!!!ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА. 2 Методика подготовки и проведения концерта
Скачать 160 Kb.
|
Задание по теме 2.2. Методика подготовки и проведения концерта Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведения концерта; формирование умений осуществлять подготовку и проведение концерта, в том числе в учреждении дополнительного образования детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Задание 1. Охарактеризуйте цели и специфику подготовки и проведения концертов для детей подросткового возраста, проводимых как в образовательной организации, так и вне нее. На основе анализа материалов сети Интернет проанализируйте конспект проведения какого- либо концерта. Какие критерии для анализа Вы использовали? Установите соответствие /несоответствие заявленных мероприятий возрасту участников, выявите положительные и отрицательные стороны. Приведите примеры реализации в деятельности объединений учреждения дополнительного образования различных концертов в течение года. Чему они могут быть посвящены? Какие цели ставят? Ответ: ПЛАН - КОНСПЕКТ инновационного итогового занятия-концерта Тип занятия: итоговое занятие-концерт. Тема концерта: «Планета добра». Год обучения: 3 Возраст: 7-17 лет. Количество присутствующих на занятии: 16 человек. Цель занятия: продемонстрировать итоги работы обучающихся за учебный год, показать их творческие достижения. Задачи занятия: Образовательные: продолжение формирования и закрепления знаний и умений исполнения вокальных произведений посредством выступления перед большой аудиторией. Метапредметные: способствовать формированию интереса к групповым и сольным формам вокального исполнения, концертным выступлениям. Личностные: способствовать развитию эстетических чувств, любви к музыке и формированию навыков общения, сопереживания, взаимоуважения, активности и организованности. Форма организации на занятии: групповая (разновозрастная), ансамблевая и индивидуальная. Методы и приемы, используемые на занятии: словесный, наглядный, междисциплинарных взаимодействий, активная творческая работа с обучающимися. Оборудование занятия: актовый зал, микшерный пульт (1 шт.), микрофоны (10 шт.), стойки для микрофонов (4 шт.), ноутбук (1 шт.), проектор с экраном (1 шт.), видеокамера (1 шт.), фотоаппарат (1 шт.), просторное светлое помещение для распевания, фортепиано, mp3 проигрыватель, зеркало, сценические костюмы и аксессуары (шляпы маскарадные, очки, зонтик, книги, воздушные шарики (2 шт.), большой стакан с крышкой и трубочкой, наполненный цветной жидкостью, гимнастический коврик); грамоты, медали и кубки для награждения детей. Методическое обеспечение занятия: презентация по теме «Планета добра»; плакат «Строение голосового аппарата»; учебные видеофильмы «Планета Земля» и «Диафрагма»; видеофрагменты выступлений «Студия эстрадного вокала «Вдохновение» на различных вокальных конкурсах, концертах. Дидактическое обеспечение: - раздаточные материалы (тексты песен, слова ведущих); - минусовые фонограммы песен: «Твоя земля» муз. и сл. Е. Комар (перевод Д. Тодорюк) Детское Евровидение 2013г. (F); «Чунга-Чанга» из м/ф «Катерок» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина (Hm -H); «Hafanana» муз. и сл. Afric Simon (Cis); «Mamma Maria» муз. Д. Фарина, сл. С. Минеллоно (С-D); «Je veux» муз. С. Керридин, сл. Трисе (Dm); «Sorry» муз.исл. Мадонны и С. Прайса(Сm); «Скользкие улицы» муз. Лёва Би-2, Шура Би-2, сл. Лёва Би-2 (В); «Выхода нет» муз. и сл. Васильева (Em); «Кони в яблоках» муз. Д. Тухманова, сл. М. Танича (Fm); «Быть самим собой» из м/ф «Алиса знает, что делать!» муз.В. Богатырева, сл. А. Толкачева (G- A-Am -A-В); «Детство» муз. Ю. Шатунова, сл. Н. Кузнецова (Bm); «Горошинки цветные» муз. и сл. Н. Вериной (Cis m); «Модница» муз. и сл. Е. Осмоловской (С); «Бибика» муз. В. Осошник, сл.Н. Осошник (Сm); «Далеко от мамы» из м/ф «Барбарики» муз. и сл. Л. Залужной (Dm); «Компьютер» из м/ф «Фиксики» муз. Л.Землинского, сл.Г.Васильева (H); «Спасите люди мир» муз. М. Абдульманова, сл.