Главная страница

шпоры мрр. МРР. 17. Лингвистические основы методики развития речи


Скачать 151.58 Kb.
Название17. Лингвистические основы методики развития речи
Анкоршпоры мрр
Дата01.02.2022
Размер151.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМРР.docx
ТипДокументы
#348430
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

  • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.

  • Нормализовать звукопроизношение.

  • Научить контролировать процесс речи.

  • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.

  • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

48.Методика развития речевого голоса у детей дошкольного возраста.

Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми. Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата. Подобные упражнения подразделены на несколько уровней. Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон). Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха. Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода. Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.


49.Средства воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

В процессе формирования звуковой стороны речи воспитатели используют разнообразные средства: игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, стихи, считалки. При умелом и правильном подборе они способствуют усвоению всех разделов звуковой культуры речи.Ведущее место занимают игры. С их помощью можно обучать детей в игровой форме. Прежде всего, используют игры со звукоподражанием. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, особенно в младших и средних группах, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи. Поэтому сначала звуки предлагаются в изолированном виде ("у-у-у" - гудит поезд; "и-и-и" - кричит жеребенок) или в простых сочетаниях с твердыми согласными ("тик-так" - тикают часы; "тук-тук" - стучит молоток; "га-га" - кричит гусь). Показывая образец произношения, воспитатель делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласный звук. В дальнейшем в содержание игры включаются более трудные звуки: шипящие ("ш", "ж", "ч", "щ"), а также "л" и "р". Игры со звукоподражанием должны систематически повторяться, пока воспитатель не добьется ясного произношения звуков [23].Воспитанию звуковой культуры также способствуют дидактические игры, которые используются во всех возрастных группах, как на занятиях, так и вне занятий. С их помощью решаются все задачи звуковой культуры речи. Например, для того чтобы научить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру "Угадай, кто позвал?": малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети - по тому, как их позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и т.д.). Для закрепления произношения звуков в средней группе можно предложить игру "Телефон":

дети садятся на стулья в ряд, воспитатель тихо говорит первому сидящему слова, в которых есть нужный звук, и тот передает их соседу и т.д.; тот, кто исказит слово, садится в конец ряда.

В детских садах широко используются подвижные и хороводные игры. Они не только дают детям возможность подвигаться, но и упражняют их в произношении отрабатываемых на занятиях звуков (Приложение 1).

Начиная с младшей группы, используются игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети произносят отдельные слова и фразы, в которых встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности. Тексты для инсценировок подбираются с учетом следующих моментов:

  • - слово, содержащее нужный звук, должно стоять в начале или в конце фразы;

  • - звуки, трудные для произношения, вначале следует отрабатывать в словах, состоящих из слотов (согласный + гласный), так как механизм смены артикуляционных движений у малышей еще не сформирован;

  • - слово следует подбирать так, чтобы отрабатываемый парный звук был в одних случаях твердым, а в других - мягким ("Мила-- мыла");

  • - герои и персонажи должны быть забавными, вежливыми, а их поступки должны быть проникнуты заботой о других [8, с. 166, 167].

Эти игры можно проводить с использованием фланелеграфа, игрушек или картинок. Дети, следя за ходом инсценировки, повторяют за воспитателем (индивидуально, подгруппами, всей группой) слова и фразы, насыщенные отрабатываемым звуком [7].

Для развития произносительной стороны речи - закрепления и дифференциации определенных групп звуков, отработки отчетливой дикции, для развития голосового аппарата, умения говорить громко и тихо, быстро и медленно, изменять тон голоса - часто используются чистоговорки и скороговорки. Они применяются так же для преодоления вялости, малоподвижности артикуляционного аппарата, для развития фонематического слуха.

Чистоговорки и скороговорки, как правило, небольшие по объему и специально построены из сложных сочетаний звуков, слогов и слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить чистоговорки надо чисто, а скороговорки - скоро, быстро. Чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки - в ускоренном.

