Функции философии. Реферат. 2. Цели и задачи работы Общая характеристика функций философии
Скачать 54.56 Kb.
|
Содержание: 1. Введение 2. Цели и задачи работы 3. Общая характеристика функций философии 4. Мировоззренческая функция 5. Гносеологическая функция 6. Методологическая функция 7. Воспитательная функция философии 8. Заключение 9. Список литературы Введение Со времен зарождения цивилизации в круг интересов человека входило получение знаний об окружающем их мире, законах жизни и развития и объяснения природы физических процессов. Таким образом появлялись системы информации о конкретных явлениях, а вместе с ними неразрешимые для точных знаний вопросы, такие как: «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие. В связи с этим зародилась философия, как более широкая система понятий об окружающем мире, стремящаяся обобщить всю известную информацию и с помощью рассуждений, логики и других инструментов мысли дать ответы на волнующие человечество вопросы или находить новые противоречия и разрешать их. Философия имеет дело с вечными вопросами, относящимися к предельным основаниям жизни и деятельности, к универсальным способам включенности человека в окружающий мир.1 Именно поэтому философию нередко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни; нет ничего более далекого от истины, чем такое представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Именно абстрактная природа философии привела к необходимости рационализировать ее конкретную пользу для общества, чем впервые занялись мыслители Древней Греции. Данный вопрос направлен на характеристику функций философии в жизни общества и человека. Проведение дискуссионного обсуждения ведется в двух направлениях. Анализ термина «Функции философии» имеет важное теоретическое, практическое и воспитательное значение для формирования мышления молодого человека. Следует подготовить сознание студента к многозначности научных классификаций по различным проблемам, в частности, по вопросу выделения основных функций философии. Научить его сравнивать многообразные подходы и системно, целостно видеть умозрительно исследуемое явление. На наш взгляд, изложение данной проблемы необходимо начинать с простого учебного определения. Такое изложение представлено в учебном пособии «Философия» под редакцией В.Н. Лавриненко. Он выделяет мировоззренческую, методологическую. прогностическую, критическую, аксиологическую, социальную и гуманитарную функции. Соответственно даст определение каждой из них. Мировоззренческая функция связывается с абстрактно — теоретическим. понятийным описанием мира; методологическая — с методом познания и освоения действительности человеком; прогностическая — с формулировкой гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира; критическая — с применением принципа конструктивного сомнения по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Несмотря на давность постановки этой проблемы, она не теряет своей актуальности и в современном мире, более того, все чаще в программы среднего и высшего образования в России и зарубежных странах включается базовый курс философии, и у студентов возникает вопрос: «Так ли необходимо изучение данной науки мне, будущему инженеру, врачу, экономисту и т.д.». Да, необходимо, в том числе для ориентации в собственной специальности, повышения общего культурного уровня и понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Для более глубокого рассмотрения вопроса о функциях философии я выделил следующие цели и задачи работы: Цели работы: • Рассмотреть основные функции философии Задачи работы: • Рассмотреть существующую классификацию функций философии • Проиллюстрировать их эффективность в современном мире Общая характеристика функций философии В научных работах авторы зачастую пренебрегают одной или несколькими классификациями функций философии, отдавая предпочтение другим. Я выбрал наиболее значимые и часто встречающиеся и привел краткую характеристику каждой: 1. Мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, определяет место человека в нем и дает представление о принципах взаимодействия с окружающей средой. 2. Гносеологическая или теоретико-познавательная. Гносеология [< гр. gnosis (gnoseos) - знание, познание + logos - понятие, учение] - филос. теория познания; раздел философии, изучающий формы и методы научного познания2. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. 3. Методологическая функция философии вырабатывает основные методы познания окружающего мира. 4. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества и противоречия. Главная задача- разрушение догм, увеличение достоверности знания. 5. Воспитательно-гуманитарная заключается в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, стремлении привить их человеку и обществу, способствуя укреплению морали. 6. Аксиологическая. Аксиология [от греч. axios - ценный и logos - учение]. Философское учение о моральных, этических, культурных и т.п. ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков; теория ценностей.3 Заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. 7. Социальная функция стремится объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы и пути его совершенствования. 8. Прогностическая прогнозирует тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества на основе уже имеющихся философских знаний. 9. Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества. 10. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений. Выполнение вышеперечисленных функций определяет роль и значение философии в жизни. В своей работе я подробнее рассмотрю первые 5 из них. Каждая группа функций включает подфункции. В состав мировоззренческой группы функций входят: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная. Во вторую группу функций философии — методологическую—включаются: эвристическая, координирующая. интегрирующая и логико-гносеологическая подфункции. Рассмотрим первую, мировоззренческую группу функций, в состав которой входят гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная подфункции. Содержание гуманистической подфункции заключается в поиске смысла жизни, высших мировоззренческих ориентиров, в выходе за пределы обыденного сознания, формировании разумного убеждения и преодолении отчужденного человека. Социально-аксиологическая подфункция связана с характеристикой мировоззренческой стороны философии с точки зрения ценностей. В се содержание входит разработка представлений о ценностях добра, справедливости, правды, красоты и блага; а также включаются вопросы формирования общественного идеала. Понятие общественного идеала подразумевает такое развитие общества, когда нравственная личность рассматривается как цель общественного развития. Вместе с тем, подфункция интеграции социальной действительности и критика се структур, состояний, социальных действий связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой действительности под соответствующим углом зрения. Расхождение социальной действительности с идеалом приводит философа к размышлению и к критике этой действительности. Сущность критической функции сводится к обнаружению и раскрытию противоречий. Критика идей старого мира приводит к критике самого мира. Культурно-воспитательная подфункция философии заключается в формировании познавательного типа личности, ориентированного на истину, правду, доброту. Показателем высокой культуры мышления является диалектическое мышление, фиксирующее противоречия и решающее их на пути конкретного рассмотрения веши. Культурная личность включает такие ценности как самокритичность, критичность, сомнение. Философия вырабатывает общезначимые представления о главных ценностях жизни и помогает преодолеть трудности общения, порождаемые коммуникацией. Объяснительно-информационная подфунккция характеризует философию с точки зрения се соответствия современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Философия, подобно науке, является информационной системой, целью которой является сбор, анализ и переработка информации для получения новой информации. Подобная информация выражена в философских понятиях (категориях), принципах и законах, образующих целостную систему. Таково основное содержание мировоззренческой функции философии, раскрытой через гуманистическую, социально-аксиологическую, культурно-воспитательную и объяснительно-информационную подфункции. Вторая группа функций философии — методологическая — проявляется в разработке способа познания системы «мир-человек». В связи с этим философия выполняет эвристическую, координирующую. интегрирующая и логико-гносеологическую подфункции по отношению к науке. Существо эвристической подфункции раскрывается в открытии новых знаний и создании предпосылок для научных открытий, для приращения знаний в собственно философской сфере. Результатом этого процесса является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Эвристическая роль философии связана с возможностями прогнозирования, предсказания открытий теоретического, мировоззренческого или обшемс-тодологичсского характера, а также в применении с комплексом других методов, способна помогать частным наукам в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, участвовать в создании естественнонаучных теорий и гипотез. В качестве примера студентам рекомендуется проанализировать использование Галилеем философской идеи самодвижения, непосредственно нс вытекавшей из опыта для создания принципа инерции; или использование Максвеллом философской идеи взаимосвязи явлений природы для обоснования общенаучного понятия поля. Координирующая подфункция философии осуществляет связь, согласование, соответствие методов в процессе научного исследования. В современной науке растет профессионализация, специализация ученых, происходит вхождение одной науки в другие (астрофизика, геохимия, биофизика, экология и др.) . В связи с этим возникает опасность недооценки одних методов познания и переоценки других, т.с. опасность «механистического» упрощения. например, в области молекулярной биологии, генетики, эволюционной теории и других областях знания. Философский метод позволяет при решении частных задач в науке плодотворно координировать, согласовывать воздействие всеобщего философского метода в единстве с общенаучными и специальными методами. Однако этот процесс осуществляется не автоматически, а предполагает глубокое овладение исследователем специального предмета изучения, владение всем необходимым комплексом частных методов, методикой познания, достаточный опыт с объектом исследования, знакомство и историей философии. с опытом применения диалектики к решению конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять их. Интегрирующая подфункция философии связана с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению ко всей совокупности знания, выработанного человечеством. Философское знание соединяет различные элементы системы в целое, целостность, в противоположность дезинтегрирующим факторам, ведущих к разобщенности системы и к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов системы. Процесс «отпочкования» наук из «протознания» привел