Главная страница
Навигация по странице:

  • Хроника ключевых событий эпохи

  • 1906 – создание 1 Государственной Думы; – аграрная реформа Столыпина.

  • Быстрая смена эстетических ориентиров

  • В России «кубофутуризм

  • Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц

  • Cравнительная таблица

  • 4.Особенности формы

  • Иван Бунин(1870-1953) Владислав Ходасевич(1886-1939) Марина Цветаева (1892-1941)

  • Архитектура Федор Шехтель дом Михаила Рябушинского И.В.Жолтовский Валькотт

  • Представитель неоклассицизма в музыке Направления в музыке Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

  • Федор Иванович Шаляпин – певец, бас

  • Символизм

  • Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве художников. Всмотримся в полотна живописцев этой эпохи...

  • Демон поверженный. Иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон» 1902 Борисов-Мусатов

  • Петров-Водкин

  • Серебряный век. Редникова Марина, ученица 11 класса А


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеРедникова Марина, ученица 11 класса А
    Дата08.03.2023
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСеребряный век.pptx
    ТипДокументы
    #974261

    Выполнила:

    Редникова Марина,

    ученица 11 класса А


    "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК"

    В РУССКОЙ ИСТОРИИ

    Стерлитамак, 2013 год

    «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»

    Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

    Хроника ключевых событий эпохи

    • 1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
    • 1894 – начало царствования Николая 2.
    • 1902 – массовое создание политических партий.
    • 1903 – второй съезд РСДРП
    • 1904 – 1905 – русско-японская война.
    • 1905 – 1907 – первая русская революция.
    • 1906 – создание 1 Государственной Думы; – аграрная реформа Столыпина.
    • 1914 – начало Первой мировой войны.
    • 1917 – Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция….

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»:

    Новое в поэзии рубежа веков.

    • От поэтизации природы к поэтизации города
    • От социальных мотивов к мотивам творческого самоопределения и самоутверждения;
    • От исторической конкретики к вечным темам жизни и смерти, любви, мук творчества;
    • Активизация ролевой лирики, театрализация

    СИМВОЛИЗМ

    СИМВОЛИСТЫ

    • В. Я. Брюсов;
    • К. Д. Бальмонт;
    • Д. С. Мережковский;
    • А. Белый;
    • А. А. Блок

    В. Я. БРЮСОВ (1873 – 1924)

    Валерий Яковлевич Брюсов 13 декабря 1873г. в купеческой семье. В 1893г. поступил и учился на историко-филологическом факультете МУ. В 1884-1895гг. В мае-июне 1902г. путешествовал по Италии.

    В 1904 -1908гг. Брюсов – главный инициатор, ведущий автор, руководитель журнала «Весы», основного периодического издания символизма. В 1921г. организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни был его ректором и профессором. Умер 9 октября 1924г. в Москве.

    Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.

    И прозрачные киоски,

    В звонко-звучной тишине,

    Вырастают, словно блестки,

    При лазоревой луне.

    Всходит месяц обнаженный

    При лазоревой луне...

    Звуки реют полусонно,

    Звуки ластятся ко мне.

    Тайны созданных созданий

    С лаской ластятся ко мне,

    И трепещет тень латаний

    На эмалевой стене.

    1895 год

    К. Д. БАЛЬМОНТ (1867 – 1942)

    Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянской семье. В 1887-1889гг. Бальмонт занимался переводами западно-европейских поэтов.

    Сборники «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) – предтечи русского символизма. Славу и признание Бальмонту принесли книги «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь» (1900-1903). Они упрочили авторитет поэта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В 1920г. Бальмонт эмигрировал. Умер в 1942г. Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я — внезапный излом, Я — играющий гром, Я — прозрачный ручей, Я — для всех и ничей.

    Переплеск многопенный, разорванно-слитный,

    Самоцветные камни земли самобытной,

    Переклички лесные зеленого мая —

    Все пойму, все возьму, у других отнимая.

    Вечно юный, как сон,

    Сильный тем, что влюблен

    И в себя, и в других,

    Я — изысканный стих.

    АКМЕИЗМ

    АКМЕИСТЫ

    • Н. С. Гумилев;
    • С. М. Городецкий;
    • А. А. Ахматова;
    • О. Э. Мандельштам;
    • Г. В. Иванов

    Н. С. ГУМИЛЕВ (1886 – 1921)

    Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886г. в Кронштадте в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1911г. вместе с С. Городецким создал «Цех поэтов». В 1914г. ушел добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917г. застали его за границей. В 1918г. вернулся в Петроград, был членом редколлегии «Всемирная литература». 3 августа 1921г. был арестован Петроградской Чрезвычайной комиссией, а 25 августа 1921г. – расстрелян.

    О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ (1891 – 1938)

    Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891г. В петербургской еврейской купеческой семье. С 1900-1907гг. учился в Тенишевском коммерческом училище. После окончания путешествовал по западной Европе. В 1910г. – первая публикация. В 1911г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Гиперборей». В 1913г. – первый сборник стихов «Камень». В 1928г. – второй сборник («Tristia» и стихи 1921-1925гг.). В 30-е гг. – «Воронежский цикл». В мае 1934г. поэт арестован, сослан в Чердынь на Сев. Урале, а затем переведен в Воронеж. В мае 1938г. арестован по нелепому обвинению и отправлен на Колыму, где 27 декабря 1938г. умер.