50.Приемы воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

  • 1. Сопряженная и отраженная речь. При сопряженной речи воспитатель и дети вместе повторяют слова или фразу, сказанные воспитателем. В младшей группе этот прием используется часто, а в старших группах лишь по отношению к детям с серьезными речевыми недостатками. Но уже начиная со средней группы воспитателю следует использовать способы, требующие от ребенка большой активности внимания. Среди них - прием отраженной речи, когда воспитатель предлагает ребенку вслушаться в то, как он произносит слова, стихи, а затем самому повторить их. При этом развиваются внимание и память детей. ("Послушай, как я скажу: "Ворона закаркала кар-кар-кар!", а теперь ты скажи".) При использовании этого приема у ребенка развивается активное слуховое восприятие.

  • 2. Хоровая речь. С помощью этого приема достигаются хорошие результаты в укреплении неторопливого темпа и ритма речи, а так же других сторон звуковой культуры речи. Хоровую речь лучше использовать в работе с подгруппами, чтобы улавливать особенности речи детей. Речь хором должна быть легкой, плавной, четкой и сохранять свою выразительность. Этот прием хорошо сочетать с индивидуальным повторением: "У-у-у" - сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ.) "Послушайте, как сигналит Олин паровоз, Сашин... Танин...".

  • 3. Показ и объяснение артикуляции звука с использованием Сказки о веселом язычке М. Генинг и Н. Герман [23]. Воспитатель средней группы рассказывает, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи.

В процессе уточнения и закрепления звуков воспитатель указывает на то, что при произнесении, например, гласных звуков "о", "у" губы надо вытягивать вперед и делать круглыми (как бублик). При знакомстве детей с более сложными звуками воспитатель рассказывает и неоднократно показывает, какое положение должны принять язык, губы и зубы для того, чтобы правильно произнести звук.

4. Упражнения на звукопроизношение, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д. Например, чтобы развить речевое дыхание, в младшей группе детям предлагается подуть на ватку, султанчик, в средней - на шарики, игрушки, находящиеся в тазу с водой. При выполнении упражнения, направленного на развитие слухового внимания, детям младшей группы предлагаю определить на слух, на каком инструменте (барабане, бубне, металлофоне, дудке) играет Петрушка, а детей пяти лет просят указать направление их звучания.

  • 5. Рассказ - драматизация. Здесь используется принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками, создается возможность многократного повторения детьми речевого материала. Такие рассказы просты по содержанию и могут быть придуманы самим воспитателем. Приведем пример рассказа-драматизации "Катя на даче" для детей младшей группы.

  • 6. Использование пособий "Волшебный кубик", "Звуковые часы". На гранях кубика наклеены картинки. Воспитатель переворачивает куб с грани на грань: "Вертись, крутись, на бочок ложись!" Вниманию предлагается одна из картинок. Дети хором или по одному исполняют соответствующую песенку. Картинки меняются по мере знакомства детей с новыми звуками.

51.Понятие связной речи, ее психологическая природа и механизмы. Задачи развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Связная речь — это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержании.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф.А.Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

- структурный (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

-функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога);

-когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

532Руководство речевым общением детей в нерегламентированной деятельности

Тема: «Развитие связной речи детей в нерегламентированной деятельности»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- Развитие связной речи в игровой деятельности.
- Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата.
- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
Месяц Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь   Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь-Ноябрь Дидактические и словесные игры. Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. Дидактические игры по развитию речи
Декабрь-Январь Работа по составлению (придумывание) загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март-Апрель Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Практический показ. (театральная неделя)
Сентябрь- Май Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Презентация
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи; - воспитание монологической связной речи, приемы работы:
- работа над составлением рассказа — описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
(53)Беседа как метод развития диалогического речи детей . Методы ее проведения.

Что такое беседа?

  Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному  какому-либо вопросу, применяется с целью активизации умственной деятельности детей в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

         Успешность беседы зависит:

А) От степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.)

 Б) От искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.) Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, умение вести диалог, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Специальное исследование, посвященное изучению бесед как метода обучения маленьких детей в условиях детского сада, в первые послевоенные годы проводила Е.И. Радина. Основной задачей было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, уточнении понятий, развитии мышления и навыков речи. Экспериментальная педагогическая работа была организована в старших группах детских садов г. Москвы. Под руководством ученых осуществлялись систематическое планирование бесед в течение всего года, разработки отдельных бесед в разных вариантах и последующая проверка их в воспитательной работе с детьми. Беседы проводились систематически 2–3 раза в месяц, дословно протоколировались, при этом учитывалось поведение ребенка в целом (проявления заинтересованности, утомления  и т. п., выраженные в мимике, жестах). Кроме того, воспитатели вели дневники, в которых фиксировались высказывания, поступки, игры, занятия детей, отражавшие материал бесед.  Результатом этой кропотливой работы стало единодушное признание за методом беседы важности и ценности как в деле умственного и нравственного воспитания, так и в речевом развитии детей. Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.

