Главная страница
Навигация по странице:

  • «кайсинто» («партия реформы»).

  • «минкен ундо» («движение за народные права»).

  • Сэном Катаяма

  • В 1889 г. была провозглашена японская конституция.

  • Противоречие между Англией и Индией в 19вв. АЗИЯ. ИНДИЯ. 1881г политической партии дзиюто (либеральная партия). В


    Скачать 48.08 Kb.
    Название1881г политической партии дзиюто (либеральная партия). В
    АнкорПротиворечие между Англией и Индией в 19вв
    Дата23.11.2021
    Размер48.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАЗИЯ. ИНДИЯ.docx
    ТипДокументы
    #279977

    В начале 1880годов в Японии стали оформляться первые политические партии, социальной базой и опорой которых были помещичье-буржуазные круги. Эти партии были либеральными по своим политическим установкам. Либеральные помещики критиковали модель абсолютизма и деятельность правительства. Основные причины их недовольства вызывали высокий поземельный налог, снижавший их доходы, и всевластие узкой группы полуфеодальной бюрократии, «узурпировавшей правительственные посты». Радикальные лозунги помещичьей оппозиции привлекали на ее сторону часть самурайства, интеллигенции и даже верхушечные слои крестьянства. Деятельность оппозиции вылилась в формирование в 1881г. политической партии — «дзиюто» (либеральная партия).

    В то же время оппозиционные настроения получили широкое распространение среди японской буржуазии как среди торгово-финансовой, так и среди быстро набиравшей силу национальной (промышленной). Либеральная буржуазия требовала скорейшего проведения некоторых реформ, которые должны были облегчить буржуазии захват командных высот в экономике, а также путь к власти. Среди выдвигаемых требований важнейшими были следующие: реформа денежной системы, поощрение внешней торговли, скорейший пересмотр неравноправных договоров, а также активной внешней политики, т.е. колониальных захватов и завоеваний, которые должны были открыть японской буржуазии доступ к внешним рынкам. На такой платформе в 1882 г. была основана партия либеральной буржуазии, получившей название «кайсинто» («партия реформы»).

    С ростом удельного веса буржуазии в экономике страны активизировалась и ее политическая деятельность. В 1880 годы обе партии начали движение за конституцию. В это движение включились также широкие демократические круги (часть мелкой буржуазии города и деревни, интеллигенция, отдельные выходцы из пролетарской среды). В силу этого на отдельных этапах оно имело ярко выраженный радикальный характер. Критика императорского правительства превращалась в борьбу против засилья феодальных элементов (например, титулованных землевладельцев) в государственном аппарате. Конституционное движение получило в Японии название «минкен ундо» («движение за народные права»).

    Деятельности «минкен ундо» объективно способствовало самостоятельно развивавшееся рабочее движение. Японский рабочий класс рос вместе с развитием японской промышленности. Первое выступление рабочих относится к семидесятым годам. В 1872 г. в шахтах Такасима вспыхнули стихийные бунты горняков против английских концессионеров. После этого выступления японских рабочих стали учащаться. В 1880 годах делаются Первые попытки создания профессиональных союзов. На первых порах многие из этих союзов имели характер объединений ремесленников. Но уже в девяностых годах профсоюзное движение охватывает непосредственно пролетарские слои. Во многом это движение было связано с лидером рабочего (а позже коммунистического движения) Сэном Катаяма(родился в 1859 г. в крестьянской семье). В 1897 г., вернувшись из эмиграции, Катаяма создал «Лигу по организации рабочих профсоюзов», а затем союз металлистов, союз машинистов и союз печатников. В 1898 г. Катаяма создал «Общество по изучению социализма» и стал издавать журнал «Рабочий мир».

    Вначале правительство резко подавляло деятельность «минкен ундо». Однако наиболее дальновидные руководители японского абсолютизма понимали необходимость ограниченных реформ и уступок, включая конституцию, ради сохранения равновесия в обществе и строя в целом. Японское

    правительство командировало ряд своих виднейших представителей во главе с князем Ито за границу для ознакомления с конституционной практикой ряда европейских стран и США. В результате было принято решение, что наиболее подходящим для Японии прототипом является консервативный прусский парламент Бисмарка. В 1889 г. была провозглашена японская конституция.

    Важнейшей особенностью конституции 1889 г. являлось подтверждение власти японской монархии. Конституция провозгласила исключительно широкие права императора: ему принадлежало'утверждение и издание законов; созыв и роспуск парламента; объявление войны и заключение мира; верховное командование вооруженными силами; назначение и увольнение всех гражданских и военных чинов и т.д. Вторая глава конституции оговаривала формально предоставленные буржуазные свободы многочисленными изъятиями и оговорками. Четвертая глава (55 статья) отмечала, что министры в Японии ответственны только перед императором. Шестая глава предоставляла возможность правительству, не считаясь с парламентом, утверждать бюджет и в том случае, если он не получил санкции представительных учреждений. Следует также напомнить, что персона императора продолжала обожествляться.

