реферат по философии. 2 Философские проблемы медицины 1
Скачать 37.28 Kb.
|
2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука Медицинское знание в современную эпоху становится важнейшим феноменом культуры, от которого зависит сохранение физического и психического здоровья людей, перспективы развития цивилизации. Это обстоятельство, а также закономерности развития знания вообще и медицинского в частности обусловливают необходимость методологически осмыслить сущность и структуру знания в медицине, исследовать современные теоретические и методологические проблемы его роста. Медицина как наука — это специфическое единство познавательных и ценностных форм отражения и преобразовательной деятельности. В ней аккумулируются знания о здоровье и болезнях человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных, социальных и духовных факторов. Анализ философско-методологических оснований медицины — это прежде всего выяснение отношения к философии как специфическому знанию, как мировоззренческой и общеметодологической основе медицины. Общеизвестно, что философско-методологическая культура — основная предпосылка научно-исследовательского и практического успеха. Философская позиция в медицине — это определенное понимание гносеологических и ценностно-нормативных оснований медицины, ее норм и идеалов, а также понимание оснований самого медицинского знания в самых различных контекстах — борьбы идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма, диалектики и метафизики. Формирование научных и методологических предпосылок для превращения медицины из натурфилософского состояния в научно-рационалистическое знание также следует искать в философии. Наконец, понимание сущности человека, выступающее как философское и методологическое основание медицины, также необходимо искать в философских концепциях эпохи. Обращение к анализу методологических проблем медицинского знания — одна из необходимых теоретических предпосылок его развития. Исторический, социокультурный и методологический анализ взаимосвязи медицины и философии в их развитии фокусируется прежде всего па эмпирическом характере медицины, на ее ценностных и познавательных проблемах, выявляет определенные предпосылки прогресса категориального аппарата медицины, поддерживает устойчивость интереса к ее «вечным проблемам» — пониманию сущности человека, его болезней, здоровья и т.д. Подобные исследования вносят немалый вклад в формирование ядра современного био-, социомедицинского и други; видов знания в медицине. Традиционно философия больше внимания уделяла тем естественным наукам, в которых отчетливо просматривалась теоретико-методологическая фундаментальность, где методы исследования достиглі' большей степени точности и количественной определенности. На примере этих наук, используя их достижения, философия обосновывалг идею тождества бытия и мышления, активного творческого характерг отражения, раскрывала диалектику субъект-объектных отношений, выявляла относительное и абсолютное, чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое в познании, вскрывала закономерност* взаимодействия теории и практики, а также показывала роль последню как основы и движущей силы всего познавательного процесса. Чаще всего на их опыте выявлялись закономерности развития научного знания, утверждалась сначала классическая, а затем и неклассические формы рациональности, создавались теории истинности. Нетрудно также предположить и то, что медицинское знание, медицинские науки представляют собой своеобразную область научного познания и знания, которая имеет свои особые закономерности развития Прежде всего именно поэтому правомерно говорить о философии медицины. Именно присущее медицинскому знанию своеобразие представляет интерес для философии. Это связано с тем, что здесь соединяютс; воедино биология и антропология, социогуманитарные, технические экономические и естественно-научные знания, образующие специфическое единство, специфический комплекс дисциплинарных единш. медицинского знания. Речь идет, следовательно, об изучении особенностей медицинского знания в рамках сложных додисциплинарных и дисциплинарных форм его организации, в рамках теоретических концептуальных схем, научных исследовательских программ и т.