 В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе.

Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. Так, после бесед о семье, о труде матери дети стремятся действенно проявить свое отношение к близким людям: «Посоветуйте, что мне подарить маме, у нее скоро день рождения»,- обращается девочка к воспитательнице. Беседы о средствах передвижения, например, вызывают усиленный интерес к транспортным машинам. И мальчики и девочки с большим вниманием наблюдают за проезжающими по улицам машинами, у них возникает много интересных вопросов по этому поводу, заметно обогащается содержание творческих игр детей.

Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

54.Методика обучения пересказу литературных произведений. Требования к произведениям для пересказа.

Методика обучения детей пересказу художественных произведений основывается на примитивном анализе текста. Прежде всего детей знакомят с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо готовиться заранее. При этом важно обозначить речевую деятельность: «Сейчас я вам расскажу сказку», «Послушайте пересказ рассказа». Так дети, подражая педагогу, его словам и мимике, с раннего возраста приучаются к осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение им воспитателем.Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Можно спросить: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует забывать, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Воспитатель должен выражать свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что отвечая, ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию. По форме выделяют следующие типы вопросов:

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед репку?»);

- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);

- прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту («Что сказал волк козлятам?»);

- косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа («Кого встретил Колобок?»);

- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев («Почему волк первый пришел к домику бабушки?»);

- вопросы-указания («Скажи, каким голосом говорил медведь-папа Михаил Потапович?»);

- цепочка вопросов («Сначала расскажи, как испекла баба Колобок, потом кого встретил Колобок в лесу, и затем чем закончилась сказка?»).Для детей младшего возраста чаще используют подсказывающие и наводящие вопросы. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно формулировать проблемно-поисковые вопросы, вопросы-указания, цепочку вопросов. Прямые и косвенные вопросы применяются во всех возрастных группах.По содержанию различают вопросы, направленные на анализ сюжета («Кого первым встретил Колобок?»), на характеристику героев («Какой Заяц в этой сказке?»), на выявление жанровых особенностей произведения («Это сказка или рассказ?»), на раскрытие образности языка произведения («Почему луг с одуванчиками называется ,,золотым»”?»).Кроме вопросов в беседе используется ряд приемов, помогающих детям запомнить текст,подготовиться к пересказу. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Например, можно предложить детям представить, как волк стучал в домик с козлятами, часть детей изображают козлят, а один ребенок волка. Прием словесного рисунка способствует развитию воображения детей, формированию связной монологической речи.

55.Виды детских рассказов. Требования к ним в разных возрастных группах. Приемы обучения рассказыванию.

Рассказ – это связное, последовательное, развернутое изложение каких-либо фактов, событий. В рассказе ребенку необходимо самостоятельно определить содержание и отобрать наиболее подходящие языковые средства для передачи этого содержания. Рассказы детей отличаются эмоциональностью, естественной непосредственной выразительностью, так как отражают личный опыт ребенка.Существуют разные классификации детских рассказов, которые используются для развития связной монологической речи детей в детском саду. На основе типов текста рассказы детей можно разделить на описательные и сюжетные. Разновидностями описательных рассказов являются сравнительный и объяснительный.Сравнительныйрассказ составляется на основе последовательного сопоставления признаков двух предметов. Предметы или явления для сравнения берут из одного вида (одной группы), но разные по качествам и свойствам. Например, две куклы, разные по внешнему виду, или времена года (лето – зима). Чем младше дети, тем контрастнее должны быть признаки предметов для сравнения. Детям при сравнении легче выделить отличия в предметах, чем сходства. Основная задача при обучении детей составлению рассказов-сравнений – научить детей выделять общие признаки, на основе которых можно обобщать предметы в группы.Объяснительные рассказы с элементами рассуждения дети составляют, чаще всего сопровождая свои действия показом, например при объяснении правил игры, устройства сложной игрушки, использования каких-либо предметов.Творческиерассказы составляются детьми при опоре на воображение. Придумывая рассказ, дети используют накопленный опыт и представления об окружающем мире, но включают предметы, явления и события в новые ситуации.