Л. Д Элиа (Hs m); «Мечтай» муз. и сл. Тю Демчук, М, Дорошевич, Д. Кириллова (Детское Евровидение 2013г.) (G); «Если мы возьмемся за руки» муз. и сл. А. Петряшевой (Es - E). Содержание занятия - концерта: Концерт состоит из 3 учебных блоков, где обучающиеся показывают, чему они научились за текущий учебный год. Сценка «Дикция и артикуляция» (слайд «Строение голосового аппарата»). Сценка «Распевание- вокализ». Сценка «Дыхание» (учебный видеофильм «Диафрагма»). Разыгрывая сценки, обучающиеся демонстрируют свои теоретические и практические знания, также они просматривают учебные видеофильмы. Все выступления, обучающиеся выполняют самостоятельно без помощи педагога. Закрепление своих знаний каждый из них показывает, исполняя сольную песню. А также дети демонстрируют ансамблевое и хоровое исполнение произведений. Ход занятия: ВИДЕОФИЛЬМ НА ЭКРАНЕ фрагменты выступлений «Студия эстрадного вокала «Вдохновение» на конкурсах, концертах) Ведущий Перед началом концерта отключите звук своих мобильных телефонов. За сценой: 1 волонтер для показа слайдов, 2 волонтера для работы на сцене с оборудованием стоят за сценой. Вводная часть. На сцене стоят 4 микрофонные стойки. Выходят Ведущие (4 радиомикрофона) СЛАЙД 2 ФАНФАРЫ Ведущий 1 Добрый вечер! Мы рады приветствовать Вас на нашем концерте! Ведущий 2 Сегодня за ваше хорошее настроение отвечаем мы- Все Ведущие Коллектив «Эстрадного вокала «Вдохновение». Ведущий 1 Руководитель – Марина Владимировна. Ведущий 3 Ведущие – Дарья, Мария, Полина. Ведущий 4 Дарья. Ведущий 1Вас ждут выступления ваших любимых исполнителей, премьеры песен, живой звук, волнение дебютантов. Ведущий 4 С вашей помощью, которая очень нужна нашим артистам, Ведущий 3 Поддержкой - аплодисментами - Все Ведущие Мы начинаем наш концерт!!! Ведущий 1 В этом году мы назвали наш концерт «Планета добра». Ведущий 2 Научиться очень нужно – В этом мире жить нам дружно, Быть терпимым к близким людям, Их любить и уважать. Доброта и пониманье, К окружающим вниманье. И тогда мы сможем с вами – Мирно сосуществовать. Ведущие уходят за кулисы, оставляют тексты и выходят снова на сцену. ВИДЕОФИЛЬМ НА ЭКРАНЕ «Планета Земля» - 2.00 мин. СЛАЙД 2 ЗВУКООПЕРАТОРУ (нет вступления в песне, включить, когда будут стоять на сцене) «Твоя земля» муз. и сл. Е. Комар (перевод Д. Тодорюк) Дети уходят за кулисы, Ведущий 4остается на сцене. Ведущие передают 3 микрофона выходящим на сцену детям. Основной этап. СЦЕНКА 1 Ведущий 2 стоит в центре на сцене. Выходят ведущие (2 микрофона). Идут и спорят друг с другом подходят к микрофонным стойкам. Ведущий 1Соня, ты хочешь, чтобы твоя песня прозвучала хорошо? Ведущий 4 Да. Ведущий 2Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Вокальные распевки, скороговорки помогают нам правильно произносить слова в песне, с хорошей дикцией. Выходят Ведущие 3,5,6. Ведущий 4 Дикция? (удивлённо) А что же это такое? Ведущий 2 Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение и пропевание всех звуков текста песни. Ведущий 1При этом работают все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат. Ведущий 4 А из чего состоит наш голосовой аппарат? СЛАЙД 3 Все Ведущие Из ротовой полости. (Каждый ведущийговорит и показывает) Ведущий 3 Щёки (показывает), Ведущий 5 Губы (показывает), Ведущий 6 Зубы (показывает), Ведущий 2 Язык (показывает), Ведущий 6 Челюсти (показывает). Ведущий 1 А также глотка. Ведущий 5 Гортань с голосовыми связками. Ведущий 4 А как это всё называется? Все Ведущие Артикуляционный аппарат (рукой показывают на экран). Ведущий 4 Так что же нам делать, чтобы петь с хорошей дикцией? Все Ведущие Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава на траве дрова» - 2 раза, «Я живу в России…» (произносят негромко и быстро) Ведущий 1Теперь наш вокальный аппарат хорошо разогрет и готов к работе. Ведущий 2 Пойдемте готовиться к нашему выступлению. Дети уходят за кулисы. СЛАЙД 2 На сцене стоят 4 микрофонные стойки. Ведущий Приглашаем на эту сцену наших энергичных, дерзких и зажигательных участников эстрадного вокального коллектива «Вдохновение». Встречайте! Дети выходят из кулис. ЗВУКООПЕРАТОРУ (сразу включать фонограммы песен друг за другом) исполняет ансамбль «Вдохновение» СЛАЙД 4 «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина СЛАЙД 5 «Hafanana» муз. исл. Afric Simon СЛАЙД 6 «Mama Maria» муз. Д. Фарина, сл. С. Минеллоно Дети уходят за кулисы. СЦЕНКА 2 СЛАЙД 2 Выходят ведущие (2 радио-микрофона). Волонтеры убирают со сцены 2 микрофонные стойки (слева). Ведущий 1 Вы заметили, как много существует в мире человеческих голосов, не похожих друг на друга, разговаривающих и поющих на разных языках? Ведущий 2 А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы голос зазвучал. Выходят из кулис ведущие (2 микрофона)и подходят к микрофонным стойкам. Ведущий 1Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной подготовки и настройки. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть наш голосовой аппарат. Все Ведущие Нам нужна зарядка! Ведущий 4 Но, мы же не спортсмены? Как разминаются спортсмены, я знаю. А из чего состоит разминка вокалиста? Ведущий 3 Эта разминка называется распеванием и состоит она из вокальных упражнений. Ведущий 4 Зачем нужна вокальная разминка? Может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? Ведущий 3 Вокальные упражнения разогревают и укрепляют голосовые связки, развивают наш голосовой аппарат и приятный тембр голоса. Эту зарядку мы делаем на каждом уроке, и перед каждым выступлением на конкурсе или как сегодня перед концертом ( начинают петь): Да-Да-Да-Да-Дуб, Ди-Ди-Ди-Ди-Доп … ( уходят, продолжая распеваться) Дети уходят за кулисы. Волонтеры убирают со сцены 2 микрофонные стойки (справа). Ведущий 1 А на сцену приглашаем следующих исполнителей. Встречайте! Дети переодеваются за кулисами (для сценки). СЛАЙД 7 «Je veux» муз. С. Керридин, сл. Трисе; СЛАЙД 8 «Sorry» муз. сл. Мадонны и С. Прайса; СЛАЙД 9 «Скользкие улицы» муз. Лёва Би-2, Шура Би-2, сл. Лёва Би-;2 СЛАЙД 10 «Выхода нет» муз. и сл. С. Васильева; СЛАЙД 11 «Кони в яблоках» муз. Д. Тухманова, сл. М. Танича. СЦЕНКА 3 СЛАЙД 2 Коврик гимнастический, книга тонкая, книга толстая, книга для ведущего, воздушные шарики (2 шт.), большой стакан с крышкой и трубочкой, наполненный цветной жидкостью. Выходят из кулис ведущие (1 микрофон и 1 ушной микрофон). Выходит Ведущий 1 с рюкзаком и толстой книгой. Ведущий 1 Вы Сашу не видели? (обращаясь к зрителям) Из зала на сцену поднимается Ведущий 2 с ковриком в рулоне подмышкой и тонкой книгой. Ведущий 1 Саша, ты что, на пляж собралась? Ведущий 2 Нет. Я тренирую дыхание, чтобы красиво петь (ложится на коврик, кладет книгу на живот и начинает выполнять упражнение). Выходят из кулис Ведущие 3, 4, 5, 6. (2 микрофона) - с толстой книгой, надувают шарики и булькают воду в стакане через трубочку. Ведущий 1Привет (называет детей по именам). На праздник собрались, гуляете? Все Ведущие 3, 4, 5, 6 Мы выполняем дыхательные упражнения. Ведущий 3Тренируем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения. Все дети подходят к Ведущему 2 и смотрят на нее. Ведущий 3Все следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Ведущий 1смотрит на Ведущего 2 со смехом. Ведущий 1Подумаешь, так дышать каждый сможет с маленькой книгой, а вот с такой сможешь? (достает из рюкзака толстую книгу и кладет ей на живот) Ведущий 2Сейчас попробую с толстой книгой. Все Ведущие Получилось! Все Ведущие Здорово. Ведущий 2 встает и собирает коврик. Ведущий 3А вы знаете, что у вокалистов при правильном певческом дыхании активно работает диафрагма? Посмотрите на видео. Все смотрят видео на экране. ВИДЕОФИЛЬМ НА ЭКРАНЕ «Дыхание» - 2 мин. Ведущий 1(задумчиво) Да, я теперь тоже буду тренироваться летом в лагере. Ведущий 2А кто сейчас на сцену выйдет? Ведущий 1Я спою для вас песню «Быть самим собой» (отдает книгу и выходит в центр сцены). Все Ведущие Встречайте Соня! Дети уходят за кулисы. СЛАЙД 12 «Быть самим собой» из м/ф «Алиса знает, что делать!» муз. В. Богатырева, сл. А. Толкачева Дети переодеваются, берут аксессуары для сольной песни – очки (2 шт.), сумочка, украшения, кепки (2 шт.) СЛАЙД 13 «Детство» муз. Ю. Шатунова, сл. С. Кузнецова; СЛАЙД 14 «Горошинки цветные» муз. , сл. Н. Вериной; СЛАЙД 15 «Бибика» муз. В. Осошник, сл.Н. Осошник; СЛАЙД 16 «Модница» муз. и сл. Е. Осмоловской; СЛАЙД 17 «Далеко от мамы» из м/ф «Барбарики» муз. и сл. Л. Залужной; СЛАЙД18 «Компьютер» из м/ф «Фиксики» муз. Л.Землинского, сл. Г.Васильева; СЛАЙД 19 «Спасите люди мир» муз. М. Абдульманова, сл.