Главная страница
Навигация по странице:

  • Долина храмов в Агридженто

  • Собо́р Успе́ния Богоро́дицы в Орвие́то

  • Линкольнский собор

  • Собор Уэллс

  • УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ

  • Собор Пресвятой Девы Марии и Святого Чеда

  • Кафедральный собор Бургоса

  • Кафедральный собор Святого Николая

  • Новый кафедральный собор

  • Кафедральный собор Санта Мария де ла Регла

  • Кафедральный собор Мурсии

  • история архитектуры 11. 11. Романская и готическая архитектура Италии, Англии, Испании


    Скачать 61.17 Kb.
    Название11. Романская и готическая архитектура Италии, Англии, Испании
    Дата29.11.2022
    Размер61.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория архитектуры 11.docx
    ТипДокументы
    #818776
    страница3 из 3
    1   2   3

    Греческий театр в Сиракузах


    Греки появились на Сицилии в VII в. до н.э. и на протяжении семнадцати веков обустраивали свои города, развивали культуру, сооружали  храмы.  Истинным памятником античной  культуры является греческий театр в Сиракузах диаметром  около 140 метров,  рассчитанный на  15 тысяч зрителей. На его сцене и сейчас  разыгрываются сценки  из  античных пьес, а также проходят  концерты современных исполнителей. Особенно  величественно театр смотрится ночью, когда   сцена залита огнями  факелов  и цветных  фонарей.

    Долина Храмов


    Самой значительной археологической зоной, охраняемой ЮНЕСКО на Сицилии,  считается  Долина храмов  в Агридженто,  построенная  переселенцами с острова Родос. Долина известна развалинами древнегреческих храмов VI-V веков до  н.э.,  лучшими образцами дорического  стиля,  дошедшими до нас с античных времен. Лучше всего сохранились руины семи храмов: Юноны, Геркулеса, Зевса, Диоскуров, Вулкана, Эскулапа и Храм Согласия.



    • Итальянская готика.

    В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии. Стрельчатые арки и нервюрные своды, издавна воспринимавшиеся как определяющие черты готической архитектуры, в Италии стали известны еще до того, как во Франции появились первые образцы готики. Норманны принесли стрельчатую арку на Сицилию, заимствовав ее из архитектуры мусульманского Востока, еще в конце 11 века, и приблизительно в то же время в Ломбардии появились нервюрные своды. Историки искусства установили, что в Италии довольно рано были найдены такие решения архитектурных задач, которые опирались на традиции, не имевшие отношения к процессам, развивавшимся во Франции, — в первую очередь на концепции пространства, характерные для римской античности. При этом итальянские мастера были прекрасно знакомы с североевропейскими моделями, — просто они сознательно старались опираться на местное, итальянское наследие. Первыми моделями для них служили грузные, массивные, солидные церкви францисканцев и доминиканцев, коренным образом отличающиеся от “невесомой” французской готики. Эти церкви выглядят утонченными не за счет стремительно воспаряющих ввысь, залитых светом интерьеров, а за счет тщательно сбалансированных пропорций и отчетливой, ясно прорисованной структуры. Впрочем, они все равно ориентированы на французские (прежде всего цистерцианские) модели, особенно в том, что касается общего архитектурного плана.



    • Миланский собор.

    Мила́нский собо́р , Собор Рождества Девы Марии  кафедральный собор в Милане, расположен в историческом центре города.

    Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона было закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже, вплоть до 1965 года. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии.

    Cобор расположен в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое здание, которое содержит множество шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, соединённых большим количеством парящих опор.

    Один из крупнейших по величине в Европе. Среди готических храмов по вместимости уступает только севильскому, а среди итальянских храмов — только собору Святого Петра в Ватикане. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400.

    • Соборы Сиене и Орвието.

    Сиенский собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии — главная церковь Сиенской республики, важнейший памятник итальянской готики. Расположен в городе Сиена.

    Собор был спроектирован и построен в период с 1215 года по 1263 год на месте более раннего здания. Собор имеет форму латинского креста со слегка выступающим трансептом, также собор имеет купол и колокольню. Купол покоится на восьмиугольном основании при поддержке колонн. Купольный фонарь был добавлен Джованни Лоренцо Бернини. Неф отделён от двух проходов полукруглыми арками.

    Снаружи и изнутри собор отделан белым и зеленовато-чёрным мрамором с добавлением красного мрамора на фасаде. Чёрный и белый — геральдические цвета Сиены, их происхождение связано с белой и чёрной лошадьми основателей города, Сения и Аския.

