Главная страница

шпаргалка. 18011825 гг. правление Александра I. 18011803 гг


Скачать 438.41 Kb.
Название18011825 гг. правление Александра I. 18011803 гг
Дата16.05.2022
Размер438.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпаргалка.docx
ТипДокументы
#533154
страница17 из 27
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   27

Глава 6


Граф Ростов с Соней и Наташей останавливаются в Москве у крестной Наташи – Марьи Дмитровны Ахросимовой, которая предлагает помочь с подготовкой приданого для Наташи. Крестная поздравляет девушку с женихом и советует завтра же с отцом навестить Болконских, стараясь понравиться семье Андрея.

Глава 7


Граф Ростов и Наташа приезжают к Болконским. Наташа оскорблена приемом, ей кажется, что Марья делает ей милость. Старый князь входит в халате, делая вид, что не знает о приезде. После приема девушки еще хуже относятся друг к другу. Вернувшись, Наташа плачет.

Главы 8-10


Ростовы едут в оперу. Наташа думает об Андрее, о том, что ей нет дела до отца и сестры Болконского, главное – это ее любовь к нему. В театре Наташа и Соня привлекают к себе внимание общества. Приезжает и Элен, Наташа восхищается ее красотой. Начинается опера. Наташа видит в ложе Элен Анатоля – «необыкновенно красивого адъютанта». Девушка замечает, что Анатоль смотрит только на нее. По приглашению Элен, Наташа приходит в ее ложу. Безухова представляет девушке Анатоля. Наташу поражает, что, несмотря на множество слухов, в Анатоле нет ничего страшного, но почему-то становилось тесно и тяжело в его присутствии. Дома Наташа думает о своих чувствах к Болконскому, понимая, что чистота ее любви исчезла.

Глава 11


Анатоль приехал в Москву чтобы найти хорошую партию (выгодно жениться) и остановился у Безухова. Мало кто знал, что два года назад Анатоль женился на дочери небогатого помещика, но вскоре бросил жену, договорившись с тестем высылать ему деньги, тем самым получив право холостого человека. Анатоль обсуждает с Долоховым Наташу, говоря, что девушка произвела на него сильное впечатление и он хотел бы «приволокнуться за нею». Долохов отговаривает Курагина, советуя лучше дождаться ее замужества.

Глава 12


Наташа переживает после визита к Болконским и театра, волнуясь, не нарушила ли своей увлеченностью Анатолем обещания, данного Андрею. Безухова приглашает девушку на вечер, делая это по просьбе Анатоля, который просил свести ее с Ростовой.

Глава 13


Граф Ростов, Наташа и Соня на вечере у Элен. Наташа ощущает себя в странном обществе, в «безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно». Анатоль ухаживает за Наташей, во время танца мужчина признается девушке в любви и целует ее. Возвращаясь домой, Наташа думает, что любит и Курагина, и Андрея.

Глава 14


Марья Дмитриевна рассказывает о своем посещении Болконских и советует Ростовым вернуться в деревню, ожидая там Андрея. Наташа против отъезда. Ахросимова передает письмо княжны Марьи: Болконская сожалеет о том, что они плохо приняли Ростовых, и просит не обижаться на отца. Приходит любовное письмо от Анатоля, где он пишет, что больше не может без Наташи. Если девушка согласится, «он похитит и увезет ее на край света». Наташа думает, что любит Курагина.

Глава 15


Наташа пишет письмо Марье с отказом Болконскому, «пользуясь великодушием князя Андрея, который, уезжая, дал ей свободу». После свидания с Анатолем, Наташа рассказывает Соне о своем намерении бежать с ним. Соня говорит, что девушка погубит себя и решает помешать побегу.

Главы 16-18


Анатоль обсуждает с Долоховым план побега, включающий их венчание. Долохов пытается отговорить Курагина, но Анатоль не слушается товарища. Похищение Наташи срывается. Долохов первый замечает неладное и помогает Анатолю скрыться.
Намерения Наташи были разоблачены: Марья Дмитриевна заставила Соню обо всем рассказать. Наташа признается крестной, что отказала Андрею. Марья Дмитриевна решает скрыть все от графа.

