Главная страница
Навигация по странице:

  • Идейно-эстетические константы художественной системы Н.В. Гоголя: 1) присутствие элементов карнавального начала

  • Особенности поэтического языка

  • Циклы повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.). Том 1

  • Том 2: «Ночь перед Рождеством» «Страшная месть» «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» «Заколдованное место». Художественные особенности

  • Циклы повестей 2. «Миргород» (1835 гг.). Том 1: «Старосветские помещики» «Тарас Бульба» Том 2

  • Художественные особенности

  • «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)

  • Жизнь и творчество Гоголя. Циклы повестей. Выбранные места.... 18091852 Основные события жизни


    Скачать 280.5 Kb.
    Название18091852 Основные события жизни
    Дата10.06.2021
    Размер280.5 Kb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаЖизнь и творчество Гоголя. Циклы повестей. Выбранные места....ppt
    ТипДокументы
    #216468

    Жизнь и творческий путь
    Н.В. Гоголя. Циклы повестей. «Выбранные места из переписки с друзьями»
    1809-1852


    Основные события жизни
    20.03.1809 г. – родился в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии; родители – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский и Мария Ивановна Косяровская.
    1819-1821 гг. – обучался в Полтавском поветовом училище.
    1821-1828 гг. – обучался в Гимназии высших наук кн. Безбородко в Нежине.
    1825 г. – смерть отца.
    1828 г. – переезд в Петербург.
    1829 г. – публикация стихотворения «Италия» в журнале «Сын Отечества». Публикация поэмы «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Первое путешествие за границу.
    1830 г. – публикация в «Отечественных записках» повести «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви».
    Поступление на службу в департамент уделов.
    1830-1831 гг. – сближение с А.А. Дельвигом, П.А. Плетневым, кругом В.А. Жуковского. Публикации в «Северных цветах» и «Литературной газете» (отрывок из исторического романа «Гетьман», глава из малороссийской повести «Учитель», статья «Женщина»).
    1831 г. – начал работать учителем истории в Патриотическом институте.
    1832 г. – оставил службу. Поездка в Москву. Знакомство с М.П. Погодиным, С.Т. Аксаковым, М.С. Щепкиным.
    1831-1832 гг. – публикация «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
    1834-1835 г. – получил должность адъюнкта Петербургского университета, преподавал историю.
    1835 г. – выход сборников «Арабески» и «Миргород».
    1836 г. – создание первой редакции «Ревизора». Первая сценическая постановка.
    Июнь 1836 г. – отъезд за границу.
    1842 г. – публикация первого тома поэмы «Похождения Чичикова, или Мертвые души».
    1847 г. – публикация «Выбранных мест из переписки с друзьями». Письмо Белинского.
    1848 г. – путешествие в Иерусалим. Возвращение в Москву.
    1849 г. – знакомство с ржевским протоиереем Матфеем Константиновским.
    Февраль 1852 г. – повторное сожжение второго тома «Мертвых душ». Смерть.


    Идейно-эстетические константы художественной системы Н.В. Гоголя:
    1) присутствие элементов карнавального начала и народной смеховой культуры (М.М. Бахтин):
    - нивелирование социальных и этических норм, взаимное перемещение «верха» и «низа»;
    - переодевание и зрелищное представление как важные элементы повествования;
    «праздничный, карнавально-масленичный характер» еды и питья, который выражается в гиперболизации их объемов и значения, придаваемого их поглощению;
    2) двоемирие и сложная, неоднозначная амбивалентность;
    3) трансформация фантастических образов: Гоголь движется от явной к «завуалированной», а затем – к «нефантастической» фантастике (Ю.В. Манн);
    4) гротеск (мотивы опредмечивания, автоматизации человека, сближения его с животным (или, напротив, «оживления» неживого), приемы маскирования и двойничества, распада тела и т.д.). Гротеск проявляется в алогизмах, пронизывающих все уровни художественного целого:
    - в самой «ситуации произведения» (например, купля-продажа мертвых душ или желание выслужиться перед мнимым ревизором);
    - в развитии сюжета (внезапный обрыв сюжетных линий, их путаница, необъяснимые сюжетные повороты, авторское умолчание о событиях, причинах появления персонажей или их действий, «миражная интрига», когда динамично развивающееся действие не имеет цели);
    - в поведении персонажей;
    - в загадочном «поведении» вещей или их внешнем виде;
    - в речи повествователя и персонажей.


    5) разреженность событий, ненасыщенность сюжета;
    6) предметная загроможденность пространства, важность символических образов;
    7) особая стратегия создания персонажей:
    наличие «ядра» характера;
    статичность;
    травестирование высоких проявлений;
    изображение парных и «коллективных» персонажей при сохранении раздробленности целого;
    значимость имени персонажа;
    значимость авторской интроспекции при неявности психологических мотивировок;
    8) важность сновидений и слухов;
    9) двойственность позиции автора (демиург и наблюдатель), важность фигуры читателя.


    Особенности поэтического языка:
    большое число алогизмов («мозаическая склейка фраз», силлепсис, нарушение правил сочетаемости слов, несоответствие стилистической окраски слов описываемому предмету, утверждение повествователем заведомо абсурдного, невыполнение данных обещаний и т.д.);
    иные «странности» речи: нарушения языковой нормы, оговорки, явно ошибочные суждения, повторы слов и фраз и т.д.;
    востребованность метонимии, антитезы, гиперболы;
    эмоциональность и ироничность речи повествователя;
    наличие элементов литературной пародии и игры.


    Циклы повестей
    «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.).
    Том 1:
    «Сорочинская ярмарка»
    «Вечер накануне Ивана Купала»
    «Майская ночь, или Утопленница»
    «Пропавшая грамота»
    Том 2:
    «Ночь перед Рождеством»
    «Страшная месть»
    «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
    «Заколдованное место».
    Художественные особенности:
    система рассказчиков;
    система повторяющихся мотивов;
    романтическая неопределенность места и переходность времени;
    создание особой, внесоциальной, вселенной с центром в Диканьке;
    основной конфликт носит онтологический и этический характер и разворачивается между добром и персонифицированным злом, вторгающимся в идеальный мир.


    Циклы повестей
    2. «Миргород» (1835 гг.).
    Том 1:
    «Старосветские помещики»
    «Тарас Бульба»
    Том 2:
    «Вий»
    «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
    Художественные особенности:
    фигура «условного» рассказчика;
    жанровый синтез;
    сопоставление идеального прошлого и абсурдного, раздробленного настоящего;
    ключевое символическое значение образов круга и оружия.


    Циклы повестей
    3. Петербургские повести (1835-1842):
    «Невский проспект» (1835);
    «Нос» (1836);
    «Портрет» (1835);
    «Записки сумасшедшего» (1835);
    «Шинель» (1842).
    Художественные особенности:
    прощание с романтической эстетикой;
    изображение «страшного мира», переход к «нефантастической фантастике»;
    «петербургский текст»;
    создание образа «маленького человека».


    «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)
    «Авторская исповедь», «Завещание», «О лиризме наших поэтов», «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности», «Предметы для лирического поэта в нынешнее время», «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»», «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», «Светлое Воскресенье» и др.
    Смыслообразующим мотивом сборника стал мотив духовного возрождения человека и всей России. Вероятно, в книге воплощается замысел ненаписанных частей «Мертвых душ».
    Негативные оценки критики (В.Г. Белинский) впоследствии были переосмыслены.



    написать администратору сайта