Л. Д Элиа; СЛАЙД 20 «Мечтай» муз. и сл. Т. Демчук, М, Дорошевич, Д. Кириллова. СЛАЙД 2 Ведущий 1Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. Ведущий 2 Поющие люди - с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Все выступающие вокалисты выходят из кулис друг за другом(10 микрофонов). Ведущий 3 Давайте улыбнёмся с вами друг другу и завершим наш концерт финальной песней в исполнении - Все ведущие Эстрадной вокальной студии «Вдохновение». Ведущие 2 микрофона отдают детям. «Если мы возьмемся за руки» муз. и сл. А. Петряшевой исполняет коллектив «Вдохновение». Ведущий 2 Мира! Счастья! Верных друзей! Ведущий 1 Радости! Подарков! Любви! Ведущий 3Новых открытий! Добра! Здоровья! Все ведущие Удачи! Пусть все ваши мечты сбываются! Заключительный этап НАГРАЖДЕНИЕ СЛАЙД 2 МУЗЫКА В ЗАЛЕ «Твоя земля» минус Ведущий Мы очень рады, что вы отложили все дела и пришли к нам на праздник. Послушать песни в исполнении любимого коллектива, пришли не только родители, родственники, но и друзья. Так происходит ежегодно и стало нашей традицией. Дети в своих увлечениях подчас не постоянны, поэтому твёрдая заинтересованность родителей в посещении ребёнком вокальных занятий определяет долголетнюю работу в коллективе. У каждого из них неисчерпаемый запас энергии и эту энергию необходимо использовать. Ваши дети сегодня показали лишь часть своих вокальных возможностей и многое ещё впереди. Выражаю благодарность семьям и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Переходим к награждению детей. По итогам обучения в этом учебном году …награждается (раздаю грамоты). Переходим к итогам городских, областных, всероссийских и международных конкурсов за этот учебный год (раздаю грамоты, благодарности, кубки и медали). Молодцы! Браво! Поздравляю! Всем ребятам хочу пожелать продолжать занятия вокалом, активнее участвовать в концертах нашего учреждения, на различных площадках города, в вокальных конкурсах, с песнями, которые мы с вами выучили, как сольно, так и в ансамбле. В ансамбле необходимо понять друг друга, услышать, спеться. Просто замечательно, что наш ансамбль «Вдохновение» за короткий срок преодолел все преграды и достиг таких результатов. Вместе - вы сила! Мы с нетерпением будем ждать ваших новых выступлений и побед в следующем году. Аплодисменты талантливым, красивым, потрясающим ребятам. Молодцы! Браво! Итоги подведены, общее фото на память. Спасибо всем, кто помог мне сегодня провести этот замечательный праздник для вас. Наш концерт завершен. Всем счастья, здоровья, процветания!!!! До новых встреч. Под ваши аплодисменты коллектив «Вдохновение» спускается в зал. МУЗЫКАВ ЗАЛЕ (в конце) Список методической литературы Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей/И. О. Исаева. – АСТ, Астрель, 2007. Полякова О. И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии/О. И. Полякова//Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. Ровнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано/В. Ровнер. - С-Пб.:Нота, 2006. – 27с. Технология подготовки и проведения концерта Любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо: – правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель; – определить, в какой логической последовательности действовать; – какие формы, способы и приемы при этом использовать. Все это составляет основу методики. Общая методика подготовки концерта делится на несколько этапов. Первый этап– этап планирования. В нашем учреждении эта функция возложена на членов Художественного совета. Планирование включает в себя: – Создание творческой группы. – Распределение участников творческой группы по направлениям деятельности (кто за что отвечает: сценарий, оформление, костюмы) Творческая группа прописывается приказом. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто. – Определение формы проведения программы, места и времени. Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концерта. Написание сценария концерта который включает в себя программу, плюс связки между номерами. Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. Он включает в себя: – работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, отбор номеров, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); – подготовку сценической площадки, и её оформление; – подбор и изготовление реквизита и костюмов; – звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; – работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов); – работу с рекламой. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Его успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы всей творческой группы, радиста; готовности творческих коллективов и т.п. Четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто. По итогам проведенной программы и её обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут: – протоколы заседания художественного совета; – план подготовки и проведения программы; – копия сметы расходов (если таковая имеется); – программа концерта; - сценарий мероприятия; – эскизы оформления и костюмов; – образцы рекламы; – видеоматериал (фотографии, видеосъемки); – отзывы средств массовой информации и зрителей; – протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия. Задания по теме 2.3. Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведения конкурсных мероприятий; подготовки и проведения формирование умения осуществлять анализ подготовки и проведения конкурсных мероприятий; строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Задание 2. Составьте перечень конкурсов для детей младшего школьного возраста (не менее 5). Кратко охарактеризуйте содержание и особенности проведения каждого из них. Ответ: Перечень конкурсов для детей младшего школьного возраста Последнее слово Ведущий называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из детей и просит повторить последнее слово. Если ребенок был невнимателен и не запомнил его, он получает штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всех штрафных очков. Кто это? Придумайте разные слова и напишите их на листах бумаги, заверните и киньте в коробку или корзинку (словами могут быть названия животных, разные виды транспорта, даже некоторые короткие название фильмов или простое слово, которое нужно изобразить жестами, без слов). Игрок вынимает с коробки лист бумаги с написанным на нем словом и старается его показать, изобразить, а остальные должны отгадать это слово. Тот, кто отгадал, получает приз. Игра со спичками Перед каждым игроком лежат вперемешку 15 спичек. 1. Нужно с максимальной скоростью двумя мизинцами выложить прямую линию из 15 спичек. 2. Нужно с завязанными глазами сложить из спичек любое слово. Мешочки Ведущий в 6-ти шагах от начертанной линии ставит табуретку с ровной поверхностью. В руках у игроков 4 небольших мешочка, набитых песком или горохом. Задача игроков - кидать мешочки так, чтобы они остались лежать на табуретке. Выигрывает тот игрок, у которого мешочек остается лежать на табуретке. Кричалка эмоций Участники садятся в круг. Ведущий или сами игроки придумывают фразу и начинают произносить ее по кругу. При этом каждый следующий игрок должен произносить выбранную фразу со все более нарастающими эмоциями. Игра ведется на интерес, однако можно выводить из игры участников, которые (по общему мнению) не смогли произнести фразу с еще большим эмоциональным накалом. В этом случае последний оставшийся в игре участник объявляется победителем. Что изменилось? На столе расставляются в определенной последовательности несколько предметов (мяч, скакалка, гантели и др.) спортивного инвентаря. Детям предлагается подойти и запомнить, как стоят эти предметы. Затем дети поворачиваются и идут к противоположной стороне стола и поворачиваются спиной. В это время воспитатель переставляет предметы и предлагает вернуться и посмотреть, что изменилось. Кто быстрее определит изменения, тот и выигрывает. Горящая спичка Пока горит спичка, человек должен рассказать о себе как можно больше. Спичку при этом он держит зажженной в своей руке. Одно сообщение - одно очко. (Например: Меня зовут... Я живу...) Выигрывает тот, кто получил больше всех очков. Вам будет намного легче, если вы попросите считать сообщения нескольких человек. Задание 3. На основе анализа материалов лекции и учебно–методических пособий определите специфику конкурсных мероприятий для детей подросткового возраста. Приведите примеры таких мероприятий. Ответ: Одной из форм игровой деятельности являются творческие конкурсы, в которых активно развиваются творческие способности. Творчество – это радость озарения, это пробуждение желания «быть не как все», это удовольствие преодоления норм и правил, схем и шаблонов. В творчестве происходит взаимодействие и взаимодополнение двух типов мышления – образного и логического, то