Главная страница

Билеты по истории. история. 1)Хан Касым (годы правления 15111515 гг. (1518 г., 1523 г.))


Скачать 23.15 Kb.
Название1)Хан Касым (годы правления 15111515 гг. (1518 г., 1523 г.))
АнкорБилеты по истории
Дата26.04.2023
Размер23.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория.docx
ТипДокументы
#1090417

1 билет

1)Хан Касым (годы правления: 1511–1515 гг. (1518 г., 1523 г.))

Ханский титул от Керея перешел к его сыну Бурундуку. Хотя ханом являлся Бурундук (1480–1511 гг.), фактически вся власть в ханстве находилась в руках султана Касыма. Соперничество между ними завершилось победой султана Касыма, в результате чего хан Бурундук был изгнан из страны. С 1511 г. Касым взял власть в свои руки. Как свидетельствуют средневековые авторы, в период правления хана Касыма Казахское ханство переживало период подъема. Например, Бабур писал, что хан Касым крепко держал власть в ханстве в своих руках. Хан Касым в короткие сроки мог созвать конное войско в 300 тысяч человек. Историк Мухаммед Хайдар Дулати подчеркивал могущество хана Касыма: «Он распространил свою власть над Дешт-и-Кыпчаком. Подданных у него более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было хана, более могущественного, чем он». Народные предания связывают с именем хана Касыма создание первого свода законов Казахского ханства, известного как «Проторенный путь хана Касыма». Расцвету ханства Касыма способствовало ослабление переживавшей кризис Ногайской Орды. Вследствие этого часть кочевых племен Ногайской Орды – кыпчаки, канлы и другие – переходили под покровительство казахских султанов. Основные районы единой этнической территории казахов окончательно стали формироваться при хане Касыме. К этому времени границы Казахского ханства на юге охватили Присырдарьинский регион и присырдарьинские города в Туркестанском регионе. На юго-востоке была присоединена основная часть Жетысу. На севере и северо-востоке казахские границы от гор Улытау и озера Балхаш достигли отрогов Каркаралинских гор. На северо-западе границы Казахского ханства приблизились к пойме реки Урал (Яик). Народное предание казахов связывает с именем Касыма создание узаконений, известных как «Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»). Численность населения Казахского ханства превышала 1 миллион человек. Свою известность и политическую мощь на европейской арене Казахское ханство получило именно во время правления Касым хана. Первым крупным государством, установившим свои дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность.

2) Мәңгілік ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома. Мечта всех наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев, составляют фундамент будущего нашей страны: стабильность, толерантность, равенство всех, несмотря ни на что: религиозные пристрастия, национальность и так далее», – сказал президент Н.А. Назарбаев. Реализация национальной идеи «Мәңгілік ел» несет в себе огромные перспективы для дальнейшего политического, экономического и духовного развития нашего будущего поколения. Ведь само название,Мәңгілік ел» говорит о том, что наш народ вечен, и поэтому молодое поколение Казахстана должно не только трудиться на благо нашей страны, развивая и поднимая её экономику, образование и другие сферы деятельности. Наша молодежь, в первую очередь, должна сохранить те духовные богатства, которые веками отвоевывали и оставили нам в наследство наши воинственные мудрые предки. Культура, традиции, духовное наследие нашего народа своими корнями уходит глубоко в древность. в основе Мәңгілік Ел – простые, понятные и самые ценные для каждого из нас истины: благополучие наших семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне. Мы призываем укреплять, хранить и передавать от поколения к поколению Семь незыблемых основ Мәңгілік ел.

1 -Мәңгілік Ел - это Независимость и Астана

2 - Мәңгілік Ел - это Общенациональное единство, мир и согласие.

3 - Мәңгілік Ел - это Светское Государство и Высокая Духовность

4 - Мәңгілік Ел - это устойчивый Экономический Рост на Основе Инноваций.

5 - Мәңгілік Ел - это Общество Всеобщего Труда.

6 - Мәңгілік Ел - это Общность Истории, Культуры и Языка.

7 - Мәңгілік Ел - это Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем.

3) Этноло́гия (греч. ἔθνος «народ» + λόγος «учение, наука») — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. Наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза. Наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей.

