Главная страница

Введение в социологию. 0909 социология. 2 Этап становление философскорационального мышления


Скачать 1.76 Mb.
Название2 Этап становление философскорационального мышления
АнкорВведение в социологию
Дата25.09.2021
Размер1.76 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла0909 социология.docx
ТипДокументы
#236659

1 вопрос

1 Этап:
Первоначальная социальная мысль ссылается на Божественные начал ввиду религиозных традиций, господствовавших в то время и определявших многие аспекты общественной жизни.
Одни из главных идей, возникших в начале развития соц. Мысли:
обязательное соблюдение земного порядка, который является частью мировым космического порядка. Нарушение земного является вызовом богам и покушением на мировой.
Идея цикличности мирового процесса: мир, общество возникают, расцветают, угасают бесконечное кол-во раз
Также, в это время политическая власть отождествлялась со священными фигурами, определяющими состояние общества и мира.
Далее следуют идеи воспитания посредством морали и законов человека, изначально необузданного
2 Этап: становление философско-рационального мышления
Идеи
Социальное знание- часть общей культуры
Государственность возникает в ходе исторического процесса, а не дарована богами или героями;
Законы человеческого общества изобретаются самими людьми, а не богами и, следовательно, их можно изменять и совершенствовать;
Не может быть одной, общей для богатых и бедных справедливости.
Возникшая проблема «справедливости», как опоры общества становится самой важной идеей для древнегреческих философов

Философы:
Пифагор - «справедливость» - нормирования неравных отношений неравных индивидов».
Гераклита- идеал общественного устройства – государство со справедливыми законами в основе которых – божественный логос(Чем доступнее логос, тем выше положение). Задача государства – всеобщее благо и справедливость.
Платон - справедливость, добродетель и знание - абсолютные божественные истины, , на основе знания «царского искусства»управления. Принимая и продолжая это разделение, Платон в диалоге «Государство» предлагает фактически первую в истории стратификацию общества, выделяя слои граждан, обладающих разными добродетелями:
-Управляет государством высший класс-мудрецы-философы
-Средний класс составляют воины
-Низший класс – ремесленники и крестьяне.
Аристотелю - теория происхождения государства: семья – объединение семей в селение и селений в государство. Аристотель выделил как особое социальное явление – «НОМОС» - то, что регулирует и контролирует поведение – обычаи, нормы нравственности, права. Впервые в истории Аристотель заговорил о необходимости разделения властей, о стабилизирующей роли в обществе людей среднего достатка (среднего класса), которые должны составлять в обществе большинство.
3 Этап (средневековый) развития: связан с распространением христианства.
-Унаследовала идею сакральности соц. порядка (отражение религиозного порядка, как на 1-й этапе)
-Прекращение идеи цикличности. История -линейный процесс, имеющий смысл и цель
….............
4 Этап, возникший в эпоху Возрождения …..................

2. Как самостоятельная наука социология активно формировалась в XIX веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком и английском языках. Основателем этой науки является французский философ Огюст Конт (1798-1857гг.)

3. Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в., был позитивизм (от лат. positivus - положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой "позитивной" социальной теории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественнонаучной теории. С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть "позитивной", т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

Основатели позитивизма (в первую очередь О. Конт) считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе "Дух позитивной философии" [1996. С. 39-40] Конт говорил о нескольких значениях термина "позитивное". Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.

4. Основные направления развития современной социологии
Все направления могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические тео-рии и микросоциологические теории.
1. Эта группа теорий представлена прежде всего концепциями индустриального, постиндустриального и информационного обществ. Объединяющей их установкой является технологический детерминизм, согласно которому уровень развития науки, техники и технологии определяет социально-экономическое развитие. Теоретики индустриализма утверждали, что технический прогресс и рост крупного машинного производства является основой создания индустриального. Его важнейшими элементами они считали:
1)машинизированное массовое производство со специализацией
2)частную собственность на средства производства и деление хозяйства страны на автономные предприятия
3) сосредоточение управление предприятиями в руках менеджеров
4) координацию деятельности различных хозяйственных единиц через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена
5) усиление экономической активности государства в управлении корпорациями

Эти идеи отражены в трудах П. Дракера – «Будущее индустриального человека» (1942) и «Новое общество.

2. Для микросоциологических теорий характерен акцент на изучении внутреннего мира человека и побудительных мотивов его деятельности.
Символический интеракционизм. Согласно теории символического интеракционизма существуют две ступени социального взаимодействия: 1) общение с помощью жестов, прообраз языка; 2) символически опосредованное общение с помощью языка. Основатель этой теории Дж. Мид понимал личность как продукт социального развития, а механизм ее формирования видел в ролевом взаимодействии.
Феноменология, обоснованная в работах австрийского философа А. Шюца, исходит из того, что социальные события лишь кажутся объективными. В действительности они представляют собой мнения индивидов об этих событиях.
Теория социального обмена, одним из создателей которой был Дж.Хоманс, в анализе социальных явлений и процессов буквально основывается на бихевиоризме (буквально «наука о поведении»).Согласно Дж.Хомансу, социальное взаимодействие представляет собой процесс обмена, участники которого стремятся к максимизации выгод и минимизации затрат.



написать администратору сайта