    В интерьере собора примечательны исключительный по художественной выразительности мозаичный пол, пышно декорированная кафедра работы Никколо Пизано и статуя Иоанна Крестителя, изваянная Донателло. Некоторые из художественных сокровищ Дуомо — как, например, знаменитая «Маэста» Дуччо и витражи по эскизам Чимабуэ — ныне украшают соборный музей.
    Собо́р Успе́ния Богоро́дицы в Орвие́то — римско-католический собор, посвященный Успению Девы Марии, расположен в городе Орвието на юго-западе региона Умбрия в центральной Италии. Раньше епископское место в епархии Тоди, с 1986 года — епархия Орвието-Тоди. Построен с 1290 по 1600 годы по заказу папы Урбана IV.
    Собор построен в честь чуда, которое произошло в церкви недалеко от села Больсена. Согласно легенде, странствующий священник сомневался в действительности Пресуществления. Но в соборе Орвието он обнаружил свою гостию столь кровоточащей, что та окрасила алтарную ткань. Сейчас покров хранится в Капелле дель Корпорале внутри собора. Церковь возвышается над городом на вулканическом образовании. Фасад представляет из себя классическое религиозное сооружение, содержащее элементы оформления с XIV по XX века, с огромным окном-розой, золотыми мозаиками и тремя большими бронзовыми дверьми. Внутри находятся две маленькие часовни с фресками работы некоторых из лучших итальянских мастеров того времени, изображающих Судный День. В соборе есть пять колоколов эпохи Ренессанса.

    • Романская архитектура Англии, Поздние перестройки романских соборов. Особенности романского стиля: живописность силуэта в ландшафтной среде, обилие мелких форм.

    В связи с завоеванием Англии норманнами в 1066 г. английский романский стиль складывался под влиянием традиции французской нормандской архитектурной школы, синтезированной с традициями английского деревянного зодчества.

    Общие черты английского зодчества романской эпохи: господство прямых линий; отчетливый ритм горизонтальных и вертикальных членений; мощные прямоугольные в плане башни, фиксирующие западный фасад и средокрестие; устремленность осевой композиции (удлиненный неф и хор); равновесие объемной композиции храма; лаконичность и аскетичность экстерьера и интерьера церквей. Английские романские церкви в центральном нефе имели плоское деревянное стропильное перекрытие. Соприсутствие клира и мирян в едином храмовом пространстве повлияло на возникновение преграды - специальной стеной, отделявшей нефы от хора. Ветви трансепта снабжались апсидиолами, обеспечивавшими совершение обрядов для мирян.

    В декоре стен допускаются барельефы, часто раскрашенные. Ковры составляют внутреннее убранство. Повышенное внимание уделяется свету. Один из немногочисленных элементов интерьера – скульптура, но она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение.

    В романских постройках сочетались лаконичная наружная отделка и ясный архитектурный силуэт. Строение тщательно вписывалось в окружающий ландшафт, выглядело основательным и прочным. Всему этому способствовали гладкие массивные стены, ступенчатые углубленные порталы, узкие проемы окон.

    Городские поселения развивались, возникали на месте римских военных лагерей, становились административными центрами и опорными воинскими пунктами.


    • Готическая архитектура в Англии, ее отличительные особенности. Связь с французской архитектурой, Памятники ранней готики: собор в Линкольне, Солсбери, Уэльсе.

    Англия была одним из первых государств, заимствовавших готическую архитектуру Франции во второй половине 12 века. Главным фактором, предопределившим усвоение здесь нового стиля, стали тесные исторические связи между двумя странами.

    Глубокий отпечаток на историю средневековой Англии наложил затянувшийся на века конфликт с Францией. Соперничество между этими двумя странами заметно сказалось на развитии английской готической архитектуры.На протяжении всей готической эпохи англичане заимствовали в основном только те формы французской архитектуры, которые согласовывались с англо-нормандскими принципами.

    Почти все крупные английские храмы создавались в несколько этапов, и в ходе строительства планы их претерпевали видоизменения. Зачастую храм строили понемногу, как бы небольшими порциями, и, в согласии со старой англосаксонской традицией, обязательно сохраняли часть прежнего здания: считалось, что лучше добавить несколько новых частей, чем сносить почтенную старинную постройку и на ее месте начинать все с начала. В результате во многих готических храмах Англии можно обнаружить фрагменты, относящиеся к различным эпохам.

    В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы.

    Первый период - ранняя готика - датируется приблизительно 1170 - 1240 годами. На этом раннем этапе был создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики. Второй период, приблизительно с 1240 по 1330 год, называют “украшенной” готикой. Он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались в основном на собор в Реймсе. Наконец, период “перпендикулярной” готики, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к 1330 - 1530 годам. Несмотря на то что в конечном счете “перпендикулярная” готика восходит к французскому “лучистому” стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.

    Солсберийский собор — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается одним из лучших образцов ранней английской архитектуры, которая начиналась с готики, стремящейся к небесным высотам. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века. 123-метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр — самый протяжённый. Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в мире. В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров “Великой хартии вольностей”. Шпиль Солсберийского собора хорошо видно даже издалека, но не всем этого достаточно — некоторые посетители ходят в храм специально для того, чтобы посмотреть на шпиль изнутри. В храме их глазам предстаёт впечатляющее зрелище — полый шпиль свыше сотни метров, со старинными лесами внутри. Солсберийский собор, как впрочем и другие грандиозные сооружения Средневековья, строился долго — за четыре десятка лет была выстроена только основная часть, но всё равно открыт и освящён он был ещё в 1258 году. То есть храму уже более 750 лет! Часы ненамного моложе — установлены они были в 1386 году. Солсберийский собор был основан в 1220 году — в том же году, что и собор в Амьене. Завершен он был также вскоре после амьенского — в 1266 году.