к обособлению частных наук друг от друга, отдельные науки становились автономными и разрывали связи с другими науками. Сама наука превратилась в XIX веке в специализированное разобщенное знание. Возник кризис единства науки. Философский диалектический подход к науке решил проблему интеграции знания использование философского принципа единства мира позволило воссоединить знание. Мир един и его правильное отражение тоже должно представлять единый, целостный характер природы, отраженный в «естествознании. Философский метод придал этому знанию большую гармоничность и оптимальность, повысил степень его упорядоченности. Следует обратить внимание не только на внутринаучную интегрирующую роль философии, а также необходимо выделить ее общекультурную интегрирующую функцию. Она нацелена на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни. уровней социальной организации и социальных структур. Позволяет преодолеть отчуждение материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии, науки и искусства, разобщенность человечества по расовому, национальному, классовому, государственному, экономическому, религиозному и другим основаниям. Диалектика задаст общие ориентиры познавательной деятельности в различных аспектах теоретического естествознания. Разработка диалсктико-логичсских принципов познания, проводимая в единстве обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придаст практическую значимость общеметодологической функции философии. Мировоззренческая функция Для того, чтобы дать полную характеристику данной функции, необходимо разобраться в том, что такое мировоззрение, его значимости для человека и классифицировать данное понятие. Пожалуй, мысли о смерти посещали практически каждого из нас, эти мысли угнетают и приводят к осознанию собственной беспомощности и, в какой-то степени, бесполезности. Еще Н. А. Бердяев писал: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски <...> Всю жизнь меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась. <...> Я стал философом <...>, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни". Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски "жизни", от ее уродства»4 Таким образом, именно философия способна указать верный путь, помочь человеку найти свое место в мире, скорректировать его поведение и мысли. Именно эти задачи и ставит перед собой мировоззренческая функция философии. Рассмотрим данное понятие подробнее. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Впервые данный термин в общепринятом понимании ввел Эммануил Кант, на его родном языке он звучит как «die Weltanschaung». С моей точки зрения, первоисточник термина более емко описывает характер явления (die Welt-мир, die Anschaung- понимание, точка зрения). Он еще раз подчеркивает, что мировоззрение формируется не на опыте отдельных аспектов жизни, но на жизни в целом. Мировоззрение делится на три типа (исторические типы мировоззрения): • Мифологический - совокупность представлений, сформированных в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология тесно связана с язычеством и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация(перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы, мифические существа; олицетворение.) материальных предметов и явлений. • Религиозный- основан на вере в сверхъестественные силы, их роль первостепенна как в создании и поддержании окружающего мира, так и в жизни общества. • Философское мировоззрение изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. В свою очередь, философское мировоззрение подразделяется на три вида: • Космоцентризм - философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, принимаемой за первоначало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. • Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах. • Антропоцентризм —характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности в античности — в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать прежде всего в западноевропейской философии. Мировоззрение также классифицируется на: • Идеалистическое • Материалистическое Идеализм выражается в том, что мир в сущности основан на разуме и сознании (личном / субъективном или внешним / объективным); Материя не фундаментальна, а является лишь конструкцией ума. Можно выделить две формы идеализма: Субъективный идеализм. «Создатель» реальности - это собственный ум. Внешняя реальность, включая другие умы, не существует независимо, а только как плод в своем собственном уме. Также известен как солипсизм. Объективный идеализм. «Создатель» реальности - это объективный разум, независимый от собственного ума и находящийся вне его. Внешняя (материальная) реальность признается существующей, но зависимой от «высшего существа» (предполагаемого божества), которое создало всю реальность (материю и разум). Материализм выражает идею, что мир в сущности является является материей в движении, которая существует вне, отдельно и независимо от сознания. Сознание является производным / вторичным свойством материального мира и зависит от материи (человеческое сознание нуждается в мозге; компьютерная программа нуждается в оборудовании и т. д.) Это лишь краткая характеристика существующих мировоззрений, приведенных мной для понимания факта, что на всех этапах человеческого развития, в зависимости от социального положения, уровня образования и т. д. люди придерживались той или иной концепции объяснения и понимания жизни в целом. В. И. Селиванова писала: «Каждый из нас уже является носителем того или иного мировоззрения, и оно будет