Главная страница

Эстетика. Авангард и модернизм


Скачать 33.67 Kb.
НазваниеАвангард и модернизм
Дата02.12.2021
Размер33.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭстетика.docx
ТипРеферат
#289004

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский Государственный Университет»

Реферат

по дисциплине: « Эстетика»

на тему: «Авангард и модернизм».

Выполнила:

студентка I курса,гр.ПЕ-11

Бисенова Ж.А.

Проверил:

Подвойский Л.Я.

г.Астрахань, 2013 год

Содержание.

Введение.

Основная часть.

1.Авангард.

2.Модернизм.

Заключение.

Литература.

Сегодня мы имеем сложную смесь из проявлений классической культуры и многочисленных произведений, продуктов и делений "неклассической" культуры, нонклассики. Активно этот процесс смешивания начался еще в первой трети XX в. - В авангарде. Термином "авангард" (фр. avantgarde-идущий впереди, передовой отряд) в эстетике XX в. определяется совокупность всех различных новаторских, революционных, бунтарских, эпатажных, манифестарних движений и направлений в художественной культуре первой половины XX в. Вообще авангардные явления присутствуют в любом переходном периоде в истории культуры, но в XX в. авангард становится мощным феноменом художественной культуры, который занимает почти все отдельные виды искусства.
Авангард - это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный перелом в культурных процессах, вызванных научно-техническим прогрессом последнего столетия. Формирование авангарда связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве. В философии предшественниками становления авангарда возникают идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, А. Бергсона. Косвенным путем инициировали возникновение авангарда достижения в научных областях (особенно - в области ядерной физики, химии, математики, психологии, позднее - биологии, кибернетики, электроники) и технико-технологические реализации на их базе. В психологии значительного влияния задал фрейдизм и возникающий на его базе психоанализ. В гуманитарных науках - это конституирование лингвистики как философско-культурологической дисциплины, уход от европоцентризма и как следствие этого ухода - рост внимания к восточным культурам. Возникновение таких феноменов как теософия, антропософия и некоторых новых учений спровоцировало выплеск неохристианских учений - неотомизма,

3

неоправославия и других. В социальных науках социалистические, коммунистические, анархистские теории революционно и пафосно отразили реальные острые проблемы социальной действительности того времени. Как непосредственные предтечи авангарда появляются эстетика романтизма и импрессионизм. Романтизм разработал концепцию антиимитационной (так называемой "музыкальной") живописи и определил внимание художественного творчества к феноменам бессознательного. Импрессионизм основал тенденции, которые стали очень важными для развития авангарда: массовый, вне индивидуальный характер героя и очень индивидуальная, личная точка зрения самого художника. По своему происхождению авангард - это художественная программа искусства мира, который быстро меняется, мира ускорения индустриального прогресса, урбанизации, мира, где образ жизни и художественные стили становятся всемассовыми.
В начале XX в. авангард постулирует ситуацию "банкротства" традиционных систем ценностей, несостоятельность "здравого смысла", подвергает уничтожающей критике такие феномены как закон, порядок, постепенное движение истории.
К общим и характерным особенностям большинства авангардных направлений относятся:
пафос революционного разрушения относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры;
резкий протест против всего, что представлялось консервативным, буржуазным, академическим; в визуальных видах искусства и литературе - демонстрационная отказ от миметического принципа, который утвердился в течение XIX в. и является "прямым" (реалистически-натуралистическим) изображением предметной действительности;
несдержанное стремление к созданию принципиально нового всюду и,

4

прежде всего - в формах, средствах и способах художественного выражения, авангард имел своей целью активное (до шокирующего, агрессивного) воздействие на массу ради его пробуждение от сна здравого смысла;
стремление к стиранию границ между традиционными искусствами, тенденций к синтезу отдельных искусств. Разрушение традиционного проявляется в отказе авангарда не только от традиций классического искусства, но и от самого искусства - целью авангарда становится "анти-творчество" в рамках "анти-искусства". П. Пикассо определил живопись авангарда как "сумму разрушений": "Раньше картина создавалась по этапам, и каждый день прибавляя к ней что-то новое. Она была обычно итогом ряда дополнений. Моя картина - итог ряда разрушений. Я создаю картину и потом разрушаю ее".
Решительно ограничиваясь традиционного искусства, авангард ориентирован на абстрактность композиций с целью провоцирования интеллектуального соучастия зрителя, пробуждения, сотрясения обыденного сознания. Для достижения этой цели зрителю предлагается радикально новая попытка видения мира. На этом базируется всеобщность позиций различных направлений авангарда (поп-арта, дадаизма, футуризма, сюрреализма и др.) Свою деятельность они оценивают не как те или иные художественные направления, а как образ мышления, с помощью которого авангард пытается утвердить себя как новое слово в понимании человека, социума, искусства, творчества и морали.
С точки зрения художественно-эстетической или даже общекультурной значимости, творчество большинства представителей авангарда имеет экспериментальное, изменчивое, локальное значение для своего переходного времени. Но именно авангард дал и наиболее значимые фигуры XX в., которые уже вошли в историю мирового искусства как классики: Кандинский, Шагал, Малевич, Клее, Пикассо, Матисс, Модильяни, Миро,