Главы 19-20


Марья Дмитриевна вызывает к себе Пьера. Приехав в Москву, Безухов избегал Наташи: «ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая-то судьба постоянно сводила его с нею!». Марья Дмитриевна сообщает ему о неудачной попытке похищения Наташи Анатолем, разрыве помолвки с Андреем и просит приказать Курагину покинуть Москву. Пьер говорит Ахросимовой, что Анатоль женат. Безухов находит Анатоля у Элен. Разъяренный Пьер говорит им, что «где вы — там разврат, зло» и требует от Анатоля, чтобы тот отдал все письма Наташи и молчал об их отношениях. На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Глава 21


Наташа узнает, что Анатоль женат и пытается отравиться мышьяком. Пьер старается развеять в городе слухи о похищении Ростовой.

Приезжает Андрей, и отец вручает ему отказ Наташи. Андрей просит Безухова вернуть Наташе ее письма и портрет. Пьер напоминает другу об их разговоре о прощении падшей женщины, намекая на Ростову. Андрей отвечает: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу». Видя радость в доме Болконских, Пьер понимает, «какое презрение и злобу они имели все против Ростовых».

Глава 22


Пьер у Ростовых, он ощущает жалость и любовь к Наташе. В разговоре Безухов случайно выдает себя, сказав: «если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». По возвращении домой Пьеру «все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал». Безухов видит комету 1812-го года, предвещавшую нечто ужасное. Однако Пьеру, напротив, «казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

Алексе́й Фёдорович Ада́шев (1510 — 1561Юрьев-Ливонский) — окольничийвоевода, приближённый царя Ивана Грозного. Также являлся начальником Челобитного приказапостельничим и хранителем личного архива царя вместе с печатью «для скорых и тайных дел»[2].
Алексе́й Миха́йлович (Романов) Тиша́йший[1] (9 (19) марта 1629[2]Москва — 29 января (8 февраля1676Москва) — второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 — 29 января (8 февраля1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.
Ива́н Иса́евич Боло́тников (1565 — 18 октября 1608) — политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания 1606—1607.
Васи́лий III Иванович, по прямому имени Гавриил, в постриге Варлаам (25 марта 1479 — 4 декабря 1533) — великий князь владимирский и московский в 1505—1533 годах, государь всея Руси. Сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного. В период его правления произошел распад Орды, и независимое Московское княжество смогло присоединить соседние территории, что позже назвали «собиранием русских земель». В централизованное Русское государство (тогда — Московское княжество) вошли ПсковСмоленск и Рязань.
Еле́на Васи́льевна Гли́нская (ок. 1508Великое Княжество Литовское — 4 апреля 1538[1]Великое Княжество Московское) — вторая жена московского великого князя Василия III, мать царя Ивана IV Грозногорегентша на время его малолетства.
Бори́с Фёдорович Годуно́в (в иночестве Боголеп)[2] (2 [12] августа 1552)[3] — 13 [23] апреля 1605) — боярин, шурин (брат жены) царя Фёдора I Ивановича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года по 13 (23) апреля 1605 года — первый русский царь из династии Годуновых.
Ерма́к Тимофе́евич (1532 — 6 (16) августа 1585Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Русского государства.
Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным (впервые — в «Истории Российской» Татищева[4]), в постриге — Иона (25 августа 1530, село Коломенское[5] под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси (с 1547 года; кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович). Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской.
Князь Андрéй Михáйлович Ку́рбский — русский полководец, политик, писатель, переводчик и меценат, приближённый Ивана Грозного. Происходил из смоленско-ярославской ветви Рюрикова доматой его части, что владела селом Курба на Ярославщине. В 1564 г. в разгар Ливонской войны получил известие о предстоящей опале, бежал и поселился в Великом княжестве Литовском. Из ливонского Вольмара и Речи Посполитой вёл с русским царём многолетнюю переписку
Кучу́м, Кучум-хан (сибтат. Күцемтат. Küçem, Күчем, كوچمXVI век — около 1600) — сибирский хан (царь), потомок Чингис-хана из династии Шибанидов, внук Ибака — хана Тюмени и Большой Орды.
Лжедми́трий I, официально именовавший себя царевич (затем царьДмитрий Иванович[3][4], в сношениях с иностранными государствами — Император Димитрий (лат. Demetrius ImperatorXVI векМосква — 27 мая 1606[1]Москва[2]) — Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1 (11) июня 1605 года по 17 (27) мая 1606 года, по устоявшемуся в историографии наиболее распространённому мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из нескольких самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного и претендовавших на российский престол.
Лжедми́трий II, также Тушинский вор или Калужский царёк (XVI век — 21 декабря 1610Калуга[5]) — самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозногоцаревича Дмитрия Углицкого и, соответственно, за будто бы чудом спасшегося 17 (27) мая 1606 года царя Лжедмитрия I. Аналогично Лжедмитрию I — Лжедмитрий II — самозванец, успешно добившийся трона
Артамо́н Серге́евич Матве́ев (13 (23) апреля 1625[2] — 15 (25) мая 1682[1], Москва) — русский государственный деятель, «великого государя ближний боярин», руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича, один из первых «западников». Артамон Сергеевич Матвеев стоял у истоков придворного театра и был в числе организаторов первой аптеки в Москве. Отец графа Андрея Матвеева.
Кузьма́ Ми́нин[1] (полное имя — Кузьма́ Ми́нич Ми́нин, Кузьма́ Ми́нич Косорýкий[3] или Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий[4]; вторая половина XVI века — 21 мая 1616) — организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611—1612 годов в период борьбы русского народа против польско-литовской и шведской интервенций, русский национальный герой.
Михаи́л Фёдорович (12 [22] июля 1596Москва — 13 [23] июля 1645Москва) — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта1613 года.
Бори́с Ива́нович Моро́зов (около 1590[1][2][3][…] — 1661[1][3][4]) — русский боярин, один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича. Старший сын Ивана Васильевича Морозова и Аграфены Елизаровны Сабуровой. Один из главных виновников Соляного бунта 1648 года, вспыхнувшего из-за вводимых им непомерных цен на соль, жизненно необходимую в то время. После бунта остался при власти, но прежней роли уже не играл. Любитель западной культуры, Морозов считается одним из предшественников Петра I в реформировании традиционного русского образа жизни.
Афана́сий Лавре́нтьевич Орди́н-Нащо́кин (1605Опочка[1][2]Псковский уезд — 1680, там же) — дипломат и политик в царствование Алексея Михайловичабоярин (с 1667 года), глава Посольского приказа, с титулом «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя», а также ему были вверены смоленский разрядмалороссийский приказчети новгородскаягалицкая и владимирская и некоторые другие отдельные управления Русского государства.
Дми́трий Миха́йлович Пожа́рский (1 ноября 1578 — 20 (30) апреля 1642[1]) — князь, русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.