2 билет

  1. По основной версии, слово «қазақ» в переводе с древнетюркского языка означает «свободный, вольный, независимый человек». В мусульманских письменных источниках слово встречается в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Из этой краткой подборки видно, что термин «казак» вначале имел чисто социальное значение и обозначал кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти. Именно поэтому группа кочевников, откочевавших с Жанибеком и Кереем в Могулистан, получила название «казак». Этноним «казак» означал свободного человека, вольную общину ( от глагола каз туру - прямостоящий, каз шыгу -отделиться). Ханство, основанное ими, получило название «казахского». С этого момента значение слова «казак» начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в Политический, обозначая подданных Казахского ханства. — слово "казах” означает "вольный человек”.Известный ученый, специалист по тюркскому языку, академик В.В. Радлов считал, что слово "казах” означает "вольный, независимый человек”. Это мнение разделял и ученый А.Н. Самойлович. Ш. Кудай- бердиев, поддерживая эту идею, добавляет, что слово "казах” означает "вольный, независимый народ, ставший свободной страной”. Действительно, до присоединения к России Казахстан был свободной, вольной, независимой страной. Казахский ученый Чокан Валиханов писал, что слово "казах”— очень уважительное и священное, означающее "сильный, крепкий, вдохновенный”. Вышеупомянутый Ибн Рузбихан в своих записях XVI в. приводит следующие свидетельства: "Казахи стали известны везде своим бесстрашием, героизмом, огромной силой. Об их безмерной смелости написано на многих языках, таких, как арабский”.Специалист по языкам Т. Жанузаков доказывает, что первая часть слова "казах” — "каз”, "кас” во всех уральских, алтайских, кавказских и других тюркских языках означает "вольный”, "смелый”, "жигит”, "человек”. А вторая половина — "ак” — придает слову множественное, собирательное значение, что-то вроде современного окончания "лар”. Отсюда можно сделать вывод: первоначальное значение слова означает "самые смелые люди, решительные жигиты, героические люди”. Это мнение подтверждает значения слова "казах”, упомянутые ранее.

  2. Территория Казахстана была катализатором, мостом, соединявшим различные цивилизации, культуры, народы. Здесь развивалась как оседлая, так и кочевая цивилизация. Здесь происходило взаимовлияние поркской, иранской, славянской, китайской, монгольской культур. Казахская духовность изначально синкретична. Все это с древности предопределило полиэтничность и многоконфессиональность историко-культурного ареала, И сегодня наша страна не утратила своей уникальности, определяемой этими факторами. На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая пластика из камня, кости, керамики, металла, посуда из дерева и кожи, получили распространение резьба по дереву, кости, камню, обработка и тиснение по коже, чеканка. Развивалось художественное литье из олова и бронзы. на территории средней азии также впервые одомашнили лошадь, что несомненно повлияло на дальнейшее развитие использования лошадей в качестве транспорта. нововведение переносных домов кочевников, юрты, в которых люди могли жить при кочевом образе жизни. еще можно привести к примеру изобретение колеса произошедшее также на территории средней азии.

  3. Генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной (прикладной исторической дисциплиной) и занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

  1. билет

  1. Медно-каменный век (энеолит), 3000–2800 (1800) лет до н. э. Первый металл, который научились использовать древние люди, – медь, ее научились выплавлять почти 5 тысяч лет назад. Энеолит (медно-каменный век) – время появления первых металлических изделий из меди. Но медь не смогла полностью вытеснить каменные орудия труда, камень остался основным материалом. К периоду энеолита относятся первое общественное разделение труда (отделение земледелия и скотоводства) и начало замены матриархата патриархатом. Основные занятия — коневодство, охота и рыболовство. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад. Для ботайской культуры была характерна развитая индустрия каменных орудий. Первый металл, который научились использовать древние люди, – медь. Время появления первых металлических изделий из меди – энеолит. Развивалось мотыжное земледелие, но оно не могло обеспечить полностью людей, а также было более трудоемким, чем скотоводство. Зарождается горнорудное дело. Первые рудники – Успенский и Жезказганский. Поселения состояли из 10–20 землянок и полуземлянок. В энеолите появилось рисуночное письмо (пиктография). В энеолите приручили лошадь. В эпоху энеолита появились одиночные погребения, что свидетельствует о появлении имущественного неравенства. Для эпохи энеолита был характерен европеоидный антропологический тип на территории Казахстана. Ярким памятником энеолитического времени является поселение Ботай на севере Казахстана, которое относится к 3–2 тысячелетиям до н. э. и занимает площадь 15 га. Там были найдены остатки 158 жилищ. Обнаружены в огромном количестве кости лошадей, что свидетельствует о том, что ботайцы приручили лошадь. Энеолитический памятник Шебир в Мангистау. В местности Шебир найдена яйцеобразная посуда с орнаментом, напоминающим гребень; также найдены ожерелья из морских моллюсков.

