1Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззр
Скачать 346.5 Kb.
|
1Понятие мировоззрения.Исторические типы мировоззр. Мировоззрение включает в себя такие составляющие как мироощущение, миропонимание, мировосприятие. В мировоззрении концентрируется весь накопленный человеком опыт общения с людьми и природой, опыт осмысления индивидуальной жизни и др.людей. Мировоззрение- это совокупность взглядов и убеждений,оценок и норм, идеалов и принципов,которые определяют отношения человека к миру и регулируют его поведение в общественной жизни.В структуре мировоззр.выделяют:знания;убеждения и верования;ценности и нормы;эмоционально-волевой компонент.Некоторые включают,а некоторые не включ.практическую дейтельность.По глубине знаний,по степени его рациональной обработки выделяют 2 уровня:жизненно-практич(в основе здравый смысл,обыденная деятельность) и теоретич-ий(основ. На науке,знаниях,полученных эксперементальным путём).Эти 2 уровня не разделимы. Эти уровни –база убеждений-уверенности в истинности знаний и следование им.Историческ.типы:I.Миф.Это мировоззрение обладает признаками:1.Синкретизм-отсутств.противопоставление различных областей2.Антропоморфизм-перенесение свойств человека на природу3.анимизм-одушевление всего существующ.Основа мифа,как мировоззрения-фантазия. IIРелигия.Признаки:1.удвоение действительности-ценностное противопоставление предметных областей.напр,область духовного и материального.2.вера в Бога.Бог-творец,дающий человеку жизнь и нравственные заповеди.3.концепт чуда.Религиозное мировоззрение всегда выражено в тексте,носит канонический х-р.IIIФилософия. Отсутствие представлений о мире вынуждает философа мыслить.Результат философии:концепция,которая вырвжена в философск.тексте.Текст не канонический.Философия стремится к выявлению всеобщих свойств изакономерностей мир.Философск.знание эксперементально не подтверждается, оно неоднозначно в своём понимании. 2.Предмет,основные проблемы,методы и структура философии. Предмет –общие закономерности, характеризующ.: 1.познавательные отношения2.практические отношения3.ценностны отношения. Проблема - это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные.Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены. Все общее в системе «мир - человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные - М. Хайдеггер, так и отечественные - В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др.В современной философской литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение? В каком направлении, по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Методы: Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:диалектика(метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.);метафизика( метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:Обособлено,статично,однозначно);догматизм(восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.);эклектика(метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.);софистика(метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинной посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Др Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.);герменевтика(метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии). и направлениями и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм;рационализм.При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)Выделяют структурные разделы: Онтология-типология бытия.Антропология-учение о человеке,рассматривающ.происхождение человека.Гнесеология-раздел,занимающийся исследованием возникновения, сложения и границ человеческого познания.аксеология-учение о ценностях(этика,эстетика) История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ 3.Смысл,предназначение философии,её культурно-историческ роль:Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен. Вечное стремление к мудрости не позволяет философии уйти в область чистых абстракций, превратиться в игру ума, ненужную человеку. Философская мудрость - бесконечный процесс поиска истины - никогда не может приостановиться. Не овладение истиной, а поиск ее - вот цель философии. культурно-историческ роль философия многогранна - области философского исследования обширны. Философские интересы принципы обращены ко всему многообразию исторического опыта. Система Гегеля включала например философию природы, философию истории, политики, права, моряли, то есть охватывает весь мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. КУЛЬТУРА позволяет неограничено добавлять в нее новые разделы философского миропонимания. Именно культурологический подход дал возможность исследовать фил. как явление сложное, многомерное, в которой она проявляет себя с учетом жизни общества.Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Гегель писал. что философия базируется на осмыслении человеческой истории (выявление закономерностей, тенденций, выражение духа эпохи) 4-5. Восточные философские системы, их специфика,происхождение место в эволюции философского познания.Древнеиндийская философия:особенности этапы, школы,основные категории1. Середина I тысячелетия до н.