со старым, либо облекалось в традиционные формы.

Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художественные идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских республиках, в частности во Флоренции. Здесь написал свою «Божественную комедию» Данте — последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени, работали скульпторы, в произведениях которых ясно обозначились реалистические тенденции.

  • Архитектурный ансамбль Пизы.

Пиза— итальянский город и коммуна в регионе Тоскана, административный центр одноимённой провинции.
Город находится на высоте 4 м над уровнем моря, занимает площадь 185 км². В нём проживает 88 363 жителя (2004).

Архитектурный ансамбль, состоящий из собора, баптистерия и башни, строился почти 300 лет. Он отличается удивительным единством стиля, несмотря на ясно выраженную индивидуальность каждого компонента. Они объединены повторяющимися рядами арочной галереи и скруглёнными сверху окнами. Собор по праву является доминантой ансамбля; башня и баптистерий призваны дополнять, но не заслонять его.
Возведение собора началось в 1080-х годах во главе с архитектором Бускето. К этому времени город превратился в школу мастерства для художников и строителей, которые съезжались в Пизу со всей Италии с целью усовершенствовать свое искусство. Поэтому талантливых мастеров для реализации проекта было достаточно. Строительство продвигалось быстро, и к 1150 году корпус собора был завершён.



  • Архитектура Венеции

Немалую роль в сложении характерных черт венецианской архитектуры сыграли природные условия — строительство было возможным только на островах или в мелководных частях лагуны, где возводили сооружения на сваях. Это получило выражение не только в легком облике зданий, строившихся преимущественно из кирпича, но и в городском плане, характеризующемся отсутствием регулярности, узостью улиц, функции которых в основном перешли к каналам, и 
необычайной теснотой застройки. Жилые дома стояли вплотную по сторонам каналов, и открытый характер их фасадов с лоджиями и частыми окнами определялся островным положением города, защищенного морем.

В XV в. реконструировали многие здания, по-новому решали вопросы планировки жилых домов, подновляли фасады, порой даже облицовывали их вновь.

Наличием в Венеции огромной армии портовых грузчиков, матросов и ремесленников объясняется строительство таких своеобразных типов жилых зданий, как блокированные дома, дома с поэтажным квартирным заселением и лавками в первом этаже, дома-общежития.

Дома имели значительную протяженность и обычно складывались в группы трех типов: два поставленных рядом корпуса с узким двором между ними и с фасадами, обращенными к каналам; четыре корпуса с квадратным двором в центре, имеющим выход к каналу; пять корпусов — внутри прямоугольного двора, образованного четырьмя корпусами, поперечно поставлен пятый.

Выразительность гладких фасадов, лишенных тяг или украшений, достигается сложной асимметрией оконных проемов, образующих иногда в каждом этаже свой ритмический строй. Живописно расположенные и различные по форме проемы чередуются с четким рядом выведенных на фасады каминных труб и входов в секции дома. 

Многие детали напоминают о раннем формировании блокированных домов. Таковы сдвоенные арочные окна с колонной посередине и высоко поднятые, забранные решетками квадратные окна первых этажей (в домах без лавок). К этому типу зданий относятся блокированные дома по улицам деи Прети (район Кастелло), Сарацинской, на салидцаде (набережной) ди Сан Лио и др.

Встречается также тип жилого дома с лавками в нижнем этаже и таким расположением лестниц, которое указывает на поэтажное квартирное расселение его обитателей и возможную сдачу внаем отдельных этажей-квартир. Таков, например, жилой дом по улице Гарибальди. В его плане принят типичный для многих венецианских палаццо принцип расположения помещений вокруг большого зала-гостиной с оконными проемами, выходящими на главный фасад. Каждый этаж имеет наружный вход с самостоятельной лестницей. В композиции фасада здания третий этаж, принадлежавший, видимо, хозяину дома, выделен традиционными для Венеции большими арочными проемами окон, фланкированными глухими плоскостями стен и более тщательной обработкой наличников. Второй этаж и мезонин имеют меньшую высоту и более скромную обработку. В нижнем этаже — лавки.

В облике здания, членениях фасада и архитектурной обработке проступает более сложная, чем в тосканских палаццо, структура внутреннего пространства и четко дифференцированное назначение отдельных этажей дома, утратившего черты феодального жилища.

На фоне этих скромных зданий, составлявших основную застройку города, выделялись своим великолепием мраморные дворцы венецианской знати.

Отличительной чертой дворцов патрициев и богатых купцов, как, впрочем, и всей венецианской архитектуры XV в., включая церкви, скуолы, государственные здания и торговые склады, является декоративность, живописное разнообразие форм, полихромность, обилие дорогих отделочных материалов (мрамора, смальты, позолоты) и богатое орнаментальное убранство.



  • Памятники южной Италии.

Амальфитанское побережье

Столица побережья – Амальфи: очаровательный городок, бывший когда-то столицей могущественной морской республикой и одним из крупнейших торговых портов Италии. Дома здесь соединяются вырубленными в скальной породе переходами и лестницами, а их крыши служат садами. Главная достопримечательность Амальфи – старинный кафедральный собор, в котором хранятся мощи Святого Андрея Первозванного.
  1   2   3


написать администратору сайта