    Японский парламент был образован в составе двух палат. Верхняя палата состояла из принцев крови, высшей титулованной знати, лиц лично назначавшихся императором, представителей крупных налогоплательщиков. Нижняя палата избиралась мужским населением страны из числа лиц достигших 30-летнего возраста. Избирательными правами пользовались лишь те, кто уплачивал не менее 15 йен прямых налогов в год и достигшие 25 лет. Исходя из этого, право участия в выборах было предоставлено лишь одному проценту населения страны. Таким образом, конституция не посягала на права японского абсолютизма, а лишь являлась его фасадом и прикрытием.

    Несмотря на то, что японский парламент был сконструирован на весьма узкой базе, первые годы его существования ознаменовались частыми конфликтами между парламентом и правительством. Парламентская буржуазная оппозиция резко критиковала методы правительственной бюрократии и выражала недовольство огромными военными расходами. За первые четыре года своего существования японский парламент был трижды распущен императором (в 1891, 1893 и 1894 гг.).

    В ходе реформ, проведенных правительством Японии в 1868–1889 гг., в стране была установлена централизованная власть, ликвидированы княжества, создана система местного самоуправления. Другим немаловажным результатом преобразований явилась демократизация японской политической системы. В течение 1874–1882 гг. в Японии появилось несколько политических партий: Айкоку кото (Общественная партия патриотов), Айкокуся (Общество патриотов), Дзиюто (Либеральная партия), Риккэн тэйсэйто (Конституционно-императорская партия), Риккэн кайсинто (Партия конституционных реформ). Завершающим итогом социально-политических преобразований, проведенных правительством Японии в 1868–1889 гг., стало принятие в 1889 г. конституции, определявшей принципы функционирования японской политической системы. Как правило, многопартийная система свидетельствует о наличии в обществе политической конкуренции, а также отсутствии у отдельных социальных институтов и государственных структур монополии на принятие решений и их практическую реализацию. Другими словами, многопартийность является одним из показателей демократического государства. Вместе с тем, японская многопартийная система последней трети XIX в. имела свои особенности, которые едва ли позволяют говорить о существовании в Японии политического плюрализма. По японской конституции 1889 г. [1],[2], вся полнота власти оставалась за императором и Тайным советом, тогда как представленные в парламенте политические партии не имели реального доступа к рычагам власти. Другими словами, несмотря на формальное участие японских партий в политической жизни страны, они были из нее фактически исключены и не имели возможности заметно воздействовать на принятие государственных решений.

    После семилетней войны английская Ост-Индская кампания была фактически единственной влиятельной иностранной силой в Индии. В 1773 г. английский парламент принял акт об управлении Индии, согласно которому Ост-Индская компания признавалась владетелем индийских территорий и ставилась под контроль английского правительства. Парламент назначал генерал-губернатора и четырех советников, образовавших Бенгальский совет. В Калькутте был создан Высший суд. До начала XIX в. Ост-Индская компания использовала методы первоначального накопления в своей политике. Форму эксплуатации страны включали в себя: получение огромных контрибуций и других выплат с терпевших поражение в войнах с англичанами и превращавшихся в вассалов Компании индийских государств; прямое ограбление индийских феодалов, присвоение накопленных ими ценностей; вывоз тканей и продуктов ремесла, закупаемых по монопольно низким ценам; торговые монополии на соль и другие товары; присвоение поступавшего в казну из подконтрольных Компании территорий земельной ренты-налога. В совокупности получаемые таким путем средства достигали громадных размеров.

    Англичане в подавляющем большинстве с пренебрежением относились к современным обычаям Индии к ее самобытной культуре. Лишь единицы всерьез занимались изучением древнейшей истории и культуры.

    На рубеже XVIII - XIX вв. Индия начинает превращаться в рынок сбыта английских товаров, а с середины XIX в. - Индия становится сферой приложения английского капитала. Стали прокладываться шоссейные дороги, было начато железнодорожное строительство. Важнейшие пункты Индии связал телеграф. Было окончательно упорядочено денежное сообщение, в 1830 - 1840-е гг. ликвидированы внутренние таможни, открыты первые, принадлежащие англичанам коммерческие банки. Началось восстановление пришедших в запустение старинных оросительных систем и строительство новых каналов, предназначенных для орошения и судоходства. Британские капиталисты стали вкладываться также в строительство предприятий фабрично-заводской и горнодобывающей промышленности. Однако условия труда и жизни индийских рабочих были тяжелыми. Заработная плата было очень низкой. На фабриках и шахтах широко применялся детский и женский труд. Рабочий день составлял 16 часов.

    Вмешавшись в традиционные формы земельных отношений в Индии, англичане закрепили за индийскими заминдарами статус земельных собственников. Правда, статус этот не был надежным: если заминдар не сдавал в казну строго установленного с его земель налогового сбора, он легко мог лишиться своего владения, продававшегося в этом случае буквально с молотка в руки того, кто брался регулярно вносить в казну компании указанную сумму.

    После восстания сиапев в Индии политика Англии несколько изменилась.