э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в двух очагах цивилизации - в Индии и Китае - практически одновременно с Грецией возникает философия. Пути формирования систематизированного философского знания соответствовали здесь своеобразию культурно-исторической среды этих стран. Спорное и условное понятие "восточная философия", объединяющее самобытные философские традиции многочисленных народов Востока, обязано своим происхождением тому противостоянию, которое явилось результатом материального и научно-технического прогресса стран Европы и их колониальной экспансии. Политическое и экономическое доминирование на протяжении нескольких столетий закрепило в общественном сознании европейцев системно-полюсное деление человечества на "передовой" Запад и "отсталый" Восток. Этому способствовал и недостаток знаний "чужой" культуры, затруднявший понимание незападных представлений, категорий, а отсюда и всего незападного мировосприятия как такового.В результате европейцы склонны были утверждать, что "философия начинается с греков", восточные же народы в лучшем случае располагали отдельными философемами, а в целом они не смогли подняться выше мифологии и религии. Даже в тех случаях, когда так называемая восточная философия и признавалась "первой по времени", ее включение в изложение мировой истории философии считалось тем не менее неуместным (Гегель).Высокомерному европоцентризму на том же Западе противостоял ориенталистский романтизм, которому мыслители Востока казались "превосходящими большинство философов Запада" (Макс Мюллер), а потому оздоровление и обогащение европейской духовной жизни считалось возможным только через обращение к "живительному источнику" восточной религиозно-философской литературы (Шопенгауэр).Радикальные перемены, связанные с крушением колониальной системы, появлением многочисленных суверенных государств на месте прежних колоний и полуколониальных стран, способствовали отказу от прямолинейного европоцентризма прошлого. В 40-70-е годы XX века широкое распространение приобретают дихотомические стереотипно-контрастные характеристики Востока и Запада, при которых первому приписывается религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и т.д., а Западу соответственно - секулярность, натурализм, рационализм, экстравертность (ориентация на познание внешнего мира), жизнеутверждающий оптимизм, дуализм субъекта и объекта.Последние два десятилетия отмечены нарастающей тенденцией к отказу от западоцентризма, осознанием бесперспективности уничижения "восточных" типов философствования, попыток универсализации за счет сглаживания реально существующих в культурах различий. Современная философская, и в целом культурная, компаративистика (сравнительное исследование культур) все более предпочтительными считает отход от дихотомических представлений и признание многополюсности человеческой культуры.Индийская философия делится на следующие периоды:1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период; 2) Эпический период, VI век до н.э. – II век н.э. Интеллектуальный подъем. – Свобода мысли. – Влияние упанишад. – Политическая обстановка того времени. Многосторонняя философская активность эпического периода. Три главных тенденции: ломка этических воззрений, реконструкция религии и систематизация философии. – Общие идеи века. – Материализм. – Его предшественники. – Локаята. – Теория познания. – Материя – единственная реальность. Тело и дух. – Нет будущей жизни. – Нет бога. Гедонистическая этика. – Отрицание авторитета вед. Влияние теории.Последующая критика материализма 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр (кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).Школы индийской философии делятся на два течения:1. признающие авторитет Вед – рел.-филос. трактаты, создавались арийцами (в Индию после XV в. до н. э. из Ср. Азии, Поволжья и Ирана). Веды, как правило, включали в себя: "священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами и используемое ими при отправлении рел. культов; До наших дней дошло всего четыре Веды 2.и не признающие.Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскpита "знание, ведение") – сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют «Пеpвым памятником мысли дpевних индийцев». Веды, возникнув между втоpым и пеpвым тысячелетием до нашей эpы, сыгpали огpомную, опpеделяющую pоль в pазвитии духовной культуpы дpевнеиндийского общества, включая pазвитие философской мысли. В них впеpвые делается попытка философского толкования окpужающей человека сpеды.Основные учения древнеинд. философии, кот. признают авторитет Вед:Веданта: Основные положения Веданты изложены в сочинении Веданта- сутры. В ведантах существует два направления – адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Миманса: В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного и общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной. Санкхья: Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Ньяя: Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы Вайшешика Учение устанавливает семь категорий для всего существующего : субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Йога означает "сосpедоточение", ее основателем считается мудpец Патанджали (II в. до н.э.).Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения – войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание). Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий. Йога - есть индивидуальный путь спасения, пpедназначенный для достижения контpоля над чувствами и мыслями, в пеpвую очеpедь, пpи помощи медитации. В системе йоги веpа в бога pассматpивается как элемент теоpетического миpовоззpения и как условие пpактической деятельности, напpавленной на освобождение от стpаданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. Пpи успешном овладении медитацией, человек пpиходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интpавеpсии). Кpоме этого, йога включает в себя и пpавила пpиема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам (*гуны – санкср. “качество”) материальной природы, к которой она относится. например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям. НЕ ПРИЗНАЮТ АВТОРИТЕТА ВЕД: Джайнистская школа.