Главная страница
Навигация по странице:

  • Методист В. А. Коханова2 предлагает следующие приемы анализа лирических произведений основываясь на их специфике

  • Фрагмент урока. класс: 6 тема

  • Чтение учителем первой строфы.

  • Запись в тетрадь определения: Сравнение

  • «антитезой»

  • Чтение учителем второй строфы.

  • Чтение учителем третьей строфы.

  • Рефлексия. Итог урока. Подведение итогов по анализу ст-я. Какова основная мысль стихотворения ВЫВОД

  • Самым интересным для меня на занятии было… Сегодня на уроке трудным для меня было… Урок заставил задуматься меня о…

  • лирика. 1,2,3 слайд. Лирика род литературных произведений, преимущ поэтических, выражающих чувства и переживания


    Скачать 24.82 Kb.
    Название1,2,3 слайд. Лирика род литературных произведений, преимущ поэтических, выражающих чувства и переживания
    Анкорлирика
    Дата11.10.2022
    Размер24.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2_lirika.docx
    ТипУрок
    #728177

    1. Специфика изучения лирики в школе с учетом особенностей возрастного развития. Анализ лирического произведения в школе (фрагмент модели урока).

    1,2,3 слайд. Лирика– род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания

    Специфика изучения лирики в среднем звене: текст изучается без соотнесённости с историко-литературным контекстом, важно научить работать со словом, видеть загадку текста, помочь понять особенности стихотворной речи, видеть специфику художественных средств

    СЛАЙД. Особенности изучения лирических произведений в  средних классах. Отдельные стихотворения рассматриваются вне контекста общего творчества автора, хотя образ автора, его личность неизбежно присутствует в любом анализе. На данном этапе важно помочь школьникам с возможной для их возраста полнотой воспринять богатство переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения. Научить их выразительно читать поэтический текст и понимать особенности стихотворной речи.

    чтению и разбору стихотворения принято предпосылать эмоциональную «настройку», чтобы подготовить учеников к восприятию текста. это может быть слово учителя об образе поэта или фактах его жизни, связанных с созданием произведения. или обращение к непосредственным впечатлением учащихся, оживляющим их представления и эмоциональную память.

    Нередко восприятие поэзии подготавливается слушанием музыки (романсов, инструментальных произведений), создающей эмоциональный фон для текста или рассматриванием репродукций живописных произведений.
    СЛАЙД.Методист В. А. Коханова2 предлагает следующие приемы анализа лирических произведений основываясь на их специфике:

    В средних классах анализ нередко сливается с обучением школьников выразительному чтению

    Педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи.

    Возможны и свободные формы работы над лирикой, когда учитель опирается на читательскую самостоятельность школьников.
    СЛАЙД.Фрагмент урока.

    класс: 6

    тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотив одиночества, тоска поэта-изгнанника.

    цель: совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения

    задачи:

    • развивать умение находить изобразительно-выразительные средства

    • дать определение приемов: сравнение антитеза

    • развивать интерес к поэзии М.Ю.Лермонтова;

    • воспитывать любовь к Родине


    СЛАЙД.Прослушивание стих-я из фонохрестоматии. 

    Составление словарика к тексту стихотворения. Работа с трудными словами.
     

    СЛАЙД.Чтение учителем первой строфы.
    - Что представляется в вашем воображении, когда вы читаете 1 строфу и особенно ее 2 строчку?

    - Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)

    - Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)

    - Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)
    Прекрасная картина, замечательные краски: лазурный, жемчужный; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».

    - Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)

    - С каким словом оно рифмуется? («странники»)

    - Кого называют изгнанником? (ч-к, который изгнан откуда-нибудь)

    - Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

    – С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).

    - Почему вы так решили? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).

    В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.

    Запись в тетрадь определения:

    Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения, сопоставления его с другими.

    Итак, мы познакомились с еще одним приемом в литературе.

    -Почему холодный и суровый север Лермонтов называет «милым», а теплый, ласковый юг у поэта всего лишь «южная сторона»?

    Такое противопоставление называется «антитезой» (вспомните определение).
    (Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).

    Отработка выразительного чтения.

    Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же время грусть, тоску поэта-изгнанника.

    СЛАЙД.Чтение учителем второй строфы.

    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

    Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

    Или на вас тяготит преступление?

    Или друзей клевета ядовитая?

    - Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?

    -Кому задает поэт эти вопросы?

    -Ждет ли он ответа на них?

    Риторические вопросы! (Вопрос, на который не ожидается ответа, называется риторическим)

    - Почему поэт должен расстаться с родиной?

    - А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая; друзья как враги)

    - Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

    Отработка выразительного чтения.

    Прочитайте четверостишие, стараясь передать вопросительную интонацию
    Чтение учителем третьей строфы.

    - С каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи? Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

    -Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?

    - Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах?

    В третьей строфе отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.

    Отработка выразительного чтения.

    Прочитайте четверостишие, стараясь передать его основное настроение

    СЛАЙД.Работа в парах.

    Найти и записать примеры изобразительно-выразительных средств в стих-ии

    -Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

    Эпитеты

    Метафоры

    Сравнения

    Небесные

    Степь лазурная

    Цепь жемчужная

    Милый север

    Сторону южную

    Зависть тайная

    Злоба открытая

    Друзей клевета ядовитая

    Нивы бесплодные

    Вечно холодные

    Вечно свободные

    Вечные странники

    Судьбы ли решение

    Тяготит преступление

    Чужды вам страсти

    Чужды страдания

    Нет у вас родины

    Нет вам изгнания

    Как я, изгнанники

     

     

    Рефлексия. Итог урока.

    Подведение итогов по анализу ст-я. Какова основная мысль стихотворения?
    ВЫВОД: В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
     

    Итоговое выразительное чтение стихотворения учащимися.

    Составить синквейн к стих-ю:

    1 –тема (сущ-е)

    2 – описание (2 прилаг-х)

    3 – действие (3 глагола)

    4 – фраза из 4х слов, показывающая отношение к теме

    5 – синоним темы (1 сущ-е)
     

     

    Закончи предложения: 

    Самым интересным для меня на занятии было…

    Сегодня на уроке трудным для меня было…

    Урок заставил задуматься меня о…

     

    Д/з: выучить стих-е наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к стихотворению.


    написать администратору сайта