Обучение детей составлению рассказов – сложный и длительный процесс. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовка к обучению рассказыванию при помощи пропедевтических методов. У малышей 3-4 лет уже накоплено достаточно личного опыта и представлений об окружающем мире, но развитие активного словаря значительно отстает, поэтому ребенку часто не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. Для активизации словаря используются разнообразные игры и упражнения на подбор признаков, действий к предмету, сравнение предметов, узнавание предметов по описанию, подбор слов по группам или по определенным признакам (радостные и грустные слова). Для подготовки детей к составлению сюжетных рассказов используются такие методы, как: придумать конец рассказа, составить диалог героев, описать место действия, составить словесный портрет героя.К основным приемам обучения рассказыванию относят: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, составление письма. Образец рассказа воспитателя– основной прием обучения детей составлению рассказа. Он должен соответствовать всем правилам и литературным нормам языка (лексическим, грамматическим, фонетическим) и отличаться лексической и интонационной выразительностью. Содержание рассказа-образца строится на основе хорошо знакомых детям предметов или событий. В отличие от познавательных рассказов воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, речевой образец не содержит новых для детей знаний. В средней возрастной группе может использоваться прием – разбор образца, то есть воспитатель задает детям вопросы по рассказу-образцу с целью закрепить у детей представление о структуре рассказа.

56.Методика обучения детей дошкольного возраста описаниям предметов (игрушек)

Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи.При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация).Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А.М. Бородич, Э.П. Короткова, О.И. Соловьева, Н.А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

- рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В младшем дошкольном возрастедля описания используются игрушки, овощи, фрукты, одежда детей, предметы быта. Проводится рассматривание и исследование предметов. Беседа с детьми и затем совместное рассказывание. Отвечая на вопросы педагога, (с помощью педагога).дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т.д.), подбирают сравнения, определенияВ среднем дошкольном возрастедетей подводят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец(рассказ воспитателя), а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).В старшем дошкольном возрасте учат составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.

Структура занятия:1. Вводная.2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).3. Вопросы к детям.4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.5. Указания детям.6. Составление рассказов детьми.7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).

57.Методика обучения детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине.

1. Основы методики обучения детей рассказыванию по картинам были заложены Е.И. Тихеевой. Она отмечала, что рассматривание картин способствует упражнению наблюдательности, совершенствованию воображения, логического мышления и в целом развитию языка ребенка. Тихеева указала педагогические и эстетические требования к картинам и рекомендовала разнообразные виды занятий по картинам, среди которых особое место занимают рассказы по картине.В организации занятий по обучению детей составлению рассказов по картинам наблюдается ряд проблем. Дети с удовольствием рассматривают картину, активно высказываются по ее содержанию, но к моменту составления рассказа уже часто теряют к ней интерес, и рассказы детей получаются неинтересными, невыразительными. Выслушав рассказ-образец воспитателя, дети часто просто повторяют его или рассказы других детей в группе с незначительной интерпретацией. Поэтому в методике обучения детей составлению рассказов по картине должны использоваться приемы, активизирующие речевую деятельность детей, стимулирующие стремление детей рассказать по картине, передать ее содержание и свое отношение к изображенному.Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картинам с использованием элементов ТРИЗ (методика Т.А. Сидорчук) включает несколько последовательных этапов:

I. Определение состава картины. Цель: обучение детей выявлению, группировке и обобщению объектов картины.

II. Установление взаимосвязей между объектами картины. Цель: упражнение детей в умении устанавливать и объяснять разнообразные взаимосвязи между объектами (причинно-следственные, временные, групповые, общие, противоположные).

III. Описание картины. Цель: научить детей составлять рассказы-описания на основе восприятия картины разными органами чувств.

IV. Составление загадок по картине. Цель: обучение детей составлению загадок по картине на основе моделей. Для обучения детей составлению загадки необходимо последовательно совершить ряд действий: выбор объекта на картине, выбор модели загадки, подбор характеристик и сравнений с другими объектами, соединение сравнений в связный текст загадки с помощью речевых оборотов «как», «но не», выразительное чтение загадки. Важно использовать уже знакомые детям модели загадок.