    Линкольнский собор является третьим по величине храмом средневековой Англии. Три его колоссальные башни, напоминающие башни сказочного замка, гордо возвышаются на вершине холма и далеко видны со всех точек окружающей равнины.

    После норманнского завоевания Англии в Линкольне была учреждена епископская кафедра. Первым епископом Линкольна стал Ремигиус Фекампский. При нем началось строительство замка и первого кафедрального собор, выполненного в романском стиле и больше напоминавшего укрепленный замок, чем храм. В 1141 году этот собор сильно пострадал от пожара: рухнула кровля, обвалились фрагменты стен. Частично разобрав, частично используя руины старого собора для новой постройки, епископ Александр Великолепный начал строительство нового собора, уже не несущего двойной функции храма-крепости, а полностью соответствовавшего своему назначению. Собор, построенный епископом Александром, сильно пострадал во время боевых действий, связанных с событиями феодальной междоусобицы в середине 1100-х годов. Во время этих событий Линкольн был занят отрядом сторонников претендентки на престол — принцессы Матильды. Подошедшие к городу войска законного короля Стефана штурмом взяли город, при этом здание собора получило значительные повреждения. А землетрясение — достаточно редкое для Англии явление — случившееся в 1185 году, окончательно разрушило собор. К 1290 г., когда в соборе отпевали королеву Элеонору Кастильскую, основные строительные работы были завершены.

    Северный фасад главного трансепта украшает прекрасное окно-роза, известное под названием “Глаз настоятеля”. Аналогичное окно, с ажурными переплетами чрезвычайно тонкой работы, можно видеть на южном фасаде — оно называется “Глаз епископа”. Среди цветных стекол южного окна сохранились фрагменты подлинных средневековых витражей, уцелевших в бурях Реформации и гражданских войн.

    Интерьер отличается благородством архитектурных форм.

    Собор Уэллс находится в городе Уэллс, и является резиденцией бишопа региона Бата и Уэллса. Кафедральный собор Уэльса представляет собой красивое готическое здание, некоторые части собора датируются 10 веком, которое из-за многократных разрушений и разорений перестраивалось и дополнялось новыми элементами на протяжении 5 веков. Знаменитые соборные часы 1390 года с двигающимися фигурами и циферблатом на 24 часа изображают вселенную до-коперниковского периода с планетой Земля в центре. Kаждые 15 минут разыгрывают представление – из часов выезжают 4 всадника-рыцаря и устраивают маленькое сражение. Во время английской гражданской войны войска парламента использовали cобор как стойла для своих лошадей и, занимаясь стрельбой в помещении собора, разрушили значительную часть богато украшенных скульптур . Уильям Пенн, находившийся в Уэллсе незадолго до своего отъезда в Америку, провел ночь на постоялом дворе «The Crown Inn». Здесь же он был арестован по решению большой толпы на рынке, но благодаря вмешательству епископа Бата и Уэллса был освобожден. Во время восстания в Монмутшире повстанческая армия напала на собор и в гневном порыве против официальной церкви разрушила западную часть собора. Крыша была использована как огневая точка для ведения стрельбы, окна были разбиты, орган сломан, а в притворе была устроена конюшня.

    Очень красивые витражи. В этом соборе находится одна из самых существенных коллекций средневекового витража в Англии. Многие окна были повреждены солдатами в 1642 и 1643. Самое старые уцелевшие витражи - два окна на западной стороне от лестницы (1280–1290 ) и два окна в южном проходе хора ( 1310–1320). Витражи часовни Lady chapel от 1325–1330, включает изображения местного святого Данстана,- однако, восточное окно подверглось обширному ремонту мастером Томасом Вийманом в 1845. Западный фасад собора украшен около 300 фигурами 13 века, изображающими королей и святых, в свое время украшенных позолотой. Фасад был построен 50 годами позже строительства основного собора, начатого в 1180 году.


    • Все фазы английской готики в соборе Вестминстерского аббатства в Лондоне.

    Вестминстерское аббатство многие века является важным центром просвещения в стране, именно здесь была переведена Библия на английский язык. Также в этом монастырском комплексе находится сокровищница картин, витражей, текстиля и других артефактов. Расцвет церкви припадает на годы правления монарха Эдуарда Исповедника (1042 - 1066 гг.). По его приказу старое здание церкви перестроили в величайшее сооружение, а общину монахов наградили статусом монастыря. Новый храм во имя апостола Петра был освящен за 7 дней до смерти монарха. Король Эдуард в 1066 году стал первым похороненным королем в Вестминстерском аббатстве. В 1245 году король Генрих III решил перестроить аббатство в новом стиле архитектуры - готике. Согласно указу Генриха III, Вестминстерское аббатство предназначалось не только как великий монастырь и место для молитв, но и как место для коронаций и погребальных обрядов монархов. Эта церковь была освящена в октябре 1269 года, однако строительство продолжалось до 1745 года. Первыми архитекторами аббатства были англичане: Генри из Эссекса и Джон из Глостера, а на завершающей стадии - Роберт Беверли и Генри Йевел.Собор Вестминстерского аббатства построен в форме креста и поражает размерами: длина – 157 метров, высота храма – 31 метр, а высота башен – 69 метров.