    Еще не закончилось восстание сипаев, когда английский парламент в 1858 г. принял закон о ликвидации Ост-Индской компании. Индия стала составной частью Британской империи, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Управлять страной должен был генерал-губернатор, вскоре получивший официальный титул вице-короля. Деятельность его и всей администрации Британской Индии контролировалась и направлялась ответственным перед парламентом министерством по делам Индии. Вслед за тем последовал ряд важных реформ.

    Военная реформа привела к расформированию синайских полков и к существенному изменению состава вооруженных сил: число англичан в армии сильно увеличилось; большую роль в ней стали играть наемники из числа сикхов и гурков. В специальном обращении к индийским князьям, ее вассалам, королева Виктория пообещала уважать их традиционные права. В частности, было введено право передачи княжества по наследству приемным сыновьям (если линия прямого наследования прерывалась). Британская корона обязалась со вниманием отнестись к существованию в Индии традиционной кастовой системы. Были также приняты законы, препятствовавшие заминдарам и иным арендодателям произвольно повышать арендную плату. Многие постоянные арендаторы получили право отчуждать свои земли.

    Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей провел реформу образования в Индии, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из самих индийцев, создать из них «прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума». Активно действуя в этом направлении, англичане открыли в Индии в 1857 г. первые три университета - Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский. В дальнейшем число индийских университетов и колледжей с преподаванием на английском языке и по английским программам обучения все возрастало, не говоря уже о том, что многие из индийцев, особенно из числа зажиточной социальной верхушки, получали образование в самой Англии, в том числе в ее лучших университетах - Кембридже и Оксфорде. И пусть такое образование получала лишь ничтожная доля населения, в подавляющем большинстве остававшегося вовсе неграмотным, эта доля индийских интеллектуалов играла непропорционально значительную роль в политике и общественной жизни страны. И воспитание их по английской модели не могло при этом не оказывать своего воздействия.

    В 1861 г. парламент принял закон об организации законосовещательных Индийских советов при генерал-губернаторе и губернаторах провинций. Хотя члены этих советов назначались, а не избирались, законом оговаривалось, что половина их должна состоять из лиц, не занятых на службе и тем самым не зависящих от администрации. Была проведена и судебная реформа по английскому образцу. В продолжение этой же линии в 80-х годах были изданы законы о местном выборном самоуправлении. И хотя выборы были многоступенчатыми, а участвовать в них могли лишь очень немногие, едва ли более 1% населения страны, начало избирательной процедуре было положено.

    Активное внедрение элементов европейской (британской) политической культуры и практики и европейского образования способствовало проникновению в Индию многих европейских идей и идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими науками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование английского языка как официального и объединяющего представителей различных индийских народов способствовало распространению среди интеллектуальной элиты ориентации на европейские духовные ценности.

    Рост влияния англичан и европейской культуры на образованных индийцев протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального капитала и соответствующих изменений в ее экономике. Заметный уже в начале XIX в. и не прекращавшийся на протяжении последующих десятилетий быстрый рост английского промышленного экспорта в Индию способствовал резкому увеличению индийского экспорта в Англию и другие страны Европы. Из Индии вывозились хлопок, шерсть, джут, чай, кофе, опиум и особенно индиго и пряности. Для обеспечения быстрого увеличения количества вывозимого сырья англичане активно создавали плантационные хозяйства капиталистического типа. К традиционным статьям индийского экспорта прибавлялись все новые, включая и зерно,- при всем том, что время от времени Индию сотрясали страшные неурожаи, сопровождавшиеся голодной смертью миллионов.

    Выразителем интересов индийской интеллектуальной элиты стал созданный в 1885 г. с благословения англичан Национальный конгресс. Будучи одновременно и лояльным, и оппозиционным по отношению к английским властям, Индийский национальный конгресс (ИНК) стал своего рода знаменем борьбы за демократическую трансформацию традиционной Индии.

    В дальнейшем английское правительство старается вести гибкую политику в отношении Индии. Оно временами идет на уступки, оттягивая предоставление Индии статуса доминиона.

    Таким образом, колониальная политика англичан с одной стороны, вела превращению Индии в аграрно-сырьевой придаток Англии, к налоговому гнету, разорению ремесленников и крестьян, к страданиям многих людей. С другой - этот болезненный процесс активно способствовал развитию страны, знакомил ее с новыми формами связей и отношений, с производством машинного типа, с основами науки и техники. Английский генерал-губернатор Бентик (1828 - 1835) запретил старинный обычай самосожжения вдов (сати) и фактически уничтожил секту тхагов (душителей), совершавшую религиозные убийства. Англичане и особенно английский язык стали служить чем-то вроде интегрирующего начала, помогающего сплачивать говорящую на разных языках страну в нечто единое и цельное. А это, в свою очередь, с XIX в., особенно со второй его половины, стало основой для становления национального самосознания в Индии, для развития национальных движений

    Экономическое развитие Индии в 60—90-е годы

    Начиная с 60-х годов в экономическом и политическом строе Англии все явственнее стали проступать черты, свидетельствующие о переходе ее к последней стадии капитализма — империализму. Изменения в экономике метрополии вызвали появление новых форм и методов колониального подчинения и ограбления Индии. Задачам укрепления власти английских колонизаторов и усиления эксплуатации Индии в новых исторических условиях были подчинены земельно-налоговые мероприятия англичан, в крупных масштабах проввденные в 50—70-е годы XIX в.

