Главная страница
Навигация по странице:

  • Психолого-педагогические характеристики учителя

  • Главные задачи по отношению к ученикам

  • Компоненты педагогической культуры учителя

  • Качества необходимые для эффективной работы

  • Критерии успешности учителя

  • Педагог, предпочитаемый детьми

  • Профессионально-педагогическая культура учителя

  • Формирование профессиональной компетентности художника-педагога

  • Таблица 1 Структура профессиональной компетентности будущего учителя 142 изобразительного искусства

  • Таблица 2 Комплекс дидактических умений, способствующий профессионально- педагогической готовности к преподаванию изобразительного искусства

  • Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку

  • Управление деятельностью учеников – важнейшая функция учителя

  • Основные функции управления

  • Подготовка учителя к уроку

  • Подготовка учителя к уроку современного типа

  • Учитель изобразительного искусства и его роль в учебном процессе. 17. Учитель изобразительного искусства и его роль в учебном проц. 17. Учитель изобразительного искусства и его роль в учебном процессе


    Скачать 475.91 Kb.
    Название17. Учитель изобразительного искусства и его роль в учебном процессе
    АнкорУчитель изобразительного искусства и его роль в учебном процессе
    Дата14.12.2022
    Размер475.91 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла17. Учитель изобразительного искусства и его роль в учебном проц.pdf
    ТипДокументы
    #845633

    137
    17. Учитель изобразительного искусства и его роль в учебном процессе
    Имидж современного педагога. Компоненты педагогической культуры учителя
    Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.
    Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение).
    Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.
    Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая к создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
    Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими. Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
    Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
    При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
    В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей.
    Функции имиджа учителя:
    профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
    социальная – развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
    духовно-нравственная – формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
    визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
    В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
    Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
    Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
    Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через
    процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
    Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
    Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
    Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
    Психолого-педагогические характеристики учителя

    138
    Педагог обязан давать детям добротные знания, хорошо знать свой предмет и иметь достаточную методическую подготовку. Выделяют следующие общие психолого-
    педагогические требования к учителю:
    Знание своего предмета, умение соотнести теоретические знания с жизненным опытом.
    Ясность изложения, возможность встать на позицию ребёнка, знание методики преподавания.
    Теплота и доброжелательность, адекватное педагогическое общение.
    Энтузиазм, интерес к своему предмету, желание научить и заинтересовать.
    Успешность своих действий учитель может определить, ориентируясь на следующие критерии:
    хорошо проведён урок: ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил себя компетентным;
    плохо проведён урок: ученик уходит с урока униженным, подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.
    Представление учащихся о своих способностях обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Дети хорошо чувствуют себя в школе, когда часто переживают успех.
    Если ученики верят, что могут учиться, знают, что способны строить позитивные отношения с педагогом и вносить свой вклад в жизнь классного коллектива, то им нет необходимости тратить свою энергию на нарушения поведения. Поэтому критерием успеха деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам.
    Главные задачи по отношению к ученикам:
    Развивать веру в успех.
    Считать ошибки нормальным и нужным явлением.
    Обращать внимание на прошлые успехи.
    Сделать процесс обучения ощутимым
    Признавать и видеть достижения каждого.
    Учить детей управлять собственной деятельностью.
    Учителю необходимо прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.
    Педагог должен уметь просто и убедительно выражать свои мысли. Но самое главное качество для учителя – любовь к детям, без которого профессиональная деятельность специалиста невозможна.
    Главная задача учителя – передать свои знания воспитанникам и научить их применять эти знания на практике.
    Компоненты педагогической культуры учителя:
    1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.
    2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.
    3. Педагогическое мастерство.
    4. Установка на постоянное самосовершенствование.
    5. Культура поведения и общения, педагогический такт.
    6. Личностная самостоятельность учителя.
    7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
    8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.
    Качества необходимые для эффективной работы:
    1. Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников.
    2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
    3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
    4. Умение управлять собой и детьми.
    5. Владение стилем неформального общения с воспитанниками.
    6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
    7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
    8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
    9. Креативность.
    10. Способность к рефлексии.