    • Второй период английской готики «украшенный стиль»

    УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ - стиль зрелой английской готики, второго этапа ее развития (1272-1349) после раннего периода (см. ланцетовидный стиль) и сменившийся затем поздней Готикой, или «перпендикулярным стилем». В этот период были канонизированы характерные черты композиции английских кафедральных соборов, отличающихся от французских доминирующей центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, фланкирующими по норманнскому обычаю главный фасад, прямоугольной апсидой. Большая роза западного фасада, как правило, отсутствует, она заменяется прямоугольным окном (такое же окно появляется в апсиде). Арки применяются ланцетовидные. Своды -сложные, с дополнительными нервюрами - тьерсеронами и лиернами. Они переходят в чисто декоративные - сетчатые, звездчатые и веерные, причем исходная каменная конструкция имитируется в дереве. Первые признаки «декоративного стиля» намечаются в соборе Солсбери (1220-1266) с огромной башней средокрестия.

    • Соборы в Йорке и Личфильде.

    Йо́ркский собо́р— готический собор в английском городе Йорке, который оспаривает у Кёльнского собора звание самого большого средневекового храма на севере Европы. Здесь находится кафедра архиепископа Йоркского — высшего прелата Англиканской церкви после архиепископа Кентерберийского.

    Собор стоит на том месте, где принял крещение нортумбрийский король Эдвин. Строительство началось в 1220 году и продолжалось 250 лет. Освящение храма состоялось в 1472 году. Собор славится самыми большими витражными окнамисредневековой Европы.

    В XIX веке собор несколько раз горел, причём пожар XIX века был объявлен следствием поджога со стороны религиозного фанатика Джонатана Мартина. В 1967 году появились утверждения, что центральная башня настолько обветшала, что грозит обрушением. Следствием стали основательные реставрационные работы, которые возобновлялись в 1984 и 2007 годах.

    Собор Пресвятой Девы Марии и Святого Чеда— средневековый готический кафедральный собор в Личфилде (Стаффордшир), резиденция епископа диоцеза Личфилда.

    Личфилдский собор начал строиться из песчаника с воссозданием диоцеза в 1200-е, строительство было завершено к 1340 году. Внутри собор имеет длину 113 м, ширина нефа составляет 21 м. Шпильцентральной башни достигает высоты 77 м, а шпили западных башен — 58 м. Личфилдский собор — один из трёх соборов Великобритании, имеющих три шпиля. Однако, два других собора, в Труро и Эдинбурге, были построены лишь в конце XIX — начале XX вв.

    На территории собора похоронены многие епископы Ковентри и Личфилда, в том числе и Чед Личфилдский, легендарный святой VII века. В ризнице хранится Личфилдское евангелие, манускриптпредположительно VIII века.

    • Позднеготическая архитектура.

    Период поздней готики начинается  с XIV в и  длится два столетия (XIV—XV вв.). Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров.



    • Декоративность форм сводов (звездчатые, сетчатые, веерообразные)

    В 15 и начале 16 века готическая архитектура Англии характеризуется необычайным разнообразием и декоративностью форм сводов («звездчатые», «сетчатые», «веерообразные» своды). Не менее показательно преобладание в членении стен вертикальных линий, которые дали основание для обозначения поздней английской готики как «перпендикулярного стиля». Особенно выдающимися памятниками поздней готики Англии являются капелла Королевского колледжа в Кембридже (1472—1530) и капелла Генриха VII при Вестминстерском соборе (1502—1520).
    В гражданском зодчестве очень часто встречаются деревянные перекрытия над зальными помещениями. Они покоятся на скрытой от глаз сложной системе консолей и арок. Вестминстерский зал в Лондоне (1398) и зал Хемптон-Корта (16 в.) дают характернейшие образцы подобных конструкций.

    • Романская архитектура Испании.