д. Это, і конечном счете, вопрос о понимании природы человека и его существовании в конкретно-исторических условиях, а следовательно, проблемь здоровья и болезней, их лечения и профилактики. Чем сложнее медицинская проблема, тем большую роль в ее изучении играет методология. Наряду со знанием теоретических основ биологии, социологии и других наук для ученого-медика большое значение имеют знание ценностных ориентаций, философско-методологическю оснований и методическая вооруженность. Это обусловлено усложнением тех закономерностей жизнедеятельности человека в норме и патологии, которые изучаются медициной и смежными науками на современном этапе. Как известно, на развитие естествознания и медицины XIX—XX вв. сильное влияние оказали марксистская философия, естественно-научный материализм, различные формы позитивизма и аналитической философии, феноменология, экзистенциализм, философская нитропология и другие течения. Все многообразие школ и направлений современной философии, все типы философствования так или иначе проецируются на медицину, формируют философские основания соответствующих традиций в медицине и тем самым по-своему ставят задачу позитивной разработки узловых проблем медицинского знания, способствуют развитию философии медицины. В медицине выявилась вполне закономерная тенденция к расширению ее методологического базиса, к включению в ее объяснительные конструкции новых элементов. Поэтому философско-методологический и логический анализ знания в медицине, когда методологическая и логическая вооруженность стала практической потребностью для любого серьезного и самостоятельно мыслящего исследователя и клинициста, включает, в частности, анализ его развития, интеграции и дифференциации. Для медицины актуален анализ таких методологических проблем, как активность субъекта познания, природа факта, сущность редукционизма, соотношение эмпирического и теоретического и т.д. Эти проблемы были поставлены самой жизнью, прогрессом познания и углубляющимся разрывом с натурфилософскими идеями. Философия медицины возникла давно, однако вопросы о ее статусе, задачах, основной проблематике и месте в развитии медицины и здравоохранения пока не нашли приемлемого решения. Идея философии медицины как переход к новому этапу осмысления медико-биологических и медико-социальных проблем существовала в XX в., перешла в XXI в. Одна из актуальных задач в этом направлении — ее разграничение с общей теорией медицины как специфической интеграцией естественнонаучных и социогуманитарных знаний. Классификация медицинских наук — еще одна проблема науковедения и философии медицины. Дифференциация и интеграция медицинских знаний, становление дисциплинарной структуры медицинской науки, ее генезис и значение для прогресса здравоохранения — это целый комплекс проблем медицины как мультидисциплинарной системы знания, как науки и искусства, теории и практики. Особое место в философии медицины принадлежит разработке проблем социально-медицинского знания, на основе которого формируется современная социальная медицина. К кругу таких вопросов относятся, например, проблема взаимодействия культурно-исторических типов общества и типов здравоохранения в обществе (гражданская, социальная и социально-классовая концепции понимания общества и их влияние на решение проблем общественного здоровья, социальную профилактику и организацию здравоохранения, т.е. на социальную медицину). Наконец, влияние научной революции, техники и индустриализации, экономики и демографических процессов на развитие медицины и здравоохранения. «Болезни индустриализации», «болезни цивилизации», проблемы эволюции заболеваемости и болезней в обществе — все это проблемы философии медицины. Научная революция в естествознании наряду с открытиями и кризисом механистической картины мира ускорила переход к неклассической науке, способствовала дальнейшему развитию как диалектико-материа- листической, так и неклассической методологии. Медицина в условиях социальных сдвигов и научной революции демонстрировала углубление тенденций перехода от гуморализма и натурфилософии к формированию рационального теоретического уровня медицинского знания, к становлению его дисциплинарной организации. Философия науки второй половины XX в. значима для медицинского знания тем, что в условиях изменения философско-методологических ориентиров понимания знания — перехода от классического рационализма к современному постнеклассическому (мультидисциплинар- ность, синергетика и др.) — она получает новые импульсы к развитию. В связи с влиянием социальной философии и общественных наук на развитие социально-медицинского знания в XX в. намечается тенденция его дальнейшего развития, особенно развитие теоретического знания е сфере социально-профилактических наук. Важное значение придавалосі анализу объективной стороны функционирования сферы медицинской науки и здравоохранения, влиянию НТР, экономики, демографических процессов на развитие медицины и здравоохранения на рубеже XX— XXI вв. Особое внимание заслуживали вопросы учета