2 Особенности средневекового мышления
Скачать 19.4 Kb.
|
Лекция №2. Тема: 2.1. «Особенности средневекового мышления» 1. Дать определение понятиям письменно в тетради: Богословие, теология, патристика, схоластика, теоцентризм,креационизм,провиденциализм, эсхатологизм, универсалии, реализм, номинализм, томизм, гилозоизм, антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, просвещение, эмпиризм (сенсуализм), рационализм, индукция, дедукция, истина, заблуждение, детерминизм, механистический материализм. Задания для проверки уровня компетенций: 1. Прочтите фрагмент сочинения Августина: "…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно… Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…"1 а) В чем особенность христианского понимания бытия? Ответ: б) Что значит: "эти предметы и существуют и не существуют"? Ответ: 2. Августин Аврелий четко определил свое отношение к познанию: "Во всех прочих делах мы имеем дело лишь с вероятностью, но когда речь заходит о предметах веры, то отпадают всякие "может быть". а) Разделяете ли Вы точку зрения Августина Аврелия? Ответ: б) Считает ли Августин возможным достижение достоверного знания о мире? Ответ: в) На каких основаниях, по мнению Августина, должно строиться познание? Ответ: 3. "Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой, — наидостовернейшее", — утверждал Климент Александрийский. Всякий ищущий истину, по его мнению, должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то. а) Согласны ли Вы с мнением философа? Ответ: б) С чем отождествляется вера христианскими философами? О какой вере идет речь? Ответ: в) Каким образом осуществляется познание с точки зрения христианской веры? Ответ: г) Какова роль человека в процессе познания с точки зрения христианского учения? Ответ: 4. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы: "Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством… Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным…" "Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть"2. а) Как изменяется понятие бытия от сведения бытия к Богу? Ответ: б) Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как субстанциональная основа бытия? Ответ: 5. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы: "Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом… Между тем должно, чтобы эта цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…"3 а) Как называется наука о священном учении? Ответ: б) Почему цель соотнесения человека с Богом не поддается постижению разумом? Ответ: в) В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу? Ответ: 1 Августин. Исповедь // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. — С. 584, 585. 2 Фома Аквинский. Сумма теологии // Богуш Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 148, 163. 3 Ф. Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 224. |