    Романская архитектура в Испании – это архитектурный стиль, отражающий романскую архитектуру, с особым влиянием как из архитектурных стилей за пределами Пиренейского полуострова через Италию и Францию, так и с традиционными архитектурными узорами на полуострове. Романская архитектура развивалась и распространялась по всей Европе более двух столетий, начиная примерно с конца десятого века вплоть до тринадцатого века. В течение восьмого века, хотя Каролингское Возрождение распространило свое влияние на христианскую Западную Европу, христианская Испания оставалась привязанной к традиционной Hispano-римской и готической культуре, не будучи под влиянием европейских культурных движений, до прихода романского. Романская архитектура распространилась по всей северной половине Испании, доходя до реки Тежу, в разгар реконкистов и репокласионов, которые очень благоприятствовали романскому развитию. Первый романский стиль простирался от Ломбардии до каталонского региона через Марку Hispánica, где он был разработан и откуда он распространился на остальную часть полуострова с помощью Камино де Сантьяго и бенедиктинских монастырей. Его отметка оставалась особенно в религиозных зданиях (например, соборы, церкви, монастыри, монастыри, часовенки), которые сохранились в двадцать первом веке, некоторые лучше сохранились, чем другие. В этом стиле также были построены гражданские памятники (мосты, дворцы, замки, стены и башни), хотя мало кто выжил.

    • Тип базилики с отдельно стоящей башней.

    На западе Европы базилика продолжала оставаться базовым типом храма и в Средние века. В каролингских базиликах на смену колоннам пришли столбы (пилоны) прямоугольного сечения, были выделены трансепт и контрапсиды, а над средокрестием стали возводиться башни. По мере того, как над базиликами всё чаще надстраивались башни (вестверки), вместо былой протяжённости зодчие стали ценить вертикальную устремлённость храмов. 

    Это переосмысление эстетических установок получило дальнейшее развитие в романских и готических храмах. Для базилик XI-XII веков характерно членение протяжённого внутреннего пространства на ряд компартиментов. В районе Рейна распространился тип романской базилики с двумя хорами, на востоке и западе, причём вход располагался по сторонам в боковые нефы[1].

    Возвращение к идее древней базилики проповедовали некоторые зодчие-эклектики XIX века; примером может служить базилика Святого Мартина в Туре. В США наиболее точным приближением к римской базилике считается Немецкая церковь[en] в пенсильванском городке Маккиспорт, освящённая в 1888 году. На территории России нет ни одного базиликального храма классического типа (хотя в византийскую эпоху такие здания строились в Херсонесе).

    • Церковь Сантьяго де Компостела.

    Этот собор настолько изумителен и богато отделан, что на описание всех особенностей его экстерьера и интерьера потребовалась бы отдельная книга. Как минимум собор Сантьяго — это конечная точка паломнического пути св. Якова, одного из апостолов Христа, и место его последнего упокоения. Плюс к тому при длине внутреннего помещения в 97 м это самая большая романская церковь в Испании и одна из крупнейших в Европе.

    Первая церковь на этом месте была выстроена в 829 г. до н. э. по приказу короля Альфонсо III Леонского, и уже тогда пилигримы потянулись к могиле святого. Церковь была разрушена до основания в 997 г. войсками кордобского халифа, и то здание, которое мы можем увидеть сегодня, датируется 1075 г. Точнее, основная его часть, которая строилась по архитектурному плану собора Сен-Сернена в Тулузе, одного из величайших шедевров романского архитектурного стиля во Франции. Строительство было долгим, и церковь освятили только в 1211 г., а впоследствии расширяли и дополняли в 16, 17 и 18 вв.

    Надо сказать, что романскую постройку весьма оживляют более поздние дополнения, выполненные в готическом и барочном стилях. Каждый фасад может похвастать уникальным дизайном: барочный фасад на площади Обрадойро был завершен Фернандо де Казас Нова в 1740 г., другой барочный фасад Ачибекария был выполнен Ферро Кааверо и Фернандесом Сарелой, а впоследствии модифицирован Вентурой Родригесом. Фасад Пратариас, созданный мастером Эстебаном в 1103 г., и еще более интересный Портик славы с раннероманскими скульптурами были доделаны мастером Матео в 1188 г.
    Барочный фасад, который выходит на площадь Обрадойро, датируется 18 в. Его отличают большие окна и невероятное количество скульптурных украшений, включая статуи святых. Ко входу этого фасада ведет лестница 17 в., выполненная в ренессансном стиле по мотивам работы Джиакомо Виньола в палаццо Фарнезе. Две рампы лестницы окружают вход в старую романскую крипту 12 в., сработанную мастером Матео и носящую имя «Старый собор».

    Именно фасад Обрадойро стал символом Сантьяго-де-Компостела, и в этом качестве его изображение помещено на задник испанских евроцентов.

    Название южного фасада Пратариас переводится с галисийского как «ювелирно дело», «серебряные изделия». Это единственный романский фасад, сохранившийся в соборе. Он был выстроен в период с 1103 г. по 1117 г. и выходит на площадь, окружённую клуатром. По скульптурам этого фасада сразу можно определить его более раннее происхождение, хотя многие рельефы были добавлены сюда позднее, в 18 и 19 вв. В частности, в их числе детали разобранного фасада Ачибекария.

    Последний же фасад отличается романским порталом, выполненным казначеем храма, Бернардо, в 1122 г. После пожара 1758 г. ворота были разобраны, и новый фасад возводился сперва в барочном, а затем в неоклассическом стиле. Венчает фасад статуя св. Якова 18 в.