    Английская аграрная политика. Колониально-феодальная земельная монополия

    К концу 70-х годов в процессе проведения земельного кадастра и нового налогообложения в районах райятвари и временного заминдари были окончательно юридически оформлены права различных групп феодальных помещиков как частных земельных собственников. В этот период была завершена реформа земельно-налоговых систем, начатая еще в I половине XIX в.

    Особое внимание колониальные власти уделяли урегулированию земельных отношений в районах недавнего восстания. Аудским талукдарам было возвращено 23 157 деревень из общего числа 23522, конфискованных администрацией в ие-риод восстания. Их права как земельных собственников были юридически оформлены специальными законами, изданными в 1869 и 1870 гг.

    Укрепляя феодально-помещичье землевладение, колониальные власти оказались вынужденными учитывать также интересы верхов сельской общины, принимавших активное^ участие в восстании. При проведении земельного налогообложения верхушка общины, а также инамдары в Северо-Западных провинциях и Ауде получили статус феодальных субвладельцев — посредников между крестьянами-арендаторами и помещиками — заминдарами и талукдарами.

    Сохраняя известное дробление владельческих прав ме.кду различными группами феодальных землевладельцев, англичане имели в виду расширение и укрепление социальной базы колониальной власти.

    Аграрная политика колониальных властей была внутренне весьма противоречивой. С одной стороны, земельно-налоговые преобразования, проведенные англичанами с конца XVIII в., способствовали завершению процесса становления частной феодальной и парцеллярной крестьянской собственности (в районах райятвари), разрушив систему общинного землевладения и землепользования. С другой стороны, сохранение в системе сбора земельного налога пережитков государственной земельной собственности и ограничение в законодательном порядке возможностей хозяйственного использования •земли (на это было объективно направлено, в частности, арендное законодательство 50—80-х годов XIX в.) обусловили консервацию аграрного строя Индии на стадии, предшествовавшей конечному этапу разложения феодальной собственности.

    Укрепляя феодально-помещичье землевладение заминдар-ского типа, колониальные власти оказались также вынужденными учитывать интересы верхней прослойки прежней сельской общины в Пенджабе. Поэтому верхние группы пенджабских феодальных землевладельцев (например, талукдары и ала-малики) превратились в пенсионеров казны. При оформлении владельческих прав привилегированных в налоговом отношении групп феодальных землевладельцев (джагардаров и инамдаров) их собственность была даже урезана.

    Джагирдары в некоторых провинциях превратились в землевладельцев привилегированного типа, уплачивавших земельный налог, как и инамдары, по пониженным ставкам (например, в Бомбее и Бераре). В Синде джагирдары (ранее держатели условных пожалований) были утверждены англичанами в правах собственности на сохраненные за ними земельные владения. Однако большинство джагирдаров, а также некоторые другие группы феодалов были постепенно отстранены от участия в сборе земельного налога. Более того, в процессе работы комиссий по инамам и джагирам часть инамдаров и джагирдаров лишилась своих земельных и денежных пожалований. Это было характерно для тех районов, где колониальный режим подвергся наименьшему испытанию во время восстания 1857—1859 гг. и где поэтому колонизаторы чувствовали себя относительно более прочно (Пенджаб, Синд, Западная и Южная Индия). Особенно уменьшилось число инамов и джагшров в Бомбейоком президентстве. Сокращение земельных держаний инамдаров и джагирдаров явилось одной из причин недовольства и оппозиционных настроений среди части маратхских мелких и средних помещиков и помещичьей интеллигенции в последней трети XIX в.

    Английские колонизаторы не ограничились только сохранением крупного помещичьего землевладения. В 1860 г. на основной территории Центральных провинций владельческие права на землю помимо представителей старой феодальной знати — заминдаров, талукдаров и других получили также лица, ответственные перед государством за внесение земельной ренты-налога, так называемые малгузары. До английского завоевания большинство из них были старостами сельских общин или откупщиками налогов. Таким образом, в этих районах Индии английские колонизаторы способствовали созданию новой прослойки помещичьего класса из числа тех, кто в феодальный период даже формально не обладал владельческими правами на основную часть принадлежавших им теперь земель. Во второй половине XIX в. окончательно сложилась колониально-феодальная земельная монополия.

    Индия — сфера приложения английского капитала


    С середины XIX в. Индия становится сферой приложения английского капитала. Первым крупным ооъектом английских капиталовложений в Индии были железные дороги. Освоение Индии как источника сырья и рынка сбыта потребовало современных средств связи и сообщения. В 60—90-е годы протяженность железнодорожных линий возросла с 1300 до 25 600 км Направленность железнодорожной сети, веером расходившейся от главных портов в глубь страны и связывавшей основные опорные пункты англичан в Индии, была обусловлена прежде всего задачами военно-стратегического характера.