    139
    Критерии успешности учителя
    Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
    Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным.
    Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
    Отношение к работе: Трудоспособный и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
    Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего.
    Занимается самообразованием.
    Педагог, предпочитаемый детьми
    1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность4.54671(. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.
    2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество.
    Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.
    3. Деловые качества. Знания своего предмета. Умения заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
    4. Внешний вид: Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.
    Профессионально-педагогическая культура учителя
    Под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.
    Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель его профессионального самосовершенствования. Носителями профессионально- педагогической культуры (ППК) являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.
    Составляющими компонентами профессионально-педагогической культуры являются
    аксиологический, технологический и личностно- творческий.
    Аксиологический компонент ППК включает в себя совокупность педагогических ценностей
    (аксиология – философское учение о материальных и духовных ценностях, их происхождении и сущности).
    В качестве педагогических ценностей выступают знания, идеи, концепции, имеющие в данный момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы.
    Педагогические ценности – это внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к самому себе, моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности. Педагогические ценности объективны, т. к. формируются исторически, в ходе развития общества и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.
    Выделяют:
    общественно-педагогические ценности – проявляются в форме морали, религии, философии.
    Это идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества;
    профессионально-групповые ценности – совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих профессионально-педагогическую деятельность;
    личностно-педагогические ценности – это система ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность.
    Каждый педагог, аккумулируя общественно-педагогические и профессионально-групповые
    ценности, строит свою личную систему ценностей, элементы которой принимают вид

    140 аксиологических функций.
    К числу такого рода функций могут быть отнесены концепция формирования личности специалиста, концепция деятельности, представления о технологии построения образовательного процесса, о специфике взаимодействия с учащимися, о себе как профессионале и т.п.
    Интегративной аксиологической функцией, объединяющей все другие, является индивидуальная
    концепция смысла профессионально-педагогической деятельности в жизни педагога.
    Технологический компонент ППК – процесс решения педагогических задач.
    Личностно-творческий компонент ППК – отражает творческое начало личности педагога.
    Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное «я» из окружающей педагогической действительности, противопоставить себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов, мыслей.
    Педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.
    Формирование профессиональной компетентности художника-педагога
    Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства рассматривается как процесс формирования его профессиональной компетентности на основе интеграции психолого-педагогического и художественно-творческого направлений, которая позволяет руководить процессом художественно-творческого развития школьников, а не просто обучать основам изобразительной грамоты.
    Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства
    это обобщённая характеристика качеств личности педагога-художника, определяющая его способность решать профессиональные задачи и проблемы как художественного, так и педагогического плана, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, творческого опыта.
    Педагогическая подготовка студентов в процессе специального образования подразумевает
    педагогическую направленность преподавания изобразительного искусства, положительное отношение и интерес к педагогической профессии (любовь к детям, склонность и готовность заниматься учительским трудом, стремление к совершенствованию своей квалификации).
    Особенностью профессионально-педагогической направленности личности учителя изобразительного искусства является и то, что формирование её происходит в единстве учебно- познавательной и художественно-творческой деятельности. Профессионально-педагогическая направленность, таким образом, выступает в двух значениях: как одна из существенных характеристик личности будущего учителя, отражающая потребностно-мотивационную сферу и как система средств, обеспечивающих ориентацию учебно-воспитательного процесса на формирование готовности к соответствующей деятельности.
    Профессиональная, художественно-педагогическая подготовка специалистов в области художественно-педагогического образования – многоплановое, многоаспектное явление, которое требует учёта следующих положений:
    Во-первых, «Система обучения и воспитания художника-педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы» – считает Н.Н. Ростовцев. Под «школой» автор имеет в виду четкую систему и методы преподавания в обучении и воспитании, точность в изложении научно достоверных знаний и передаче проверенного опыта художественной практики.
    Во-вторых, в процессе обучения на художественно-графическом факультете будущий учитель изобразительного искусства должен на профессиональном уровне овладеть педагогическим и художественным мастерством, приобрести умение вести самостоятельную художественно- творческую деятельность в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
    В-третьих, в ходе профессиональной подготовки необходимо воспитание у студента желания и умения творчески работать с учениками, формирование системы умений и навыков по организации педагогического процесса на уроках и во внеучебной деятельности учащихся.
    Профессионально значимые качества многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. Формирование профессиональных качеств будущего