    Особенное восхищение вызывают башни собора, а среди них — Часовая башня, которую также называют башней Троицы или Беренгуелой. Она возвышается над местом встречи площадей Пратариас и Куинтана. Считается, что строительство башни началось в 1316 г. и затем продолжалось из века в век до конца 17 в., когда башня достигла высоты 75 м. Часы с четырёх сторон башни были помещены в 1833 г. и соединены с двумя колоколами (увы, сегодня на их месте висят реплики, сделанные в Нидерландах в 1989 г.).


    • Готическая архитектура Испании.

    В Испании XIII век ознаменовался борьбой за освобождение страны от арабских завоевателей и конфликтом между феодалами и горожанами. Эту эпоху называют готической, когда активно начала укрепляться и создаваться испанская культура, язык, литература и архитектура. Готическая архитектура разнообразна, обладает отличительными чертами для каждого района Испании.
    Для готических зданий характерно нарушение логики конструирования, что особенно заметно в испанских постройках. Изначально здания проектировали в соответствии с французскими образцами готического стиля. Однако множественные элементы оставались недоделанными, например, фасады и порталы. В самих соборах капеллы, зачастую, доделывались через десятилетия. Здание не имело вертикальной направленности, оно только расширялось, что значительно ухудшало внешний вид сооружения. Испанская готика характеризуется своеобразным соотношением стен и декора. Для этой страны характерны гладкие стены, а интерьер и оформление состоит из крупных объектов, украшенных орнаментами, с обязательными элементами роскоши. Искусствоведы считают, что такой прием характерен для традиционной восточной архитектуры, но никак не французской. Позднее, эта особенность станет отличительной чертой архитектуры Испании. На территории страны можно встретить множество зданий исполненных в готическом стиле.. Впоследствии произошло смешение готической архитектуры и арабской, что породило собой совершенно особенный стиль. Готика здесь представлена нервюрами на сводах соборов. Особенно она проявляется в фасадах зданий, они украшаются лепниной, характерной для готического стиля. Готический стиль значительно повлиял на культуру Испании. Его можно встретить не только в архитектуре, очень часто происходит объединение с живописью. Так, испанцы украшали алтари панно и деревянными скульптурами.



    • Соборы в Кастилии и Каталонии.

    Искупительный храм Саграда Фамилия (Святого Семейства) – это самый значительный проект Антонио Гауди, работа, которой он посвятил основные годы своего творчества, и которую сам считал главным делом своей жизни. Храм возводится в течение долгих лет, начиная с 1882 года, и находится в Барселоне, в районе Эшампле. 

    Первым архитектором проекта выступил Франсиско дель Вильяр. В 1883 году для продолжения начатой работы был приглашен Антонио Гауди, который практически полностью изменил первоначальный проект. 

    Гауди оставил первоначальный план здания в форме латинского креста и создал полностью свои фасады храма, посвященные основным эпизодам жизни Христа – фасады «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». По грандиозной задумке автора здание церкви должно быть увенчано 12 башнями, равными числу апостолов, по 4 на каждом из фасадов. Высота башен составляет от 98 до 112 метром. Помимо этого, архитектором было задумано возвести два колоссальных шпиля церкви, один из которых, высотой 170 м, окруженный четырьмя башнями, созданными в честь евангелистов, посвящен Иисусу, и второй, чуть меньшего размера, посвященный Богоматери. Центральный шпиль Иисуса Христа венчает огромный крест. Все элементы фасадов, которыми изобилует Храм Святого Семейства, - колонны, порталы, скульптуры и барельефы - наполнены глубоким смыслом, раскрывающим содержание и символику Священного писания и церковных обрядов.

    Расположенный в центре Бургоса Кафедральный собор является одной из самых красивых и величественных готических храмовых построек не только в Испании, но и на территории всей Европы. Его строительство была начато 20 июля 1221 года по приказу короля Фердинандо III. Возведенный на месте старой романской базилики, собор должен быть стать главным храмом Кастильского королевства. Алтарь собора был освящен в 1260 году, после чего работы по возведению храма были остановлены практически на 200 лет. Окончательной датой завершения строительства считается 1567 год – именно тогда был достроен шпиль, возвышающийся над основным перекрытием храма.

    Кафедральный собор Бургоса является настоящим шедевром испанской готической архитектуры. Главный фасад собора обращен на площадь Пласа-де-Санта-Мария. В нижнем ярусе фасада расположены три стрельчатые арки, центральная из которых является главным входом в здание. Центральную часть фасада украшает большое окно-роза. Третий этаж представляет собой галерею, в которой размещены статуи королей Кастилии. Выше расположена великолепная статуя Богоматери с младенцем. Венчают фасад две ажурные остроконечные башни со шпилями. Самый древний, южный фасад здания примечателен своим порталом, являющимся истинным шедевром скульптуры 13 века. Портал украшают великолепные статуи Христа и двенадцати апостолов. В плане собор имеет форму латинского креста с тремя нефами, пересеченными трансептом. Главный алтарь собора, созданный в 16 веке братьями Родриго и Мартином де ла Айя, украшает выполненный в стиле готики образ Санта-Марии-ла-Майор.