    Железнодорожное строительство было подчинено целям порабощения и эксплуатации страны английским капитализмом. Это особенно ярко проявилось в установлении тарифов на грузовые перевозки. На линиях, соединявших внутренние районы страны, тарифы были выше, а на ведущих из глубинных районов к портам — ниже. Этим стимулировались экспортно-торговые перевозки и затруднялось развитие товарооборота внутри страны. Железные дороги строились в трех различных колеях — широкой, метровой и узкой, что также значительно удорожало внутренние перевозки, поскольку приходилось перегружать товары на узловых перевалочных станциях.

    Железнодорожное строительство оказалось настоящим «золотым дном» для анпийских дельцов, так как колониальные «части гарантировали компаниям максимальную прибыль независимо от фактических расходов. Расточительство аяглийс-гих подрядчиков оплачивалось кровью и потом индийских налогоплательщиков.

    Вторым важнейшим объектом английских капиталовложений было ирригационное строительство. Ирригационные сооружения строились в тех районах, где выращивались экспортные культуры (например, в Синде и Пенджабе, где была создана главная база экспортного хлопка и пшеницы) Используя водный налог, англичане не только покрывали за счет крестьян все затраты на ирригационное строительство, но и получали громадные прибыли.

    Оросительные сооружения и железные дороги являлись, как правило, собственностью метрополии.

    Важнейшей сферой приложения частного капитала с середины XIX в. становится плантационное хозяйство. Английское колониальное государство в Индии поддерживало развитие плантаций чая, кофе, каучука, продавая пригодные для возделывания этих культур земли в полную собственность или сдавая их в аренду плантаторам на льготных условиях.

    Британские капиталы стали также вкладываться в строительство предприятий фабрично-заводской и горнодобывающей промышленности. (Английские капиталисты владели джутовыми фабриками в Калькутте, хлопчатобумажными в Канпуре). Толчком к этому послужило железнодорожное строительство: для рельс требовался металл, для паровозов — уголь. К концу XIX в. в Калькутте действовал принадлежащий англичанам небольшой металлургический завод; уголь, сжигавшийся в топках паровозов, стал добываться в самой Индии. Эксплуатация открытых железнодорожных линий потребовала создания ремонтных мастерских и небольших чугунолитейных и механических предприятий.

    Превращение Индии в объект эксплуатации империалистическими методами (ввоз капитала и усиленный вывоз сырья) исторически закономерно. Как указывал В. И. Ленин, «две крупные отличительные черты империализма имели место в Англии с половины XIX века: громадные колониальные вла дения и монопольное положение на всемирном рынке».

    Английский империализм, используя все методы колониальной эксплуатации — налоги, ввоз промышленных товаров, вывоз сырья, экспорт капитала, взимал с порабощенной стра-ны громадную колониальную дань, которая составила около 100 млн ф. ст. в год. «То, что англичане отбирают ежегодно у индийцев — в свиде ренты, дивидендов от совершенно ненужных для самих индийцев железных дорог, пенсий военным и гражданским чиновникам, издержек на афганские и иные войны и пр. и пр., — то, что они берут у них без всякого эквивалента, — не считая того, что они ежегодно присваивают себе в самой Индии,— то есть говоря только о стоимости товаров, которые индийцы вынуждены даром ежегодно отправлять в Англию, — превышает общую сумму дохода 60 миллионов земледельческих и промышленных работников Индии! Это — настоящее кровопускание, это вопиющее дело! Голодные годы следуют там один за другим, причем голод достигает размеров, о которых в Европе до сих пор даже и ле подозревают!» — писал К. Маркс в 1881 г.

    Формирование новых классов и обострение противоречий в стране

    Развитие капитализма в стране положило началоформированию рабочего класса. Неравномерное развитие крупной промышленности определило концентрацию сословной ее части в наиболее развитых провинциях страны: Бомбее и Бенгалии. Общая абсолютная численность рабочих, занятых на фабрично-заводских предприятиях, железных дорогах и шахтах, составляла к концу XIX в около 800 тыс. человек. Среди рабочих: преобладали текстильщики.

    Условия жизни и труда индийских рабочих были ужасающими. Заработная плата рабочих на фабриках была настолько низка, что они, как правило, не мопи содержать на нее членов семьи. Поэтому в первые десятилетия развития фабрично-заводской промышленности среди рабочих преоблада ги выходцы из крестьян — собственников или арендаторов мелких клочков земли. Именно этим объясняется также широкое внедрение на фабриках и шахтах женского и детского труда.

    Капиталистическая эксплуатация дополнялась различными формами внеэкономического принуждения и ростовщической габалой.

    В последней трети XIX в рабочая неделя на индийской фабрике составляла 80 часов (на английской — 56 часов). Ра бочий день достигал 16 часов: он начинался обычно за 15 ми-1|ут до восхода и кончался через 15 минут после захода солнца, так как в цехах не было электрического освещения.

    Сверхэксплуатация индийских рабочих была основой конкурентоспособности индийских фабрикантов в их борьбе за рынок с английскими промышленниками.

