2. 2 Мама как источник эмоционального благополучия ребенка (обязательно вспомнить женские архетипы)
Скачать 18.47 Kb.
|
2.2 Мама как источник эмоционального благополучия ребенка (обязательно вспомнить женские архетипы). Эмоциональное благополучие — это интегральная характеристика или переживание, в рамках которых фокусируются чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех аспектов личности. Развитие высших психических функций у ребенка напрямую связано с развитием эмоциональной сферы. Доминирующее восприятие в раннем возрасте характеризуется аффективной окраской. Этот характер восприятия способен приводить к сенсомоторному единству. Ребенок может видеть определенную вещь, которая привлекает его. По этой причине начинает разворачиваться импульсивное поведение, которое проявляется в виде желания достать вещь или что-то с ней сделать. Для раннего возраста присущи яркие эмоциональные реакции, которые связаны с непосредственными желаниями ребенка. По завершению данного этапа при приближении к кризису трех лет, можно наблюдать аффективные реакции на сложности, с которыми он сталкивается. Ребенок пытается что-то сделать сам, но у него может ничего не получаться. В данный момент рядом может не оказаться взрослого, поэтому некому будет прийти ребенку на помощь и сделать дело вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятной является эмоциональная вспышка. Развитие эмоциональной сферы полностью зависит от общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, в первую очередь, с матерью. В младенчестве преобладающим считается ситуативно-личностное общение, ограниченное узкими рамками ситуации, где происходит удовлетворение потребностей ребенка. Уже в раннем детстве данная ситуация поменяется, так как у ребенка формируется потребность сотрудничать. Она, наряду с потребностями, реализуется через новые впечатления и активность, что реализуется через совместные действия со взрослым. Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка в первую очередь заключается в том, что она обеспечивает ему узнавание себя. Это простая и первичная форма самосознания. Новая стадия развития самосознания начинается тогда, когда ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Уже к трем годам у него появляется местоимение «я». Эмоциональное благополучие характеризуется появлением первичной самооценки. В этом процессе ребенок осознает не только свое «я», но то, что «я хороший», «очень хороший», «хороший, и больше никакой». Согласно теории Карла Юнга, архетип Анимы подразделяется на четыре структурных элемента, каждый из которых имеет 2 противоположные содержательные стороны. 1-й Архетип (светлая сторона): Принцесса, для которого характерно поведение маленькой леди, отличницы. Проявлениями данного архетипа в поведении являются: послушание родителям, стремление к соответствию образу взрослой женщины, любовь к чтению и музицированию, романтичность характера и высокие идеалы жизни. В отношениях с мужчинами Принцесса ждет идеальной любви и принца на белом коне. Темной стороной данного архетипа является тип Дрянной девчонки, для которой свойственно полное отрицание авторитета родителей, зависть по отношению к более успешным окружающим людям. Ею владеет неуклонное стремление испытать все острые ощущения, которых была лишена до этого. В отношениях с мужчинами Дрянная девчонка влюбляется обычно в мужчин женатых или более молодых. Во внешнем виде и поведении очень явно прослеживаются эпатажные черты, привлекающие к себе внимание. 2-й Архетип (светлая сторона): Муза или Жрица – это женщина загадка, истинная леди и роковая женщина. Это именно тот тип женщин, которым посвящают стихи и песни, ради которых устраивались дуэли. Эта женщина создана вдохновлять и поддерживать, она обладает глубокой развитой интуицией и связью с природой. Рядом с такой женщиной мужчина способен быстро достичь успеха в связи с тем, что он будет стремиться к развитию своей личности. Жрица в свою очередь является воплощением женской чувственности и красоты. Она постигла искусство любить и быть любимой. Отношения с мужчинами развиваются с поклонением и мечтах о ней со стороны мужчины и полному повиновению своему сердцу и чувствам со стороны женщины. Темной стороной данного архетипа является архетип Женщины – Вамп, которая стремиться к безграничной власти и господству. Эта женщина также, как и Муза обладает властью над другими людьми, но для данного типа характерно расчётливое отношение к окружающим людям в общем и к мужчинам, в частности. Это тип роковой женщины, которая стремится к победе всегда и во всем! 3-й Архетип (светлая сторона): Охотница Для данного архетипа свойственна постоянная активная деятельность, это абсолютно самостоятельная и самодостаточная женщина, которая не нуждается в помощи мужчины и которая стремиться быть с ним на равных или даже лучше. Также данному типу женщин присущи практичность и рациональность не только в делах, но и выражении собственных чувств и эмоций. Темной стороной данного Архетипа является тип Амазонки – сдержанный, скрытный тип женщины, считающий проявление эмоций явной слабостью и активно их подавляющие. Мужчины, конечно, рядом есть, но либо слабые, либо ненадолго. 4-й Архетип (светлая сторона): Хозяйка Это женщина, находящаяся в состоянии дарения: своего времени, любви, ласки. Она умеет слушать и слышать окружающих людей. Вторым название данного архетипа является – Мать. Такая женщина создана для брака и материнства. Ей присущи терпение и терпеливость и бескорыстная жертвенность. Мужчина для такой женщины хозяин, опора и поддержка во всем. Темной стороной данного архетипа является Ужасная мать, которая может выражаться в двух полярных крайностях: Женщина, которая ни на шаг не отпускает от себя своих близких и «душит» из своей опекой; Жестокая мать, которая полностью игнорирует своих детей и обвиняет всех вокруг в неблагодарности и отсутствии достаточного внимания к ней. Также для обратной стороны данного архетипа свойственны консерватизм, закостенелость взглядов, полный расчет и хозяйственность, перерастающие в скупость. В отношениях с окружающими людьми она действует по принципам жесткого манипулирования, примером которых могут выступать фразы типа: «Мама болеет а ты…», «Я всю жизнь на тебя потратила, а ты…» При этом Юнг отмечает, что данное манипулирование является своеобразной формой заботы с ее стороны, в связи с тем, что она не умеет выражать свои чувства иным образом и глубоко уверена в том, что она знает жизнь лучше и хочет уберечь этих несмышленышей от ошибок. В отношениях с мужчиной также преобладает гиперопека и отношение к нему как маленькому, несмышлёному мальчику, которому просто необходима постоянная помощи и тотальный контроль его деятельности, как в профессиональной сфере, так и в обыденной жизни. |