социальных ценностей в выборе стратегий развития здравоохранения: теоретические концепции гражданского и социального понимания общества в XX в, оказывали существенное влияние на решение проблем общественногс здоровья, социальную профилактику и организацию здравоохранения. Анализ стратегии развития медицинской науки в постиндустриальных, индустриальных и развивающихся странах показывает наличие ценностно-смыслового единства медицинского знания в современном мире, В условиях такого единства проявляются методологические проблемы, в которых отчетливо прослеживается синтез философского, естественно-научного и социогуманитарного знания. Подобный синтез знания в медицине и в науках о человеке позволяет скорректировать технократический и биологизаторский, сциентистский и антисциентистский уклоны, которые в той или иной степени присущи методологическим исследованиям медицинских проблем как у нас, так и за рубежом. Обсуждение «вечных» проблем медицины, открытие новых путей их решения в общем и целом доказывает право на жизнь, на особое место в гносеологии, в системе наук современного медицинского знания с присущими емgt; особенностями. Научное знание в медицине может быть представлено в виде ряда теоретических уровней. Прежде всего это теоретические концептуаль- иые схемы: гуморальная, солидарная, клинико-экспериментальная и мультидисциплинарная — как наиболее абстрактный уровень, предельные основания медицинского знания; научно-исследовательские программы: галенизм, ятрохимия, ятромеханика (ятрофизика), психоаналитические программы, медико-экологическая, измеренческая, технико-технологическая — они могут иметь как наддисциплинарный, так и внутридисциплинарный характер; дисциплинарный уровень медицинского знания: эндокринология, иммунология, онкология, психиатрия и т.д.; теоретический уровень как основа внутридисциплинарной организации медицинского знания: теории онкогенеза, теории иммунитета, геронтологии, атеросклероза и др. Под теорией обычно понимается совокупность предложений, фиксирующих основные связи (законы), свойства и отношения объектов, lie л и исходить из того, что теоретическая концептуальная схема является в медицине предельно общей теорией, то научные исследовательские программы образуют на ее основе абстрактные модели (патологии, болезни, нормы и др.), тем самым очерчивая область реально сущего. Понимание онтологических, гносеологических и ценностно-норма- гивных оснований науки — важная методологическая проблема. Стремление к глубокой обоснованности ведет к созданию систем развернутых аргументов и оснований для доказательства тех или иных положений каждой фундаментальной науки. Основания медицинского знания как некоторые неотъемлемые, имманентно присущие ему свойства связаны с признанием материального единства мира, со спецификой объекта и предмета и с вытекающими отсюда особенностями медицины как науки, с конституированием ее в качестве развитой науки с большим числом научных исследовательских программ, сложным дисциплинарным делением. Важным гносеологическим и нормативно-ценностным основанием медицины является система философских и общенаучных категорий и понятий медицины. Разработка проблем основания медицинского знания связана и с преобразованиями в ее концептуальном аппарате, затрагивающими именно базисные категории, понятия и термины. Анализ оснований медицинского знания, в отличие от физического и математического знания, пока еще не стал предметом серьезного философского исследования. Переломные моменты развития медицинского знания, когда коренному пересмотру подвергались представления о нем, о характере медицинских абстракций и идеализаций, сущности щоровья и болезни, можно характеризовать прежде всего как периоды кризиса ее оснований. В то же время проблема исследования оснований медицинского знания становится перманентной. Радикальные преобра- ювания, совершающиеся в современных науках — от химии и биологии но лингвистики, — также затрагивают базисные понятия медицины как пауки, ее предмет и основания. B.C. Степин в ряде своих работ анализирует проблему оснований нг уки, считая при этом, что главными компонентами таких оснований яі ляются научная картина мира, идеалы и нормы исследования (познавг тельной деятельности), философские идеи и принципы, посредство которых обосновываются в науке картины мира и эксплицируются идег лы познания (философские основания науки). Каждый из них, в свої очередь, внутренне структурирован. Если исходить из того, что цель ис следования оснований знания состоит в получении строгого объяснени природы его понятий и объектов, то в этой связи общая логика обоснов; ния научного знания оказывается чрезвычайно близкой логике предмеї ной реальности медицины, задачам обоснования научного медицинскої знания. Таким образом, в исследовании необходимо постоянно провс дить соотнесение оснований с предметом знания, поскольку эта процед; ра, по мнению Степина, очень естественно вводит нас в сферу становл« ния совершенно нового типа научности, типа, отличного оттого, которы представлен экспериментально-математическим естествознанием. В медицинских науках знание обосновывается, быть может, в болі шей мере, чем в какой-либо другой науке, на гносеологической устаної ке постижения истины, точности знания и вместе с тем на нормативне ценностных установках общества. Идеалы научности имеют здес сложный, комплексный характер: с одной стороны, налицо чист познавательные процессы (и соответственно естественно-научные п преимуществу критерии научности), а с другой — нормативно-ценносі ные отражательные процессы (имеющие преимущественно социогумг нитарный идеал научности). Безусловно, у медицинских работнике ориентации на объективную истину выступают как первичные по отне шению к нормативно-ценностным отражательным процессам. Хорошо отработанные методологические и методические принцип организации медицинских знаний (эмпирический и теоретически уровни, гносеологический, нормативный и ценностный характер и т.д являются важным показателем научности их оснований. Знание этих ос нований особенно важно в связи с многогранностью и историчность] объекта этой области человековедения, а также с расширением спектр средств воздействия на человека, популяцию и социальную группу с щ лью профилактики или лечения. Следовательно, мера обоснована научности медицинских знаний прямо связана с уровнем развития о? щества, с отражательными возможностями субъекта и с конкретно-ис торическим характером самого объекта и предмета медицины как наукі На концептуальном уровне существенное значение имеют такие оснс вания знания, как научная картина мира, идеалы и нормы познания, ра: личные философско-методологические принципы. Общие предпосьілкі основания и в медицине могут рассматриваться с акцентом на гносеолс гическое предпочтение, а не на доказательное логическое обоснование Так, принцип Similia similibus curantur (подобное излечивается подобным) и противоположный ему Contraria contrariis curantur (противное излечивается противным) не могут рассматриваться в качестве предельных оснований медицины, имеющих солидное логическое доказательство. Перспективы развития медицины как науки во многом зависят от рационализации, упорядочения, унификации ее языка, т.е. имеющихся в ней категориальных, понятийных и терминологических систем. В медицине давно обратили внимание на важную роль естественного языка в языке науки, в мульти- и дисциплинарно организованных вербальных системах, призванных на непротиворечивой основе объединить все многообразие категорий, понятий и терминов в медицинских науках. Центральное ядро языка медицины — собственный понятийный аппарат для выражения эмпирической и теоретической медицинской информации (язык наблюдения, эмпирические и теоретические конструкты), философские категории, лежащие в основании той или иной теоретической системы медицинского знания, а также понятия смежных, взаимодействующих с медициной наук (химия, физика, биология, математика, психология и др.), выполняющие специфические гносеологические функции. Уровень развития и использования языка медицины в соответствующей теоретической и практической сфере деятельности — важный показатель становления науки. Действительно, разработка общих и прикладных теорий в медицине и их приложение в общей патологии, в учении о болезни, здоровье, норме и патологии показывает, что основным инструментом для построения системы знания медицинской науки являются философские и общенаучные категории и ее собственные понятия и термины. Категории — это не просто общие понятия, выражающие предельно широкий класс объектов действительности. Прежде всего это выражение логики, ступеней развития самого познания; это история человеческого мышления в его неразрывном единстве с общественно-практическим овладением миром. Философские и общенаучные категории очень близки друг другу. Они частично совпадают, перекрещиваются друг с другом по смыслу. В то же время все они имеют самостоятельное значение, по-своему выражая универсальные стороны объективной действительности. Все категории так или иначе раскрывают изменение взаимодействия и взаимосвязи событий. Взятое в единстве составляющих его элементов и отношений, такое взаимодействие выступает как целостный процесс или как выражение отношения субъекта к объекту. |