    Английские фабриканты-текстильщики, стремясь ослабить конкурентоспособность индийских промышленников путем повышения издержек производства, через своих представителей в парламенте Англии стали требовать введения в Индии рабочего законодательства. Однако этому противились не только фабриканты-индийцы, но и владельцы фабрично-заводских предприятий в Индии — англичане. Принятие законодательства существенно не повлияло на степень эксплуатации индийского рабочего класса. Законы 1881 и 1891 гг. вводили возрастной ценз для найма — сначала семь, а затем девять лет. Ограничивался также рабочий день для детей и подростков. Это законодательство, кстати очень плохо выполнявшееся, само по себе свидетельствовало о тяжелом положении рабочего класса Индии.

    Английская буржуазия взимала с развивающейся национальной промышленности в Индии тяжелую дань, поставляя оборудование и материалы по монопольно-высоким ценам. Значительно выше, чем в Англии, была также оплата инженерно-технического персонала. Источником для покрытия этих дополнительных затрат была сверхэксплуатация индийского рабочего класса, который, таким образом, подвергался двойному гнету — со стороны своей и иностранной буржуазии.

    Английская буржуазия, используя свое политическое господство в Индии, всемерно тормозила самостоятельное экономическое развитие страны. В 1879 г. фабриканты Ланкашира добились отмены пошлин на импортные хлопчатобумажные ткани в Индии, что ставило в неравное положение молодую индийскую и самую мощную в мире английскую текстильную промышленность. В 1882 г. отметены пошлины и на другие товары. В 1894 г. по фискальным соображениям пошлина на ввозимые ткани была восстановлена, но одновременно введен акцизный сбор на индийские фабричные ткани.

    Серьезным тормозом было также отсутствие организованного капиталистического кредита. Английские банки в Индии кредитовали лишь колониальный аппарат, английские торговые и промышленные предприятия и занимались главным образом внешнеторговыми операциями. В этих условиях индин-ские фабриканты попадали в зависимость от так называемых управляющих агентсав — дочерних компаний крупных английских монополий. Управляющие агентства предоставляли необходимый кредит, поставляли промышленное оборудование, а после пуска предприятия нередко руководили его работой, обеспечивая снабжение сырьем и сбыт готовой продукции. В пользу управляющих агентств производились значительные отчисления от прибылей индийских фабрикантов.

    Господство в сельском хозяйстве феодальных пережитков, преобладание в деревне и мелком промышленном производстве горгово-росговщического капитала крайне ограничивали возможности капиталистического развития страны.

    Молодая индийская буржуазия с самого начала своего формирования как класса столкнулась с экономическим и политическим гнетом империализма. Однако в наибольшей степени этот гнет в сочетании с феодальной и торгово-ростовщической эксплуатацией ощущался в мелкотоварном секторе, в сельскохозяйственном и ремесленном производстве.

    Колониальная, феодальная и торгово-ростовщическая эксплуатация вызвали массовое разорение крестьян и ремесленников, обнищание трудящихся масс, в неурожайные годы сопровождавшееся массовым голодом. Если в 1825 — 1850 гг. голод дважды поражал страну и унес 0,4 млн. человеческих жизней, то в 1850—1875 гг.—6 раз, а в 1875—1900 гг.—18, причем смертность увеличилась соответственно до 5 млн. и 26 млн. человек.

    Усиление колониальной эксплуатации, сопровождавшееся утяжелением феодального и ростовщического гнета, развитие капитализма в стране, вызвавшее формирование классов буржуазного общества, привели к обострению классовых противоречий внутри страны, а также противоречий между классами индийского общества и английским империализмом.

    Капиталистический сектор являлся островком среди моря полунатуральных хозяйств крестьян и ремесленников, представлявших докапиталистические уклады. Этим определялись особенности социально-классовой структуры феодального общества. Это нашло свое отражение в содержании я формах борьбы классов.

    Возникновение буржуазного национализма и его различные течения

    Развитие капитализма в Индии, становление индийской национальной буржуазии привели к возникновению буржуазно-национального движения. Народные антиколониальные и антиимпериалистические выступления оказали серьезное влияние на процесс политического формирования индийской буржуазии.

    Развитие буржуазного национализма в Индии прошло два этапа. В 60—70-е годы в различных районах страны возникли местные буржуазно-помещичьи общественно-политические организации. Дальнейшее развитие буржуазно-национального движения привело его к объединению в середине 80-х годов во всеиндийском масштабе.

    Буржуазно-национальное движение 60—70-х годов


    Первые буржуазно-помещичьи общественно-политические организации возникли наиболее экономически развитых провинциях Индии — ьенгалии и Бомбее.

    Здесь еще с 40-х годов действовали Ассоциация Британской Индии в Калькутте и Ассоциация Бомбейского президентства в Бомбее. Обе организации представляли интересы крупных торговцев-компрадоров, верхушку индийской буржуазно-помещичьей интеллигенции. Кроме того, в Ассоциации Британской Индии решающее влияние имели либерально настроенные бенгальские помещики-заминдары.