    Кафедральный собор Святого Николая находится в Аликанте на площади, носящей имя аббата Пенальвы. Собор был возведен на месте разрушенной мечети в период между 1616 и 1662 г.г. Это довольно строгое и сдержанное внешне сооружение, выстроенное в стиле позднего Возрождения с элементами раннего барокко. Собор был возведен и назван в честь Святого Николая, считающегося покровителем Аликанте.

    В плане здание Кафедрального собора имеет форму латинского креста с чередующимися контрфорсами и часовнями. Фасад здания выполнен по проекту и под руководством архитектора Хуана де Эррера. Внутри церкви находится прекрасная капелла Святого Причастия, признанная одним из самых ярких примеров испанского барокко. В этом же стиле создана и капелла Святого Николая Чудотворца, с его святым образом, расположенным в центре апсиды работы Хуана де Вильянуэва. 

    Внутреннее пространство церкви, поражающее размерами и простором, венчает невероятный купол высотой 45 метров. Отделка внутренних помещений изобилует мрамором и изразцами различных цветов.

    Отдельного внимания заслуживает великолепный позолоченный алтарь, выполненный Николасом Боррасом в 1574 году и огороженный коваными решетками красивой ажурной работы. 

    В кафедральном соборе хранятся священные реликвии - мощи святых Фелиситы, Роха и Франциска Хавьера. 

    В соборе находится орган, датируемый 16 веком, который является одним из старейших в Испании и который в данный момент находится на реконструкции.

    Новый кафедральный собор вместе со Старым собором – один из двух главных римско-католических храмов Саламанки. Он был построен между 16-м и 18-м веками в стилях поздней готики и барокко. Строительство началось в 1513-м году по поручению короля Фердинанда V Кастильского, но только в 1733-м собор был освящен. В 1887-м году королевским указом собор был объявлен национальным памятником. 

    Строительство собора началось в то время, когда готический стиль начал терять свою популярность и стал смешиваться со стилем Ренессанса, дав рождение стилю платереско в Испании. Однако новый собор в большей степени сохранил свои готические черты, поскольку правители Саламанки хотели, чтобы он оставался похожим на старый собор. Именно поэтому даже в 17-м и 18-м веках новый храм строился в рамках готического стиля. Однако в 18-м столетии к зданию были добавлены два элемента, нарушившие господствовавший стиль: купол трансепта в барочном стиле и колокольня высотой 92 метра. 

    Новый кафедральный собор был построен без разрушения старого, как это обычно бывает, и стена нового собора опирается на северную стену старого. По этой причине здание старого собора пришлось укрепить, а новая колокольня была построена на старой. Главный вход в собор примечателен тремя богато декорированными арками, каждая из которых ведет в один из трех нефов храма. 

    Внутри собора можно увидеть трещины и разбитые стекла – следы разрушительного Лиссабонского землетрясения 1755-го года, после которого пришлось укреплять купол храма и основание колокольни. Каждый год в октябре жители Саламанки взбираются на купол собора и играют там на флейте и барабанах в память о той страшной катастрофе. 

    Интересной деталью собора являются резные изображения фавна, поедающего мороженое, и астронавта, сделанные на фасаде в 1992-м году во время реставрации храма.

    Кафедральный собор Санта Мария де ла Регла, также известный как Пулькра Леонина или Дом Света, - главная церковь города Леон на северо-западе Испании. Собор был построен на месте древнеримских терм 2-го века, которые в 11-м веке по приказу короля Ордоньо IIбыли превращены во дворец. Строительство же самого собора началось в середине 13-го века по проекту архитектора Энрике, и было окончательно завершено к концу 16-го века. В 1844-м году здание Санта Мария де ла Регла было объявлено памятником истории, а сегодня собор считается шедевром готической архитектуры. 

    Главный фасад собора привлекает внимание двумя башнями, при этом южная известна как Часовая. Три портала украшены скульптурами, расположенными в стрельчатых арках между башнями. Центральная секция фасада также имеет готическое окно-розетку.

    Внутри собора пространство за главным алтарем, оформленное в стиле ренессанса, примечательно скульптурами из алебастра работы Хускина и Хуана де Малинаса. Также стоит обратить внимание на железную решетку («реха») в стиле платереско на стене за гробницей короля Ордоньо и витражи, общая площадь которых равна почти 1800 кв.м.! Большая часть витражей датируется 13-15-м веками – это настоящая редкость для средневековых готических церквей.

    Главная часовня собора украшена запрестольным образом Николаса Франсеса 15-го века и серебряной урной с мощами святого Фроилана, покровителя Леона. В клуатре, построенном в 13-15-м веках, можно увидеть скульптурные элементы на капителях, фризах и притворах. В соборе также работает музей, в котором хранится большая коллекция религиозных произведений искусства – почти 1500 экспонатов, включая 50 романских скульптур Девы Марии, начиная от античности и до 18-го века, а также голландские триптихи, старинные библии и многочисленные манускрипты, в том числе первый манускрипт на леонском языке.