Князь Михаи́л Васи́льевич Скопи́н-Шу́йский (8 [18] ноября 1586 — 23 апреля [3 мая1610Москва) — русский государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времён польско-литовской интервенции, организовавший освободительный поход на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия II.
Малю́та Скура́тов (настоящее имя Григо́рий Лукья́нович Скура́тов-Бе́льский[1]; убит на Ливонской войне 1 января 1573)[2] — русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины[3]думный дворянин (с 1570), любимый опричник и помощник Ивана Грозного[4].
Фёдор III Алексе́евич (30 мая [9 июня1661Москва — 27 апреля [7 мая1682Москва) — Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный).

Фёдор I Ива́нович, известен также по имени Феодор Блаженный, (31 мая 1557Переславль-Залесский — 7 (17) января 1598Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский»[1]. Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (8 сентября), то есть первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).
Богда́н-Зино́вий Миха́йлович Хмельни́цкий герба Абданк (укр. Богдан-Зіновій Михайлович Хмельницький гербу Абданк, польск. Bohdan Zenobi Chmielnicki herbu Abdank; 27 декабря 1595 [6 января 1596][2], Суботов[3] — 27 июля [6 августа] 1657, Чигирин[4]) — гетман Войска Запорожского, полководец, политический и государственный деятель. Предводитель национально-освободительного восстания с целью освобождения от польско-литовской власти, в результате которого Левобережная Украина с Киевом окончательно вышли из Речи Посполитой.