    Экономическая программа этих организаций включала в себя требование снижения налогообложения и сокращение расходов колониальной администрации. Политическая программа была также крайне ограниченной: она сводилась в основном к требованию расширить возможности получения европейского образования верхушкой индийского общества (для последующего занятия должностей в колониальном аппарате управления) и протесту против царившей в стране расовой дискриминации.

    Народные выступления толкали умеренных националистов на дальнейшее сближение с колонизаторами.

    В условиях поднимавшейся в стране волны национально-освободительного движения общественное значение старых организаций стало быстро уменьшаться. Возникла объективная необходимость в создании новых, более радикальных организаций индийских буржуазных националистов.

    В 1870 г. в Махараштре образовалась «Пуна Сарваджаник Сабха» («Союз простых людей Пуны»), а в 1876 г. в Каль-ьутте — Индийская ассоциация. Обе организации более активно выступили в защиту экономических и политических интересов индийской буржуазии.

    С самого начала внутри новых организаций (как и всего буржуазно-национального движения) не было единства. Внутренняя история буржуазно-национального движения характеризуется воаникновением и развитием в нем двух основных направлений — либерального и демократического.

    В течение 60-х — начале 80-х годов XIX в. либеральное крыло организационно господствовало в национальном движении, поскольку в этот период мелкобуржуазным демократам пе удалось создать свои собственные организации.

    Либералы, главными лидерами которых были в Бенгалии Су-рендранатх Банерджи, а в Бомбейском президентстве Дадаб-хай Наороджи и Ранаде, требовали от колониального правительства проведения протекционистской политики по отношению к молодой индийской промышленности, снижения налогообложения, уменьшения колониальной дани. В аграрном вопросе они стояли за сохранение помещичьего землевладения (при уменьшении налогообложения) и постепенное развитие крупных помещичьих хозяйств (по прусско-юнкерскому пути).

    Их политическая программа сводилась к расширению представительства имущей верхушки индийского общества в совещательных органах при вице-короле и губернаторах провинций, а также к протестам против расовой дискриминации. В ней выдвигалось требование повысить возрастной ценз для экзаменующихся при поступлении на государственную службу и проводить экзамены одновременно как в Индии, так и в Англии.

    Последнее требование было вызвано тем, что колонизаторы стремились сохранить монополию на занятие хорошо оплачиваемых должностей в колониальном аппарате управления за английской буржуазной молодежью. В связи с этим был установлен порядок, по которому к экзаменам для поступления на государственную службу, проходившим в Лондоне, допускались лица в возрасте не старше 22 лет. Этот порядок фактически лишал основную часть индийской интеллигенции возможности поступления в корпус индийской гражданской службы. Индийцы в то время оканчивали колледжи в Индии позднее, чем англичане у себя на родине, а, кроме того, поездка в Англию была слишком дорогим и трудным делом для молодых людей даже из самых богатых индийских семей.

    Тактика индийских либералов была столь же робкой и умеренной, как и их политическая программа. Петиции, обращенные к парламенту и английским колониальным властям, посылка делегаций к вице-королю и в Англию, робкие протесты в печати, принятие резолюций на собраниях национальных организаций — вот те формы борьбы, которыми ограничивалось умеренное крыло национального движения.

    Либералы резко отрицательно относились к народным выступлениям и стояли на позициях сохранения в стране колониального режима.

    Однако внутри национального движения крепло левое, радикальное крыло. Мелкобуржуазные демократы представляли низшие прослойки торговой буржуазии, владельцев мелкие промышленных заведений, малоимущую часть интеллигенции — учителей, клерков, врачей — и в то же время были связаны с разорившимися мелкими помещиками и верхушкой крестьянства.

    В отличие от либералов мелкобуржуазные демократы Бен-халии с глубоким сочувствием относились к антифеодальной борьбе масс. Во время «восстания индиго» писатель-демократ Динабандху Митра написал пьесу «Нил дарпан» («Зерцало индиго»), в которой разоблачалась система принудительной контрактации. Пьеса произвела большое впечатление в передовых кругах бенгальского общества. В 1873 г. во время восстания в Пабне была опубликована пьеса Мир Машраф Хуссейна «Заминдар дарпан» («Зерцало заминдара»), в которой раскрывались картины помещичьего произвола, царившего в заминдарских имениях. Представления этой пьесы в деревнях с участием крестьян способствовали распространению революционных настроений среди бенгальских райятов.

    Бенгальские левые националисты надеялись, что массовые выступления крестьян приведут к изменениям в системе управления страной, к ослаблению и в конечном счете к ликвидации колониального гнета.

    Антифеодальная направленность общественно-политических взглядов бенгальских мелкобуржуазных демократов обусловливалась и тем, что они наиболее последовательно выражали интересы тех, кто выступал за буржуазное развитие страны.

    Главную задачу в своей практической деятельности мелкобуржуазные демократы видели в воспитании в духе патриотизма широких слоев индийской мелкобуржуазной молодежи. Поэтому они придавали первостепенное значение пропаганде своих идей через печать. Братья Гхош, Харишчандра Мукер-джи, крупнейший бенгальский писатель того времени Банким-чандра Чаттерджи и другие пропагандировали идеи мелкобуржуазного национализма через издаваемые ими газеты и журналы. Однако их слабость заключалась в отсутствии собственных, отдельных от либералов политических организаций. Эти особенности в деятельности мелкобуржуазных демократов были характерны и для Махараштры, которая наряду с Бенгалией была вторым очагом национального движения в Индии.