    Кафедральный собор Мурсии – одно из самых выдающихся зданий города, отразивших его историю, искусство и память о прошлом. Здание собора было построено на том месте, где когда-то стояла мусульманская мечеть. В 1385-м году было заложено основание, а в 1394-м году уже полным ходом шли строительные работы, которые окончательно завершились только в октябре 1467-го года. Последующие столетия добавили к архитектуре собора черты разных стилей – готики, ренессанса, барокко, что сделало главную римско-католическую церковь Мурсии эклектичной.

    Колокольня собора, строившаяся с 1521-го по 1791-й годы, достигает 90 метров в высоту, она также представляет собой гармоничное сочетание самых разных стилей. Над первой - квадратной - частью колокольни в стиле ренессанс работали Франсиско и Якопо Флорентино, которые украсили ее орнаментом в стиле испанского платереско. Вторая часть также выдержана в стиле ренессанса, а вот третья – уже образец стиля барокко. Купол колокольни имеет черты неоклассического стиля. Колокола были сделаны в 17-18-м веках, за исключением колокола 14-го века, известного как «Мора», - он сегодня хранится в Музее изящных искусств. Интересно, что все колокола собора имеют свои имена – Ла де лос Конхурос, Ла Каталана, Ла де ла Орасьон, Ла Фуэнсанта, Ла Консепсьон, Ла Сегундилья и т.д., а самый большой именуется Агеда Мартильо.

    Интерьер кафедрального собора Мурсии выполнен в основном в готическом стиле с тремя нефами, апсидой и часовнями. Часовни посвящены покровителям разных гильдий и украшены надгробиями епископов и аристократов, которые способствовали их строительству. Из 23 часовен собора особенно примечательна часовня Лос Велес с внушительным куполом в виде десятиконечной звезды. Также стоит осмотреть часовни Хунтеронес (в стиле ренессанса) и Ла Иммакулада (в стиле барокко). А зона хоров и за ней оформлены в стиле платереско. В главном алтаре хранятся сердце и внутренности короля Альфонсо X– он завещал сделать это как доказательство своей любви к Мурсии и в благодарность городу за верность короне.

    • Мавританская архитектура-соборы в Берне и Свилье.

    Мавританская архитектура – это сочлененная исламская архитектура Северной Африки и части Испании и Португалии (Аль-Андалус), где андалузцы (мавры) доминировали между 711 и 1492. В мавританской архитектуре следует выделить три периода: первая – Великая мечеть в Кордове (ныне католический собор); примерами второго или переходного периода являются башня Хиральды и Алькасар в Севилье, а гренадерские дворцы Альгамбры и Хенералифе дают графическое изображение третьего периода – периода высочайшего совершенства мавританского стиля. Мавританский стиль явно проявился позже в архитектуре синагог Европы. Испанские мавры находились в тесном контакте со своими соплеменниками на северном побережье Африки, где они все еще обитают в Тунисе, Алжире и Марокко. Эта связь была, прежде всего, выражена в сходстве архитектуры в обоих. Действительно, в сохранившихся памятниках древней арабо-арабской архитектуры мы видим одни и те же общие формы, те же арки и колонны, те же орнаменты, что и в испанско-мавританских зданиях, но развитые с меньшей согласованностью и полнотой. Это заставляет их относить их к времени, предшествовавшему последнему периоду исламского искусства в Испании, главным образом к XII веку, когда отношения между испанскими и африканскими арабами были особенно близки. Так, например, минареты главной мечети Марокко имеют много общего с Хиральдой, и можно верить легенде, которая называет строителя той же Ибра, которой был построен этот последний. 

    Архитектура
    Характерные элементы мавританской архитектуры включают в себя мукарны, подковы арки, voussoirs, купола, зубчатые арки, ланцетные арки, арки ogee, дворы и декоративные плиточные работы, известные как zellij на арабском языке или азулехо на испанском и португальском языках. Архитектурная традиция иллюстрируется мечетями, укреплениями и другими зданиями, такими как Мезвита в Кордове (784-987, в четыре этапа); Альгамбра (в основном 1338-1390) и Хенералифе (1302-9 и 1313-24) в Гранаде и Хиральда в Севилье в 1184 году; Замок Падерне в Алгарве, Португалия; мечеть Кутубия, мечеть Хасана, Андалузская мечеть и Университет Аль-Карауин в Марокко; Великая мечеть Алжира и Великая мечеть Тлемсена в Алжире; и мечеть Укбы в Кайруане, Тунис. Другие известные здания включают разрушенный дворец-город Медины Азахара (936-1010), церковь (бывшая мечеть) Сан-Кристо-де-ла-Лус в Толедо, Альяферия в Сарагосе и баня, например, Ронда и Альхама-де-Гранада. 





    1   2   3


    написать администратору сайта