    141 специалиста происходит в процессе целенаправленно организованной профессионально- педагогической деятельности. Основа художественной профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства – художественно-творческое мастерство как освоение профессиональных компетенций в области изобразительного искусства.
    Художественно-творческое мастерство – это виртуозное владение языком искусства, высокий уровень художественного мастерства, изобразительной техники, свободное владение художественными материалами.
    Овладение художественным мастерством, знание различных техник, понимание их специфических особенностей поможет будущему педагогу-художнику в реализации собственных творческих замыслов. Мастерство является качественным показателем творчества.
    Овладение художественным мастерством необходимо и в педагогической деятельности, в реализации замыслов учащихся, так как без этого невозможно руководить деятельностью учащихся и добиваться качественного результата.
    Профессиональная готовность будущего специалиста в области художественного воспитания и образования возможна только через его собственную художественно-творческую деятельность, которая формируется на предметах художественного цикла: рисунка, живописи, композиции.
    Одной из важнейших задач профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является активизация художественной деятельности студентов. Т.И. Шамова выделяют три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая,
    творческая. Характерными особенностями этих уровней являются проявление высоких волевых качеств, упорство, настойчивость, широкие и стойкие познавательные интересы.
    Высокий мотивационный компонент обеспечивает активное включение студента в процесс художественной деятельности. Активизировать деятельность студентов можно через развитие у них художественно-образного мышления и воображения.
    Художественно-образное мышление - это специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию произведений искусства и эстетических явлений действительности, включающая в себя как интеллектуальную сферу сознания, так и эмоциональные переживания человека.
    Художественно-образное мышление становится профессиональным только благодаря творческому опыту, развитому в процессе обучения и следующей профессиональной деятельности. Развитие художественно-образного мышления будет успешным, если у студента будут сформированы представления об основных творческих задачах, решаемых искусством, в сочетании с постановкой перед студентами эмоционально-образных задач, в процессе решения которых он осознает выразительные возможности художественного языка как средства передачи содержания замысла.
    Формирование профессиональных качеств художника-педагога строится на соблюдении образной специфики искусства. Вся совокупность художественно-изобразительных компетенций, приобретаемых в процессе вузовской подготовки, должна быть ориентирована на решение художественно-образных задач, т.е. использована в процессе собственного творчества.
    Выход на творческую деятельность, требующий как владения профессиональным
    мастерством, ремесленной стороной, так и развитым воображением, художественно-
    образным мышлением – обязательное условие профессиональной подготовки педагога в
    области искусства.
    К профессионально значимым качествам учителя могут быть отнесены такие, как творческая активность, способность к саморегуляции, контролю, профессиональная мобильность, продуктивность, коммуникабельность, требовательность, настойчивость, работоспособность.
    Педагогическая деятельность в творческой сфере, как и любой творческий процесс, требует инициативы, активности в решении профессиональных задач.
    На основе анализа педагогической и художественно-творческой направленности профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства, профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств определена структура профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства (См.
    Таблицу 1).
    Таблица 1 Структура профессиональной компетентности будущего учителя

    142
    изобразительного искусства
    Итак, профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства осуществляется в образовательном процессе, основой которого являются психолого- педагогическая и художественно-творческая подготовка к профессиональной деятельности.
    Результатом профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является формирование профессиональной компетентности, которая включает художественно- педагогическую направленность, художественно-педагогические компетенции, профессионально-значимые качества будущего учителя изобразительного искусства способного к руководству художественно-творческой деятельностью школьников, а в целом – к общему развитию личности учащегося в образовательном процессе.
    Комплекс дидактических умений, способствующий профессионально-педагогической готовности будущего учителя к преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе представлен в Таблице 2.
    Таблица 2 Комплекс дидактических умений, способствующий профессионально-
    педагогической готовности к преподаванию изобразительного искусства