Васи́лий Иванович Шу́йский (ок. 1552[3], Нижний Новгород — 12 сентября 1612, Гостынин) — русский царь c 1606 по 1610 год (Васи́лий IV Иоа́ннович).[4] Представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей). После низложения жил в плену у поляков.

Последний представитель рода Рюриковичей на российском престоле[5].

Авва́кум Петро́в[1], также Авваку́м[2] или Аввакýм Петро́вич (25 ноября (5 декабря) 1620, Григорово, Нижегородский уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозерск) — священник Русской церкви, протопоп, писатель (автор автобиографического Жития протопопа Аввакума, ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам). В конце 1640-х — начале 1650-х годов — протопоп города Юрьева-Повольского, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок; впоследствии противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён.
Ио́сиф Во́лоцкий (в миру — Ива́н (Иоа́ннСа́нин14 ноября 1439[1] — 9 сентября 1515) — святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября.
Патриа́рх Гермоге́н (Ермоге́н[1], в миру Ермолай; ок. 1530, Казань — 17 (27) февраля 1612, Москва) — патриарх Московский и всея Руси (1606—1612, в заточении с 1 (11) мая 1611), известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Канонизирован Русской православной церковью. Дни празднования священномученику Ермогену: 17 февраля (1 марта) в високосный год или 17 февраля (2 марта) в невисокосные годы — преставление, а также 12 (25) мая — прославление в лике святителей.
Семён Ива́нович Дежнёв (около 1605, Деревня Есиповская в Сояле на Пинеге[2] — начало 1673, Москва) — русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной, Восточной Сибири и Северной Америки, якутский атаман, торговец пушниной. Первый мореплаватель, прошедший Берингов пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году[3], по пути посетив острова Ратманова[4] и Крузенштерна[5], находящиеся посередине Берингова пролива.
Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 [17] мая 1605, село Вельдеманово — 17 [27] августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года с титулом «Великого Государя». Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что привело к возникновению старообрядчества. В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом[2], хотя его реформы были продолжены.

Нил Со́рский (в миру Никола́й Фёдорович Ма́йков; 1433, Москва — 1508) — православный святой, преподобный, крупный деятель Русской церкви, основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий, известный своими нестяжательскими взглядами. Память его празднуется 7 (20) мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Вологодских святых.
Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнианович[3] (Ситниянович[4]); Полоцкий — топонимическое прозвище12 декабря 1629ПолоцкПолоцкое воеводствоРечь Посполитая — 25 августа 1680МоскваЦарство Русское) — деятель русской культуры, духовный писатель, богословпоэт, драматург, переводчик[5]. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии МилославскойИванаСофьи, Федора и Петра. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева.
Василий Поярков – первооткрыватель 17 века, исследователь Сибири, особенно Приамурья. Он известен как первооткрыватель, впервые проплывший вдоль юго-западного побережья Охотского моря и явивший миру величественные империи Даурии, а также такие народности, как дючеры, нанайцы, нивхи и тому подобные. Поярков заявил о себе как полководец, сильный, решительный, стремящийся покорить новые, найденные им страны и племена, как изобретатель с целью, который следовал по своему выбранному пути до конца, несмотря на все трудности.
Степа́н Тимофе́евич Ра́зин, известный также как Сте́нька Ра́зин[3] (1630, Зимовейская-на-Дону, Русское царство — 6 [16] июня 1671МоскваРусское царство), — донской казакатаман Войска Донского, политик, предводитель восстания 1667—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.
Сильве́стр (в иночестве Спиридо́н, умер около 1566 года) — русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века, священник Благовещенского собора с конца 40-х годов XVI века, наставник Ивана IV[1].
Федор Федорович Ушаков (Русский: 24 февраля [О. С. 13 февраля] 1745-14 октября [О. С. 2 октября] 1817) был самым выдающимся русским флотоводцем и адмиралом XVIII века. Он известен тем, что выигрывал все сражения, в которых участвовал в качестве адмирала русского флота.
Ива́н Фёдоров (также ФёдоровичМосквитин; около 1520, Русское государство — 5 [15] декабря 1583, Львов, Русское воеводство, Речь Посполитая) — один из первых русских книгопечатников, один из учеников одного из первых книгопечатников в Русском царстве Ганса Мессингейма[2][3][4][5]. По традиции, часто называется «первым русским книгопечатником»[6]. Иван Фёдоров — издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой (сейчас — Украина).
Патриа́рх Филаре́т (в миру Фёдор Ники́тич Рома́нов[2] (Романов-Юрьев[3][4]); ок. 1553[3] или 1554[4]Москва — 1 (11) октября 1633[3][4]Москва) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи, Патриарх Московский и всея Руси (16191633). Двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича[4], отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича.
Митрополи́т Фили́пп II (в миру Фёдор Степа́нович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного[1]. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым. В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 (18) октября[2] (по юлианскому календарю).
Ерофе́й Па́влович Хаба́ров-Святи́тский (ок. 1603[2]Сольвычегодск[3]Великоустюгский уезд — ок. 1671Братский[1] или Усть-Киренгский острог) — русский землепроходец; происходил из крестьян из-под Великого Устюга. Продолжатель дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья.
Андре́й Чо́хов (около 1545—1629) — русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20 единиц) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586 год). Первые датированные работы Андрея Чохова относятся к 1568 году, последние — к 1629 году.