5

Дали, Джойс, Пруст, Кафка, Элиот, Камю, Ионеско, Беккет, Ле Корбюзье и другие.
К главным направлениям авангарда относятся кубизм, абстрактное искусство (во всем разнообразии его проявлений), экспрессионизм, супрематизм, футуризм, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторики в музыке. Понятие модернизма (фр. moderne - новейший, современный) в широком смысле используется в эстетике и искусствознании XX в. для определения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизаторского характера, начиная с символизма и импрессионизма и заканчивая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной сфере вообще. Модернизм объединяет разнообразные, достаточно независимые направления, которые могут значительно отличаться по своим социальным или культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, минимализм, концептуализм и др.). Хронологически модернизм занимает конец XIX в. и 60-е годы XX в., включая все авангардные движения вплоть до своего "антипода" - постмодернизма. Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, т. е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве.

6

Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций девятнадцатого века, их консенсуса между автором и читателем. Конвенции реализма, к примеру, были отвергнуты Францем Кафкой и другими романистами, в том числе и в экспрессионистической драме, а поэты отказывались от традиционной метрической системы в пользу верлибра. Модернистские писатели видели себя как авангард, окинувший буржуазные ценности, и заставляли читателя задуматься, применяя сложные новые литературные формы и стили. В художественной литературе принятое течение хронологического развития событий было поставлено с ног на голову Джозефом Конрадом, Марселем Прустом и Уильямом Фолкнером, в то время как Джеймс Джойс и Вирдижиния Вульф ввели новые способы отслеживать поток мыслей своих героев при помощи стиля «поток сознания». В поэзии Эзра Паунд и Т.С. Элиот вытеснили логическое представление мысли своими коллажами фрагментарных изображений и сложными аллюзиями. Луиджи Пиранделло и Бертольд Брехт открыли новые театральные формы абстракции вместо реалистических и натуралистических представлений. Модернистская литература по большей своей части космополитична и обычно выражает чувство потерянности в урбанистической среде, подчиняясь новым антропологическим и физиологическим теориям. Самая любимая ее техника – наложение вместе с многогранной точкой восприятия, которая удивляет и шокирует читателя своей отличностью от доселе привычных плодов пера. В английской литературе основными вехами литературного модернизма являются «Улисс» Джоймса и «Бесплодная земля» Элиота (оба произведения написаны в 1922). В испанской литератере модернизм это, прежде всего, стиль поэзии с 1888 по 1910 год, на который очень сильно повлияли французские символисты и представители парнасской школы. В испаноязычном мире это течение представлено поэтом

7

из Никарагуа Рубеном Дарио и мексиканским поэтом Мануэлем Гутиеррес Нахeра. Вообще-то у каждой страны был свой модернизм, неважно, вошел ли он в анналы мировой литературы или так и остался локальным явлением. Сама суть модернизма – культурного течения, зародившегося между мировыми войнами в обществе, истощенном идеями прошлого, является космополитичной. Писатели, работавшие в это время, экспериментировали с формами, способами, приемами, техниками, чтобы дать миру новое звучание, но темы их оставались вечными. Чаще всего это была проблема одиночества человека в этом разноцветном мире, несовпадение его собственного темпа с темпом окружающей действительности. Именно модернизм, в отличие от всех предыдущих течений будет акцентировать свое внимание на человеке, на его внутренней сущности, отбрасывая внешний антураж или видоизменяя его так, чтобы он только подчеркивал основную идею. Критики говорят о литературе модернизма, как явлении довольно мрачном, но такое ощущение создается преимущественно из-за того, что читатель рассматривает мир, поданный автором, через призму восприятия последнего, окрашенную разочарованием и вечным поиском смысла бытия. С исторической точки зрения модернизм находится в тесной связи с появлением новых режимов. Чаще всего речь идет о становлении фашизма и коммунизма, и обращении к ним классиков литературы за новыми идеями, в ожидании, что свершится глобальное «чудо». По этой причине творчество писателей иногда можно разделить на два периода – увлечения политикой и разочарования нею, что очень хорошо прослеживается во временной канве произведений. И все же большинство модернистов аполитичны, единственный регламент для них – собственное воображение и мировосприятие cистема автоматизации документооборота. Узел проблем, с особой силой потрясших традиционные устои культуры и