есть соединяются воедино осознанные и неосознаваемые процессы. В работу включается вся психика человека. Создается системность в творчестве, иначе человек не может творить. Таким образом, творчество ведет к системности в работе психики. Формируется поведение как форма проявления личности, обеспечивающей ей адекватное приспособление в социальной среде, развивается умение видеть, слышать и сопереживать. Данные творческие конкурсы для подростков «Аплодисменты» Чаще всего люди аплодируют на концертах и на собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает на этом концерте или собрании. Поскольку отношение к выступающему может быть разным, разными бывают и аплодисменты. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить, как: бурные, восторженные; громкие, подбадривающие; сдержанные, деликатные; ленивые, снисходительные; заискивающие, подхалимские. «Одежда для сказочных героев» Сегодня одна из популярнейших в мире профессий – модельер, или дизайнер одежды. Чтобы стать великим модельером, таким, как Пьер Карден или Вячеслав Зайцев, нужно иметь талант и много трудиться. А начинается путь к этой профессии с обычных рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке. Даже великие кутюрье, прежде чем воплотить идею в ткани, рисуют ее на бумаге. Проверьте в себе наличие таланта к дизайну одежды и нарисуйте эскизы костюмов для сказочных персонажей. Представьте, как мог бы выглядеть: рабочий костюм Бабы-Яги; парадно-выходной костюм Иванушки Дурачка; домашний костюм Змея Горыныча; спортивный костюм Кощея Бессмертного; зимний костюм Водяного. «Танец сидя» Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно стоя на двух ногах. А разве нельзя танцевать лежа или сидя? Попробуйте убедиться, что это не менее интересно, а в чем-то и более трудно. Исполните, не поднимаясь со стула, танец: ламбада; твист; хип-хоп; брейк; макарена. «Этикетка для напитка» Во всем мире известны прохладительные напитки «Пепси-кола», «Спрайт», «Фанта», «Херши». Они известны не только на вкус, их можно узнать и не дегустируя, лишь по этикетке. Художники фирм, производящих эти напитки, сумели создать такой дизайн бутылок и банок, что они сразу бросаются в глаза. Представьте, что одна отечественная фирма разработала рецепты новых газированных напитков и решила «завоевать» с ними мир. Но у бутылок, приготовленных для разлива этих напитков, еще нет яркой запоминающейся этикетки. Помогите фирме и нарисуйте этикетку, по которой можно было бы сразу узнать новый отечественный напиток. А называется он: «Яблонюшечка»; «Клубнявинка»; «Грушетюлечка»; «Абрикоселька»; Конкурсы можно использовать как отдельные задания в любой программе или организовать самостоятельное мероприятие, которое может называться так: «Турнир рыцарей смеха», «Бой фантазеров», «Соревнование веселых и находчивых», «Юморина». Они помогут ребятам смотреть на привычные вещи непривычно, заставят фантазировать, изобретать, преодолевать штампы и стереотипы. Одним словом, творческие конкурсы помогут формировать Человека Творческого. Задания по теме 2.4. Методика проведения массовых игровых программ Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведения массовых игровых программ; формирование умения осуществлять подготовку и проведение массовых игровых программы, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Задание 4. На основе анализа материалов лекции и учебно-методических пособий определите специфику различных массовых игровых программ для детей дошкольного школьного возраста. Охарактеризуйте их. Ответ: Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ. 1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 мин и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений — это могут быть игры-забавы за столом, в игротеке, подвижные игры и танцы в кругу; игры с эстрады, дискотека и т.д. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной. 2. Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», «Турнир» и т.п.). Готовить и проводить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством. 3. Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или смена жанров для всех одновременно: например, затейничество, концерт-загадка, представление героев каких-либо событий и интервью с ними и др. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. 4. Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля. 5. Длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже на несколько лет. Типичным примером является программа детского летнего лагеря. В учреждении дополнительного образования длительная игровая программа может быть организована в форме игры-путешествия с привалами (праздниками). Задание 5. Составьте и заполните таблицу «Особенности организации и проведения спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий для детей подросткового возраста» Ответ:
Задания по теме 2.5. Методика проведения массовых городских досуговых мероприятий Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведениямассовых городских досуговых мероприятий; формирование умений проводить анализ подготовки и проведения массовых городских досуговых мероприятий; внедрять разнообразные технологии в деятельность педагога дополнительного образования. Задание 6. На основе анализа материалов лекции, учебно-методических пособий, материалов сети Интернет определите особенности организации и проведения городских досуговых мероприятий. Подберите конкретные примеры (возраст участников на выбор обучающегося). Смоделируйте проблемные ситуации (не менее 3), иллюстрирующие необходимость проведения досуговых мероприятий городского уровня для детей школьного возраста. Охарактеризуйте свой выбор, обоснуйте ответы. Ответ: На основе обобщения социологических и культурологических концепций досуга можно выделить следующие принципы культурно-досуговой деятельности: – добровольности (свобода творческого пространства, основанного на интересе (Ф. Шиллер), свобода творчества в коллективе (Й. Хейзинга); – общедоступности (предполагает наличие возможности включения различных категорий населения в культурно-досуговую деятельность); – дифференциации воздействия на различные группы аудитории (по определенным критериям); – комплексной реализации функций культурно-досуговой деятельности (интеграция рекреационной и развивающей функций, единства информационно-логического и эмоционально- образного воздействия); – последовательности и целенаправленности вовлечения различных групп аудитории в культурно-досуговую деятельность (перевод потенциального участника культурно-досуговой деятельности в реального, путем последовательного руководства и актуальной постановки целей); – инициативы и самодеятельности (субъектсубъектные отношения в процессе реализации культурно-досуговых форм, основывающихся на самодеятельности как сущностном свойстве личности, обеспечивающей высокий уровень достижений целей в любой индивидуальной и коллективной деятельности). Данные принципы являются базой для выбора культурно-досуговых технологий, которые направлены на формирование культурно-досугового пространства на городской локальной территории Проблемные ситуации, иллюстрирующие необходимость проведения досуговых мероприятий городского уровня для детей школьного возраста: Ситуация№1 Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленных выше и других потребностях. Ситуация№2 Ситуация противозаконной деятельности детской компании, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни. Ситуация№3 Школьники имеют не совсем верные представления о досуге, предпочитая его пассивные формы, и не представляют возможным его проведение в пределах школы Задание 7. Составьте перечень различных ресурсов, которые организатор городских досуговых мероприятий может использовать при их подготовке. Результаты представьте в виде таблицы. Ответ:
Задания по теме 2.6 Методика проведения массовых сельских досуговых мероприятий Цель: закрепление знаний о сущности и особенностях методики подготовки и проведения массовых сельских досуговых мероприятий; формирование умений проводить анализ подготовки и проведения массовых сельских досуговых мероприятий; внедрять разнообразные технологии в деятельность педагога дополнительного образования. Задание 8. Проанализируйте найденный Вами конспект сельского досугового мероприятия. Аргументируйте потенциал имеющихся технологий для его реализации. Разработайте памятку для педагога, работающего с молодежью на селе, по организации и проведению досуговых мероприятий (не менее 10 позиций). Ответ: Потенциал основных