Избранная Рада - это неформальный совет при Иване Грозном, в который входили его друзья и единомышленники.
Ге́тман (нем. Hauptmannчеш. hejtmanпольск. hetmanукр. гетьманрум. hatman) — историческое звание командующего армией в Чехии времён таборитов, в Речи ПосполитойВойске Запорожском (Украине) и Молдавском княжестве.
Гетманщина - историографическое название части казацких земель на территории современной Украины, а также, частично, России, Белоруссии и Молдавии, на которые в разные исторические периоды распространялась власть гетмана Войска Запорожского.
Государев двор —  институт социальной организации феодалов в России. Возник в конце 12 в. на базе княжеской дружины.
Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 15701580-е годы.
Засе́чная черта́ (засечная линия, засека, украинная линия) — система оборонительных сооружений из деревянных засек, применявшаяся с X века на Руси и получившая особое развитие в XVIXVII веках на южных и восточных границах Русского царства для защиты от крымско-ногайских набегов, а также в качестве опоры при наступлении на противника (см. Русско-крымские войны).
Зе́мский собо́р — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Казачество – военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета.
Крепостно́е пра́во — это совокупность юридических норм, закрепляющих запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов без разрешения властей (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежат принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земель.
Мануфакту́ра (лат. manus «рука» + лат. facere «делать») — предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве.
Опри́чнина — в Русском государстве 1565—1572 годов личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну].
Парсу́на — ранний жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Патриа́рх  — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных церквей.
«Полки́ инозе́много стро́я» — воинские части (полки), формировавшиеся в России XVII века из служилых, «охочих» вольных людей, иностранцев, казаков и других наёмников.
Поса́д — первоначально населённая посадскими людьми территория за пределами укреплённого княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря).
Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем предприятия (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.
Раскол - отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653-1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в.
Рефо́рма (лат. reformare — преобразовывать) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, страны (края, региона) и общества начинаемый властью по какой-либо необходимости.
Самодержа́вие, или единодержа́вие — форма автократии (позже абсолютной монархии), характерной для Великого княжества Московского, которое позже стало Русским царством и Российской империей. Власть и богатство контролируются (и распределяются) царём.
Самозванство – это незаконное присвоение чужого имени с целью обмана и извлечения выгоды.
Слобода́ (слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.
Собо́рное уложе́ние — свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649 году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года. Памятник русского права.
Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов.
Старообря́дчество, или древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.
Стреле́ц — выборный служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков, служивший в государственном стрелецком войске и вооружённый «огненным боем», обычно пехотинец.
Уро́чные ле́та на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.
Челобитная — в России до начала XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором „челом били“. По всей видимости, является предком современных заявлений. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца Грановитой палаты. Челобитные собирали думные дьяки. 
Ярмарка (др.рус. – ежегодный рынок) – ежегодное собрание продавцов и покупателей товаров с целью купли-продажи, проводимое в определенное, установленное традициями время и в определенном месте.
Яса́к — (в России XV — начала XX века) натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной.

Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — «сам» и κεφαλή — «голова») — в православии самостоятельная поместная церковь, административно полностью независимая от других православных поместных церквей.

Базилика - вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов)

Балты (балтийские племена) собирательное название народов индоевропейского происхождения (носителей балтийских языков), заселявших в I тыснэ. земли от Юго-Западной Прибалтики до Верхнего Поднепровья и бассейна Оки.

Баскак — представитель великих монгольских ханов в покорённых землях, ведавший сбором дани и учётом населения.

Берестяные грамоты — памятники письменности Руси XI—XV вв., письма и записи на коре берёзы.

Былины — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Руси IX—XIII вв.; вид устного народного творчества.

Вече  — народное собрание на Руси.

Военные монашеские ордена — военно-монашеские организации рыцарей под руководством Католической церкви, главным образом, для Крестовых походов и войны с неверными, а также для распространения католичества. Вотчина — тип земельной собственности (владение отца), которое наследовалось в семье от отца к сыну. Герб — официальная эмблема государства, графства, княжества, республик и областей, дворянских родов. Город — экономический, политический и культурный центр, военно-административная единица. По внутренней структуре города Московской Руси ничем не отличались от сельских населённых пунктов, были немногочисленны и редконаселённы. Граффити — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные на стенах и других поверхностях. Гривна – денежная единица в Древней Руси. Различают кунная, серебряная и золотая.

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён или стран.

Десятина — 10-процентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях.

Дружина – первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. Ереси – религиозные течения, отклоняющиеся от вероучения данной церкви.

Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Закуп — наёмный работник, крестьянин, получивший ссуду ( то есть какое-либо имущество: зерно, скот, орудия)) от землевладельца и обязанный её отработать. Инок – православный монарх. Ислам — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая религия.

Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия. Распространена в основном среди евреев.

Князь – глава монархического государства у славян и некоторых других народов.

Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Крестово-купольный храм — основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.

Крестоносцы — рыцари, участники Крестовых походов.

Крестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Курултай — в Монгольской империи съезд знати во главе с членами правящей династии.


Летопись — погодная (по годам) запись исторических событий (возникла и велась первоначально в монастырях).

Люди — лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане.

Митрополит — одна из высших степеней священника в православной церкви, как правило, руководителя нескольких епископий; второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Мозаика — один из видов декоративно-прикладного и монументального искусства, в котором изображение создаётся путём составления его из мелких кусочков камня, стекла.

Монастырь — община монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни; религиозная община, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Орда — у тюркских и монгольских народов военно-административная организация, становище, стоянка кочевников. В эпоху Средневековья — ставка, столица правителей.

Плинфа — характерный для русского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине.

Подсека (подсечно-огневая система) — одна из самых древних систем земледелия, применяемая восточными славянами в лесной полосе. 

Переложная система – примитивная система земледелия, при которой пыпаханное поле оставляли без обработки на 8-15 лет.

Половцы – классический кочевой скотоводческий народ. Полюдье —сбор дани князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял. Поместье — условное земельное владение, которое выдавалось дворянам Российского государства при условии службы в войске без права продавать, передавать наследникам.

Посадник — высшая государственная должность в Новгородской и Псковской республиках.

Православие — восточная ветвь христианства, представленная несколькими поместными церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.

Преподобный - особый лик святых, угодивших Богу монашеским подвигом.

Присваивающее хозяйство — хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества.

Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Русь (Русская земля) — первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре.

Святитель – религиозный святой из числа епископов.

Село — административно-хозяйственный и церковно-приходской центр княжеского и боярского владения.

Скифы – древний кочевой ираноязычный народ.

Славяне — крупнейшая в Европе этноязыковая общность, сформировавшаяся в Центральной Европе к I тыс. до н. э.

Смерды —часть жителей сельских общин-миров Руси, которые зависели от князя и должны были ходить с ним в военные походы.

Традиционные верования — первобытные верования, ранние формы религии, родо-племенные культы. Финно-угры — языковая общност ь народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

Фреска — техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку.

Холопы – люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено.

Христианство — одна из мировых религий, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Царь — один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора. Централизация — сосредоточение чего-либо (например, власти) в одном центре; подчинение одному центру.

Ярлык – льготная грамота монгольских ханов подвластной светской и духовной власти.

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   27


написать администратору сайта