8

искусства нач. 20 в. и породивших искусство модернизма, можно определить как кризис веры в рациональное устройство мира. Новая картина мира (опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, развитие психоанализа) не вооружила, а разоружила человека, резко усилив в его представлении долю нерациональных факторов, правящих миром и лежащих в основе существующего. Фр. писательница и критик Н. Саррот точно обозначила искусство модернизма как «эру прозренья», вызванную падением доверия к языку традиционных художественных форм со стороны как творцов, так и публики. Привычные опыты «выстроенных рассказов» стали казаться верхним слоем, маскирующим действительность вместо того, чтобы обнажать ее. Точно прорисованные персонажи в традиции старого романа были уже не способны вобрать в себя реальность. Психологический элемент, подобно живописному, незаметно освобождался от предмета, с которым был нераздельно слит, и стремился в искусстве модернизма к самодостаточности, к тому, чтобы обойтись, насколько это возможно, без опоры на внешнюю предметность. Художественная практика модернизма породила идеи о «необяза-тельности пребывания искусства в рабстве у действительности», о возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри своего языка, извлекая их из интонации, тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов и т.д. самих по себе. Новая позиция художника была порождена потребностью не мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни. Доминантой нового искусства стало выступать нечто расплывчатое и неуловимое, рядоположенное неопределимости самой жизни. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. Многомерная новая художественная оптика отказалась от помощи узнаваемых и давно адаптированных образов.

9

Вторжение «неклассических форм» в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что еще сохраняла в себе художественная практика кон. 19 в. Безусловно, модернизму был присущ пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был также созидательной работой, своего рода «культурной ретортой». Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, М. Пруста, В. Кандинского, Дж. Джойса, М. Шагала и др. авторов, не наследующих формы классического искусства, была направлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, предопределяла бросок в будущее. Модернизм строит свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы. Эти усилия потребовали колоссальной работы, приведшей в итоге к установлению новых отношений человека и мира. С одной стороны, модернизм ощущал бесконечность и невыразимость современной реальности, невозможность объять ее уже имеющимися поэтическими формулами. С другой — его усилия были ознаменованы значительным обогащением лексическо-выразительных средств «говорящего» языка искусства, стремлением превзойти язык эпохи в непреложных и емких формах художественной речи. Можно говорить о принципиальном различии сути художественного творчества модернизма и постмодернизма. Искусство модернизма еще означало сохранение надежды, стремилось, несмотря ни на что, продолжать быть посредником между человеком и миром, вырабатывать адекватные времени ориентации. Созданная и воплощенная постмодернизмом пародия на все предшествующие эпохи несла культ аутентичности самой по себе, стремление мыслить все творческие проявления как игровую сферу, абсолютизацию самоутверждения как такового, не задаваясь вопросом,

10

имеются ли точки сопряжения между художественной деятельностью и картиной мира. Созидательный характер искусства модернизма, несомненно, противостоит творчеству постмодернизма с его игрой уже состоявшимися художественными формами. Модернизм принципиально порывает с устоявшимися формами художественного отображения действительности - канонизирован реализмом, салонным искусством, академическим искусством, чувствуя кризис этих явлений и в стремлении к обновлению. Для модернизма характерны активность, динамизм, страсть к движению, желание действовать против (чего-либо, кого-либо) в преодолении традиционных границ, пренебрежение к традиционным ценностям, культурная революционность.
Как главные черты модернизма выделяют:
эстетическую стратегию автономии искусства, т.е. его принципиальную независимость от любых контекстов (социальных, политических, религиозных и т.д.);
полный отказ от миметичного принципа в искусстве;
акцент на художественной форме, которая понимается как главная основа произведения, тождественна его содержания;
абсолютизация визуальной (аудио) презентации произведения как само-достаточной формы бытия.
Модернизм отказался от эстетики реализма, от тех узких рамок, которые навязываются традиционной конкретикой сюжета, от ренессансной оптической системы. Он производил кардинальные технические инновации, которые соответствовали духу технической цивилизации. Существенной трансформации подверглись понятия словесной речи вплоть до разрушения синтаксиса, отрицания правописания ради того, чтобы вернуть языку его аутентичное значение. Эту необходимость очистки истинной сути человека от внешних нормативных наложений языка и культуры почувствовали и выразили А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме и др.. поэты, сделав попытку