В основе Джайнизма лежит учение о таттвах – сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы – это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Буддизм Зародился в 6-5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашен официальной религией. Основатель учения – Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным). Выдвинул три положения :жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданийй, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшего просветления» – нирваны. Нирвана – состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в мире временно. Локаята (Чарвака) В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из четырех элементов : земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно и являются неизменными. 2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса.Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. 3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.В этой связи индийская философия выделяет 3 вида сознания:• "пракрити" — материальное сознание;• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);• "майя" — сознание сновидения, мираж.4. Душа в индийской философии состоит из двух начал: Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. 6.Восточные философские системы,их специфика,происхождение,место в эволюции философск.познания. Особенности, этапы и основные направления китайской философии. Середина I тысячелетия до н.э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в двух очагах цивилизации - в Индии и Китае - практически одновременно с Грецией возникает философия. Пути формирования систематизированного философского знания соответствовали здесь своеобразию культурно-исторической среды этих стран. Спорное и условное понятие "восточная философия", объединяющее самобытные философские традиции многочисленных народов Востока, обязано своим происхождением тому противостоянию, которое явилось результатом материального и научно-технического прогресса стран Европы и их колониальной экспансии. Политическое и экономическое доминирование на протяжении нескольких столетий закрепило в общественном сознании европейцев системно-полюсное деление человечества на "передовой" Запад и "отсталый" Восток. Этому способствовал и недостаток знаний "чужой" культуры, затруднявший понимание незападных представлений, категорий, а отсюда и всего незападного мировосприятия как такового.В результате европейцы склонны были утверждать, что "философия начинается с греков", восточные же народы в лучшем случае располагали отдельными философемами, а в целом они не смогли подняться выше мифологии и религии. Даже в тех случаях, когда так называемая восточная философия и признавалась "первой по времени", ее включение в изложение мировой истории философии считалось тем не менее неуместным (Гегель).Высокомерному европоцентризму на том же Западе противостоял ориенталистский романтизм, которому мыслители Востока казались "превосходящими большинство философов Запада" (Макс Мюллер), а потому оздоровление и обогащение европейской духовной жизни считалось возможным только через обращение к "живительному источнику" восточной религиозно-философской литературы (Шопенгауэр).Радикальные перемены, связанные с крушением колониальной системы, появлением многочисленных суверенных государств на месте прежних колоний и полуколониальных стран, способствовали отказу от прямолинейного европоцентризма прошлого. В 40-70-е годы XX века широкое распространение приобретают дихотомические стереотипно-контрастные характеристики Востока и Запада, при которых первому приписывается религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и т.д., а Западу соответственно - секулярность, натурализм, рационализм, экстравертность (ориентация на познание внешнего мира), жизнеутверждающий оптимизм, дуализм субъекта и объекта.Последние два десятилетия отмечены нарастающей тенденцией к отказу от западоцентризма, осознанием бесперспективности уничижения "восточных" типов философствования, попыток универсализации за счет сглаживания реально существующих в культурах различий. Современная философская, и в целом культурная, компаративистика (сравнительное исследование культур) все более предпочтительными считает отход от дихотомических представлений и признание многополюсности человеческой культуры. Китайская философия сложилась в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв. до н.э.). Истоки философиии Древнего Китая следует искать в первых, еще полумифологических памятниках китайской письменности, особенно в знаменитой «Книге перемен» («Ицзин»). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого - это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название "Книги"). Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики. Графическая часть "Перемен" состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырех гексаграмм. Они выстраиваются по алгоритму течения циклов природно-человеческой жизни.Первую классификацию философских школ представил Сыма Тань (2-1 вв. до н.э.). Сыма Тань условно выделил:«ученые конфуцианцы» (жу цзя);«моисты» (мо цзя); «школа имен» (мин цзя);«законники» (фа цзя);«даосисты» (дао дэ цзя).