римское право. 2. Метод и система изложения Метод изложения
Скачать 24.52 Kb.
|
2. Метод и система изложения 4. Метод изложения. Авторы настоящего учебника ставят своей задачей из- ложить римское частное право в том виде, как оно сложилось в первые века н. э. и зафиксировано в зна- менитой кодификации Юстиниана VI века. 1 Следует иметь в виду, что наш основной источник сведений о сочинениях юристов - Дигесты Юстиниана – представляет собой лишь небольшие отрывки из сочинений лишь очень небольшого числа юристов. 6. Рецепция (государственное использование положений древнего римского права). Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма - рецепция римского права. Развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им и территориально и по существу. Применение косных н дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений и было овеяно величием славного прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше "абстрактность" римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов. Римское частное право стало, таким образом, "общим правом" ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы. Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. И если германская империя присвоила себе гордое название "священной римской империи", если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать императором, измыслил должность первого "консула", то все это явилось лишь заимствованием некогда знаменитого титула, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений. Однако и римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в своем неприкосновенном виде стать законом общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуазные отношения. Римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно в Германии XVI-XVII вв., то "искаженное" римское право, которое получило название пандектного права или же странное нелогичное название "современного римского права" (heu-tiges r(misches Recht). Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное право; она являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от "чистого" римского права. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась, в особенности в XVIII и XIX вв., общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия и зашиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно, не было. Излагая частное право античного Рима, мы считаем излишним излагать результаты разработки и применения римского права после падения Рима, т. е. касаться учений пандектного права. Нас интересует то и только то, что было в Риме, а не то, что сделали с правовым наследием Рима впоследствии. Эти последние вопросы должны освещаться в истории феодального права и в истории буржуазного права. Лишь в отдельных случаях, когда последующая разработка облегчает понимание римских источников, мы ссылаемся на соответствующие труды. 7. Система изложения. Гай говорит: Omne ius quo uti- mur vel ad personas pertinet vel ad res vel ad acti- ones. (1. 2). - Все то право, которым мы пользуемся, относится или н лицам, или к вещам, или к правовым действиям [искам]. Эта систематизация не является особенностью Институций Гая; достаточно сказать, что ей следуют и Институции Юстиниана. Поэтому и в настоящем учебнике мы придерживаемся, в основном, указанного порядка. Таким образом, должны быть изложены: а) правовое положение лиц, включая сюда и семейное право (разделы III-IV); б) права, относящиеся к вещам, - собственность и права на чужие вещи. Сюда же относится и наследование, являющееся прежде всего способом посмертного перехода собственности и неразрывно связанное с частной собственностью (разделы V-VI); в) правовые действия, т. е. обязательства, разделяющиеся, в свою очередь, на контракты, квази-контракты, деликты и квази-деликты (разделы VII-IX). Но этим разделам явилось необходимым предпослать еще два раздела: (1) Источники римского частного права. Не ставя своей задачей дать историю всех источников частного права Рима, начиная с древнейших времен, эта глава должна в первую очередь показать источники познания нами римского частного права. (2) Учение о защите прав, главным образом, об иске. Как уже было указано выше, римское частное право является в своей основе правом судебным, и это право нередко характеризовалось как система исков. Поэтому в целях наиболее компактного и систематического изложения явилось необходимым предпослать исследованию отдельных институтов изложение общего учения об иске. Таким образом, настоящая работа распадается на следующие разделы: 1) Источники римского частного права; 2) Осуществление и защита права; 3) Лица; 4) Семейное право; 5) Права на вещи; 6) Наследственное право; 7) Общее учение об обязательствах и договорах; 8) Отдельные виды договоров и квази-контракты; 9) Деликтные обязательства и квази-деликты. Однако не все вопросы излагаются с одинаковой подробностью. Более детального изложения заслуживают те институты, которые были наиболее подробно разработаны в Риме и которые вместе с тем определили дальнейшее развитие частного права в феодальном и капиталистическом обществе. Сюда относятся: учение об иске (но не формы процесса), собственность и договоры. Наоборот, семейное право, наследственное право, деликты и т. п. излагаются более сокращенно - здесь внимания заслуживают основные положения, но не детали. 5. СИСТЕМА РИМСКОГО ПРАВА Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана. Древнейшее право fas носило религиозный характер — jus sacrum. Познание и толкование его сосредоточивалось в жреческих коллегиях понтификов, являвшихся первыми римскими юристами. Позже от древнейшего права fas стали отличать светское право — jus. Различие fas и ius окончательно определилось в период республики с отделением жреческих должностей от светских магистратур. Толчком послужило обнародование книги об исках и календаря (jus Flavianum). Натуральному хозяйству соответствовал замкнутый характер древнейшего права, регулировавшего отношения только между римскими гражданами, — jus civile. Право отличалось крайним формализмом, символикой, сильным влиянием религии, подобной греческому язычеству. Пришельцы, иностранцы никакой правовой защитой не пользовались. С развитием торгово-рыночных отношений появилась необходимость охраны приезжающих в Рим иностранцев. Первоначально эта охрана осуществлялась по законам страны, из которой прибыл иностранец, — lex patria, а затем и по римским законам. Наряду с jus civile появилось jus gentium — право народов. jus gentium отличалось большей свободой, упрощением формы и принципом: важно не то, что сказано, а что имелось в виду. Римское право начинало терять свои черты и все больше заимствовать из прав других стран. В нем отмечались черты универсальности, что дает долгую жизнь данному праву и столь широкое распространение. Возникли понятия jus naturale и aequitas (jus aequum). Со слиянием этих потоков в одно русло право именуется цивильным, а по содержанию становится общенародным. Развитие частных имущественных отношений требовало развития римского частного права. Появилось jus pretorium — преторское право, когда претор давал эдикты. Судебная деятельность претора не изменяла нормы цивильного права, а придавала им новое значение. Основа преторского права — принцип совести, справедливости, его нормы были освобождены от формализма. Система римского права — порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов. Системы группировки правовых норм: 1) пандектная характерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Состоит из: — общего раздела; — специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное право. Пандектная система была воспринята германской правовой системой, и на ее основе было создано Германское Гражданское Уложение. Пандектная система воспринята и современным российским частным правом; 2) институционная. В ней отсутствовала общая часть, а из состава вещного права не выделялось наследственное право. Нормы, носившие общий характер, располагались в каждом из разделов. «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)», — говорил (Гай). Группы правовых норм: право лиц (субъекты права), вещное право, обязательственное право. Институционная система была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона). |