11

освобождения, автономизации субъекта путем революционной трансформации языка.
Модернизм изобрел методы, без которых невозможна современная эстетика: "поток сознания", ассоциативный монтаж, коллаж, "высвобождения" цвета и др.. Модернисты развили поэтику "открытого произведения", который привлекает зрителя, читателя в творческий процесс, активизируя его восприятия. Для модернизма характерен программный концептуализм, когда на первый план выходит замысел произведения, благодаря чему акцент в визуальных искусствах переносится с чисто визуальной сферы в концептуально-визуальную - с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление. Модернизм является первой художественной культурой, которая насыщена теоретическими произведениями. Эта концептуальность, теоретичность является следствием "коммуникационного вакуума", образовавшегося в результате отказа от классических выразительных средств и который нуждался вербального прояснения с целью подключения зрителя (читателя) до того языка, которым оперирует определенный автор.
Иногда модернизм отождествляют с авангардом, который понимают как раннюю фазу модернизма. Проблема соотношения модернизма и авангарда имеет несколько измерений. С точки зрения концептуального фундамента модернизм тесно связан с авангардом своим неприятием эстетики реализма и в художественном измерении фактически представлен теми же школами. Но модернизм как социокультурный феномен - значительно шире авангарда и хронологически, и по своему содержанию, и в плане социокультурной значимости. Кроме того, авангардные движения значительно больше, чем модернистские, связанные с тенденциями социального протеста.
Более узкое значение термина «модернизм» связано с рассмотрением его как одного из главных этапов функционирования искусства XX в.: Авангард –

12

модернизм - постмодернизм. Модернизм является прямым наследником многих достижений и находок авангарда, но не имеет его бунтарского, бранного, социально-манифестированного характера. Модернизм - это авангард, который стал академическим. Он утверждает разнообразие авангардных новаторских художественно-эстетических изобретений, но уже как ставшие современной классикой. Модернизм осознал и принял факт врастания авангарда в ту же культуру, которую он отрицает, факт его поглощения обществом потребителей и слива с традиционными институтами. Пафос протеста, отрицания, негативизма авангарда был поглощен открытыми обществами как локальный, достаточно невинный и даже полезен выплеск эмоций, который можно рассматривать как способствующий процессам обновления и развития. В период, когда авангард превращался в классику, выросла целая генерация художников, писателей, драматургов, композиторов, кинематографистов, как последователи узаконили наиболее радикальные находки авангарда в сфере художественного языка практически всех искусств. Эта генерация начала процесс бесконечного манипулирования этими достижениями, но от настоящего авангарда их отличало отсутствие мощного творческого импульса. Для модернизма кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, додекафония, литература Джойса - это классика, которая органично удлиняет непрерывную историю мирового искусства. Те сдвиги, авангардисты начали как радикальные и бунтарские, модернисты продлили методично и кропотливо. В целом - это движение в направлении отказа от традиционных художественно-эстетических ценностей и выведения искусства за пределы традиционно классического.
Значение модернизма заключается в том, что он стал особой, своевременной формой самопознания культуры, определил современные формы бытия искусства, освободил художественное сознание, обнаружив возможности

13

создания новых смыслов, сместил акценты в отношениях между искусством и обществом.
К наиболее известным модернистам, произведения которых своей эстетической радикальности способствовали оформлению модернистской традиции, относятся: Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, Р. Музиль, А. Камю, Т. Манн и др.. (В прозе) А. Стриндберг, Л. Пиранделло, Б. Брехт, Э.. ионеско, С. Беккет и др.. (В драматургии) А. Арто, В. Хлебников, С. Малларме, Р. М. Рильке, Г. Аполлинерта др.. (В поэзии), И. Стравинский, А. Шенберг, К. Штокхаузен и др.. (В музыке), В. Кандинский, М. Шагал, К. Малевич, П. Пикассо, С. Дали, X. Миро, П. Клее, П. Мондриан, Р. Магритт и др.. (В живописи).
К главным направлениям модернизма относят: абстрактный экспресс-сионизм, конкретное искусство, поп-арт, концептуализм, минимализм.

14

Список литературы.

  1. «Философия: Энциклопедический словарь». Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.)

  2. Яковлев Е.Г. Эстетика. – М.: Гадарики, 1999.


15


написать администратору сайта