    Наши речи за десять шагов не слышны,

    А где хватит на полразговорца,

    Там припомнят кремлевского горца.

    Его толстые пальцы как черви жирны,

    А слова как пудовые гири верны –

    Тараканьи смеются усища

    И сияют его голенища.

    А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

    Он играет услугами полулюдей –

    Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

    Он один лишь бабачит и тычет.

    Как подкову, кует за указом указ –

    Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз

    Что ни казнь у него, то малина

    И широкая грудь осетина.

    Ноябрь 1933 года

    ФУТУРИЗМ

    ФУТУРИСТЫ

    • Д. Д. Бурлюк;
    • В. В. Хлебников;
    • В. В. Каменский;
    • В. В. Маяковский

    В. В. МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930)

    Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893г. в Кутаисской губернии, селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. В 1901-1906гг. учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в 5-ой московской гимназии (1906-1908). В 1908г. вступил в партию РСДРП(б). Был несколько раз арестован. Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912г. – впервые опубликованы стихи. В 1913г. вышла книга под названием «Я». В 1918г. организовал группу «Комфут». Умер 14 апреля 1930г. в Москве.

    КУБОФУТУРИЗМ

    Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (например, Брак). Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии. В России «кубофутуризм» было одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились: Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.
    Cравнительная таблица

    модернистских течений рубежа 19-20 веков

    Критерии для

    сопоставления

    Символизм

    Акмеизм

    Футуризм

    1.Отношение к миру

    Мир не познаваем

    Мир познаваем

    Мир надо переделать

    2.Роль поэта

    Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова

    Поэт возвращает слову ясность, простоту

    Поэт разрушает

    старое

    3.Отношеие к слову

    Слово многозначно

    И символично

    Четкая определен-ность слова

    Свобода в обраще-нии со словом

    4.Особенности

    формы

    Намеки, иносказа-ния

    Конкретная образность

    Обилие неологиз-мов, искажений

    слов

    5.Близкий род

    искусства

    Музыка

    Живопись,архитек-тура, скульптура

    Живопись

    ОБЭРИУ

    • Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы.
    • Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Но первые эксперименты с рифмой и ритмом, а главное — со смыслами слов имели успех лишь в узком дружеском кругу. Их опусы не только не печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на выступлениях.

    Иван Бунин(1870-1953)

    Владислав Ходасевич(1886-1939)

    Марина Цветаева (1892-1941)

    Серебряный век в живописи

    «В эти годы России было послано много даров…» (Н. Бердяев)


    Жуковский. Осень

    Памятник Александру III.

    Памятник Александру III.


    П.П.Трубецкой

    Памятник первопечатнику И.Федорову

    С.М. Волнухин

    Архитектура

    Федор Шехтель

    дом Михаила Рябушинского

    И.В.Жолтовский

    Валькотт


    Гостиница «Метрополь»

    Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971)

    русский композитор, дирижер

    Представитель неоклассицизма в музыке

    (1873 – 1943)


    Представитель неоклассицизма в музыке

    Направления в музыке

    Николай Андреевич Римский-Корсаков

    (1844-1908)

    Представитель символизма в музыке


    Александр Николаевич Скрябин

    (1871/72 – 1915)

    Федор Иванович Шаляпин – певец, бас

    ЖИВОПИСЬ ХX СТОЛЕТИЯ

    Основные направления в изобразительном искусстве ХX в. :

    • Реализм
    • Модерн
    • Символизм
    • Авангардизм

    Реализм

    В.И.Суриков, И.Е.Репин, С.А.Коровин, Левитан


    Н.Рерих

    Модерн

    (творческое общество «Мир искусства» - А.Бенуа, Л.Бакст, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов (1898-1924 гг.))

    Символизм

    М.Врубель, К.Петров-Водкин;

    «Голубая роза» (1907) - А.Арапов, Н.Крымов, П.Кузнецов, Н.Сапунов, М.Сарьян и др. (16 художников)

    Авангардизм

    («Бубновый валет» (1911-1917) - П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественнский и др.)


    авангардизм

    с русскими национальными традициями

    (В.Кандинский,

    М.Шагал,

    П.Филонов и др.)

    Абстракционизм

    (Малевич)

    Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве художников. Всмотримся в полотна живописцев этой эпохи...

    Живопись рубежа веков


    В.Серов

    «Похищение

    Европы»

    М.Нестеров

    «На земле покой»

    М.Врубель

    «Сидящий Демон»

    Михаил Врубель Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.

    «И зло наскучило ему».

    Демон поверженный. Иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон» 1902

    Борисов-Мусатов пришёл в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями и нашёл в искусстве неповторимый самобытный путь.

    Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира».

    Важнейшим свойством эпохи, именуемое Серебряным веком, является — лирическое преображение всех видов искусства.
    • все эти творцы — современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
    • всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
    • их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...

    ВЫВОДЫ:


    написать администратору сайта