меняться вместе с ростом ваших знаний о мире и ваших представлений о самих себе. В свою очередь изменение мировоззрения может повлиять на наше социальное поведение, на выбор и выполнение тех социальных ролей, которые предлагает вам Время»5 . Гносеологическая функция философии Гносеология, или учение о познании — это раздел философии , который изучает возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, определяет критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы. В русскоязычной философии закрепился термин «теория познания». Будучи философской дисциплиной, гносеология рассматривает сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания в контексте человеческого бытия. Содержание учения о познании имманентно (находится внутри) философско-мировоззренческому сознанию, концентрирующемуся на универсальных, «предельных» вопросах отношения человека и мира. Оно возникает внутри этой проблематики, в чём и заключается его специфика сравнительно со специально-научными когнитивными дисциплинами. При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления: • Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) – направление философии, утверждающее, что в основе познания лежат чувственные ощущения и опыт. • Рационализм (основатель Р. Декарт) – течение философии, основанное на утверждении, что истинное (достоверное) знание не зависит от чувственного опыта и может быть выведено только непосредственно из разума. Однако существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д. • Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) – направление философии, сторонники которого считали, что мир не имеет внутренней логики, не может быть упорядочен а следовательно, его познание разумом не представляется возможным • Гностицизм (как правило, материалисты) – философское течение, утверждающее, что мир познаваем и возможности познания не ограничены. • Агностицизм (Э. Кант и др.) – направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует», «Бога не существует». Таким образом, кратко проиллюстрировав понятие гносеологии, ее значение и историческое развитие, можно сказать, что гносеологическая функция философии прежде всего отвечает на вопросы: «Что я могу знать?» и «Каким образом я могу знать?», оценивая возможности человека в познании, тем самым подводя его к вопросу: «Что есть истина?». Помимо этого, гносеологическая функция решает проблему субъектно-объектных отношений познаваемого и познающего. Методологическая функция Методологическая функция выражает способность философии служить всеобщим методом познания и преобразования действительности. Методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методолгическая функция неразрывно связана с мировоззренческой, они взаимно дополяют друг друга, ведь именно посредством выяснения закономерностей жизни, выяснения методов его познания происходит формирование мировоззрения человека Философский метод – это система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Эти принципы могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как к имеющему свойству меняться, а можно подойти к нему как к неизменному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться. Английский философ Ф.Бэкон первым в новое время понял значение метода в «Истолковании природы и царстве человека». Он писал: «Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его.»6 В истории философии прослеживаются два основных философских метода: диалектика и метафизика. Диалектика - это теория наиболее общих связей вселенной и ее познания, а также метод мышления, основанный на этой теории. Любой, кто хочет найти рациональную ориентацию в мире и изменить мир, должен знать диалектику жизни и мышления. Диалектическое мышление имеет свои корни в далеком прошлом. Самым ярким приверженцем диалектики был Гераклит, который считал, что мир находится в постоянном движении, внутренне противоречивом, вечно живом огне, вспыхивающем и угасающем согласно определенным законам. В Гегеле диалектика охватывает всю сферу реальности и жизнь ума. Диалектическая мысль достигла своего наивысшего пика в философии марксизма, в которой материалистическая диалектика выражается в системе философских принципов, категорий и законов. Исторически диалектика возникла и развивалась в борьбе с метафизическим методом, который является односторонним и абстрактным и склонен абсолютизировать определенные элементы. Метафизика – раздел философии, для которого характерны следующие идеи: 1. Присутствие идеального объекта рассуждений. Наличие его не имеет доказательств. 2. Учение носит познавательно-оценочный характер. Поиски настоящего знания осуществляются опытным путем. 3. Основное внимание философов концентрируется на вопросе первоисточников, природа которых вне материального мира. 4. Необходимость решения вопроса первенства между человеческим мышлением и космическим мирозданием. Здесь философия и учение о бытие (онтология) играют роль разума, а физика демонстрирует бытие. Изначально это – первофилософия, выступившая впоследствии против диалектики. Суть ее сводится к наличию сверхчуственного, что лежит за пределами реального физического мира, осмысление реальности напрямую зависит от степени духовности человека Принципиальные различия между диалектикой и метафизикой как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом: 1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи. 2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным. 3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности. 