    143

    144
    Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку
    Эстетико-художественный аспект функций учителя на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе:
    информационная (сообщение учащимся информации по предмету «изобразительное искусство», предусмотренное школьной программой);
    развивающая (планомерное совершенствование художественно-эстетических способностей детей);
    мобилизующая (художественно-эстетическая деятельность школьников через утверждение и закрепление социально-значимых мотивов и потребностей);
    конструктивная (творческое осмысление и проектирование художественно-эстетической, учебно-творческой деятельности школьников по всем разделам изобразительного искусства);
    организаторская (педагогически целесообразная организация и проведение работы по художественному развитию детей в разных формах) и др.
    Основные этапы в деятельности учителя как организатора и руководителя учебно- воспитательным процессом средствами изобразительного искусства: методика организации эстетического восприятия и познания учащимися художественных особенностей произведений изобразительного искусства и окружающей действительности; методика проведения беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира; методика выполнения педагогического рисунка учителя; методика организации художественно-творческой работы учащихся на основе принципов

    145 изобразительного искусства; формы и методы систематизации знаний, умений и навыков школьников в области изобразительного искусства.
    Управление деятельностью учеников – важнейшая функция учителя
    Особенности управления деятельностью детей определяются главной задачей образовательной сферы – способствовать развитию личности ребёнка.
    Учителю в ситуации руководства учебной группой необходимо встать в позицию помощника ученика, человека, способствующего достижению поставленных целей. Необходимо сделать ситуацию взаимодействия предсказуемой и понятной для ученика. Такой, чтобы он сам мог делать выбор, принимать самостоятельные решения. Учить ставить цели, планировать действия, оценивать итоги собственной деятельности – задачи учителя на уроке.
    Управление классом – процесс поддержания деловой учебной атмосферы, вызывающий желание учеников активно работать без нарушений дисциплины
    .
    Если правильно управлять классом, то на уроках
    :
    ученики больше времени уделяют учёбе – учитель не отвлекается на замечания ученикам, на
    различные отступления, у него не бывает позднего начала урока из-за неумения успокоить
    детей. Одна из важнейших задач управления – увеличить чистое время самого учебного
    процесса;
    управление используется для развития самоуправления – управляя правильно, учитель научает
    детей брать ответственность на себя (ответственность в самоуправлении), создаёт
    правила и процедуры совместной деятельности.
    Основные функции управления:
    постановка целей и планирование урока; организация взаимодействия (создание на уроке структуры, распределение прав и обязанностей, установление норм, обучение самоуправлению); мотивация, развитие мотивов учения; контроль учебной деятельности и её результатов (создание системы оценивания, установление стандартов, налаживание обратной связи, коррекция отклонений).
    Класс как объект управления характеризуют следующие параметры:
    Многомерность. Каждый ученик – это личность со своими целями, вкусами и способностями.
    Важно научить детей быть постоянно активными – выполнять различные задания, использовать учебный материал.
    Непредсказуемость. Жизнь класса богата и полна событиями и непредсказуема. Учителю необходимо немедленно реагировать на огромный объём поступающей информации – реплики и молчание, улыбки и ссоры, обиды и непонимание. Учитель обменивается с учениками информацией буквально сотни раз в день.
    Публичность общения. Учитель и ученики постоянно чувствуют себя немного «на сцене».
    Каждое действие или реплика оцениваются окружающими.
    Ученики всегда видят, прав учитель, справедлив ли он, есть ли у него любимчики.
    Важная задача управления для учителя – это достижение поставленной цели путём повышения взаимопомощи учеников в классе, обучение сотрудничеству, например, создание микрогрупп для работы над заданием.
    Подготовка учителя к уроку
    Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
    Этапы подготовки урока
    Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся;

    146 подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.
    Рациональную структуру урока обеспечивают: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; выделение в содержании урока и темы главного, существенного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
    Подготовка учителя к уроку современного типа
    1-й этап – изучение учебной программы.
    Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.
    2-й этап – изучение методической литературы.
    Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).
    3-й этап – изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.
    Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно с тем, чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.
    4-й этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.
    Учитель знакомится с имеющимися пособиями. Особое внимание необходимо уделить личному показу. Технику и методику его учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.
    Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока – усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.
    5-й этап – разработка плана урока.
    Планирование отдельного урока называют рабочим. Создаётся оно на основе перспективного плана в результате мысленного эксперимента. Учитель мысленно проигрывает урок, разрабатывает сценарий собственных действий и деятельности учащихся. После этого отдельные этапы урока фиксируются в специальной записи – плане урока.
    План урока – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.

    147
    План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.


    написать администратору сайта