технологии в работе с сельской молодежью, которые были нами, рассмотрены, а именно: - теория социально-педагогической деятельности в сельском социуме; - область практической деятельности, нацеленная на помощь жителю села в организации его жизнедеятельности; - предметная направленность, ориентированная на подготовку специалистов для работы в сельской микросреде. Атр-терапия, достаточной новая технология для сельской местности, еще одно название, которое она носит, называется «терапия искусством» ее основной задачей является вовлечение молодежи в культурно - досуговые мероприятия, посещение и привлечение к организации интересного отдыха. С целью оптимизация работы с молодёжью необходимо использовать наиболее оптимальные технологии практической деятельности, которые характеризуются воздействием на неосознаваемую психическую реальность личности молодого человека, одной из которых является технология арт-терапии. Эффективность использования арт-терапии в деятельности молодежных организаций обусловлена, с одной стороны, развивающими возможностями арт-терапии, которые связаны с предоставлением личности практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я», с другой − возрастно-психологическими особенностями периода молодости. Памятка для педагога, работающего с молодежью на селе, по организации и проведению досуговых мероприятий Досуг стимулирует творческую инициативу детей. Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности. Досуг способствует формированию ценностных ориентации. Досуг детерминирован внутренне и внешне. Досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательств взрослых». Досуг способствует объективной самооценке детей. Досуг формирует позитивную «Я – концепцию». Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие. Досуг способствует самовоспитанию личности. Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе. Детский досуг широк в своем понимании. Задание 9. Подберите 5 ресурсов сети Интернет, которые Вы бы порекомендовали к использованию в работе с молодежью на селе для организации и проведения досуговых мероприятий. Укажите название источника, его выходные данные и приведите конкретные примеры реализации. На основе анализа сети Интернет выявите инновационный опыт организации и проведения досуговых мероприятий для молодежи на селе. Свой ответ аргументируйте с помощью конкретных примеров. Ответ: Ресурс №1 - Образовательный интенсив «Молодые лидеры села» Выходные данные: https://rssm.su/projects/samorealizatsiya-molodezhi/obrazovatelnyy-intensiv-molodye-lidery-sela/ Примеры реализации: Проект направлен на создание системы менторства для активистов сельских общественных организаций, лидеров общественного мнения на селе, отраслевой студенческой молодёжи, содержит в себе обучение навыкам социального проектирования, долгосрочного планирования, развитию лидерских качеств, ораторскому мастерству и т.д. Ресурс №2 - Культурно-историческое наследие села Выходные данные: https://rssm.su/projects/kulturno-patrioticheskie/kulturno-istoricheskoe-nasledie-sela/ Примеры реализации: Информационный портал «Культурно-историческое наследие села» создан в рамках реализации всероссийского молодежного проекта по сохранению культурно-исторического наследия села и повышению информированности населения о возможностях самореализации на сельских территориях. Ресурс №3 - Соль земли Выходные данные: https://rssm.su/projects/kulturno-patrioticheskie/sol-zemli/ Примеры реализации: Всероссийский проект «Соль земли» призван рассказать о героическом трудовом подвиге тружеников тыла и упрочить память об их вкладе в общее дело – Победу в Великой Отечественной войне. Ресурс №4- Мастерская развития сельских территорий Выходные данные: https://rssm.su/projects/samorealizatsiya-molodezhi/masterskaya-razvitiya-selskikh-territoriy/ Примеры реализации: Проект предусматривает создание системы поддержки местных сообществ для поступательного развития сельских населенных пунктов Ресурс №5- Проект «Инкубатор сельских инициатив» Выходные данные: https://rssm.su/projects/arkhiv/proekt-inkubator-selskikh-initsiativ/ Примеры реализации: Проект «Инкубатор сельских инициатив» направлен на создание, обучение и сопровождение команд развития сельских населённых пунктов. |