Главная страница
Навигация по странице:

  • Наблюдение в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

  • Обследование в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

  • Словесные методы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

  • Список информационных источников

  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2. Обследование в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста


    Скачать 43.56 Kb.
    Название2. Обследование в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
    Дата28.04.2022
    Размер43.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx
    ТипРеферат
    #501786


    Содержание

    Введение………………………………………………………………………3

    1. Наблюдение в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста………………………………………………………………5

    2. Обследование в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………………….7

    3. Словесные методы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………………..8

    Заключение………………………………………………………………….13

    Список информационных источников……………………………………15


    Введение
    Актуальность исследования заключается в том, что овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок,  создать положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества, эстетического чувства,  образных представлений и воображения.  Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

    Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

    Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

    Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

    Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

    Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста во многом зависит от удачного использования методов и приемов.

    Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного программами по изобразительной деятельности.

    Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: нагляд­ные, словесные, игровые.

    Цель реферата – изучить методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

    Задачи исследования: 1) изучить наглядные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности; 2) выявить их значение и роль в обучении изобразительной деятельности; 3) рассмотреть словесные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности.



    1. Наблюдение в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста


    Ведущими, главными в обучении изобразительной дея­тельности дошкольников являются наглядные методы. Среди на­глядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.

    Наблюдение - один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Л.А. Раева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.

    Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображае­мом предмете, явлении, которое служит основой для последующе­го изображения.

    Наблюдение в отличие от других методов и приемов формиру­ет яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших ка­честв личности, характеризующих ее познавательную сферу, - наблюдательность. Именно эта характеристика личности позво­ляет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений [9].

    В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия. Частной задачей в дошкольном возрасте является формирование представ­ления об изображаемом предмете, явлении, которое служит осно­вой для применения всех других методов и приемов обучения [3, c. 146].

    Требования к наблюдению:

    1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятель­ности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех
      особенностей объекта, которые послужат основой для изображе­ния, позволят наглядно представить художественный образ как
      результат изобразительной деятельности.

    2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств, ро­ждаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотвор­ным предметным миром, не может быть искусства, не может быть
      художественной, творческой деятельности [3, c.147].

    3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность
      требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и
      осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма,
      цвет, пропорции и т.п.). Однако выделение этих признаков долж­но быть не механическим, а осмысленным. Ребенок должен пони­мать многие видимые явления. То есть внешние признаки предметов осмысливают­ся на основе вскрытия внутреннего содержания явления, сущест­венных связей между внешними признаками и внутренним со­стоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ори­ентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений [3, c.148].

    4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить
      самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мысли­
      тельную, речевую, двигательную. Только при этом условии про­цесс наблюдения будет эффективен.

    5. Повторность наблюдений особенно важна для создания
      детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неод­нократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изме­няющихся условиях, а значит, с разными внешними характери­стиками. В процессе неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие пред­метов одного типа. Таким образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей, дают большой материал для продуктивного воображения. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения, так как в силу доминирующей непроизвольности всех психических процес­сов у дошкольников удержание на длительный срок «свежих», ярких впечатлений, необходимых для изображения, невозможно.

    6. Учет возрастных возможностей детейи задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюде­ния. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми [3, c.152].

    Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает необходимость выбора места и времени в соответ­ствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизи­рующих познавательную деятельность детей, обогащение наблю­дения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.п. [3, c.151].

    Возраст детей, новизна или повторность наблюдения конкрет­ного явления, задачи предстоящей изобразительной деятельности существенно влияют на характер познавательной деятельности детей в наблюдении. Все это должен учитывать педагог при под­готовке и проведении конкретного занятия.


    1. Обследование в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста


    Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем [2].

    Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть, смысл обследования в формировании представления об изо­бражаемом предмете.

    Как правило, обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост), природы (деревья, кусты, цветы, жи­вотные). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимна­стике) и т.п. То есть обследование - это целенаправленное рассмат­ривание предмета, который необходимо изображать [12, c.56].

    Однако смысл его не только, а может быть, не столько в ре­шении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и важный смысл - в освоении ребенком самого способа обследо­вания как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоя­тельность в познании.

    Итак, обследование - метод обучения и в то же время одна из задач обучения.


    1. Словесные методы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста


    Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово).

    Физиологической основой единства словесных и наглядных мето­дов является учение И.П.Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обуче­ния изобразительной деятельности является беседа.Беседа на за­нятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формирова­нию у детей представлений об изображаемом предмете или явле­нии и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стиму­лирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности [3].

    Беседа используется обычно в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабо­сти. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, кон­кретных дидактических задач.

    В сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержа­ние изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некото­рые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по ли­тературному произведению, на темы из окружающей действи­тельности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специ­фику. Так, при рисовании (лепке) на тему литературного произве­дения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последова­тельность работы.

    Рисование (лепка) на темы окружающей действительности тре­бует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержа­ния событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточне­ния приемов и последовательности изображения [3, c.171]

    При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предва­рительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изобра­жения. Воспитатель уточняет некоторые технические приемы ра­боты. На примере рассказов детей педагог еще раз учит дошколь­ников способам замысливания образа [1].

    На занятиях, где содержанием изображения является отдель­ный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматри­вания (обследование). В этом случае в процессе беседы необходи­мо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Харак­тер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Сте­пень умственной, речевой активности дошкольников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей [2].

    На занятиях по конструированию, аппликации, где предметом обследования и беседы часто является образец, предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.

    В конце занятия нужно помочь детям почувствовать вырази­тельность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чув­ствовать выразительность рисунков, лепки - одна из важных за­дач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоцио­нальный отклик детей.

    В старших группах в процессе беседы педагог подводит детей к самостоятельному установлению зависимости выразительности образа от способов действия.

    Содержание вопросов в процессе просмотра и анализа детских работ меняется в зависимости от способа создания изображения (по памяти, по представлению, с натуры) от содержания изобра­жения (узор, сюжет), от возраста детей [11].

    Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидакти­ческих задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопро­сы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умо­заключение. С помощью вопросов педагог уточняет представле­ния детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Во­просы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия. Требования к вопросам носят общепе­дагогический характер: доступность, четкость и ясность форму­лировки, краткость, эмоциональность [3, c.173].

    Пояснение- словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю­дением, показом способов и приемов выполнения работы [2, c.113].

    Советиспользуют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н.П.Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способ­ные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоя­тельности и активности детей [4].

    Напоминаниев виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

    Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, следует чаще применять в рабо­те с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает ак­тивность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влия­ние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обосно­ванным должно быть переживание успеха.

    Художественное словошироко применяется на занятиях изо­бразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование худо­жественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ [9].

    Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

    В тех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы

    Заключение
    Ведущими, главными в обучении детей в изобразительной деятельности являются наглядные методы, так как мышление детей дошкольного возраста наглядно – образное. Среди наглядных методов и приемов выделяют: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), использование образца, натуры, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Различный характер образца в разных типах детского рисования занимает различное место. Чем более творческие задачи ставит рисование, тем менее уместны образцы в процессе работы, но тем большее значение имеют наблюдения, впечатления детей, полученные до рисования путем восприятия  художественной литературы, картин, скульптур, реальных объектов. Образец может быть в виде натуры, и виде изображения, так же это может быть детский рисунок и рисунок воспитателя, но ни в коем случае он не может быть предметом подражания в группе.

     Метод показа  мы используем широко, но лишь применительно к техническим задачам: как штриховать, как закрашивать, как держать кисть и руку и т. д. Показывая эти приёмы, мы рассказываем детям, как работали русские мастера-художники по раскраске блюд, ваз и т. д. Показ приемов, обучающих беречь время, быстро, экономно работать, смело использовать  ритмическое движение рук, полезно показывать в процессе учебных занятий по рисованию.

    Большое значение в развитии изобразительной деятельности дошкольников отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид объекта, но и охарактеризовать особенности . Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т.д.

    Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.

    Наряду с наглядными методами обучения используются словесные методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Отдельные методы и приемы – наглядные и словесные – совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии. Наглядность обновляет материально – чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого. Продумывая методику проведения занятий, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития изобразительных умений и навыков детей, их возрастные особенности.

    Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы. Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные - совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии. Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого. Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

    Список информационных источников


    1. Ветлугина Н. А. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду» / под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1978. – 365 с.

    2. Галанов А.С., Корнилов С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М., 1999. – 312 с.

    3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1998. – 315 с.

    4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2010. – 325 с.

    5. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности// Дошкольное воспитание. - 1979. - №12. - С.9-12.

    6. Григорьева Г.Г.Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью младшие группы // Дошкольное воспитание -1990.-№8. – с.28-35.

    7. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью средняя группа // Дошкольное воспитание.-1991.- №3. - С. 15-23.

    8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. - С. 2-9.

    9. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание – 1989.-№ 2.- С. 24-33

    10. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М., 2010. – 332 с.

    11. Доронова Т.Н, Якобсон С.Г. Игра на занятиях по изобразительной деятельности вторая младшая группа // Дошкольное воспитание – 1988. - №9. –С.40-51.

    12. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М.: Просвещение,1969. - С. 56, 59-60,63.

    13. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., 1983. – 312 с.

    14. Комарова Т.С. и др Изобразительное искусство для детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 345 с.

    15. Комарова Т.С. О методах обучения изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. -1979. - №4. – С. 36-39.


    написать администратору сайта