    Здесь возникновение левого, радикального национализма связано с именем выдающегося индийского революционера и демократа Бал Гангадхар Тилака (1856 — 1920 гг.). Тилак, происходивший из старинной маратхской брахманской семьи, с ранних лет воспринял традиции освободительной борьбы маратхов, восходящие к эпохе создания маратхского государства во главе с Шиваджи. Национальные традиции пронизывали всю политическую агитацию Тилака. Еще находясь в колледже, Тилак имеете с группой своих единомышленников задумал создать общедоступную школу, в которой маратхакая молодежь воспитывалась бы в духе маратхского национализма. В 1880 г. в Пуне была открыта «Новая английская школа», а со следующего года Тилак стал издавать газеты «Кесари» («Лев») на маратхском и «Махратта» на английском языках.

    В статьях, публиковавшихся в этих органах печати, а также в лекциях, читавшихся в школе, Тилак и его сторонники выступали наиболее последовательными защитниками интересов всей индийской национальной буржуазии. Формой защиты интересов индийских промышленников Тилак избрал бойкот английских товаров.

    Подобно бенгальским мелкобуржуазным демократам, Тилак выступал за улучшение материального положения масс, но он не выдвинул четкой программы по аграрному вопросу.

    Сочувственно относясь к выступлениям масс против колониального режима, Тилак не считал вооруженную борьбу правильным путем завоевания независимости. На этом этапе тичакисты свою основную задачу видели в подготовке «масс» (т. с. широких мелкобуржуазных слоев) к будущей борьбе за независимость.

    В отличие от Бенгалии и Махараштры в остальных районах Индии в 70 — 80-е годы национальное движение еще не достигло подобного уровня развития.

    Начало общеидийского национального движения и создание Национального конгресса


    На развитие национально-освободительного движения в стране английские колонизаторы ответили репрессиями. В 1878 г. вице-король Литтон (1870—1880 гг.) издал закон об оружии, по которому ин-индийцам запрещалось иметь (даже для защиты от хищников) огнестрельное оружие. В том же году был принят драконовский закон о печати, вводивший предварительную цензуру для всех изданий на индийских языках и носивший репрессивный характер.

    Однако эти репрессии не дали желаемого результата. По-'->тому пришедшие в 1880 г. к власти в Англии либералы стали проводить политику заигрывания с индийскими буржуазно-помещичьими националистами. Новый вице-король Рипон ^ 1880 — 1884 гг.) отменил закон о печати.

    В 1882 г. большинство членов муниципалитетов в крупных городах стало избираться верхушкой имущих классов. Заигрывая с индийскими либералами, Рипон поддержал законопроект (билль), составленный членом исполнительного совета Иль-бертом, по которому устранялась расовая дискриминация индийцев в судах. Однако сопротивление английской бюрократии и английских дельцов в Индии способствовало провалу «билля Ильберта» в парламенте и ускорило отставку Рипона. Борьба по этому вопросу подтолкнула индийских националистов к объединению своих усилий в масштабе всей страны.

    В 70-х — начале 80-х годов в Индии назревал новый революционный кризис. Особенно пугала колонизаторов перспектива соединения деятельности радикального крыла буржуазных националистов с народным движением. Крупный английский чиновник Юм отмечал в одном из своих отчетов, что представители «образованных классов... возглавив народные выступления, придадут им осознанную направленность и смогут превратить их в национальное восстание».

    Вот почему колонизаторы выступили с поддержкой создания единой общеиндийской политической организации во главе с либералами.

    Еще с конца 70-х годов между представителями различных общественно-политических организаций стали возникать тесные контакты, и в 1883 — 1884 гг. были сделаны первые попытки создания общеиндийской организации националистов.

    Наконец в 1885 г. в Бомбее собрался первый съезд Национального конгресса — первой общеиндийской буржуазно-помещичьей политической организации. Она была создана при благосклонном отношении властей, а Юм по поручению вице-короля Дафферина (1884 — 1888 гг.) стал генеральным секретарем Конгресса.

    Национальный конгресс выражал интересы верхних слоев индийской буржуазии и националистически настроенных помещиков. 50% делегатов первых шести сессий Конгресса принадлежало к буржуазно-помещичьей интеллигенции, 25%—выходцы из торговонростовщических слоев и 25% — помещики.

    В Конгрессе господствовали представители либерального крыла национального движения. Однако в своей программе они пошли несколько дальше: более последовательно стали проводиться требования о защите и развитии национальной программы.
    Обострение англо-индийских противоречий

    В начале XX столетия в экономической и социальной жизни Индии получили дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся еще во второй половине XIX в. Внутренним содержанием этого процесса было развитие капитализма, порождавшее острые классовые и национальные противоречия.


    написать администратору сайта