  2. Причина народных выступлений. Административные реформы 1867–1868 годов усилили колониальную зависимость казахской Степи. Новые правила землепользования были особенно неудобны для несостоятельных кочевников. Казахские земли были объявлены государственной собственностью. Использование земли по территориальному принципу противоречило представлениям кочевников. Подчинение зимних и летних кочевий различным административно-территориальным органам создавало большие неудобства и обостряло отношения между родами. Введение государственных и земских сборов в 60–70-е годы обострило и без того тяжелое положение населения. За работу и проживание в прилинейных русских селениях с казахов изымался билетный сбор. Размер подати с учетом земского сбора достигал 3 рублей 50 копеек. Другие поборы во второй половине XIX века со стороны царской администрации народ обозначил словом «шыгын». Казахские шаруа в качестве налога были обязаны доставлять подводы войскам. Острое недовольство народа подняло на вооруженную борьбу также казахских родоправителей, лишившихся своих привилегий. Восстание 1868–1869 годов в Уральской и Тургайской областях. Поводом к восстанию послужил выезд организационных комиссий в Степь для воплощения в жизнь «Временных положений» 1867–1868 годов. К концу 1868 года царские власти приступили к процессу образования новых административных единиц – волостей, что вызвало противодействие казахов. Во время наступления царских войск восставшие сосредоточились в основном по рекам Уил, Сагыз и Жем (Эмба). 6 мая 1869 года в урочище Жамансай они атаковали отряд фон Штемпеля, состоявший из 200 конных всадников и роты пехоты. Руководителями восстания в Уральской и Тургайской областях стали Сейл Туркебайулы, внук знаменитого батыра Сырыма, и Беркин Оспанулы. Военным руководителем восставших стал известный батыр Азберген Мунайтпасов. Восстание носило одновременно антиколониальный и антифеодальный характер. С марта по июнь 1869 года на аулы султанов, биев, волостных и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно 3 000 человек. Александр II приказал немедленно подавить восстание. К этому были привлечены вооруженные силы всех крепостей Приуралья и Оренбуржья. На подавление восстания в Уральской и Тургайской областях выступил военный губернатор Н. Веревкин. Плохо организованные, разобщенные повстанцы Уральской и Тургайской областей потерпели поражение. Восстание 1870 года на Мангыстау. Царские власти запретили роду адай пользоваться летовками и потребовали уплаты податей за прошедший год по новой цене несмотря на то, что новое положение на Мангыстау вводилось с 1870 года. Поводом к восстанию послужили угрозы пристава Рукина и его попытки принудить казахов-адаевцев принять «Положение» 1867–1868 годов. Сигналом к началу широкого освободительного движения на Мангыстау 1870 года послужила весть о разгроме отряда Рукина. Основной движущей силой восстания стали казахские шаруа, в основном рода адай Младшего жуза. К восстанию примкнули взбунтовавшиеся рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Особенностью восстания на Мангыстау 1870 года было то, что в нем впервые приняли участие казахские наёмные рабочие. Руководителями восстания на Мангыстау были Досан Тажиулы и Иса Тленбайулы. 5 апреля 1870 года повстанцы атаковали Александровский форт, Николаевскую станицу и сожгли маяки. Восставших вынудило отступить от Александровского форта применение войсками артиллерии. В конце мая с Кавказа на Мангышлак для подавления восстания был переброшен батальон Апшеронского полка, две стрелковые роты, четыре роты Дагестанского полка, две роты терских казаков при четырех орудиях. Восстание было подавлено. Военный министр Милютин распорядился «примерно наказать мятежников». После поражения восстания на 3 000 семей казахов-адаевцев вместе с руководителями движения вынужденно перешли на территорию Хивинского ханства. После падения в 1873 году Хивы казахские отряды под командованием Досана Тажиулы перешли к партизанским действиям и долго тревожили Кавказскую и Оренбургскую администрации. За участие в восстании казахи-адаевцы выплатили царской администрации контрибуцию в размере 90 000 баранов.

  3. Пантюрки́зм — культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которого лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века. Движение началось среди тюрков в Крыму и на Волге, изначально стремившихся объединиться c тюрками Османской империи. — Исмаил Гаспринский (Гаспыралы), крымскотатарский просветитель и общественный деятель, известный пантюркист. культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которого лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности


написать администратору сайта