V. Преобразование объектов во времени. Цель: обучение детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени, составление рассказа о конкретном объекте с точки зрения его прошлого и будущего с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки. 

VI. Описание местонахождения объектов. Цель: научить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта, переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

VII. Составление рассказов с разных точек зрения. Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений, упражнять в умении изменять свое настроение и составлять связный рассказ от первого лица.

58.Методика обучения детей дошкольного возраста составлению рассказов по серии сюжетных картин.

 Обучение дошкольников работе с серией картинок можно начинать с 3-летнего возраста. Картинки должны отражать реальный опыт детей, хорошо знакомые им действия (умывание, кормление, укладывание спать). Вначале детям предлагают 2 картинки, к 4 годам – 3-4. На картинках для 4-5-летних детей могут быть изображены события, которые происходят в жизни детей (покупка в магазине, проезд в автобусе, игры детей, прогулка в парке) или свидетелями которых дети могли бы быть (кормление домашних животных, выращивание овощей, спасение кого-нибудь в лесу, на воде). Можно использовать сказочные сюжеты (белочка собирает орехи и угощает зверей). Старшим дошкольникам доступны для восприятия серии из 5-7 картинок, с изображением окружающего (этапы строительства дома, посадки и выращивания растений, сюжеты на нравственно-этические темы). Не рекомендуется использовать картинки, в которых нарушается логическая цепочка действий. Например, в серии «Сажаем сад» на всех четырех картинках изображены мальчик и девочка одного и того же возраста в одинаковой одежде, но выполняющие разные действия. Ошибка заключается в том, что с момента посадки до сбора урожая проходит несколько лет и дети должны внешне измениться (вырасти). На первом этапе обучения рассказыванию можно использовать и картинки по сюжету знакомых литературных произведений.

Организация работы по обучению детей рассказыванию по серии картинок проводится поэтапно:

I. Предварительная работа, в которой педагог обращает внимание детей на последовательность действий в реальной жизни, анализирует очередность событий в литературных произведениях. Здесь используются методы разговора и беседы с детьми о событиях настоящих, предшествующих и последующих.

II. Работа детей с серией картинок. На этом этапе применяют игры и упражнения для последовательного обучения дошкольников:

- раскладывать серию картинок слева направо в одну линию;

- находить основных героев и общие объекты на всех картинках;

- находить, определять, перечислять и обобщать место и время происходящих действий на картинках;

- выделять сквозных героев на каждой конкретной картинке, определять цели их действий;

- выстраивать последовательность действий с любой картинки.

В зависимости от возраста мотивировка этих действий может быть разной: для детей младшего возраста – порадоваться картинкам, спеть песенку, произнести стихи; для детей среднего возраста мотивом может служить помощь кому-либо (Зайчику, Чебурашке); детям старшего возраста можно предложить элементы соревнования.

III. Составление рассказа по серии картинок с использованием различных вариантов работы:

59.Методика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта.

Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Жизненные впечатления детей сложны и многообразны, и поэтому часто ребенок, говоря о происшедшим с ним событии, воспроизводит его довольно специфично. Как отмечала Л. А. Пеньевская, ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало. Структура рассказа часто определяется эмоциональными мотивами. Например, рассказы о новогодней елке начинаются с описания появления Деда Мороза или сюрпризного момента.

Рассказывание из опыта отличается тем, что ребенок хорошо знает то, о чем он говорит. Сложность, однако, в том, что в процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой. Это обстоятельство нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию. Возрастают ситуативные элементы в речи.

Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающими, но главным образом в процессе обучения, т.е. на занятиях. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события.

Обучение рассказыванию из опыта программа рекомендует начинать со старшей группы. Но мы считаем целесообразным начинать такое обучение гораздо раньше. Уже на четвертом году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя. В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в старших группах – самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило.

Тематику рассказов намечают на основе того, какими интересами живут дети в детском саду и дома, какие события произошли в их жизни. Воспитателю надо беседовать с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни детей дома. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка на речку посмотреть ледостав, в зоопарк, а предварительно почитать на данную тему книгу.

60.Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет формирование словесного творчества и роли педагога. Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа:

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап - собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных сҏедств). Важна установка на новую деʀҭҽљность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На тҏетьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтеҏесованность.

Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим:

→1. придумывание пҏедложения и завершение рассказа ( воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) ҏеалистического или сказочного;

→2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостояҭҽљность в развитии содержания);

→3. придумывание рассказа по теме, пҏедложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития ҏечи не существует сҭҏᴏгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы ҏеалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

По ҏекомендации Коротковой Э.П. дети учатся наглядно и образно описывать пҏедметы, пеҏедавать ҹувства, насҭҏᴏение и приключения героев, самостояҭҽльно придумывать концовку рассказа.

Начинать обучение творческому рассказыванию луҹше с придумывания рассказов ҏеалистического характера.

61.Обучение детей монологическим высказываниям типа рассуждений.

Методика обучения связным высказываниям типа рассуждений практически не разработана.

Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом потому что.

Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности. Если воспитатель строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое-то положение, дети высказываются более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения-доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируются не всегда. В рассуждениях дети часто опираются на описание объектов. Так, в рассказах о любимой игрушке, в отгадывании загадки они в своих доказательствах широко пользуются описанием.

Выделяют 3 типа монологической речи:

1) описание: -рассказ по игрушкам; по картине; из опыта; пересказ литерат. произв.; связные высказы­вания, расуждение (название, для чего используется, из чего сделано, форма, цвет); В мл. гр. игрушку вносят до занятия, чтобы дети могли лучше рассмотреть. В ст.гр. вносят прямо на занятие, но закрытыми к коробке.

2) Повествование (связный рассказ о каких-либо событиях) должно присутствовать: начало (одна­жды, жили-были); основная часть (кульминация – и вдруг); заключение (и пошли они…);

3) рассуждение (3-и части): тезис – доказательство – вывод. ( для связи тезиса и доказ-ва исполь­зуют союз «потому что».

 

Знания, умения и навыки, которые необходимо формировать у детей: - знание структуры рассужде­ния и следование ей; - умение обследовать предметы, выделять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов; - умение отбирать аргументы для доказательства; - уме­ние устанавливать связи, прежде всего причинно – следственные; - владение навыками анализа , сравнения, обобщения; - Умение использовать различные языковые средства для связи смысло­вых частей ( «потому что», «так как», «поэтому» и др.)

62.Использование моделей в развитии речи детей дошкольного возраста.

«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ; 
- составление рассказов по картине; 
- описательный рассказ; 
- творческий рассказ. 

63.Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой на занятиях.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1.      воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2.      формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3.      воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4.      улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

64.Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.Понимание художественного текста начинается с его восприятия. У ребенка должна быть сформирована готовность к слуховому восприятию, которое определяется как целостное понимание элементов словесного сообщения, синтезирующее в себе речевые звуки, настроение говорящего, его отношение к содержанию сообщаемого текста. Воспринимать текст - значит улавливать интонационные, тембровые, темповые оттенки речи, паузы и, конечно, эмоции, которые все это сопровождают. Восприятие художественного текста всегда является смысловым, то есть включает акт понимания, осмысления того, что человек слышит.Можно выделить несколько этапов восприятия ребенком чтения (рассказывания) взрослым:Первый этап восприятия - слежение за развитием действий (событий) в художественном произведении, воссоздание в воображении его образов и возникновение соответствующих переживаний. Младшие школьники воспринимают произведение сначала чувствами, а затем уже пользуются умом и логикой. Дидактика начального обучения должна считаться с тем, что: во-первых, нельзя избежать данного этапа восприятии: во-вторых с этого этапа начинается осознание произведения как сплава эмоций, чувств, идей, мыслей.Процесс чувственного переживания произведения весьма важен потому, что только на его основе возникают оценочные суждения - второй этап восприятия произведения. Теперь, осознав, какие эмоции возникли при слушании произведения, ребенок может оценить и авторские идеи: осознать воспитательные возможности произведения, его поучительные стороны, характеристики героев и т.п.Третий этап - влияние результатов восприятия на личность слушателя, его реализация в оценочных суждениях, в самостоятельной речевой, изобразительной художественной деятельности. На основе произведения возникают игры, драматизации, спектакли, литературные викторины, обсуждения и пр.Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.

65.Методика чтения и рассказывания литературных произведений в разных возрастных группах.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);

66.Содержание и методика развития художественно-речевой деятельности у детей вне занятий.