В древнекитайской философии просматриваются два основных типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический у Конфуция и естественный у даосов,сторонников и последователей учения Лао-цзы. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной. ЛАО-ЦЗЫ (вторая пол.VI-перв.пол.V в. до н.э.) – основатель философ.школы даосизма. Мировоззрение Лао-Цзы противоречиво. В одной ст., он признавал окруж.человека природу единственным бытием, а с другой – исходил и существования невоспринимаемого органами чувств – дао – вечного, неизменного, бесформенного, непознаваемого начала. Это начало он рассматривал как подлинную основу всех вещей и явлений природы, но вместе с тем отождествлял его с небытием. Одно из глав.требований дао по отнош.к человеку составляет «недеяние» или «следование ествественности». Идеи Лао-Цзы изложены в книге «Даодэцзин», кот.,как полагают исследователи философ.мысли Др.Китая, появилась в IV-III вв. до н.э., будучи составлена последователями философа. Воззрения, изложенные в ней, оказали огромное влияние на послед.развитие философ.идей в Китае. Понятия из «Даодэцзин»:Дэ – конкретное проявление дао в вещах и поведении человека; Ци – мельчайшая телесная частица, появляющ.в результате появления дао. Легкие, светлые частицы ци образуют муж.начало ян (янци), а тяжелые,темные – женское начало инь (иньци). Сочетание этих частиц порождает все сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь «возвращается к своему корню», т.е.снова распадается на первонач.частицы. ; Жэнь – человеколюбие; Ли – ритуал. Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н.э.) – виднейший мыслитель, политич.деятель и педагого Др.Китая, основатель первой китайской филос.школы. Происходил из знатной, разоривш.семьи. Был советником при правителе царства Лу, но добровольно ушел в отставку, основав собств.школу. Воззрения Конфуция отражали умонастроения родовой знати, стремившейся к укреплению своего господства и привелегий. Хотя Конфуций выдвинул ряд идей в области педагогики, но в целом его учение носила реакционный хар-р. Конфуций занимался упорядочением древ.книг, ему принадлежит редакций «Книги песен» («Шицзин»), составление комментариев к «Книге перемен» («Ицзин»). Он составил «Летопись» царства Лу («Чуньцю»). Воззрения самого Конфуция изложены глав.образом в книге «Беседы и суждения» («Луньюй»). Она составлена последователями Конфуция из записей высказываний и поучений его самого и его ближайших учеников.Всемирно поклоняясь перед стариной и стремясь к восстановлению древ.обрядов и порядков, Конфуций сформулировал принцип «исправления имен» (чжэнмин), т.е.приведение положения разорившейся и обнищавшей родовой знати в соответствие с ее именами и титулами путем возвращения ей былого величия и богатства. Для установления строгой субординации внутри общества и устранения междоусоб.вражды внутри знати он выдвинул также принцип жэнь и ли** и ряд таких этических правил, как «почтение к родителям» (сяо), «почтение к старшему брат» (ди), «верность правителю и своему господину» (чжун) и т.д. Следование этим правилам должно было обеспечить неизменность существовавших порядков. Конфуций вместе с тем считал, что лишь представители знати могут обладать мудростью, кот.основана у них на врожденном знании, составляющем высший вид знания. Конфуций признавал существование «владыки неба» и духов; верил в судьбу. Во II в. до н.э. принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены офиц.идеологией, а сам Конфуций был обожествлен.* Жэнь – букв. «человеколюбие». Принцип жэнь: «Чего не желаешь себе, того не делай и др.».; Ли –букв. «ритуал», «почтительность» - объединяет широкий круг правил регулирование отнош.между правителями и их подданными, между всеми обществ.группами и внутри их. Др. школы: Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго, известная также как «Школа законников». 7.Специфика и этапы развития античной философии.Философия досократовского преиода. Античная философия (учения, школы), выраб. греч. философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-гос-ах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Основные этапы; демократический - VII - V вв. до н. э. (становление древнегреч.философии – поиск первоначала); классический (расцвет) – сер. V – к. IV вв. до н. э.; эллинистический (упадок) – к. IV - II вв. до н. э.; римский - I в. до н. э. - V в. н. э. Демократический период милетской школы - "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); Школа Гераклита Эфесского; элейской школы (Ксенофан, Парменид); атомистов (Демокрита, Левкиппа), Пифагорейский союзОсновные проблемы, к-ми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.Классический (сократический) период - время расцвета древнегр. ф.: ф.-просветительская деятельность софистов (=платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни; К софистам причисляют Протагора, Горгия, Гиппия, Продика и т.д); ф. Сократа; зарождение "сократических" школ; философия Платона; философия Аристотеля. Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже,меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - учение о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую ф.-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). СОКРАТ из Афин (469–399 до н.э.)Постоянная мысль Сократа – об абсолютной ценности добра и знания, которые не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению. Его собственное убеждение – что сам он «ничего не знает» и, чтобы стать мудрым, расспрашивает других людей, считающимися мудрыми. Сократ пришел к выводу, что это убеждение в собственном незнании и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»)Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных гос-в в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: Скептицизм, эпикуреизм, стоицизм (основатель – Зенон)*деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр. По Эпикуру, источником человеческих знаний являются чувственные восприятия. С поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения. Из множества сходных повторяющихся впечатлений в душе формируются общие представления или предвосхищения, позволяющие человеку узнавать предметы и обозначать их словами. Ощущения и предвосхищения обладают несомненной очевидностью и являются критериями истинности знания.Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).Четвертый, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н. э-V-VI вв. н. э ) Решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова. Было бы слишком сложно исчерпывающим образом ответить на вопрос, что нового приносит (в содержание или методологию) римский период античной диалектики? Следует прежде всего сказать, что в этот период (1-II вв. н э ) формируются начала христианской философии (Аврелий Августин, Боэций), которая хотя и имеет внешне много схожего с другими философскими направлениями тогдашнего Рима, однако уже выходит за рамки тогдашней философской атмосферы. * ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ – древнегреческий философ, представитель Элейской школы, ученик Парменида. Аристотель назвал Зенона создателем диалектики, искусства выдвигать аргументы и опровергать чужие мнения. Для защиты учения Парменида о едином неподвижном бытии Зенон сформулировал ряд апорий («неразрешимых положений»), показав, что признание реальности множественности и движения ведет к логическим противоречиям. Из четырех десятков апорий наиболее известны апории о движении: Ахилл и черепаха, Стрела и Стадий (Движущиеся тела). Все эти апории представляют собой доказательства от противного. В первых двух (Дихотомия и Ахилл и черепаха) предполагается бесконечная делимость пространства. Так, как бы быстро ни бежал Ахилл, он никогда не догонит медленную черепаху, потому что за то время, которое ему потребуется для того, чтобы пробежать половину намеченного пути, черепаха, двигаясь без остановки, всегда будет отползать еще немного, и этот процесс не имеет завершения, ибо пространство делимо до бесконечности. В двух других апориях рассматривается несводимость непрерывности пространства и времени к неделимым «местам» и «моментам». Летящая стрела во всякий фиксируемый момент времени занимает определенное место, равное своей величине – получается, что в рамках самого неделимого момента она «покоится», и тогда получается, что движение стрелы состоит из суммы состояний покоя, что абсурдно. Следовательно, стрела на самом деле не движется. На протяжении всей дальнейшей истории апории Зенона являются предметом внимания и споров среди философов, логиков, математиков (Лейбниц, Кант, Коши, теория множеств Кантора). 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов.Сократ (ок. 469-399 до н. э., Афины ) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.Личность Сократа.Сократа характ-ет интенсивная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении своих учений в форме беседы. Поэтому о взглядах Сократа можно судить лишь по трём источникам: 1.Аристофан в «Облаках» нарисовал иронический образ Сократа, выведя его в виде софиста, астролога и «физика», владельца «мыслильни». Подтрунивая над Сократом, Аристофан вышучивает распространённые увлечения современников натурфилософией и софистикой.2.Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» рисует его лояльным по отношению к гос-ву. У Ксеноф. Сокр. мудрый праведник, которого огульно обвинили в развращении молодежи.3.Платон изображ.Сократа как глубокого мыслителя, от имени которого излагаются и собственные мысли Платона.Философские взгляды Сократа.Для Сократа характерно выступление против софистов (те брали за обуч.деньги), в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п. По Сократу, философия должна заниматься человеком, его нравственностью и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа Сократический метод Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократич.,диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.Для Сократа философия — это рассм.конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.Все диалектические рассуждения по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины — огромнейшая заслуга, так как раннее все философы постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».Этика Сократа По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.В этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание. Основные добродетели для Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость. 9.Онтология и теория познания Платона.Человек, общество, государство и гос-во в философии ПлатонаБытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию. Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека). В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления. В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления. В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия:1.Бытие — то, что существует вне сознания человека 2.Бытие — все, что существует во взаимосвязи3.Бытие - как человеческое бытие. Бытие — основной предмет онтологии. Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием). |