4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета. Итак, диалектический и метафизический методы- наиболее общие методы понимания мира. Помимо них существуют системный и информационный методы, а также теологический, как разновидность метафизического. Воспитательная функция философии Одну из наиболее важных ролей в жизни общества играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части. Этот тезис можно подтвердить словами В. Гюго: «Философия должна быть действенной: её стремлением и целью должно быть совершенствование человека» Изучая философские произведения мыслителей прошлого и настоящего, человек приобщается не только к философской культуре, но, поскольку философия – квинтэссенция своего времени, и к культуре вообще. Философия расширяет рамки обыденного сознания и заставляет человека взглянуть на мир и на самого себя по-иному, с позиции их всеобщности. Она учит человека размышлять, задумываться над теми сторонами бытия, которые он порой в суетности своей жизни просто не замечает. Философия развивает такие качества мышления человека, как саморефлексия, критичность, сомнение, и тем самым совершенствует его умение мыслить. Примеривая на себя ту или иную систему ценностных ориентаций, человек идентифицирует себя как личность. И тем не менее, каждый человек, занимающийся философией, видит в ней нечто свое: кого-то влечет познание первоначал бытия, другие хотят понять себя, третьи ищут в философии утешения, четвертых увлекает красота философских рассуждений. Бесспорно, философия делает человека образованнее, но она и помогает людям лучше понять друг друга. Воздействуя не только на разум человека, она стремится затронуть его душу. Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Заключение Подводя итоги, следует сказать, что все вышеперечисленные функции философии тесно связаны между собой. Каждая из них дополняет и плавно переходит в другую. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. Сущность философского знания открывается лишь в единстве и неразрыной связи этих функций Все функции философии направлены на развитие в человеке гуманистических ценностей, вырабатывают культуру поведения и мышления. Философскими знаниями необходимо вооружиться для того, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно разбираться в сложных философских вопросах и вопросах жизни вообще. Иначе говоря, изучение философии должно обеспечить определенный уровень философской культуры личности. В частности, такое изучение должно противостоять распространению в обществе различного рода псевдоучений, с которыми выступают новоявленные «пророки» и «спасители». Умение самостоятельно мыслить, определенный уровень философских знаний позволят правильно оценить различные философские и религиозные взгляды, отличать серьезные учения от откровенного шарлатанства. Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает: любовь к мудрости. Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что знания и идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Философия, как в древности, так и сейчас задается одними и теми же вопросами: Что я могу знать о мире? Как я должен жить? Что такое человек? и т.п. На эти вопросы нет и никогда не будет последних и однозначных ответов. Никогда не будет, пока существуют люди. Поэтому основные вопросы философии актуальны всегда. Роль функций философии в жизни общества непрерывно возрастает. Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Изучая философию, пытаясь понять ее смысл и назначение, люди повышают свой культурный уровень и делают неоценимый вклад в будущее. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Образование в конце XX в.: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. -1992.-№9.-С. 3-21. 2. Педагогическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1966. -Т. 3. - 880 с. 3. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия. - 1998. - Т. 2. - 672 с. 4. Об образовании в Российской Федерации // Образование в документах. - 2013. -№ 1. - С. 3-234. 5. Майер Б. О., Наливайко Н. В. Об онтологии качества знаний в обществе знаний // Философия образования. - 2008. - № 3. - С. 4-17. 6. Наливайко Н. В. Актуализация проблем специфики развития отечественного образования // Философия образования. - 2006. - № 2. - С. 27-31. 7. Майер Б. О. Образование в условиях глобальных изменений: методологическая функция философии образования // Философия образования. - 2012. - № 6. -С. 117-124. 8. Джамирзе Н. К К проблеме самоорганизации и самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества // Мир психологии. - 2005. -№ 3. - С. 74-79. 9. Майер Б. О., Покасова Е. В., Наливайко Н. В. Адаптационная функция системы образования в современных условиях изменяющейся России // Философия образования. - 2006. - № 2. - С. 244-250. 10. Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). - М. : Вузовская книга, 2002. - 224 с. 11. Урсул А. Российское образование для целостного развития: первые шаги в будущее // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2005. - № 8. - С. 3-11. 12. Грейвс Р. «Мифы Древней Греции». М.1992 13 В. И. Селиванова «Введение в курс философии», Москва, 2000 14. Степанянц М.Т журнал «Расширяя границы философии и науки»,II от 01.03.2013 1 Степанянц М.Т журнал «Расширяя границы философии и науки»,II от 01.03.2013 2 Комлев Н.Г. "Словарь иностранных слов", 2006 3 Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 4 Н. А. Бердяев "Самопознание". М., 1990. С. 45-49 5 В. И. Селиванова «Введение в курс философии» с. 36-37 , Москва, 2000 6 Грейвс Р. «Мифы Древней Греции». М.1992 с 6 |