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в основном направлена на развитие их творческих способностей. Здесь определяющими формами работы являются: театр кукол, театр теней, разные виды настольного театра, белорусская батлейка, иградраматизация, самостоятельное составление интересных книг, рисование альбомов в соответствии с содержанием художественного произведения и др. Для овладения детьми искусством восприятия литературных произведений и более глубокого постижения их содержания существует целый ряд способов взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при этом обязательно учитывается возраст детей, их жизненный опыт, жанр произведения. К ним относятся: способ первоначальной ориентировки в эмоционально-образном содержании литературного произведения, способ целостного и дифференцированного подхода к произведению, способ самостоятельного поиска приемов его четкого исполнения, способ творческих отношений к литературным явлениям. (С.Н. Чэмортан)

66.Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. Методика использования ее при чтении литературного произведения.

Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым.

В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Б.М. Теплов, характеризуя особенности восприятия произведений искусства, пишет, что, если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то восприятие искусства - «эмоциональным».

Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений.

В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает.

Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Средства художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция), помогают детям узнавать содержание картинки. Они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание ещё раз рассмотреть изображение.

Исследования (Т.А. Репина, Е.А. Бондаренко, Е.Ш. Решко, В.Я. Кионов) показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой образа. Рисунок является наиболее важным фактором в установлении отношения ребёнка к персонажам произведения (рассказа, сказки).

Главным в понимании содержания действия на рисунке для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-7 лет – поза изображённого человека и различные композиционные приёмы передачи движения. Перспективно уменьшенные на рисунке предметы младшие дошкольники воспринимают маленькими в действительности и только к 5-6 годам начинают понимать уменьшение удалённого предмета (ближе – дальше).

Иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ, благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально.

Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Яркий динамический рисунок без загромождающих деталей, без резкого отклонения от действительности более доступен восприятию детей 5-7 лет.

67.Методика ознакомления детей с поэзией. Заучивание стихотворений.

Осуществляя подготовку к занятиям, воспитатель производит отбор поэтических произведений, прочитывает их. Чтобы вдуматься в смысл стихотворения, выделить авторские интонации, точнее передать поэтичность образов. Для этого педагог должен расставить логические смысловые ударения, наметить паузы, определить ритм и темп чтения.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы:

показ картины по теме произведения;

• прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;

  • предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;

придумывание названия к стихотворению;

Методические требования к заучиванию стихов

  1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение;

  2. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам). Это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

  3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

  4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.

68.Уголок книги в учреждении дошкольного образования.

Во всех возрастных группах дошкольного учреждения должен быть оборудован уголок книги – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или со взрослым выбрать книгу. Встреча со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение ребенка в авторский замысел, помогает ему уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. В уголке книги происходит личностное общение ребенка с произведением искусства, решается комплекс образовательных задач средствами художественной литературы.

Требования к оформлению уголка книги:

– расположение его по возможности вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой;

– обеспечение правильного освещения: естественное (вблизи окна) и искусственное для вечернего времени;

– целесообразность и удобство, располагающие ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой;

– эстетичность и функциональность предназначения;

– учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а просмотр книги побуждал его к общению со сверстниками, взрослыми.

Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников: доступность; художественность; разнообразие; постепенность усложнения; учет национальных и культурных особенностей произведений; учет читательских предпочтений дошкольников; сюжетная занимательность; простота и ясность композиции; близость содержания опыту ребенка.

Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных оснований: жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица, повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.); формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярковыраженной рифмой); тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзажная лирика и пр.); настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и пр.). Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, избирательность, индивидуальность литературных предпочтений.

Главный принцип организации уголка книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точное время нахождения в уголке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.

Содержание уголка книги в разных возрастных группах детского сада должно соответствовать возрасту и уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности.

68.Задачи и содержание подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

1. ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2. ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3. ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4. ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5. ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

69.Методика ознакомления дошкольников со словом, его звуковой формой.

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово. правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

Со понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить.

Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие. Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ш, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл».

72.Методика ознакомления детей дошкольного возраста со слоговой структурой слова.

На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.

Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

Еще один интересный прием сообщения детям нового термина «часть слова» известен в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».

Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой:

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта